Оказывается, в Калуге ранее было судоходство по Оке, и это было даже в 2000 году!
Из хорошо известных краеведческих книг Малинина, Ханыкова и Попроцкого мы знаем, что в XVIII – начале XIX веков Калуга была одним из самых больших речных портов России. Разгружающиеся и стоящие под загрузкой суда растягивались вдоль берега у города на три километра! За год Калуга принимала и отправляла до десяти тысяч судов. О тех временах живо напоминают огромные якоря, которые ещё находят в Оке или на её берегах. Иногда со дна реки поднимают и небольшие сигнальные пушки, которые так любили устанавливать богатые купцы для обороны и… престижа.
Так какие же это были суда?
История сохранила для нас названия судов, бросавших якорь у Калуги в те времена: гусянки, коломенки, байдаки, расшивы, барки, полубарки, дощаники, подчалки, паузки. Были также паромы лодки и плоты.
Расшива – плоскодонное судно длиной до 25 саженей*, шириной до 6 саженей; судно поднимало до 45 тыс. пудов.** груза. Спереди судно отличалось острым носом с наклонным штевнем. На единственной мачте судна поднимались два паруса, нижний – большой и верхний – малый, называвшийся "балун".
Барка – общее название особого рода грузовых судов, употребляющихся на реках и каналах России для перевозки зернового хлеба и других кладей. Отличительная особенность барки составляет совершенно плоское днище и тупо скругленные на концах отвесные бока и штевни. Бывали одно-, двух– и трехмачтовые.
Полубарка – речное судно того же устройства, что и барка, но меньших размеров.
Коломенка (или «железняк») – речное судно уже обыкновенной барки, с более высокими бортами, низкой и легкой крышей, незакрытыми носом и кормой и прочнее, построенная большей частью из елового леса; руль заменяется 4 потесями – по 2 в носу и корме; якорей 2 (в 10-15 пудов) на мочальном канате в 250-400 саженей: при ней гребное судно – верховая лодка. Употребляется преимущественно для перевозки металлов, изредка хлеба и дров; длиной 12,0-22,0 саженей, шириной 2,3-5,2 саженей; поднимала груза 5-25 000 тыс. пудов, требовала 15 человек прислуги.
Дощаник, дощан – плоскодонное судно с палубой или полупалубой, длиною 2,8–12,9 саженей, шириною 1,0–4,2 саженей; поднимает 500–10 000 пд.; на нем 1–12 рабочих.
Гусянка, гусяна – парусное и гребное судно с четырехугольной палубой, свешенной к корме и носу, длиною 11,0-33,9 саженей; поднимает груза 3000-46 500 пудов.; смотря по размерам, на ней работают от 2-х до 30 бурлаков – гусянщиков;
Эх, дубинушка, – ухнем!
Плоты (до 60-х годов XIX века), суда и лодки против течения доставлялись при помощи тяжелого труда бурлаков. В исторических документах встречается выражение: «Идти вдоль реки по бичеве».
Бичевой или бичевником называлась свободная (по государственному закону) береговая полоса, в 10 саженей ширины, вдоль берегов судоходных рек. Название свое она получила от слова, обозначающего прочную веревку для тяги судов против течения воды лошадьми или людьми. Бурлаки закидывали за нее лямки и шли строго в ногу. Передовой бурлак в тяге назывался – шишка, задний – косной. Последний получал прибавочную плату и был обязан очищать или ссаривать (освобождать от всякий помехи, зацепы, путаницы) бичеву, когда она задевала за кусты и деревья. Бичевщиками иначе называли бурлаков. Бурлак зарабатывал по 8-9 руб. за навигацию. Для сравнения: годовой доход плотника составлял 15-35 руб.
Его величество ПАР
Калуга не была той речной пристанью на Оке, где бросили якоря первые пароходы. Документы гласят, что ещё 10 августа 1844 года (по ст. стилю) по рекам Болве, Десне и Днепру начал курсировать пароход «Людиново». Он был выписан из Англии заводчиком С.И. Мальцевым и собран окончательно на Сукремльском горном заводе в Жиздринском уезде.
