Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Тамбовское речное судоходство
#1
Отправлено 14 Апрель 2008 - 12:11
Было судоходство и по реке Цне. В детстве застал теплоход типа "Зарница" и т.н. баржи.
Сейчас всё там прикрыли, но по смутным воспоминаниям старожил в городе были и пристани, и различные Речные трамваи, буксиры, теплоходы.
Интересна история судовой навигации города и области...
#2
Отправлено 14 Апрель 2008 - 13:01
В советское время речным судоходством было охвачено много городов с болле-менее судоходными реками.
Было судоходство и по реке Цне. В детстве застал теплоход типа "Зарница" и т.н. баржи.
Сейчас всё там прикрыли, но по смутным воспоминаниям старожил в городе были и пристани, и различные Речные трамваи, буксиры, теплоходы.
Интересна история судовой навигации города и области...
Да, все это было. И не так давно... Жил я в Тамбове в в семидесятых... Еще ребенком. Отец военный был, там служил 5 лет. Помню картины из детства...
Часто купался в Цне, мимо проплывали суда (немного, редко, но были), небольшие, двух-палубные кажется, не больше. И пристань городская была и причалы.
Регулярных рейсов может в 70-х годах и небыло уже. Но суда прогулочные - точно ходили.
Вот ссылка кое какая.
http://www.skitalets...va/145_tsna.htm
и схема.
#3
Отправлено 14 Апрель 2008 - 13:11
В советское время речным судоходством было охвачено много городов с болле-менее судоходными реками.
Было судоходство и по реке Цне. В детстве застал теплоход типа "Зарница" и т.н. баржи.
Сейчас всё там прикрыли, но по смутным воспоминаниям старожил в городе были и пристани, и различные Речные трамваи, буксиры, теплоходы.
Интересна история судовой навигации города и области...
вопрос поставлен совершенно справедливо: малые реки в современной России практически не используются для транспорта. А ведь ещё 20 лет назад они активно использовались в народном хозяйстве.
Просьба к 'pushistui' подробнее рассказать о судоходстве по Цне. А к другим энтузиастам судоходства по - по другим, известным им рекам.
#4
Отправлено 14 Апрель 2008 - 13:31
Значит так Цна.
Судоходство на одной из старых совковых картах (хорошая) начиналось официально с посёлка Бокино.
Это ниже тамбова. Ну и соответственно до Моршанска. А там, если я не ошибаюсь недалеко Ока, да и русло значительно шире.
Пристани были в городе-несколько штук. Показать где конкретно не могу-ибо нет карты под рукой.
Одна пристань была напротив университета-красивая, маленькая. Тада причаливали т.н. Баржи-плоскодонный катер с навесом. Самоходный. Было таких в городе штуки 3-4. Цвет-синие с белым. Маршруты движения-до острова Эльдорадо и обратно в город. был маршрут до Ляды или Рады или Тригуляя. Это ближе к Бокино.
Кроме этих плоскодонок существовали суда типа Зарница 1 или 2. Из одной из них пытались сделать плавучее кафе, судно простояло на треногах на берегу, а потом исчяезло в неизвестном направлении.
Кроме всякого хлама-моторой, весельных лодок, велокатамаранов было судно на воздушной подушке, потом я узнал что тако эксплуатируется например как лаборатория проб воды. Цвет фиолетовый, размер небольшой. Кроме воздушки был катерок типа Пётр Великий. Куча судов ГИМСт и спасение на водах, был ментовской катерок.
Смутно помню речной земснаряд, бывал в реке он мельком.
Широкая часть т.н. тамбовского водохранилища была вырыта 1 (по др. сведениям 2мя) земснярядами. Достаточно давно-меня ещё на этом свете не было.
Водная система представляет собой два параллельных русла- старое и новое. Новое-это то, что прорыли методом углубления и расширения. Тсарое находится в пригородном лесу, оно более узкое, старое, красивое и судоходное.
В городе есть две гидросистемы. Старая краснокирпичная плотина(когда-то был узел ГЭС малой мощности для старой фабрики) здание стоит и сейчас. Вроде глухая-шлюза нет...
Вторая гидросистема постройки 70х-80 годов. На ней есть рельсы и гараж. Неизвестного назначения. Колея узкая.
Шлюза вроде тоже нет, но полплотины имеет весьма разборный вид...
Вот, значит что ещё.
Есть здание, подобие маяка, рядом с гидрозлом.
Есть остатки фарватерных столбов, некоторое количество брошеных барж.
Было также и кладбище кораблей. Стояли там древние баржи, несамоходные, речной трамвай москвич. Неск лет назад всё разрезали на металл...
По словам пенсионеров были и технические пристани, и куча разных крупнокалиберных судов. Естественно ограничеснных мощностью данной гидросистемы.
Сейчас почти ничего не осталось. Недавно года 3-4 назад по реке плавал разборный земснаряд и катер типа Рядань. Капитальная прочистка канала Цны. Чейчас он куда-то отправлен. На Цне его не видел.
Такова в кратце история речного судоходства Тамбова.
Нет фотографий, более подробных описаний, неизвестна история и судьба судов.
Буду рад, если узнаю любую информацию этого направления...
#5
Отправлено 14 Апрель 2008 - 13:39
Самое забавное что в городе эксплуатировались и пассажирские и грузовые суда. Достаточно крупные.
В области река оснащена помоему 14ю шлюзами. В городе же шлюзов нет. А суда были.
Интересно, как они сквозь плотины проплывали, если шлюзов в городе нет. Кранов тоже не видел.
Это остаётся для меня загадкой...
