Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Беломорско-Балтийский канал
#41
Отправлено 13 Апрель 2009 - 00:00
Я его проиллюстрирую фотографиями, сделанными на обратном пути. Т.е хронология будет обратной - от шлюза N19 к шлюзу N16.
Итак, шлюз N19 - последний на Беломорканале. За ним - Белое море (фото из носового салона "Кометы-12", следующей на Соловки).
Движемся обратно. Шлюз N18, возле которого швартуются туристические теплоходы в Беломорске.
ОТА-930 направляется в 18-й шлюз:
Разводной Шижненский мост. Вид со стороны 18-го шлюза:
После двухдневной стоянке в Беломорске теплоход отдаёт швартовы и начинает обратный путь по Беломорканалу. Первые (а правильнее сказать - последние) четыре шлюза ББК находятся непосредственно в окрестностях Беломорска. 19-й шлюз, из которого суда попадают в Белое море, я уже привёл выше, а наш теплоход заходит в шлюз N18.
За шлюзом N18 теплоход минует короткий 5-километровый участок канала, проходящий по бывшему руслу реки Шижня...
...за которым находится шлюз N17:
Теплоход покидает 17-й шлюз:
Верхняя камера шлюза N16.
С её верхотуры можно бросить прощальный взгляд на Беломорск и окрестности. А нам предстоит путь назад по Беломорканалу, и через сутки пути мы снова окажемся в Онежском озере.
На этом наше виртуальное путешествие по Беломоро-Балтийскому каналу заканчивается: надеюсь, оно оказалось интересным и полезным для участников форума. Впрочем, я ещё выложу некоторые материалы про ББК, но это уже в следующий раз.
Мой блог о путешествиях=>>
#42
Отправлено 13 Апрель 2009 - 00:05
Ну, собственно, Оль, уже ответил. Фотографии 2005-го года, а деревянной на тот момент оставалась только одна камера - нижняя камера шлюза N11.Андрей, а какого года фото, сколько тогда еще было деревянных шлюзов?
Мой блог о путешествиях=>>
#43
Отправлено 13 Апрель 2009 - 06:32
Это ведь пленочные фотографии?
У меня ББК тоже на пленке, но я вряд-ли когда-нибудь соберусь все их отсканировать
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#48
Отправлено 13 Апрель 2009 - 21:57
Дважды проходила ББК в 2004 и в 2007 годах, но уже тогда, даже плохенькими пленочными фотоаппаратами нам запрещали осуществлять фотосъемку шлюзов канала ББК им.Сталина, а поэтому никакого фотоматериала по шлюзам, кроме природы каналов, из двух поездок мне привезти не удалось.
На пиратски отснятом кадре из всего путешествия по ББК в 2004 году запечатлен один из деревянных шлюзов (потому как, по моим воспоминаниям, еще в 2004 году все же деревянных шлюзовых камер было больше, чем уже в 2005 году).
#49
Отправлено 14 Апрель 2009 - 07:20
Все же особо хотелось бы отметить уникальность собранного Андреем в этой теме фотоматериала, в частности фотографий самих шлюзов (камер) ББК. Многие из форумчан, кто впервые в этом году пройдутся по ББК, еще ощутят на себе пристальные взгляды охранников при попытке сфотографировать хоть одну из камер шлюза, процессов закрытия и открытия дверей камер шлюза.
Дважды проходила ББК в 2004 и в 2007 годах, но уже тогда, даже плохенькими пленочными фотоаппаратами нам запрещали осуществлять фотосъемку шлюзов канала ББК им.Сталина, а поэтому никакого фотоматериала по шлюзам, кроме природы каналов, из двух поездок мне привезти не удалось.
На пиратски отснятом кадре из всего путешествия по ББК в 2004 году запечатлен один из деревянных шлюзов (потому как, по моим воспоминаниям, еще в 2004 году все же деревянных шлюзовых камер было больше, чем уже в 2005 году).
Не забывайте,милая Оля,что ББК был построен в стратегических целях - для переброски военных судов (прежде всего подлодок) из запертого Финского залива Балтийского моря на просторы Атлантики и Ледовитого океана.Кстати,всю Отечественную войну они там блестяще работали.
