Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Мамин-Сибиряк Москва-Соловки-Москва
#81
Отправлено 12 Август 2008 - 21:25
А я наконец достиг самого большого лабиринта (№3 по описанию Виноградова) размером по осям 28 на 24м. Полностью снять можно только широкоугольником:
Выше расположены моренные отложения, а на них – каменные курганы.
Курганами Заяцких островов (около 900) называют насыпи круглой или овальной в плане формы, сложенные из небольших валунов со следами временной патины на поверхности:
Диаметр насыпей варьирует от 1 до 4 м, высота от 0,3 до 1,6 м.
При раскопках курганов обнаружены остатки захоронений, предусматривавших трупосожжение: пережжённые фрагменты костей человека, млекопитающих, птиц или рыб, а также погребальный инвентарь (кварцевые и кремнёвые скребки, нуклеусы, заготовки орудий, отщепы и сколы).
Одним словом кладбище каменного века.
Всего на Соловецких островах обнаружено более 1000 каменных насыпей.
Понемножку стали подтягиваться одиночные туристки. Некоторые потом рассказывали, что они чувствовали на этом «кладбище» тревогу:
На Большом Заяцком острове присутствуют и другие искусственные выкладки. Например в форме креста:
Обойдя гору вышли к бане, в которой сейчас живут реставраторы. На горизонте Соловецкий кремль :
На прощание зашли в церковь. В тишине постояли у памятного креста:
В 20:30 подошли остатки группы с экскурсоводом. Окинув взглядом Заяцкий пролив:
Погрузились на «Печак» и двинулись в обратный путь. Основная масса туристов попряталась по кубрикам :
Только некоторые прятались за рубкой:
Вечерний кремль выглядел изумительно красиво:
Капитан катера любезно предложил пристать на Томарин причал рядом с Маминым – Сибиряком, чтобы не тащиться пешком лишний километр от Монастырского причала:
Перед сходом с катера наш экскурсовод вызвал у меня нервный смех, задав вопрос: «Никто не хочет доехать до Монастырского причала?» На что кто-то ответил: «Да бл..дь, сейчас брошу ужин и еще час на твою морду буду смотреть!»:
В полемику вступила туристка, назидательно заявив: «Может быть мы и не такие умные, но нам экскурсовод очень понравился».
Я плакал
По приезду на теплоход был подан ужин. Холодец очень душевно пошел под водочку:
Закончился первый день пребывания на Соловках.
Перед сном посмотрел прогноз погоды. Обещали дождь:
Расстраиваться не стали - утро вечера мудренее. Плотно зашторили окно и счастливые легли спать.
#82
Отправлено 17 Август 2008 - 20:33
Наступил второй день нашего пребывания на Соловках. После завтрака была назначена вторая оплаченная экскурсия в ботанический сад.
В 10:00 собрались около Тамариного причала и разделились на две группы.
Мы присоединились к экскурсоводу Татьяне Александровне Новинской, о чем в последствии нисколько не жалели:
Она является одним из трех штатных сотрудников ботанического сада, поэтому о всех растениях, которые удалось разглядеть (а лето на Соловках толком еще не началось), рассказывала достаточно профессионально.
Первую группу возглавила девушка-экскурсовод, которая передвигалась почти бегом.
Поэтому к середине дороги наша группа увеличилась, как минимум, вдвое
По пути сделали несколько остановок, послушав об особенностях местной флоры, а заодно подождав отстающих:
Неспешным шагом прошли чуть более 4км и в 11:05 наконец достигли одного из самых северных ботанических садов в нашей стране (севернее только ботанический сад в Хибинах):
Координаты проходной N65°03,022’ E35°39,835’.
Накрапывал дождик, но было достаточно тепло.
Ботанический сад расположен на территории Макарьевской пустыни.
Архимандрит Макарий прибыл из Валаамского монастыря в 1819году. На Валааме он жил в пустыни, поэтому и на Соловках в 1822г выстроил на собственные деньги пустынку. Состояла она из двух келий. В одной жила братия, а в другую удалялся архимандрит, если дела не задерживали в обители. А сделал он за 6 лет игуменства много: улучшил экономическое состояние монастыря, первый начал копить и класть деньги в банк.
Начало монастырскому саду было положено в 60-х годах XIX века. Однако основные посадки были сделаны в 20-х годах XX века.
Выбор места для сада был не случаен. Рядом находится озера Нижний Перт, от которого проведены каналы для водоснабжения сада. С трех сторон ботанический сад от ветров защищают холмы.
В момент нашего посещения в Макарьевской пустыни можно было наблюдать три времени года. Ситуация стандартная для Соловков. Зима, весна и лето в одном месте :
В верху фотографии виден памятный крест установленный в 2007 году на Крестовой горе.
Раньше он был виден с моря и дороги. Но сейчас он окружен высоким лесом.
В середине XIX века на вершине холма из привозной лиственницы был построен большой двухэтажный дом с мезонином, который в летнее время использовался как дача архимандрита:
Проверить слова экскурсовода о том, что из его окон виден монастырь, не смогли по причине ограниченной видимости .
Со строительством летней резиденции склон холма начал обустраиваться и засаживаться специально завезенными непривычными для Севера растениями:
Кандык сибирский:
#83
Отправлено 17 Август 2008 - 20:34
Вода к воскобелильному заводику подавалась по каналам, через которые переброшены симпатичные мостки:
От печей завода горячая вода по трубам поступала в теплицы, в которых выращивались арбузы, дыни, персики.
Рядом была расположена цветочная оранжерея. Там, где она предположительно находилась, сейчас посадки:
Туристы что-то усердно выискивали
Начало июня неудачное время для посещения Соловецкого ботанического сада. На большинстве растений даже листья еще не распустились. Но наши туристы исправно «щелкали» фотоаппаратами, принимая на веру рассказы экскурсовода и подписи на табличках:
В настоящее время наиболее старшими по возрасту искусственно посажеными в пУстыни растениями являются сибирские кедры и яблони Палласа.
Большие работы по акклиматизации растений проводились в 20-30х годах Соловецким обществом краеведения (напомню, что оно состояла из заключенных).
Были высажены пихта сибирская, туя западная:
Тополь бальзамический (лишайник на его стволе обосновался несколько позже ):
и другие виды растений, которых в настоящее время насчитывается свыше 150.
Неподалеку от дачи архимандрита в 1854 году была построена часовня во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского:
Об обороне Соловецкой обители во время Крымской войны я напишу несколько позже. Сейчас отмечу только, что часовня сильно перестроена, а раньше в ней стоял крест, на котором были слова: «Настоятель архимандрит Александр поставил на горе в 1854г крест господень и часовню… за спасение жизни своей при нападении на Соловецкую обитель…»
К часовне от дороги вела каменная лестница, ступени которой сейчас полуразрушены:
Посещением часовни экскурсия в ботанический сад завершилась.
Пофотогафировавшись туристы двинулись мимо грядок в обратный путь:
К озеру вела аллея друзей Соловков:
Среди друзей в свое время отметился принц Чарльз. От монастыря он принципиально протопал всю дорогу пешком.
Чтобы его высочеству было где передохнуть, на дороге поставили две беседки, которые сейчас многие принимают за остановки общественного транспорта .
Ну, а мы побрели обратно под усиливающимся дождем:
Когда в 13 часов вышли из леса, Мамин-Сибиряк за дождем едва виднелся:
Оптика была промочена и спрятана под верхнюю одежду.
Дождь все усиливался, обед приближался.
С сожалением я вспомнил, что даже у самого прижимистого путешественника запасы имеют тенденцию заканчиваться. Последний раз продукцию ликеро-водочных заводов Севера закупалась мной в Петрозаводске четыре дня назад.
Пришлось половинке подкинуть идею сходить к магазину водорослевого комбината. Мне его чудодейственные снадобья были ни к чему, но в 100 метрах восточнее расположены три ближайших продовольственных магазина.