В мае 1858 года в с. Чернышене (ныне Думиничский р-он) было построено три парохода по заказу общества «Меркурий».
А когда появились самодвижущиеся суда на Оке у нашей Калуги?
Скорее всего, это произошло в 1872 году. Именно с началом навигации того года открылось регулярное пароходное сообщение от Калуги до Серпухова. Организовал его отставной полковник Щербачёв. Его флот тогда состоял из двух пароходов: «Ока» и «Проворный».
Пароходство Ципулина
Что-то у отставного военного не заладилось, и уже через год управлял пароходством калужский купец Иван Козьмич Ципулин. Очень возможно, что изначально он арендовал указанные выше суда у купца Алексея Петровича Самгина из города Елатомы.
Ципулин организовал сообщение следующим образом. От Калуги до Серпухова начали ходить пароходы «Ципулин-2» и «Дмитрий Донской», а от Серпухова до Каширы пароходы «Екатерина» и «Владимир Храбрый». В половодье один пароход курсировал вверх по течению реки Оки через Перемышль и Лихвин до Белева. Навигация летом прерывалась мелководьем.
В конце 19 века, когда Иван Козьмич становится владельцем всего пароходства, его пароходы регулярно курсировали по реке Оке. Они доставляли различные торговые грузы и пассажиров от Калуги через Никольское и Дугну до Серпухова, от Серпухова до Каширы, от Алексина до Тарусы и от Тарусы до Серпухова. А контора и управление пристани порта «Серпухов» долгое время находилась в Калужской усадьбе Ципулина (ныне ул. Подвойского). Огромное помещичье имение Ципулина «Красное» располагалось в 47 верстах от Калуги на берегу реки Оки в живописной местности вблизи села Любутское.
4 мая 1901 года (по ст. стилю) Калуга проводила в последний путь городского голову Ивана Козьмича Ципулина. Почтить его память приехал московский губернатор А.Г. Булыгин. Процессия растянулась от Троицкого собора до городской Думы. Тело покойного отправили на пароходе по Оке к месту погребения в село Ловцы Зарайского уезда Рязанской губернии.
Его сын Владимир, хоть и продолжил дело отца, но отцовского размаха уже не имел.
10 апреля 1918 года решением губернского совнаркома национализирован весь речной флот. В том числе и пароходство Ципулина.
Из воспоминаний современников
В 2007 году были опубликованы воспоминания Л.Д. Зимонт, где в главе №8 (У Коншиных) о калужском пароходстве есть следующие строки: «…Пароходики были маленькие. Но у них все было, как у больших: крошечные каюты, салончик на носу (для «благородных» пассажиров), рулевая рубка и мачта с ярким треугольным вымпелом. У калужской пристани обычно стоял хотя бы один такой пароходик, а иногда одновременно и два-три. Я помню некоторые названия: «Ласточка», «Чайка» и несколько «Ципулиных»… Ципулинские пароходики были единственным средством сообщения по верхней Оке, на которую «настоящие» пароходства свои суда не посылали…»
Следующие воспоминания относятся уже к 1916 году: «Летом захотел начальник округа путей сообщений осмотреть верхнюю Оку. Он приехал в Рязань, где был приготовлен какой-то баркасик, т.к. мой служебный пароход, в период летнего мелководья, для верхней Оки был велик. В последнюю минуту перед отъездом является ко мне Ципулин во фраке и цилиндре.
- Никаких, Лев Петрович, баркасов. Мой пароход уже готов к выходу и ждет вас.