#51
Отправлено 14 Апрель 2009 - 16:55
Это да. Впрочем, неофициально очень в ходу и словосочетание Беломоро-Балтийский, и просто Беломорканал, и просто аббревиатура ББК. А официально - да, Беломороско-Балтийский.только одно уточнение правильное название канала БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ
Во время Великой Отечественной войны коллектив канала выполнял свою работу: обслуживал водный путь и гидросооружения, шлюзовал суда, идущие с юга на север, даже под непрерывными бомбежками врага. Но 7 декабря 1941 года по решению Карельского фронта из-за наступления финнов из большинства бьефов южного склона вода была сброшена в направлении Онежского озера для затопления местности, прилегающей к каналу. Враг был остановлен, и в дальнейшем линия фронта прошла по трассе. Почти три года южный склон преграждал путь врагу на восток, в то время, как северный склон действовал непрерывно. По шлюзованной трассе северного склона везли боеприпасы и вооружение, войска и продовольствие.Канал был построен для переброски военных судов (прежде всего подлодок) из запертого Финского залива Балтийского моря на просторы Атлантики и Ледовитого океана.Кстати, всю Отечественную войну они там блестяще работали.
После изгнания оккупантов в 1944 году границы канала были восстановлены, разрушенные сооружения вновь отстроены, и 8 августа 1946 года было открыто транзитное движение судов по всей трассе.
Мой блог о путешествиях=>>
#52
Отправлено 14 Апрель 2009 - 17:00
Беломоро-Онежское соединение известно с глубокой древности, а первые письменные описания этого волокового пути относятся к 15-16 векам.
Если же говорить о проектах сквозного водного пути между Онежским озером и Белым морем, то первые изыскания в районе нынешнего ББК начались в середине 18 века и продолжались в течение всего 19-го века и вплоть до Первой мировой войны. В 19-м и начале 20 века было разработано несколько проектов канала, наиболее известные из которых - проект инженера Здзярского (1886-1888г), проект инженера Калиновича (1915г) и разработки профессора Тимонова (его проект, в отличие от остальных предполагал возможность плавания по Беломоро-Онежскому пути морских судов). По всем дореволюционным проектам сооружения канала предполагались полностью деревянными.
Изыскания и разработки, несмотря на неимоверные сложности, продолжились и после 1917 года. В 1922 году Цупводпути НКПС на основании всех предыдущих материалов был разработан проект постройки канала, имевший цель, во-первых, определить стоимость сооружения при различных условиях (просматривались несколько вариантов глубины, размеров шлюзов, типов гидротехнических сооружений и др...), а во-вторых определить объемы дальнейших изысканий.
В отношении исходных основных заданий было принято положение, что ББК должен быть на всём протяжении доступен для морских судов. Согласно установленным в то время заданиям для этого строительства, размер шлюза был принят 312,3х21,34 м с глубиной на короле 7,92 м.
На протяжении всех этих лет рассматривалось две основные трассы канала - западный вариант и восточный. Оба этих варианта приведены на рисунке: западный - оранжевый, а восточный, по которому в итоге и был построен канал, - фиолетовый.
Длина обоих вариантов была практически одинаковой, они различались высотой водораздельного бьефа (западный выше восточного) и обеспеченностью его водой (восточный беднее водой и нуждался в дополнительном питании). Все сооружения по проекту 1922 года проектировались бетонными, шлюзы - однокамерными, ворота их - металлическими двухстворчатыми. По результатам экономического сравнения восточный вариант получился дешевле западного примерно на 10%.
К проекту строительства Беломорканала вернулись в апреле 1930 года, и события стали развиваться с невероятной быстротой... У проекта было большое будущее - Сталин одобрил это строительство и распорядился дать ему зелёную улицу. Срок стоял небывало короткий - то, над чем ломали головы лучшие умы в течение двух последних столетий предстояло воплотить за три года. В сентябре 1930 года было издано постановление о возможности привлечения заключенных к строительству канала - строительство взяло под контроль ОГПУ. Дальнейшие исторические события - секретные совещания, разработка окончательных деталей и обобщение сложнейшего проекта, непрерывные изыскания - трудно описывать в одном постинге - об этом очень много написано в уникальной книге Ю.А. Дмитриева "Беломоро-Балтийский водный путь от замыслов до воплощения".