Магазин комбината (координаты N65° 01,729’ E35° 42,284’) был заперт на большой амбарный замок, поэтому до «эликсира доктора Вовху» Половинка в этот день не добралась. А вот горячительное взять удалось и по весьма «божеским» ценам.
Надо сказать, что вменяемые цены на Соловках только летом, да и то на продукты длительного хранения (кстати, кто сказал, что водка и коньяк продукт длительного хранения ?). Молокои фрукты-овощи стоят в два раза дороже, чем на материке.
Воодушевленные покупками мы помчались на теплоход, куда благополучно прибыли в 13:45.
После разминки в каюте:
обед прошел на весьма высоком уровне, несмотря на усталость и промокшие ноги
#84
Отправлено 20 Август 2008 - 20:55
Экскурсия была представлена, как подарок – компенсация за отмену Архангельска.
Мы попали во вторую группу, которая должна была отправиться на ПАЗике в первую смену.
В музее имеются в наличии три таких автобуса, из них два на ходу. Поэтому две группы отправлялись в 16:00, а третья группа в - 18:30.
Как положено, отправились с небольшим опозданием. Семейная пара немножко проспала
Дорога заняла 45 минут. Ехать пришлось почти строго на север по старой монастырской дороге построенной еще при игумене Филиппе. Во времена СЛОН дорога была капитально отремонтирована, так как начальник лагеря часто ездил в мужской штрафной изолятор, располагавшийся на Секирной горе. В настоящее время это скорее направление, чем дорога, поэтому максимальная скорость движения автобуса редко превышала 30км/ч.
Выгрузившись из автобуса, а в нем был предусмотрен специальный чурбачок, выполняющий роль дополнительной ступеньки, отправились вверх по склону.
По пути увидели памятную плиту, надпись на которой разъясняла, почему в старину было запрещено посещение этих мест женщинами:
«На Чудову гору вход женскому полу возбранен по тому случаю, когда преподобные Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы, проживая летом с женами под горою, оскорбляли преподобных, чтобы изгнать их из острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из горы. На крик ея пришел преподобный Савватий < согласно житию — Герман >, коему жена сказала, что ангелы, изгоняя ея говорили: «Сей остров назначен Богом для иноков». Это чудо заставило рыболовов оставить остров и благоговеть к преподобным, а женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху».
Плита хранилась в Савватиево и перенесена на склон Секирной горы в 2007г.
Несколько выше по склону расположены постройки Свято-Вознесенского скита (N65°06,231’ E35°35,085’).
Традиционная постройка для Соловков – валунная баня:
Кладка стен практически без изменений с момента построй в 1860-х. Как баня сейчас не функционирует, внутри планируются реставрационные работы. Крыша новодел, выполнена по чертежам XIX века.
Воду возили на лошадях из озера Долгое, которое расположено в 200 м у подножия горы на 40м ниже скита. Несколько выше и левее по склону раньше находилась конюшня от которой в настоящее время ничего не осталось. За баней расположен колодец, который на настоящее время прочищен, но воду экскурсоводы пить не рекомендуют.
Рядом расположен монастырский огород, который функционирует в настоящее время:
В 1764 году Екатерина II издает закон о сикуляризации, по которому все владения монастырей отходили казне, а им был назначено денежное содержания в зависимости от ранга. Монастырю пришлось развивать сельское хозяйство, что в условиях севера было не просто.
В 1862 г в скиту строятся церковь, хозяйственные постройки и келейный корпус:
С балкончика на западном фасаде братского корпуса открывается хороший обзор, говорят даже видны острова Кузова.
В былые времена перед ним были разбиты цветники и ягодники.
Для строительства корпуса была использована лиственница, которую в течении нескольких лет отмачивали в соленой морской воде, чтобы дерево приобрело плотность и не было подвержено гниению и воздействию грибка.
Сейчас, по словам монахов, здание находится в хорошем состоянии, только пол пришел в негодность и качается.
Перед келейным корпусом с южной стороны установлены солнечные батареи:
Как говорится: удобно и богоугодно (для сохранения экологии)
С южной стороны церковь связана небольшой галереей с деревянным братским корпусом:
Монахи тоже люди, морозить себе всякие места не любили. В келейном корпусе летом жили служащий иеромонах и несколько человек братии. Корпус до настоящего времени частично сохранил внутреннюю планировку и печи:
На крыше перехода был установлен флюгер. На Соловках знали, если задул северо-восточный ветер, значит к непогоде и не на один день
Пройдя по дороге мимо келейного корпуса, увидели вездесущих таджиков восстанавливающих здание амбара:
В нем раньше монахи хранили продовольственные запасы
Не гнушаются монахи и средствами механизации:
На снимке справа - наш экскурсовод Ольга Николаевна.
Вершина горы в середине XIXв. была выровнена с помощью валунов:
На плоской площадке возведена Церковь Вознесения Господня:
Строительство храма было начато по проекту архитектора Шахларева при архимандрите Александре и завершено в 1862 году при архимандрите Порфирии. Столпообразный храм возведен «иже под колоколы», то есть в верхнем ярусе имеет колокольню, а в оформлении несет древнерусские и классические черты. Алтарь храма ориентирован на север. Это единственная на Русской земле церковь-маяк.
Нижний храм посвящен ангельским силам: престол освящен в память чуда Архистратига Михаила в Хонех (6/19 сентября).
В 2005—2006 гг. были проведены работы по расчистке, фиксации и реставрации росписей:
Храм в настоящее время действующий:
Верхний храм посвящен Вознесению Господню, он летний (толщина стен заметно меньше), поэтому богослужения в нем совершались от Вознесения до Покрова. Стены этого храма не были расписаны, так как он не отапливался. Доступ в него на момент нашего посещения был закрыт.
В первые лагерные годы в штрафной изолятор на Секирную гору направляли мужчин проштрафившихся на островах, пойманных беглецов с Кемперпункта и с материковых командировок УСЛОНа. На это имели право ИСО-ИСЧ и начальник лагеря. В штрафной изолятор заключали на срок от 1 месяца до 1 года за побеги и подготовку к ним (бежали в основном уголовники и бытовики, каэрам в случае поимки грозил расстрел), за неоднократные или групповые отказы от работ, за самоувечье и за «контрреволюционную агитацию в лагере», но немногие могли выдержать условия заточения больше 6 месяцев.
Женский штрафной изолятор располагался на Большом Заяцком острове в церкви Андрея Первозванного. Там содержалось до 40 жещин.
На Секирной горе вокруг церкви стояли 3 сторожевые будки. Каждый ярус храма был разделен на 3 отделения: общая камера, одиночные и «особые» — за взятки для привилегированных секирчан. Оба яруса совершенно не отапливались. Окна забиты щитами. Осужденных в строгий изолятор (на втором ярусе) вталкивали в камеру в одном белье. Отбирали все вещи и деньги. В камерах обоих ярусов не было ни коек, ни постелей. Люди спали в одном белье на полу, зимой покрытом инеем. В нижнем ярусе давали 300 г хлеба и раз в день пшенный навар. В строгом изоляторе даже навара не получали: кружка горячей воды через день и полфунта хлеба в сутки.