- Да ведь неудобно как-то, батенька. Мы уж лучше на баркасе,
- Ну не обижайте. Мои пароходы по Верхней Оке ходят. Мне и надлежит, как хозяину, гостей принимать… Кормили великолепно: стерляжья уха, осетрина, белорыбица, балык, зернистая икра. Повар был тоже на высоте. Водка отсутствовала (сухой закон). Подавали коньяк высших марок и настоящее французское шампанское (не забывайте, что время было военное)…»
Отдельные сведения о пароходах
«Дмитрий Донской» - колёсный пароход. Изначально принадлежал елатомскому пароходчику А.П.Самгину (капитан – М.Ф.Чустов, помощник – А.С. Колобанов, кассир – А.П.Самгин). Построен в г. Кунгур на заводе Гакса в 1872 году. Мощность 240 л.с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 100 т., пасс. до 232 чел. В начале XX века, после смерти И.К. Ципулина работал в линии пароходства «Наследников Качкова». Курсировал по линии Рязань - Нижний Новгород, отдавая 40% выручки Качкову Александру Викуловичу за использование пристаней и права работать на линиях, так как Качков был монополистом на Оке.
«Проворный» - колёсный пароход. Предположительно в советское время курсировал в Рязани.
«Ципулин-2» - колёсный пароход. Построен в 1902 году на заводе Калашникова в г.Муром. Позже переименован в «Алексин».
«Ципулин-3», «Ципулин М» - несамоходные баржи, которые буксировал по Оке колёсный пароход «Ципулин-1».
«Владимир Храбрый» - винтовой пароход. Построен в 1896 году; с 1922 года переименован в «Лейтенант Шмидт», затем – в «Пролетарий»; с 1932 года ходил по Северной Двине; списан в 1950 г.
«Калуга» - винтовой пароход находился в казённом ведомстве. 3 сентября 1903 года (по ст. стилю) газета «Московская жизнь» сообщала: «На этих днях из Москвы водным путем на казенном пароходе «Калуга» выезжает начальник московского округа путей сообщения действительный статский советник В.А. Чаплыгин, который предполагает совершить поездку по рекам Москве и Оке. Поездка эта, между прочим, связана с окончательным разрешением вопроса о шлюзовании р. Оки от Коломны до Рязани». На 1914 год пароход подчинялся 1-й судоходной дистанции Рязанского отделения Московсковского округа, начальником которой был коллежский асессор Бобров Иван Михайлович.
«Молодец» - колёсный пароход. Построен в конце XIX века. Ходил по Оке у Калуги ещё в 60-е годы прошлого века (со значительно перестроенной верхней надстройкой). Советское название – «Дмитрий Серов». Принимал участие в съёмках фильма «Верные друзья», который снимался на Оке возле Тарусы.
В советском плавании
10 апреля 1918 года решением губернского совнаркома пароходство Ципулина было национализировано. История сохранила интересный документ о том событии: «11 апреля 1918 года. Декретом 10 апреля Калужским совнаркомом пароходство Ципулина национализировано. Пароходные рейсы будут совершаться безостановочно: Белев – Лихвин – Калуга – Коломна. Грузы [к] транспортированию принимаются Калужским советом рабочего контроля [в] Калуге. Просьба срочно опубликовать [в] местных газетах. 1310. Губрабконтроль Румянцев».
Далее у автора этих строк – полнейший провал в сведениях. Возможно, это связано с тем, что после подписанной 23 февраля 1918 года большевиками капитуляции перед наступающими на Петроград немецкими войсками, руководители Калужской Советской Социалистической Республики отказались признать этот документ. Наши калужские вожди тогда решили объявить войну Германии и Турции (Формально, состояние войны Калужского края с этими странами не отменено по сей день. – В.П.) и сражаться до последнего патрона с интервентами. Калужскую республику блокировали верные Ленину части. Скорее всего, блокада Калужской республики осуществлялась и на водных путях.
В июле 1918-го, Калужская республика «приказала долго жить» и в газете за 8 сентября появилось объявление о возобновлении речного сообщения.
Далее в калужских хрониках информация о речном пароходном сообщении исчезает.