Скажу лишь, что по окончательному проекту глубина канала и размеры шлюзов составили не 312х20х7 метров, как это предполагалось до этого, а всего 133х14,3х4 метра - собственно, что мы имеем и сейчас. Также был значительно сокращён объем бетонных работ. Но проект морского Беломорканала не был отменен - позднее предполагалось строительство второй нитки, доступной для крупных морских судов. Также известно, что человек, изначально назначенный в 1930 году руководителем проекта ББК (профессор А.С. Аксамитный), был расстрелян в 1931 году. Дальнейшим строительством ББК руководил С.Я. Жук - известный впоследствии гидростроитель, по проекту которого были построены также Канал имени Москвы и Волго-Донской канал.
Беломорско-Балтийский канал им. И.В. Сталина был открыт в августе 1933 года...
Мой блог о путешествиях=>>
#53
Отправлено 14 Апрель 2009 - 17:01
Изначально вторую очередь канала предполагалось построить к концу 30-х годов - через четыре-пять лет после введения в строй первой очереди ББК. Причём все работы по переустройству существующих гидротехнических сооружений и сооружению морского ББК предполагались без остановки движения по уже построенному каналу.
Для осязания масштабности проекта приведу несколько фактов.
Одним из основных условий строительства морского ББК являлось сооружение на Свири гидроузла, поднявшего бы уровень Онежского озера на 4 метра (при этом была бы затоплена значительная часть Петрозаводска и несколько десятков более мелких поселений на побережье озера). Также предполагалось сооружение еще нескольких новых крупных водохранилищ и ещё большее увеличение Выгозерского водохранилища на водораздельном бьефе ББК для возможности питания водой новой, морской нитки.
Общее количество гидротехнических сооружений по Большому Беломорстрою характеризуется следующей таблицей, где для сравнения приведены цифры для существующего ББК:
Тип сооружений/Большой ББК/существующий ББК
шлюзы/15 новых (1 перестраиваемый)/19
плотины/1(2)/5
водоспуски/12(-)/12
земляные плотины/42(8)/59
каналы /19(5)/33
Как видно из таблицы, число сооружений морского ББК меньше, чем существующего, но размеры их значительно больше, о чём красноречиво свидительствует следующая таблица:
Работы/Большой ББК/существующий ББК
земляные/47,2 млн м3 /21,0 млн. м3
из них:
выемки/25,7 млн м3 /12,5 млн м3
насыпи/21,5 млн м3 /8,5 млн м3
ряжи / 830 тыс м3 /920 тыс м3
бетон и ж/бетон/2965 тыс м3 /390 тыс м3
металл /56 тыс тонн/9 тыс тонн
Этот проект по разным причинам откладывался несколько раз, а затем как-то сам усох и был снят с повестки дня. А потом началась война. Между тем, все проектные и изыскательские работы по морскому ББК были выполнены в полном объеме. Ждали только команды, но так и не дождались. Так и лежат сейчас все изыскания и чертежи в глубине архивов.
Мой блог о путешествиях=>>
#54
Отправлено 14 Апрель 2009 - 17:02
Длина канала по проекту составляла 250 км.
Этот канал должен был соединить Кандалакшинский и Кольский заливы через озеро Имандра, которое должно было быть собирателем и распределителем грузовых потоков, идущих по каналу. Канал планировался доступным для морских судов и должен был сократить путь между Ленинградом и Мурманском на 1000 километров. Эта водная артерия открывала бы доступ грузов в центральные районы Кольского полуострова непосредственно в морских судах. Кроме этого, Кольский канал должен был значительно повысить маневренность и улучшить работу Мурманского порта, перебросив часть погрузочно-разгрузочных операций внутрь материка.