Из воспоминаний Зайцева: «вдоль стен высокого здания и посередине на голых деревянных нарах сидят плотно друг к другу заключенные. В 1926 году разрешили поставить железную печку-времянку, но топить ее позволяли только на ночь, с 20 до 24 часов. На ночь же выдавали один предмет из одежды. В 11 часов раздают хлеб по фунту на брата, суп и по 3—4 ложки каши. Утром приносят кипяток по кружке на троих. Цинготникам выдавали добавочно по полфунта черного хлеба и на двоих одну воблу, а также по столовой ложке тюленьего жира. После поверки (в 7 часов утра) приносят ушаты с холодной водой и ковшом поливают ее на охотников. Один раз в неделю баня, где дают по шайке теплой воды и 15—20 минут на мытье. После подъема команда: «Садись по местам! Прекратить разговоры! Ни слова больше!» Все усаживаются в 2 ряда. В сильные морозы некоторые дежурные разрешали составлять группы для согревания. 4 человека садились спиной друг к другу, а наружные части согревали, хлопая по ним руками, часто по команде, вроде групповой гимнастики. Ночью спали штабелями: ложились друг на друга в 4 яруса, перемещаясь в течение ночи из одного яруса в другой. Тогда во внутренних ярусах можно было немного согреться, однако существовала опасность быть раздавленным или задохнуться, находясь в нижнем ярусе. В наказание штрафники на озере переливали воду из одной проруби в другую. Существовал карцер «под маяком» — холодная камера, вся в щелях, под куполом собора. … прекрасная роспись на стенах храмов была скверно и грубо заштукатурена. Прежние боковые алтари переделаны в карцеры, где происходили избиения строптивых штрафников. В верхнем этаже, там, где в храме был расположен святой жертвенник, теперь стоит огромная «параша» для большой нужды...».
После эвакуации заключенных церковь-маяк была передана в гидрографическую службу Северного флота.
Сейчас церковь находится на балансе монастыря.
Рядом с церковью сейчас устроена смотровая площадка, с которой открывается замечательный вид на окрестности, в частности на Савватеево, которое находиться в 1,5 км севернее Секирной горы:
Спуск с горы в сторону Савватьево выполнен в виде деревянной лестницы состоящей приблизительно из 250 ступенек:
Существует поверье, что тот, кто правильно сосчитает количество ступеней при спуске, получит прощение грехов
Под лестницей лежал смерзшийся снег:
Несколько туристов вместо прощения грехов получили ушиб «пятой» точки.
Спустившись по лестнице по северному склону, по проселочной дороге пошли к стоянке автобуса:
Вдоль дороги на камнях кроме мха росли забавные «грибы»:
В 18ч дошли до автобуса и поехали обратно к поселку.
Погода наладилась. Начало выглядывать солнышко.
Доехав до Тамариного причала, экскурсовод предложила подвезти желающих до экскурсионного бюро. Ужин нашей смены был запланирован на 21:30, а у меня в планах был еще осмотр монастырского дока и здания старой электростанции, поэтому я с удовольствием согласился. Половинка устала с непривычки от такой интенсивной экскурсионной программы, но с обреченным видом все-таки поехала со мной. Как в песне Высоцкого: «И пошла она к нему, как в тюрьму…»
#85
Отправлено 20 Август 2008 - 20:56
История кораблестроения на Соловках начинается с 1548г., когда при Соловецком монастыре появилась верфь. Строились на ней небольшие гребные суда для обеспечения жизнедеятельности монастыря. Строительство то вовсе прекращалось, то возобновлялось вновь.
Для того, чтобы содержать монастырскую флотилию в исправности Императрица Екатерины II указом 1784г. повелела: «…на содержание при Соловецком монастыре мореходных судов отпускать на всякий год сверх положенной штатом денежной суммы по 500 рублей».
В 1799г. между верфями и восточною стеною монастыря был заложен судовой док с затворными шлюзами:
Строительство дока было завершено в 1801г.; а в 1846г. проведена его модернизация.
Во время морского прилива суда вводились в док и, по затворении шлюзных ворот пущенною из Святого озера водою, поднимались и ставились в стороне на возвышенном месте, где, по выпущении воды из дока, они оставались на суше, осматривались и исправлялись.
При входе в Сухой док во второй половине XIX века установлены обелиски с высеченными на них надписями:
- на северном: «Гавань сия начата строить по дозволению Святейшего Правительствующего Синода при архимандрите Димитрии с братиею в апреле 1843 года, а окончена работа 1846 года сентября 26 числа»:
— на южном: «Главнокомандующий эскадрою в Белом море Английского флота капитан Эрасмус Омманей учинил нападение на Соловецкую обитель на 2-х фрегатах Бриск и Миранда в 1854 году июля 6 и 7 числ, перед тем требовал сдачи монастыря и команды. Настоятель архим. Александр отказался исполнить требование неприятеля. Июля 6-го в 5 часов пополудни бомбардировал с одного парохода с западной стороны час. 7-го июля открыл канонаду с 8 часов утра с обоих пароходов ядрами и бомбами 36- и 96-фунтовыми и палил с юга через это место без умолку 9 часов, во 2 часу один пароход отделился за Песий остров и стрелял с западной стороны до Благовеста вечернего. Несмотря на десятичасовое в оба дня бомбардирование монастыря убитых и раненых не было не только людей, бывших в крестном ходу вокруг монастыря и по послушаниям, но и малых чаек, во дворе между коими падали ядра. Только деревянная гостиница Архангельская была как решето избита навылет каменными ядрами, но возгорания не было нигде. О! Вера Святая наша Вера! О! Великое ходатайство и заступление пред Богом Соловецких Чудотворцев о своей обители. Гоподь допустил напасть на монастырь, да являются дела Божий на нем, Россия узрела дивное милосердие Божие и чудный Покров от Знамения Пресвятая Богородицы, Царству Русскому. С нами Бог! Разумей¬те языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог, услышите до последних земли, яко с нами Бог. Аминь. Видеша вси концы земли спасение Бога нашего, яко дивная сотвори Господь»:
После Крымской войны поток паломников в Соловецкую обитель резко увеличился. В середине ХIХ века Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь ежегодно принимал 7–8 тысяч паломников. Из них большая часть были крестьянами северных губерний.
Паломники собирались на монастырских подворьях в Архангельске, Кеми, Сумском посаде, Онеге, откуда на монастырских и обывательских судах добирались до монастыря.
Плавание под парусом на лодьях было утомительным и опасным. Онежский залив, особенно со стороны Поморского берега, имеет массу мелей, островов, узких проходов, подводных камней и банок. Наиболее благоприятным был путь из города Онеги, где суда подхватывало сточное течение вод реки Онеги и залива, шедшее от устья реки к северу вдоль Онежского полуострова. Это же морское течение мешало кораблям, огибавшим остров со стороны Архангельска. Значительное влияние на продолжительность перехода оказывали ветра, которые на Соловках в среднем 163 дня в году, среднегодовая скорость ветра 6,8 м/с. С марта по июль господствовали северо-восточные ветра, шедшие через открытое горло Белого моря, с августа по октябрь преобладали ветра южного, западного и юго-западного румбов.
В 1856 году, путешествуя по северу, С. В. Максимов писал: «Богомольцы идут на Сумской посад целыми сотнями с повенецкой дороги… Большими кучками идут эти богомольцы к своему судну, загорелые от жгучего и в этих местах летнего солнца, с неизбежными котомками за плечами… садятся в лодьи. Паруса уже валяются на палубе; пассажиры собрались уже все. Судно готово к отправлению, ждут только исправления старинного обычая. Один из работников обращается к хозяину лодьи:
— Хозяин, благослови в путь!
— Святые отцы благословляют, — отвечает хозяин.
— Праведные Бога молят, — прибавляет к этому другой работник, обыкновенно кормщик.
Все вслед за этим молятся в сторону, обращенную к Соловецкому монастырю.
Потом вытаскивается якорь, и судно, сделавши поворот по солнцу, отправляется в путь, полусуточный даже при посредственном, умеренном поветерье».
Богомольцев из Сумпосада перевозили не только монастырские и обывательские лодьи, но и мелкие суда, карбасы.
На больших монастырских лодьях, ходивших из Архангельска, на передних мачтах блестели медные кресты. На Соловки они шли вдоль Летнего берега моря к Ухт-Наволоку и далее открытым морем.
Лодьи в середине ХIХ века были наиболее крупными судами. Они имели длину 18м, ширину 3–6 м и грузоподъемность 24–150т.