Скорее всего, потому, что в 20-е годы было создано Московское речное пароходство, к которому и стало относиться движение по Оке. Сохранилась только справка о том, что «к началу навигации 1918 года было национализировано в Московско-Окском бассейне 165 самоходных и 814 несамоходных судов…»
О 20-50-х годах прошлого века сохранилось ещё изустное упоминание о больших шестивёсельных лодках, которые калужане называли «Косные». Строили их, по традиции, на «верфях» в Ромодановских двориках. Автор этих строк помнит остовы этих лодок, которые догнивали у крайних домов бывшей Масловки и в устье Можайского оврага.
Лес рубят – «щепки» тонут!
О том, что речное сообщение на Оке до ВОВ действовало, можно утверждать определённо по… спискам репрессированных в Сталинские времена.
Добровольский Василий Никифорович - 1881 г. р., проживал в д. Тинино, Калужского р-на, работал бакенщиком, б/п, осужден по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР Особым совещанием НКВД СССР 1 ноября 1938 г. на 5 лет.
Степанов Александр Дмитриевич - 1883 г. р., житель г. Калуги, сторож пристани, б/п, осужден по ст. 58 п. 10, 11 УК РСФСР «тройкой» УНКВД Тульской обл. 25 ноября 1937 г. на 10 лет ИТЛ.
Троицкий Александр Александрович - 1894 г. р., проживал г. Калуге работал в госпароходстве, б/п осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР «тройкой» УНКВД Тульской области 19 ноября 1937 г. к ВМН. Расстрелян 28 ноября 1937 г.
Басов Георгий Семенович - 1901 г. р., ур. и житель д. Городок Калужского р-на Тульской (ныне Калужской) обл., бакенщик госпароходства 4 техучастка р. Оки, б/п. Осужден по ст. 58-1 «а» УК РСФСР Особым Совещанием при НКВД СССР 17 июня 1942 г. к ВМН. Приговор приведен в исполнение 15 июля 1942 г.
Тяжёлые времена
Информация о наличии речной флотилии в Калуге обнаруживается в сведениях за осень 1941 года.
При приближении гитлеровцев к городу из Калуги начали спешно вывозить людей, имущество и продукты. Что не успели – уничтожали. Так были облиты бензином продукты на нескольких баржах, которые стояли в затоне у правого берега реки.
В Книге памяти Калужской области читаем: «14 октября фашисты потопили в Оке катер с баржей, в которых находилось несколько десятков людей».
Часть населения вывозили из Калуги на баржах. Именно на одной из них в районе посёлка Дугны, 20 октября родился Сергей Петрович Денисов, будущий знаменитый калужский фотохудожник и фотожурналист.
В сводке-протоколе об ущербе городскому хозяйству от оккупации, составленном в 1942 году, читаем: «Немецкими снарядами разбиты и потоплены в Оке буксирный газоход № 28 и грузопассажирская самоходная баржа «Жиздра». Кроме того, за время оккупации Калуги: потоплен катер № 124, заморозили два баркаса, баржу с дровами, баржу «Ива», разграбили горючее, склад, подожгли при отступлении караван судов, полностью сгорел дебаркадер (ущерб - 400 900 руб.)».
Далее сведения о судоходстве на Оке появляются только в 1948 году, когда газета «Знамя» за 31 марта сообщает о подготовке к навигации: «Заканчивается ремонт 12 самоходных судов и 11 барж. Газоход «Анатолий Серов» с твёрдого топлива переводится на жидкое и будет использоваться исключительно, как пассажирский пароход на 100 мест».
Увы, желаемое так и осталось на бумаге. Этот пароход все 75 своих навигаций прослужил людям на твёрдом топливе.
Думаю, что для читателей будет интересно узнать, в честь кого это судно получило своё название.