На Кольском водном пути проектировалось 110 сооружений, в том числе 26 шлюзов, 33 плотины, 36 каналов, 8 дамб и 7 водоспусков. Разность уровней между наивысшей точкой водораздельного участка Кольского канала и уровнем моря равна 147 метрам, поэтому средний напор на шлюзах составил бы 10-13 метров. Продолжительность навигации на канале в среднем составила бы 5 месяцев. Грузооборот канала оценивался в 8,5 миллионов тонн.
Мой блог о путешествиях=>>
#55
Отправлено 14 Апрель 2009 - 17:09
Несколько лет назад мне удалось купить на Беломорканале книгу Ю.А. Дмитриева, вышедшую в Петрозаводске в 2003 году к 70-летию ББК: "Беломоро-Балтийский Водный путь от замыслов до вопрощения". В ней приведены уникальнейшие материалы и документы по истории строительства этого пути.
ББК - это уникальное гидротехническое сооружение, это памятник истории, памятник людям, памятник той суровой эпохе.
Фотографии строительства канала.
Мой блог о путешествиях=>>
#57
Отправлено 14 Апрель 2009 - 19:22
А мы по-любому снимем!!!Многие из форумчан, кто впервые в этом году пройдутся по ББК, еще ощутят на себе пристальные взгляды охранников при попытке сфотографировать хоть одну из камер шлюза, процессов закрытия и открытия дверей камер шлюза.
АНДРОПОВ - УТРЕННИЙ ТУМАН, АНДРОПОВ - ВЕРНУЛСЯ СНОВА К НАМ!
Мурманск - северные ворота России, край земли русской. Милый нашему сердцу город. Неприступный для врагов и всегда открытый для друзей!
http://vkontakte.ru/spbkrt
cruizi.spb.ru
#58
Отправлено 06 Май 2009 - 08:01
это шлюз нр 7 последний шлюз Повенецкой лестницы (а не Повенчанской как вы пишите).Я работал тогда в Северо-Западном пароходстве на судах типа Волго-Балт на линии Череповец-Кандалакша,иногда ходили в Архангельск. Движение в те годы по ББК было очень интенсивное иногда на рейде у г.Повенец стояли по нескольку дней в очерди на шлюзование.Швартовы подавлись при помощи легости и принимали их
работники шлюзов в основном женьщины. Рымов ,за которые сейчас швавртуются суда в шлюзах не было.
Интересно ,а сейчас много там флоа работает?
#59
Отправлено 06 Май 2009 - 08:16
Не забывайте,милая Оля,что ББК был построен в стратегических целях - для переброски военных судов (прежде всего подлодок) из запертого Финского залива Балтийского моря на просторы Атлантики и Ледовитого океана.Кстати,всю Отечественную войну они там блестяще работали.
ПЛАРБ проекта 941 надводное водоизмещение - 24500 куб. м, подводное - 33800 куб. м, длина - 175 м, ширина - 22, 8 м, осадка - 11,5 м
И как ее протащить по шлюзам ББК?
#60
Отправлено 06 Май 2009 - 10:05
Плавал в прошлом году в июне на Рылееве. Судоходство практически на нуле. Вот полный список виденного 20 - 23 июня. Повенец - Беломорск: Волго-Балт 220 (пиломатериалы), обогнали Тайфун (проект 758Б) управления пути ББК и Арабеллу (в Надвоицах), в 12 ночи встретили ГВН (646) - это все. Пока стояли у 18-шлюза видел только путейский Шторм.Интересно ,а сейчас много там флоа работает?
Обратно: на Выгозере встретили Павел Лебедев (21-88) с лесом и обогнали порожний Ейск (21-88) - по видимому, оба имеют отношение к перевозкам балансов на Сегежский бумкомбинат. Вот и все. По рассказам гида в Беломорске - за сутки по каналу раньше проходило 19 судов - то есть всего в два раза меньше чем теперь через Питер. Тот же источник сказал, что А. Чубайс предлагал законсервировать канал - это не прошло. Похоже его содержат только из стратегических соображений, да вот еще начали пассажирские туристические перевозки развиваться. И это хорошо - кто не видел трассы ББК - должен это увидеть, стоит.
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 анонимных