Строились в Кеми, Ковде, Койде, Сороке, Куе, Мезени. Лодья имела округлый короб, обшивные доски которого крепились в малых лодьях «в наборе», в больших — «вгладь».
В центре судна был грузовой трюм с большим и малым люками, на носу — поварня и каюта для матросов, на корме — «казенка» — хозяйская каюта.
При постройке устанавливались три мачты, если лодья предназначалась для дальних морских плаваний, и две, если она была приспособлена для перевозки богомольцев в Соловецкий монастырь.
Кормщики получали сдельную плату за количество перевезенных на острова пассажиров и потому заполняли ими до отказа душные лодейные трюмы.
Соловецким судам, перевозящим богомольцев, составляли конкуренцию лодии онежан, имевшие небольшую грузоподъемность 11–16 ласт (22–32 тонны) и две мачты.
По данным 1857 года, перевозкой богомольцев занимались девять государственных крестьян Онежского уезда
Большая часть онежских судов в эти годы имела грузоподъемность от 28 до 80 тонн и ходила к берегам Мурмана и Норвегии.
Спасенный заступничеством Богородицы и предстательством Чудотворцев Соловецкий монастырь — что могло быть привлекательнее для русского паломника? Сам Государь Александр II не преминул удостоить своим Высочайшим посещением столь славное и святое место. Поток богомольцев за тридцать лет вырос более чем в полтора раза: с 7—8 тысяч в середине века до 12 тысяч в 1880-е годы (а в иные годы и по 15 тысяч приезжало).
Ехали «к Соловецким» за отпущением грехов, из любопытства, из подражания, но больше всего — помолиться у рак преподобных, испросить милости у Спасителя (на святой земле, покровительствуемой Чудотворцами, молитва лучше и быстрее доходит до Бога, более действенна, чем где бы то ни было), пожертвовать — деньгами ли, трудами своими — зачтется.
Рост паломничества был сопряжен с ростом доходов — в 1880-е годы каждый богомолец, по подсчетам П. Федорова, оставлял в монастыре в среднем по 9 рублей 52 копейки — в виде кружечных и кошельковых сборов, платы за свечи, за поминовения, за молебны и панихиды, за проезд, за просфоры, за покупки в монастырских лавках. Пожертвования трехдневных богомольцев и труды богомольцев-годовиков (трутников) в дополнение к трудам братии составляли экономическую основу монастыря.
Монахи шли в ногу со временем. Архимандрит Порфирий с согласия братии купил за 13 тысяч рублей пароход «Волга» (45 л. с.), построенный в 1844 году в Англии. Силами монастыря он был переоборудован в Сухом доке и назван «Вера». В навигацию 1862 года «Вера» уже ходила между Соловками и Архангельском.
Вскоре уже сам монастырь построил пароход «Надежда» (60 л. с.).
За первые десять лет пароходы совершили около двухсот рейсов, перевезли из Архангельска более 50000 пассажиров. Ежегодная выручка от продажи билетов составила от 8 до 15 тысяч рублей.
Пароходы со временем полностью вытесняли парусные суда.
В 1813г. на канале, проведенном из Святого озера в море, рядом с доком построена лесопильная о двух поставах мельница, на которой выпиливались для судостроения доски. Спустя тринадцать лет, Святое озеро и залив у южных берегов Соловецкого острова, лишенные попечения и присмотра, начали мелеть, канал высох, и работа на мельнице была остановлена. В 1912 году на месте лесопильни была построена одна из первых в России гидроэлектростанций:
Сейчас здание полуразрушено:
Сохранились остатки металлоконструкций и оборудования:
Пока я фотографировал развалины электростанции, произошло странное событие.
Половинка не стала меня ждать и пошла по пустынному берегу Святого озера в сторону Никольских ворот. Дул сильный ветер.
Дойдя до половины стены она услышала частое дыхание у себя за спиной и, решив что я ее догоняю, обернулась… и НИКОГО не увидела.
Решив, что ей послышалось, она ускорила шаг и через некоторое время снова услышала чье то частое дыхание. Обернувшись и, снова никого не увидев, она бегом бросилась бежать к Никольским воротам, у которых увидела людей, идущих на службу в Филипповскую церковь.
Там она меня и дождалась, трясясь от возбуждения.
Я спокойно прошел по берегу и никаких полтергейстов не обнаружил. Правда издавна было известно, что мужчины гораздо более толстокожие и менее чувствительные ко всяким мистическим явлениям.
О продолжении прогулки речи уже быть не могло и мы ускоренным шагом направились к теплоходу:
Только на борту Мамина-Сибиряка Половинка окончательно успокоилась.
Перед ужином Софья Васильевна сообщила, что дополнительная экскурсия на Филипповы садки запланированная на утро 03.06.2008 не состоится, так как деньги сдали только шесть человек.
Погода наладилась. Любуясь закатом, я крепко задумался, как провести последние 12 часов до отправления теплохода с Соловков.
#86
Отправлено 20 Август 2008 - 22:08
Пока я фотографировал развалины электростанции, произошло странное событие.
Дойдя до половины стены она услышала частое дыхание у себя за спиной и, решив что я ее догоняю, обернулась… и НИКОГО не увидела.
Решив, что ей послышалось, она ускорила шаг и через некоторое время снова услышала чье то частое дыхание. Обернувшись и, снова никого не увидев, она бегом бросилась бежать к Никольским воротам, у которых увидела людей, идущих на службу в Филипповскую церковь.
Со мной на острове подобного не происходило, Бог миловал, но мне говаривали очевидцы, что у них на фотографиях были запечатлены весьма странные святящиеся пятна, и особенно их было много именно в тех места, где было много человеческих жертв (монастырь в районе потолка, церкви и скиты). Я не берусь толковать подобные явления, но, тем не менее это факт.
#88
Отправлено 21 Август 2008 - 20:14
Со мной на острове подобного не происходило, Бог миловал, но мне говаривали очевидцы, что у них на фотографиях были запечатлены весьма странные святящиеся пятна, и особенно их было много именно в тех места, где было много человеческих жертв (монастырь в районе потолка, церкви и скиты). Я не берусь толковать подобные явления, но, тем не менее это факт.
Будете смеяться, но добравшись после этого происшествия до теплохода Половинка сказала, что больше на Соловках она никуда не пойдет.Удивительное происшествие... Вашей жене повезло столкнуться с необъяснимым. Я, к сожалению, присутствие потусторонних сил на Соловках не почувствовала. Хотя не исключено, что тоже испугалась бы.
Я к ее решению отнесся с понимаем и перемещения по Большому Соловецкому острову на следующий день планировал в одиночку
#89
Отправлено 21 Август 2008 - 20:15
После завтрака, в 9:40 я уже двигался на юг острова, чтобы осмотреть Переговорный камень.
Задача обнаружения исторической плиты не казалась очень сложной. На километровке Генштаба 1983 года в двух километрах южнее поселка значился мыс Переговорный, а в описаниях сообщалось, что архимандрит Александра говорил с англичанами на берегу Кислой губы, расположенной там же:
Все оказалось совсем не так просто
Как гласит известная пословица: если офицер перед гражданским населением достал карту – значит он заблудился.
Поэтому достигнув поселка я провел опрос местного населения.
Живописный дяденька как раз заливал в свою Ниву бензин.
Похрустев перед его носом денежными купюрами, я предложил доставить меня до Переговорного камня на его транспортном средств.
Дяденька искренно удивился, спросив: «У тебя деньги что-ли лишние? Тут идти пешком по дороге 20 минут!»
В результате переговоров выяснилось, что сумма в 300р его вполне бы устроила, но проблема в двух ручьях, которые пересекают дорогу и у него нет уверенности, что личное транспортное средство Нива их успешно преодолеет.