#6
Отправлено 14 Апрель 2008 - 19:45
Вот несколько отчетов коллег-водномоторников:
http://boatclub.edun...v.pl?page=10567
http://boatclub.ru/f...thread.php?t=69
Среди прочего, в этих отчетах много фотографий Цны - заброшенных шлюзов, плотин, старых барж... А раньше, как я понимаю, судоходство по Цне осуществлялось на всем протяжении от Тамбова до устья.
По-моему ничего странного нет. Я довольно давно был в Тамбове, но вот карта (см. прикрепленный файл). Не вижу ни одной плотины на основном русле Цны в черте города. А ниже Тамбова все плотины оснащены шлюзами (т.е раньше были оснащены), и судоходство до Мокши и Оки осуществлялось.В области река оснащена шлюзами. В городе же шлюзов нет. А суда были.
Интересно, как они сквозь плотины проплывали, если шлюзов в городе нет. Это остаётся для меня загадкой...
Прикрепленные файлы
Мой блог о путешествиях=>>
#7
Отправлено 14 Апрель 2008 - 20:14
Есть ещё одна-где канал впадает в основное русло. Участок от впадения Стунедца(кстати говорят когдато был тоже судоходен) до впадения Чумарсы. Видите? там ещё рядом "апендиксы". Там же находилось кладбище кораблей.
Так подождите-в Горелом например есть шлюзы, ниже Тамбова тоже есть. А в городе плотины, как я понимаю судонепропускные. А суда были.
http://photofile.ru/...07/54356205.jpg
Вот это вот что за конструкция?
А про судоходство поподробнее можете рассказать?
Плотины ниже Тамбова, можно на карте показать? Насколько мне известно до Котовска чтото ходило...
#8
Отправлено 14 Апрель 2008 - 20:49
Так это же не основное русло, а Старая Цна? А на основном русле в Тамбове (вдоль центра города, мимо пристани, острова Эльдорадо и далее вверх по реке) плотин не вижу...На Вашей карте Объект Тамбовский лесхоз-знак моста-там стоит плотина.
В отчете по ссылке написано, что это плотина Теньсюпинского гидроузла на Цне - это много ниже Тамбова по реке, на территории Рязанской области. Впрочем, думаю, непосредственные участники той экспедиции лучше меня обо всём расскажут, когда зайдут на форум.http://photofile.ru/...07/54356205.jpg
Вот это вот что за конструкция?
Плотины смогу показать, скорее всего, завтра (если честно, сейчас на ночь глядя очень неохота сканировать и потом подрезать несколько листов топографической карты )... Что касается судоходства, то в одной из старых тем Володя Минаев выкладывал флот в Кадоме.А про судоходство поподробнее можете рассказать?
Плотины ниже Тамбова, можно на карте показать?
Это, правда, не Цна, а Мокша (в которую Цна как раз и впадает), но на Цне думаю, встречалось примерно то же самое, да и фотографии заброшенных похожих несамоходных барж в отчете водномоторников свидетельствуют об этом.
Мой блог о путешествиях=>>
#9
Отправлено 14 Апрель 2008 - 20:53
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#10
Отправлено 14 Апрель 2008 - 21:07
Да, там плотина. А на канале, что у города- плотин нет, Она есть в месте впадения канала в Старую Цну.
что это плотина Теньсюпинского гидроузла
Что есть это не шлюз. Вот чтото подобное возле гост Турист и находится. На старой Цне.
Плотины смогу показать, скорее всего, завтра
Как Вам удобно.
Фото в инете гидроузлов Тамбова не нашёл, зато нашёл вот это
http://www.rusadvent...ticles/332.aspx
#11
Отправлено 14 Апрель 2008 - 21:14
Так они и пишут, что на теньсюпинский шлюз не пошли. Но в отчётах ребят и шлюзы есть - вот, например:что это плотина Теньсюпинского гидроузла
Что есть это не шлюз. Вот чтото подобное возле гост Турист и находится. На старой Цне.
http://boatclub.edun...v.pl?page=10607
Посмотрите отчёты.
Мой блог о путешествиях=>>
#13
Отправлено 16 Апрель 2008 - 09:21
Как в город, в канал попали корабли, если в конце канала стоит глухая плотина, а возле туриста тоже шлюза нет.
Ходили и пассажирские катерки в Моршанск (родственники рассказывали).
Недалеко от кладбища кораблей есть остатки приличной пристани с причальными присполоблениями. Сейчас там хороший пляж.
Рам, и как тогда суда там проходили?
Андрей, почитал.
Выложите пожалуйста карту, о которой вы говорили.
#15
Отправлено 16 Апрель 2008 - 15:56
? поясните рисунком что это такое
Конструкция по типу http://photofile.ru/...07/54356205.jpg
половина плотины такая
а половина представляет собой бетонные окошки.
Я новичёк, поэтому выражаюсь общетехническим языком.
#16
Отправлено 16 Апрель 2008 - 17:36
#17
Отправлено 16 Апрель 2008 - 18:00
Фотки не могу найти-я бы показал.
#19
Отправлено 16 Апрель 2008 - 18:17
Хорошо сказано.мучебник по плотинам
Технология такая. С помощью цепи, лебёдки и какой-то матери фермы поднимаются со дна. Затем из гаража выгоняется тележка, на ней перевозятся деревянные щиты, которые вставляются в промежутки между фермами. По мере наполнения добавляют количество щитов. Работа большей частью ручная, основная сложность, при подъёме ферм - они могут выскочить из подшипников. Тогда водолазом и плавкраном ставят их на место.
Разборка в обратной последовательности. Постепенно вынимаются щиты, отвозятся по рельсам на тележке (не носить же их на руках), фермы опускаются на дно.
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 анонимных