Анатолий Константинович Серов, Герой Советского Союза (1938г.), комбриг, лётчик-испытатель. Родился в пос. Воронцовка Краснотурьинского горсовета Свердловской области 7 марта 1910 года (по ст.стилю). Военный летчик, далее лётчик-испытатель, участник боёв в Испании, где воевал под именем Родриго Матеу. Был первым мужем знаменитой киноактрисы Валентины Васильевны Серовой (Половиковой). Трагически погиб в авиакатастрофе вместе с Героем Советского Союза Полиной Денисовной Осипенко 11 мая 1939 года у города Рязани. Похоронен в Кремлёвской стене. Его именем названы: город Серов (бывш. Надеждинск), площадь в Омске, несколько пароходов в разных регионах страны.
Период расцвета калужского флота
Сразу после войны правительство дало задание – разработать небольшие грузовые и пассажирские суда с малой осадкой.
«Первенцем» этой программы, на Оке у Калуги стал двухпалубный теплоход проекта К-80. Их начали строить в 1950 году на верфях в Астрахани и Калинине (ныне – Тверь). Длина 21.8м, ширина 4.5м, полная осадка 0.7м, высота с надстройками 4.16м. Теплоход мог одновременно перевозить около 100 пассажиров. Увы, автору до сих пор не удалось выяснить, как он назывался.
2 июня 1953 года газета «Знамя» сообщила, что Калужское управление малых рек приобрело новый комфортабельный пассажирский теплоходный катер «Калуга». Это было судно проекта №515, которое разработали ещё в 1948 году. Общее название серии – «Москвич» по головному судну серии. Размеры судна: 24,2 х 4,8 х 5,1 метра. Судно развивало скорость до 20 км.ч и могло одновременно перевозить до 106 пассажиров. Чуть позже у нашей пристани появился второй подобный катер «Москва».
Это судно постоянно модернизировалось и в конечном итоге получило название Проект 544 (речной трамвай). Оно было почти на 3 метра длиннее предшественника, и имело удлинённую носовую часть. Многие калужане помнят такие катера, которые носили названия наших райцентров: «Мещовск», «Медынь», «Таруса» «Перемышль» и др. Строились на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (МССЗ).
В 1953 году был разработан ещё один «речной трамвайчик», который получил название Проект Р-13 (ПП). За своеобразный внешний вид моряки дали ему прозвище «Лапоть». Строили подобные катера на заводе РЭБ «Красный флот» в городе Ростове на Дону.
11 апреля 1956 года газета «Знамя» рассказала о задачах калужских речников: «…Переправный катер «Дугна» переоборудован для перевозок пассажиров на линии. С открытием навигации он будет курсировать на вновь организованной пассажирской линии Калуга – Угра протяженностью 12 километров… катер ежедневно будет делать по четыре оборота на линии с промежуточной остановкой у шахты № 2… пассажирские линии Калуга – Алексин и Калуга – Машковичи, …будут доставлять пассажиров в различные приречные населенные пункты Калужской и Тульской областей. На Калужской, Пучковской, Никольской и Дугнинской переправах предстоит перевезти сотни тысяч пассажиров и десятки тысяч тонн различных грузов».
Мало кто помнит, что в 1961 году были попытки наладить движение по Оке судна на подводных крыльях «Ракета». Состоялось всего несколько рейсов, на один из которых посчастливилось попасть автору этих строк. Увы, из-за низкого уровня воды в реке «Ракета» частенько задевала дно, что грозило серьёзными последствиями. От идеи отказались. История умалчивает о названии и номере крылатого судна, но возможно в Калугу приходила «Ракета-33», которая работала тогда на маршруте Рязань – Касимов – Муром.
15 января 1961 года газета «Знамя» сообщила, что с началом навигации на Оке появятся пять новых буксировщиков-толкачей и пассажирская веранда на 250 человек, построенная на Каширском судостроительном заводе.
Веранду двигал мощный буксир. Многие калужане ещё помнят это сооружение. Его часто использовали для различных массовых мероприятий: праздников работников торговли, образования, заводских праздников… Люди приходили утром на берег реки и их везли на веранде обычно в сторону Никольской переправы, где и высаживали на берег для отдыха. Вечером привозили обратно.
Чуть позже на Оке появилась вторая плавучая веранда на 150 пассажиров. Её часто использовали для коротких водных прогулок и экстренных переправ через реку. Например на мотокроссы им. К.Э. Циолковского, которые проводились в Можайском овраге.
27 сентября 1964 года газета «Знамя» информировала об испытаниях у Калуги нового речного теплохода «Пластмассовый-1» (Проект 930. – В.П.). Изготовлен на московском судоремонтном и судостроительном заводе практически из стеклопластика. Длина почти 25 метров, ширина – около четырёх. Рассчитан на 65 пассажиров. Эксплуатировался на маршруте Калуга – Мошковичи (66 км. вверх по течению Оки). Внимательные читатели наверняка обратят внимание на то, что при изготовлении салона использованы комплектующие от автобусов ЛАЗ («Львовский»).
Увы, на одном из многочисленных перекатов катер повредил днище. Образовалась течь. Заделать пробоину в местных условиях не удалось.
В 60-е годы прошлого века на Оке были почти повсеместно ликвидированы паромы. Тогда появились катера, которые обслуживали переправы: «Упа», «Зуша», «Дугна», «Белёв» и др. Такие катера постоянно работали на переправе под Воробьёвским спуском. Стоимость переправы – 5 копеек.
Вторая половина 60-х годов памятна резко возросшим числом лодок с навесным мотором. Особенно много было лодок «Казанка». На берегу реки, под Морской школой, вырос целый «шанхай» из железных ящиков для хранения моторов. Самым престижным тогда считался движок «Вихрь». Кроме этого на лодках ставили моторы «Москва» и «Ветерок».
Были на Оке и скоростные катера. Особо престижно было прокатиться на милицейском, где стоял автомобильный мотор. Подобный катер приобрело для себя и тогдашнее руководство радиолампового завода. Чтобы «замаскировать» престижный катер от финансовых органов (нецелевое использование средств), его поставили на бухгалтерский баланс… Калужского вечернего техникума электронных приборов, во дворе которого он позже и сгнил.
23 октября 1968 года газета «Знамя» сообщила об одном из первых рейсов полуглиссирующего теплохода с водомётным двигателем «Заря». Его скорость 46 километров в час при полной осадке в 45 см. Двигатель почти в 1000 сил. Так на калужском участке появились «Заря-118» и «Заря-172».
Новейшее время
В конце мая 1981 года природоохранные организации Калужской области и представители общественности выступили в печати против использования на р.Оке катеров «Заря» и моторных лодок, губивших рыбных мальков. Это происходило из-за сильных и высоких волн от проходящих судов.
Рейсы «Зари» ограничили, а позже вообще отменили.
Последовавшая в конце 80-х годов установка двух понтонных мостов на Воробьёвской переправе (из-за закрытия на ремонт моста постройки 1965 года), практически «поставило крест» и на калужской лодочной флотилии.
Сейчас на Оке у Калуги «лодочная жизнь» еле теплится.
30 апреля 1986 года из Серпухова по Оке пришёл к нашей пристани первый глиссирующий теплоход «Луч», который должен заменить на речных маршрутах дающую сильную волну «Зарю». Этот тип речного судна эксплуатируется на Оке и по сей день.
После развала СССР стал «пускать пузыри» и речной флот. Сейчас от этого очень дешёвого вида транспорта остались на плаву в буквальном смысле слова всего несколько катеров.
…До основанья, а затем!
В первом десятилетии третьего тысячелетия стали появляться частные флотилии из пассажирских катеров прошлых лет.
Первой «ласточкой» на Оке в 2002 году стала частная компания, которая попыталась наладить экскурсионные, круизные и прогулочные катания калужан.
Многим памятны три катера 544 проекта: «Ока-1», «Ока-2» и «Ока-3».
В начале мая того года при поддержке областного учреждения туризма «Калужский край», были организованы несколько экскурсионных поездок в Авчурино и Тарусу. Увы, спрос на подобные поездки был слабым, да и техническое состояние катеров оставляло желать лучшего. Постепенно все поездки свелись к часовым и двухчасовым прогулкам.
«Подкосил» этот бизнес ледоход весны 2003 года. Тогда на дно реки «ушли» сразу несколько судов калужской флотилии и среди них «Ока-3». Его большой металлический корпус с частично срезанной верхней надстройкой, до сих пор виднеется из воды в затоне у моста в районе Пучково. Что стало с остальными судами, автору доподлинно не известно, но предполагается самое худшее – их порезали на металл.
В июле 2004 года случился и криминальный эпизод. Один калужанин угнал теплоход «Луч-7». Тогда судно принадлежало частному предпринимателю из Нижнего Новгорода. УВД нашей области быстро вычислило «шалуна».
Ещё несколько лет назад калужане могли видеть у Воробьёвского спуска целых три дебаркадера, один из которых использовался как плавучая пристань «Калуга». Увы, теперь она пришвартована возле Тарусы, где частные катера совершают по несколько рейсов день.
Были попытки приспособить одну из барж, на которой ранее перевозили турбины с нашего КТЗ, под плавучий ресторан. Не вышло. Потом у того же Воробьёвского спуска открыли сразу два пивных бара.
Сейчас на этом месте сиротливо стоит на суше только один обитый досками дебаркадер.
Многим памятно событие, которое произошло 29 февраля 2008 года. Тогда ледоходом унесло: дебаркадер, часть понтонного моста, два катера на платформе и два теплохода «Луч». Два катера на платформе и два теплохода «Луч» сели на мель в районе Турынинских Двориков. Дебаркадер смогли пришвартовать к берегу в районе д.Анненки Ферзиковского района… Часть понтонного моста (6 секций) проследовала вниз по течению и его удалось остановить только 1 марта в районе п.Дугна. «Поимкой» всех плавсредств ушедших в «самоволку» занимались сотрудники МЧС.
Похожая ситуация едва не повторилась в этом году, когда наспех прикреплённые за световые опоры на берегу понтоны и плавсредства, под давлением льда срезали три столба.
Автор материала прокатился на теплоходе «Луч-3» в прошлом году от Алексина до Калуги. Перевозки тогда осуществляло ООО «Новая река».
Следует отметить и рейсы по Оке в 2008 году прогулочного катера КС-140 «Калуга».
Полезная информация
Думаю, что читателям будет интересно знать и о судах на других реках и морях, которые носили названия связанные с историей нашего края.
6 апреля 1953 года со стапелей фирмы «Нептун» (ГДР г. Росток) сошёл пароход, названный именем нашего города «Калуга». В честь 25-летия судна был выпущен памятный значок. Что стало с судном потом, автору неизвестно.
14 февраля 1970 года газета «Знамя» сообщила, что по реке Енисей ходит буксирный пароход «К.Э. Циолковский». Построен он в городе Тюмени в 1952 году. Курсирует в основном по маршруту Красноярск – Стрелка.
12 июня 1981 года газета «Знамя» сообщила о теплоходе-сухогрузе «Калуга» грузоподъёмностью 2000 тонн, который курсирует по линии Москва – Астрахань. Был построен на верфи «Красное Сормово» 30 лет назад. По традиции, на спуск на воду нового судна приезжала делегация из Калуги.
В 2000 году упоминался траулер-сейнер морозильный «Калуга» проект - 447 (Атлантик-333). Он был построен в ГДР в 1986 году. Судовладелец не смог расплатиться за ремонт, и пароход конфисковали. Год за годом простаивал траулер у заводской стенки завода «Янтарь» в Калининграде, где его потихоньку разбирали на запчасти и просто разворовывали.
Автор: Валерий Продувнов. Газета «Калужская неделя». http://www.nedelya40.ru/