Рядом стоял мотоцикл «Минск-125». Проследив мой взгляд, абориген со вздохом сообщил, что мотоцикл можно было бы использовать, но поскольку веса во мне и в нем 2,5 центнера, то мотоцикл двоих не выдержит.
На песке он начертил мне на песке подробную план-схему движения и пожелал счастливого пути.
Дай бог ему здоровья!
Время было уже 10:10
Дорога в сторону Переговорного камня в общем простая.
Пройдя через поселок и осмотрев овощную базу, я двинулся дальше:
Кооперативная гостиница:
Далее надо идти по песчаной дороге. Свернуть с нее можно только в лес:
Вскоре можно увидеть местное кладбище. По понятным причинам я сильно задерживаться не стал:
Онаружив песчаный карьер, я понял, что иду правильно:
Вскоре я понял, почему абориген не рискнул ехать на Ниве. Ручей был для автотранспорта вполне проходим, но своя рубашка ближе к телу:
Второй ручей заставил насторожиться. Приближалась поворотная точка маршрута:
Дойдя до берега озера Большое Лобское можно перевести дух. Почти пришли!
И быть особенно внимательным!
В 10:30 через 300м слева показалось небольшое безымянное озерцо, и я оказался на развилки трех дорог (N65°00,276’ E35°42,992’):
Дорога к переговорному камню правая. Центральная ведет к Переговорному мысу, а левая выводит к самому южному мысу Большого Соловецкого острова, мысу Печак.
Я же подтверждая любимую пословицу преподавателя по топографии «Бешеной собаке семь верст – не крюк!», совершил ошибку и рысью двинулся по средней. В результате отмахал лишних два с половиной километра, потеряв 25 минут и осмотрев знаменитый мыс.
Время неумолимо уходило и я почти бегом двинулся назад.
Свернув на этот раз на правую дорогу, через 100м обнаружил подобие мостовой и с удовлетворением отметил правильность скорректированного направления движения :
Окончательно развеяла мои сомнения стрелка на дороге, указывающая на берег моря:
Еще два шага и вот он, Переговорный камень (N65°00,244’ E35°42,675’):
Посмотрев на часы, удивился. Время ровно 11:00. До отправления Мамина-Сибиряка оставался ровно час.
Пять минут все таки потратил на рассматривание камня:
Именно на этом месте архимандрит Александр встретился с представителем английской военной эскадры. Надпись на плите: «Зри сие. Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор Настоятеля Архим. Александра с английским офицером Антоном Н. 22 июня, 1855 в среду в 11 час. до полудня по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков (записка представлена Святейшему Синоду). После переговоров, благополучных для обители, настоятель, возвратясь в монастырь в 1 час дня, служил в тот день в Успенском соборе Литургию и молебны; служба кончилась в 4 часа. В эту неделю три дня пост строгий был в обители и скитах и Господь в это лето не допустил воюющих нарушить иноков покой, как без милосердия они поступили в 1854 г. А.А.»
Монастырь добровольно не передал в распоряжение вражеской эскадры провианта. Английские матросы самостоятельно сошли на берег и вывезли на корабли годовой запас дров и другие продукты.Это стал первый и единственный в истории случай, когда неприятель ступил на Большой Соловецкий остров.
#90
Отправлено 21 Август 2008 - 20:16
По пути встретил группу пионэров, идущих видимо на экскурсию:
Навыки ускоренного перемещения по пересеченной местности с годами не пропали.
К поселку вышел в 11:20.
У меня в планах была еще покупка книги А. Мартынова «Древними тропами Соловецких островов». По моим сведениям она присутствовала в промтоварном магазине поселка.
Наверно я напугал продавщицу, когда в «мыле» ворвался в магазин с требованием выдать мне книгу А. Мартынова :
Стоимость в 300 с лишним рублей была не детской, но как говорится «Остапа понесло».
Обнаружив на горизонте неспешное движение к Тамариному причалу директора круиза и директора ресторана Мамина-Сибиряка, я счел возможным ворваться в Филипповскую церковь монастыря для приобретения местных путеводителей:
Девушка, осуществляющая уборку церкви, очень доброжелательно со мной побеседовала, порекомендовав наиболее ценные книги.
Воодушевленный в 11:45 не спеша пошел в сторону теплохода.
Вскоре услышал звонок мобильного.
Все-таки очень приятно, когда тебя ждут и волнуются
Около Мамина –Сибиряка происходила странное движение.
Выездная торговля, догадался я!
К теплоходу доставили продукцию, изготовленную из водорослей, добытых на Соловках и переработанную в Архангельске:
Желающие отоварились. Правда цена маленького наборчика из 5 пузырьков составила около 1200р
Ровно в 12:00 Мамин-Сибиряк отдал швартовы:
Бросили последний взгляд на монастырь и пообещали еще вернуться:
Долго еще стояли на палубе, разглядывая ленивые волны:
Завершая рассказ о Соловках, хотелось бы порекомендовать путеводители, информацию из которых я выложил здесь:
#91
Отправлено 21 Август 2008 - 20:41
Завершая рассказ о Соловках, хотелось бы порекомендовать путеводители, информацию из которых я выложил здесь:
Аналогичный набор книг (второй из Вашего сообщения я не купила, а еще весьма не плох путеводитель по Русскому Северу). Первая книга была мне рекомендована совершенно случайным попутчиком на Соловках, а найдена и прикуплена была именно в Филипповской церкви. Мой выбор также одобрила и матушка в церкви, действительно очень хорошая книжка.
А я вот себе уже который год из сувениров с Соловков привожу варежки, первый раз прикупила их как следствие полного замерзания на теплоходе, а во второй раз поняла, что таких интересных узоров на рукавичках в Москве ни у кого и нет. Так, что и от меня небольшой совет, в качестве сувенира прикупить изделия местных рукодельниц, и красиво, и на память, и бабушкам, что вяжут, хоть какой-то заработок.
Жаль, что в Вашем отчете это было последнее сообщение про Соловки.
#92
Отправлено 24 Август 2008 - 07:36
Естественно пришлось «принять» за отправление, но впадать в пьянство и алкоголизм было рано. Вечером этого дня предстояла экскурсия в Беломорск на Петроглифы.
В 15:50 прошли траверз островов Харина и подошли к 19 шлюзу Беломорско-Балтийского канала:
Шлюзование прошли быстро. Туристы удивленно глазели на такое чуднОе землечерпательное сооружение:
От пристани по какой-то нужде катамаран Волхов двигался к своему «азербайджанскому» собрату:
В 16:15 пришвартовались на пристань в 2 километрах выше шлюза.
Вездесущий боцман выскочил на пирс и как кузнечик поскакал принимать швартовочные тросы:
Первая группа рванула на экскурсию, а мы не спеша пошли к поселку:
Около синего здания (место базирования службы капитана порта Беломорск) Мамин-Сибиряк уже ждали два комфортабельных микроавтобуса для экскурсии на Петроглифы:
Петроглифы (от греч. petros - камень и glyphe - резьба, вырезывание) древние изображения, высеченные камне.
В Прионежье известны следующие скопления петроглифов:
Бесов Нос
Бесовы следки
Ерпин Пудас
Новая Залавруга
Старая Залавруга
От Карецкого Носа и устье р.Водлы
Пери Нос
Низовье р. Выг
Нам предстояло посетить крупнейшее скопление древних рисунков - Залавруга.
Перевозка туристов осуществлялась челночным методом.
Вначале отвезли первую половину. Пока с ними проходила экскурсия, приехали за нами.
По прямой от места стоянки Мамина-Сибиряка до скопления петроглифов чуть более 3км. По спидометру получилось около 12км в одну сторону.
Пока ехали, из окна микроавтобуса смогли посмотреть на Беломорск и его окрестности.
Очень бросается в глаза разница в качестве муниципального и «канального» дорожного покрытия.
В зоне ответственности Беломорско-Балтийского канала дорога - просто загляденье
А вот, что такое дорога в городе:
Берега реки Выг представляют собой живописные скопления таких камней:
Местность Залавруга раньше представляла собой часть острова Большой Малинин — довольно ровную песчаную площадку с, редкими соснами, примыкающую к озеровидному водоему и высыхающей летом протоке-старице.
В настоящее время в связи со строительством Беломорской ГЭС — последней в каскаде Выгских ГЭС, устье старицы, расположенные поблизости пороги и острова скрыты водохранилищем.
Чуть севернее петроглифов Залавруги берет начало плотина Беломорской ГЭС. Перпендикулярно ей отсыпана небольшая дамба для отвода паводковых вод старицы. Над дамбой к Выгостровской ГЭС (и бывшему порогу Золотец) проходит высоковольтная линия с широкой просекой.
Добраться до скопления первобытных рисунков можно двумя способами. Простым, но длинным и сложным, но коротким:
- от моста через реку Выг пешком можно пройти 500м по тайге вдоль высоковольтной линии;
- доехать по дороге до плотины Беломорской ГЭС, а затем вдоль Выга по острову Большой Малинин и пройти пешком 100м.
Мы воспользовались вторым способом, поскольку было получено разрешение на проезд через плотину.
#93
Отправлено 24 Август 2008 - 07:38
Рисунки Залавруги выполнены не краской на стенах, а выцарапаны кварцевым резцом на каменных плитах:
Если не особенно внимательно смотреть под ноги, их можно и не заметить:
Чтобы натренировать подслеповатый глаз туристов, Людмила Викторовна положила рядом с петроглифом его чертеж.
Вот лодка с кучей аборигенов гонится за белухой:
Обратите внимание на количество людей в лодке. Судно изображено не маленькое
Постепенно глаз приобрел зоркость и сам стал выделять на камнях фигурки животных и людей:
Туристы двигались от одной группы рисунков к другой, внимательно всматриваясь под ноги. Правда, некоторые демонстрировали явную скуку :
Всего на плато старой Залавруги расположено около 200 рисунков различной степени сохранности. Рисунки выполнены 3,5—4 тысячелетия назад охотниками, населявшими эту местность.
Часть рисунков животных и рыб сделана в натуральную величину. Например рыба в левом верхнем угле фото это семга :
А это - небольшой северный олень:
Несколько выше по склону расположено еще одно скопление наскальных рисунков – Новая Залавруга:
Она включает 26 групп рисунков , рассредоточенных на значительной территории:
Как написано в исследовании «Наскальные рисунки Карелии» Ю.А.Савватеева: «Бросается в глаза обилие композиций. Их почти 90. Чаще всего они посвящены морскому промыслу, охоте на лесных зверей и птиц. Изредка встречаются враждебные столкновения и поединки. Имеется ряд оригинальных сцен, вероятнее всего, передающих какие-то мифологические сюжеты». А вот такой рисунок – древняя Камасутра находится сейчас под толщей воды реки Выг:
Закончив экскурсию, вышли к поляне ждать микроавтобусы. Появились здоровенные карельские комары
Экскурсия заняла чуть больше часа.
В 20:10 мы вернулись к пристани и через дырку в заборе отправились на Мамин-Сибиряк:
В 20:15 Мамин-Сибиряк отошел от пристани и двинулся вверх по Беломорско-Балтийскому каналу.
Перед железнодорожным мостом увидели жалкое зрелище.
Две Зари и Метеор на приколе:
На ужин в 21:00 нас побаловали жульеном. Канал выглядел замечательно, но силы были на исходе. Свалились спать, как убитые.
#94
Отправлено 24 Август 2008 - 20:49
Некоторые маньяки провели на палубе всю ночь, но мы добрались до нее только перед завтраком, во время уборки каюты.
К этому времени мимо проплывала группа островов в озеро Телекино:
Во время завтрака второй смены прошли 9 шлюз.
В канале за 8 шлюзом встретили вот такого «пернатого»:
По программе дня предлагалось провести киновикторину с вручением призов и посмотреть фильмы: «Соловецкий монастырь» ч.2 и «Любовь и голуби». На 19 часов было назначено привбытие в Повенец и зеленая стоянка до 23ч.
Позвольте, а посещение музея Беломорканала? - - задумались мы.
Размышление было прервано в 10:30 запросом по 5 каналу при прохождении девятого шлюза. Повенец спосил: «Экскурсию заказывать будете?» Капитан посоветовался с директором круиза и ответил: «Сказала экскурсии не будет, приходим поздно. В следующий раз!». Мда подумали мы. Но история на этом не завершилась.
В восьмом шлюзе закупились судаком и щучкой горячего копчения. Водка была с собой
По пути из восьмого шлюза в канале встречались регулировочные знаки. Только не совсем понятно, кто имеет приоритет в движении :
Проходя шестой шлюз, выглянул на палубу. Онеги видно не было
Пришлось спуститься в каюту и принять «маленькую»:
#95
Отправлено 24 Август 2008 - 20:51
Ниже третьего шлюза – дебаркадер с такими красавцами:
В 16:00 подошли ко второму шлюзу:
Во время шлюзования Повенец снова запросил капитана по поводу экскурсии в музей ББК. Капитан после минутного размышления дал сотовый Софьи Васильевны.
Мы с Половинкой пришли к выводу, что раз директор музея такой настырный, шансы на посещение музея увеличиваются
К этому времени большинство пассажиров высыпало на палубу и рассматривало дорогу над вторым шлюзом и показавшиеся строения Повенца. Видна церковь Николая Чудотворца. Несмотря на древний вид, построена она в 2003г :
Повенец впервые упоминается в XV в. В 1496 г. здесь было значительное селение Повенцы, с соляными амбарами и сольницами торговых людей. В конце XVII в. Повенец называется "рядком", что указывает на торговое значение селения. На конец XVIII века в Повенце насчитывалось 62 двора.
В 1702 году Повенец стал конечным пунктом «Осударевой дороги» (по которой Петр I перебросил два фрегата и войска из Белого моря в Онежское озеро). В 1703 году Пётр I основал в Повенце чугунолитейный завод (изготавливал такелаж, пушки и шпаги для молодого российского флота); завод работал на местной руде. Уже в 1736 году, как и другие олонецкие заводы, повенецкий завод был закрыт.
Сейчас в нем прочивает около 2500человек.
В 16:40 подошли к первому шлюзу:
В 17:15 отшлюзовались и смогли взглянуть на Повенецкую лестницу со стороны Онеги:
Поклонный крест на мысу перед первым шлюзом:
А так этот мыс должен был выглядеть по проекту 1933г:
Вождь показывает рукой на юг. Интересно, в чем идея?
В 17:40 подошли к причалу Повенца и встали рядом с Озерным 211:
Во время швартовки Софья Васильевна торжественно объявила, что ей все-таки удалось договориться и организовать для нас экскурсию в музей ББК
Стоимость экскурсии, оцененная в 50 рублей нас приятно удивила.
Правда выяснилось одно обстоятельство: как туда идти никто точно не помнил.
Местные пионэры заверили, что идти надо все время прямо, правда в дальности до музея мнения разделились. Диапазон расстояний высказывался от километра до пяти.
В 17:40 мы неспешным шагом двинулись по улице, идущей от причала.
В городе практически не осталось зданий довоенной постройки. В 1942 году при отступлении войска Красной армии взорвали плотину и вода смыла все капитальные строения.
Обратили внимание на необычное здание дома культуры с огромными окнами:
В 18:10 достигли цели нашего движения. Музей ББК расположен в здании управления Повенецкого района гидросооружений:
Правда, полное название, судя по фотографии, у этой организации очень мудреное. Даже для его сотрудников вывешено объявление:
Перед музеем нас встретила его заведующая:
Музей чем то напоминает школьные музеи воинской славы и представляет из себя комнату размером со школьный класс:
Представлены фотографии и вещи каналармейцев:
Подлинники и ксерокопии документов касающихся строительства канала.
Музей развивается и мы, по большому счету, не пожалели, что его посетили.
В 20 часов вернулись на Мамин-Сибиряк. Вокруг теплохода собралось много рыбаков от мала до велика. Такие повенецкие очаровашки удили рыбу:
В 23:00 Мамин-Сибиряк отошел от пристани Повенца и двинулся к Кижам.
#98
Отправлено 25 Август 2008 - 14:59
В 5:40 проснулся: что-то загремело, потом резко встряхнуло и наступила тишина.
«Причалили!» - подумал я.
В 6:00 объявили подъем.
«Достали!» - заявила Половинка и повернулась дрыхнуть на другой бок.
Вторая смена питания позволила поспать еще часок.
Мне уже не спалось и я поднялся на солярий.
Мамин-Сибиряк стоял «зажатым» между Федором Достоевским и Валерианом Куйбышевым:
На них тоже никакого движения заметно не было.
После завтрака в 8 утра через вестибюль Достоевского отправились на экскурсию:
Я в Кижах не был с 2006 года. Тогда и пирс был поскромнее, и здание речного вокзала было в другом месте:
Напротив на отдельном причале тихо стояла Заря турфирмы «Карелия».
«Корпоратив!» - подумали мы.
Около Зари топтались два милиционера.
«Серьезный корпоратив!» - уточнила Половинка
Название острова Кижи имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения. Первый производит название Кижи от карельского слова «кижат» - «игрища». Возможно, в древности на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопровождаемые обрядовыми песнями и плясками. Второе, более простое объяснение, связано с карельским «кииджи» -«водный мох». Такой мох в округе растет только на болоте в центральной части острова Кижи и, в прошлом, широко использовался местными крестьянами для утепления срубных построек.
Земли окрестностей острова Кижи в период с XI по XV века входили в состав Новгорода и находились во владении восьми новгородских бояр (в том числе знаменитой Марфы Борецкой). В 1478 году все новгородские владения вошли в состав Московского государства. Новые московские земли делились на пять провинций-«пятин», в состав которых входили округа-«погосты».
Земли острова Кижи и его ближайших окрестностей входили в состав Обонежской пятины и являлись центром Спасо-Кижского погоста, территория которого охватывала южную часть Заонежского полуострова, включая Уницкую Губу Онежского озера.
«Погост Спасской в Кижах» впервые упоминается в 1563 году, поскольку более ранние документы не сохранились.
Согласно писцовой книге 1582 года, в Кижском погосте было отмечено 115 деревень живущих и 88 запустевших, т.е. переставших существовать по разным причинам. На острове Кижи в это время существовало 12 деревень. Основными занятиями жителей всех поселений были земледелие и рыболовство. В той же писцовой книге 1582 года впервые упоминаются и кижские храмы: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы». Однако эти храмы не сохранились. Современные церкви Кижского погоста возведены на месте прежних церквей, сгоревших в конце XVII века от удара молнии во время грозы.
Существует легенда, почему они были отстроены в другом месте:
«На Кижском острове, где теперь погост, церковь стояла в другом месте, гораздо севернее, на холмистом возвышении; там теперь в память её построена часовня Св. Духа. Церковь была во имя Спаса. Однажды, в праздник Покрова Богородицы, паны (так в период «смутного времени» в народе называли занимавшихся грабежом польско-литовских интервентов.) сделали нечаянное нападение на Кижский остров, употребив военную хитрость: они приплыли к острову из Повенца на плоту, на котором были поставлены вместо парусов березки. Суеверному народу показалось, что к ним плывет остров; все собрались смотреть на берегу, однако паны бросились на безоружных жителей. Народ укрылся в храме; но паны, ворвавшись туда, начали резать крестьян и стрелять в них. Одна стрела вонзилась в образ Спасителя, в правую руку; другая пробила образ насквозь, пониже первой, и сделала на нем «оскомину». Оба знака видны на иконе до сих пор. Но в это самое мгновение совершилось чудо: на панов «нашла темень», они ослепли и вместо беззащитного народа стали резать друг друга и все легли на месте; кровь от них лилась через церковный порог. После такого осквернения служение в церкви надолго было оставлено и, наконец, самый храм сгорел от молнии. Впоследствии, собравшись с силами, кижане решились построить новую церковь и приплавили леса к тому месту, где стояла сгоревшая; но в ночь все плоты невидимою силою перенесло ниже, к такому месту, где не было ничего, кроме верестняка (вереска). Строители опять перегнали плоты на старое место, но в следующую ночь леса вновь очутились у верестняка. Тут строители догадались, что это высшая воля; стали осматривать кусты и нашли в них простреленный образ Спасителя. Это был уже явный знак, что церковь надо строить здесь, а не на старом месте. Так и сделали. И вот часовня, церковь и простреленная икона остались памятниками нападения панов в южном Заонежье».
В общем легенда, она и есть легенда.
Церковь Преображения Господня – это конечно жемчужина Русского севера. Возведена была в 1714г:
Церковь срублена из сосны и увенчана 22-мя разновеликими главами, покрытыми осиновым лемехом. Главы установлены на «бочках» — криволинейных конструкциях, повторяющих силуэты куполов. Высота церкви — 37 м; длина — 29 м, ширина −20,6 м; полезная площадь —362,10 кв. м, площадь застройки —442,00 кв. м.
С ней связана еще одна легенда. Якобы в ее проектировании участвовал Петр I.
Преображенская церковь — не единственная церковь подобного типа в Обонежье. Ближайшей ее предшественницей является Покровская церковь в селе Анхимово Вытегорского уезда, построенная в 1708 году (сгорела в 1963 году). Предположительно, обе церкви были построены одной и той же плотницкой артелью.
В 1980 году в связи с нарастанием деформации Преображенская церковь была закрыта для посетителей. Тогда же начался демонтаж церковного интерьера: разобран иконостас, сняты полы, разобраны потолки, внутренняя (страховочная) кровля. В 1984 году в интерьер был введен жесткий металлический каркас с целью укрепления конструкций и для переборки церкви без ее полной раскатки. В настоящее время начались реставрационные работы, которые рассчитаны на пять лет.
Рядом с летней, холодной (неотапливаемой) церковью, располагается теплая зимняя церковь. На Кижском погосте — это десятиглавая церковь Покрова Богородицы:
Службы в ней начинались с праздника Покрова (1 октября) и продолжались до Пасхи.
Считается, что она построена в 1764 г.
В отличие от «круглой» всефасадной церкви Преображения Господня Покровская церковь имеет вытянутый прямоугольный план и относится к церквям «кораблевого» типа. Длина церкви — 32 м; ширина — 8,7 м; высота — 27 м; полезная площадь — 211,8 кв. м, площадь застройки — 271,32 м2.
В это посещение Кижей нам очень повезло с экскурсоводом. К сожалению, мы присоединились к нему в середине экскурсии и не успели узнать, как его зовут:
Внутри Покровской церкви устроена выставка икон. Фотографированию никто не препятствует. И правильно!
Иконостас:
В XVIII веке, после упразднения погостов, как территориальных единиц, из ближайших к острову Кижи земель, была образована Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии.
В конце XIX века Кижская волость значительно сократилась по территории и состояла из 47 ближайших к острову Кижи деревень, расположенных по берегам северо-западного берега Климецкого острова, вдоль берега материковой части, на островах Кижи, Волкостров, Еглов и Рогачев, в которых крестьянствовали, занимались ремеслом, ловили рыбу 2555 человек. На острове Кижи находилось 9 деревень. Территория церковного прихода совпадала в это время с административными границами Кижской волости.
Содержание кижского церковного причта до 40-х годов XIX века заключалось на подаянии прихожан. С середины XIX века положение изменилось: причт начал получать казенное жалование в размере 420 рублей в год (двум священникам полагалось соответственно по 180 и 120 рублей, двум псаломщикам по 60 рублей).
Уровень образования священников, служивших в кижскнх церквях на протяжении XIX века, был различным Из восьми священников двое Семен Соколин (служил с конца XVIII века до 1815) и Иоанн Федулов (1815 - 1866) не имели специального образования, четверо Михаил Завадовский (1852 до нач. XX в.), Иоанн Павлинский (1877 до нач. XX в.), Андрей Русанов (1856-1876) и Михаил Русанов (1894-1927) получили образование в Олонецкой духовной семинарии. Священник Михаил Крылов (1834-1852) обучался в Свирском приходском училище. Последний кижский священник Алексей Петухов (1933-1937) получил образование в Архангельской духовной семинарии.
ерковный приход на острове Кижи просуществовал до 1937 года.
Существуют воспоминания местных жителей, что перед войной один из председателей колхоза на острове решил демонтировать церкви и пустить их на дрова. На очередном сельском сходе вышел местный колхозник и сказал: «Слышали, что с церквей решили луковки сшибить. Я обещаю, что тому начальнику, вот этой рукой, башку тогда сшибу». И показал пудовый кулак.
В общем, ансамбль кижских церквей сохранился:
Правда, службы в Покровской церкви Спасо-Кижского погоста были возобновлены лишь в 1994 году после более чем 50-летнего перерыва.
К середине XX века в кижской округе сохранилось только 17 деревень, в том числе две деревни (Ямка и Васильево) на острове Кижи.
#99
Отправлено 25 Август 2008 - 15:00
В годы оккупации изучение кижских церквей, а также других архитектурных памятников проводил финский офицер, искусствовед по специальности, Ларе Петтерссон, впоследствии известный исследователь народного зодчества Карелии, автор монографии «Культовая архитектура Заонежья». Именно из его публикаций на Западе и узнали о самобытных памятниках Карелии.
Имя другого финского офицера получило еще более широкую известность. В декабре 1941-го молодой финский летчик якобы отказался выполнить приказ своего командования разбомбить церкви Кижского погоста и сбросил бомбы на другую цель. В 1999 году этого бывшего пилота Лаусдея Сакселля (1914-2001) встречали на Кижах как героя. О «кижском ангеле» написали местные и центральные газеты, финским и российским ТВ было снято несколько восторженных фильмов. Сакселл стал для ценителей красоты Кижей легендарной фигурой, сравнимой разве что с Нестором, создавшим храмы «без единого гвоздя и забросившим затем свой топор в Онегу».
После просмотра одного из фильмов о Сакселле председатель финского общества летчиков-ветеранов "Пилвенвейкот" Олли Кивиоя, заинтересовался этим случаем. Он ознакомился с архивными документами 16-й авиаэскадрильи, в которой Сакселл служил командиром третьего звена и пилотировал Fokker, а также архивами наземных частей кавалерийской бригады, действовавших в Заонежье.
Документы эскадрильи давали полную информацию о полетах с точностью до 5 минут, с указанием дат, типов самолетов, фамилий пилотов, высот, задач и маршрутов. После тщательной проверки Кивиоя обнаружил, что приказа бомбить Кижи никогда не существовало, да и не было в нем необходимости!
По словам Сакселля в интервью финскому ТВ-2, офицер штаба Калле Мартиала дал ему приказ о бомбежке 7.12.1941, сообщив, что русские руководят с высоты церквей огнем артиллерии по финским кораблям в Онего. Сам К.Мартиала это впсоледствии категорически отрицал. Вблизи Кижей не было советской артиллерии, огнем которой нужно было бы руководить, а на озере не было финских кораблей! Заонежье было оккупировано финнами еще в середине октября. По документам Сакселл не совершал 7.12 никаких полетов. В декабре он вылетел всего два раза — первого числа разбросал 18000 листовок над Медгвежегорском и Повенцом и второго вылетал в переименованный финнами в Энислинну Петрозаводск. В 1966 году Сакселл написал мемуары, в которых ни словом не обмолвился о случае с кижскими церквями.
В общем, как показывает опыт, только архивные данные могут навести порядок в восторженных головах некоторых энтузиастов.
Крестьяне Олонецкого уезда были крепкими хозяйственниками. Их добротные строения, перенесенные из соседних деревень стоят уже вторую сотню лет. Дом крестьянина Елизарова был перевезен в музей в 1961 году из деревни Потаневщина, находившейся на соседнем с островом Кижи Большом Климецком острове, и отреставрирован под руководством архитектора А. В. Ополовникова:
Во время строительства дома, в 60-е годы XIX века семья Елизаровых состояла из 9 человек. Семья Елизаровых владела, помимо дома, единственным в деревне двухкамерным амбаром, в хозяйстве было 4 лошади, 7 коров, 10 овец. Младший брат последнего хозяина дома Константина Алексеевича Елизарова, репрессированного в 1938 году, Григорий, будучи рабочим на одном из заводов, жил в основном в Петербурге, наезжая в деревню только изредка. Умер Григорий Алексеевич Елизаров во время блокады Ленинграда.
В доме, как было положено в старину, девушки занимались рукоделием:
Очень интересна история крохотной (общая длина — 8,8 м; ширина — 3,6 м; высота — 7,1 м) церкви Воскрешения Лазаря (вторая половина XIV–XVI века):
Это один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохранившихся до наших дней.
Местное предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем «родом из славного города Рима», который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Документальных подтверждений этому пока не выявлено Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного».
Основатель монастыря Лазарь почитался как местночтимый святой, а монастырь и его святыня стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23–24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев. В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвел обмеры церкви и сделал проект реставрации, которым предусматривалось воссоздание притвора, зафиксированного архитектором Л. В. Далем в 80-е годы XIX века. В 1959 году церковь была разобрана и перевезена на остров Кижи.
В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI–XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери. Отдельные иконы сейчас представлены на выставке в Покровской церкви.
Дойдя до часовни Архангела Михаила, послушали колокольный звон и положили денежку звонарю.
Часовня Архангела Михаила была перевезена из деревни Леликозеро в 1961 году
(на заднем плане теплоход Сергей Киров):
Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря. Поэтому в ней нельзя служить Божественную литургию. В часовне сохранился иконостас и «небо» — расписной потолок из 17 икон местного письма последней четверти XVII века. Храмовая икона «Архистратиг Михаил с деяниями» на нижнем поле имеет надпись: «писана сия икона во имя Спаса, Святой Троицы, чудес святого архистратига Михаила в лето 1671 году мая (в) дня в новомолебный храм с… в часовню у Леликозера повелению раба божия Тимофея Ларионова с братьями и соседями».
С сожалением отметив, что продолжительность экскурсий с каждым годом сокращается, а количество туристов стремительно увеличивается не спеша пошли обратно.
И в этот раз не успели сходить на север острова.
Недалеко от берега стояла комета с еще одним корпоративом:
Музыка гремела так, что видимо ее было слышно на соседних островах.
Проходя по дорог, вымощенной шунгитом, увидели любопытную сценку.
Экскурсовод рассказывал туристам о том, что Петр I якобы обязал всех солдат носить камешки шунгита в ранцах для очистки воды в походе. Услышав это пожилая дама выбрала пару булыжников покрупнее и сунула к себе в сумку.
Количество судов за время нашей экскурсии увеличилось:
Напротив Федора Достоевского стояла яхта Федорыч :
Подошла Комета-17 принадлежности ТК БОП:
В 11 часов Валериан Куйбышев, Лев Толстой, Россия и Георгий Чичерин отошли от причала, чтобы выпустить Мамина-Сибиряка:
Пройдя мимо «гремящей» музыкой Кометы мы двинулись на юг:
Бросив прощальный взгляд на Кижи, поняли, что будем сюда возвращаться вновь и вновь :
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных