Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Тамбовское речное судоходство


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 50

#1 pushistui

pushistui

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 33 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 08

Отправлено 14 Апрель 2008 - 12:11

В советское время речным судоходством было охвачено много городов с болле-менее судоходными реками.
Было судоходство и по реке Цне. В детстве застал теплоход типа "Зарница" и т.н. баржи.
Сейчас всё там прикрыли, но по смутным воспоминаниям старожил в городе были и пристани, и различные Речные трамваи, буксиры, теплоходы.

Интересна история судовой навигации города и области...

#2 Valis

Valis

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 232 сообщений
  • Регистрация: 17-Февраль 06
  • Город:Московская область

Отправлено 14 Апрель 2008 - 13:01

В советское время речным судоходством было охвачено много городов с болле-менее судоходными реками.
Было судоходство и по реке Цне. В детстве застал теплоход типа "Зарница" и т.н. баржи.
Сейчас всё там прикрыли, но по смутным воспоминаниям старожил в городе были и пристани, и различные Речные трамваи, буксиры, теплоходы.

Интересна история судовой навигации города и области...


Да, все это было. И не так давно... Жил я в Тамбове в в семидесятых... Еще ребенком. Отец военный был, там служил 5 лет. Помню картины из детства...
Часто купался в Цне, мимо проплывали суда (немного, редко, но были), небольшие, двух-палубные кажется, не больше. И пристань городская была и причалы.
Регулярных рейсов может в 70-х годах и небыло уже. Но суда прогулочные - точно ходили.

Вот ссылка кое какая.
http://www.skitalets...va/145_tsna.htm

и схема.
Изображение
(\__/)
(='.'=)
E[:]|||||||| Речные пейзажи. |||||||||[:]3
('')_('') И не только...

#3 Алексей-31

Алексей-31

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 632 сообщений
  • Регистрация: 02-Февраль 07
  • Город:Москва, САО

Отправлено 14 Апрель 2008 - 13:11

В советское время речным судоходством было охвачено много городов с болле-менее судоходными реками.
Было судоходство и по реке Цне. В детстве застал теплоход типа "Зарница" и т.н. баржи.
Сейчас всё там прикрыли, но по смутным воспоминаниям старожил в городе были и пристани, и различные Речные трамваи, буксиры, теплоходы.

Интересна история судовой навигации города и области...


вопрос поставлен совершенно справедливо: малые реки в современной России практически не используются для транспорта. А ведь ещё 20 лет назад они активно использовались в народном хозяйстве.
Просьба к 'pushistui' подробнее рассказать о судоходстве по Цне. А к другим энтузиастам судоходства по - по другим, известным им рекам.

#4 pushistui

pushistui

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 33 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 08

Отправлено 14 Апрель 2008 - 13:31

Могу более развёрнуто.

Значит так Цна.
Судоходство на одной из старых совковых картах (хорошая) начиналось официально с посёлка Бокино.
Это ниже тамбова. Ну и соответственно до Моршанска. А там, если я не ошибаюсь недалеко Ока, да и русло значительно шире.
Пристани были в городе-несколько штук. Показать где конкретно не могу-ибо нет карты под рукой.
Одна пристань была напротив университета-красивая, маленькая. Тада причаливали т.н. Баржи-плоскодонный катер с навесом. Самоходный. Было таких в городе штуки 3-4. Цвет-синие с белым. Маршруты движения-до острова Эльдорадо и обратно в город. был маршрут до Ляды или Рады или Тригуляя. Это ближе к Бокино.
Кроме этих плоскодонок существовали суда типа Зарница 1 или 2. Из одной из них пытались сделать плавучее кафе, судно простояло на треногах на берегу, а потом исчяезло в неизвестном направлении.
Кроме всякого хлама-моторой, весельных лодок, велокатамаранов было судно на воздушной подушке, потом я узнал что тако эксплуатируется например как лаборатория проб воды. Цвет фиолетовый, размер небольшой. Кроме воздушки был катерок типа Пётр Великий. Куча судов ГИМСт и спасение на водах, был ментовской катерок.
Смутно помню речной земснаряд, бывал в реке он мельком.
Широкая часть т.н. тамбовского водохранилища была вырыта 1 (по др. сведениям 2мя) земснярядами. Достаточно давно-меня ещё на этом свете не было.
Водная система представляет собой два параллельных русла- старое и новое. Новое-это то, что прорыли методом углубления и расширения. Тсарое находится в пригородном лесу, оно более узкое, старое, красивое и судоходное.
В городе есть две гидросистемы. Старая краснокирпичная плотина(когда-то был узел ГЭС малой мощности для старой фабрики) здание стоит и сейчас. Вроде глухая-шлюза нет...
Вторая гидросистема постройки 70х-80 годов. На ней есть рельсы и гараж. Неизвестного назначения. Колея узкая.
Шлюза вроде тоже нет, но полплотины имеет весьма разборный вид...
Вот, значит что ещё.
Есть здание, подобие маяка, рядом с гидрозлом.
Есть остатки фарватерных столбов, некоторое количество брошеных барж.
Было также и кладбище кораблей. Стояли там древние баржи, несамоходные, речной трамвай москвич. Неск лет назад всё разрезали на металл...
По словам пенсионеров были и технические пристани, и куча разных крупнокалиберных судов. Естественно ограничеснных мощностью данной гидросистемы.
Сейчас почти ничего не осталось. Недавно года 3-4 назад по реке плавал разборный земснаряд и катер типа Рядань. Капитальная прочистка канала Цны. Чейчас он куда-то отправлен. На Цне его не видел.

Такова в кратце история речного судоходства Тамбова.
Нет фотографий, более подробных описаний, неизвестна история и судьба судов.

Буду рад, если узнаю любую информацию этого направления...

#5 pushistui

pushistui

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 33 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 08

Отправлено 14 Апрель 2008 - 13:39

Валис, да-да читал когда-то это я.
Самое забавное что в городе эксплуатировались и пассажирские и грузовые суда. Достаточно крупные.
В области река оснащена помоему 14ю шлюзами. В городе же шлюзов нет. А суда были.
Интересно, как они сквозь плотины проплывали, если шлюзов в городе нет. Кранов тоже не видел.
Это остаётся для меня загадкой...

#6 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 14 Апрель 2008 - 19:45

Сейчас посмотрел двухкилометровую карту Цны и насчитал на ней шесть или семь гидроузлов от Тамбова до её впадения в Мокшу в Рязанской области. О том же говорят и интернет-источники.

Вот несколько отчетов коллег-водномоторников:

http://boatclub.edun...v.pl?page=10567

http://boatclub.ru/f...thread.php?t=69

Среди прочего, в этих отчетах много фотографий Цны - заброшенных шлюзов, плотин, старых барж... А раньше, как я понимаю, судоходство по Цне осуществлялось на всем протяжении от Тамбова до устья.

В области река оснащена шлюзами. В городе же шлюзов нет. А суда были.
Интересно, как они сквозь плотины проплывали, если шлюзов в городе нет. Это остаётся для меня загадкой...

По-моему ничего странного нет. Я довольно давно был в Тамбове, но вот карта (см. прикрепленный файл). Не вижу ни одной плотины на основном русле Цны в черте города. А ниже Тамбова все плотины оснащены шлюзами (т.е раньше были оснащены), и судоходство до Мокши и Оки осуществлялось.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  img150.jpg   478,39К   75 Количество загрузок:


#7 pushistui

pushistui

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 33 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 08

Отправлено 14 Апрель 2008 - 20:14

На Вашей карте Объект Тамбовский лесхоз-знак моста-там стоит плотина.
Есть ещё одна-где канал впадает в основное русло. Участок от впадения Стунедца(кстати говорят когдато был тоже судоходен) до впадения Чумарсы. Видите? там ещё рядом "апендиксы". Там же находилось кладбище кораблей.
Так подождите-в Горелом например есть шлюзы, ниже Тамбова тоже есть. А в городе плотины, как я понимаю судонепропускные. А суда были.

http://photofile.ru/...07/54356205.jpg
Вот это вот что за конструкция?

А про судоходство поподробнее можете рассказать?

Плотины ниже Тамбова, можно на карте показать? Насколько мне известно до Котовска чтото ходило...

#8 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 14 Апрель 2008 - 20:49

На Вашей карте Объект Тамбовский лесхоз-знак моста-там стоит плотина.

Так это же не основное русло, а Старая Цна? А на основном русле в Тамбове (вдоль центра города, мимо пристани, острова Эльдорадо и далее вверх по реке) плотин не вижу...

http://photofile.ru/...07/54356205.jpg
Вот это вот что за конструкция?

В отчете по ссылке написано, что это плотина Теньсюпинского гидроузла на Цне - это много ниже Тамбова по реке, на территории Рязанской области. Впрочем, думаю, непосредственные участники той экспедиции лучше меня обо всём расскажут, когда зайдут на форум. :unsure:

А про судоходство поподробнее можете рассказать?
Плотины ниже Тамбова, можно на карте показать?

Плотины смогу показать, скорее всего, завтра (если честно, сейчас на ночь глядя очень неохота сканировать и потом подрезать несколько листов топографической карты :angry:)... Что касается судоходства, то в одной из старых тем Володя Минаев выкладывал флот в Кадоме.
Изображение

Это, правда, не Цна, а Мокша (в которую Цна как раз и впадает), но на Цне думаю, встречалось примерно то же самое, да и фотографии заброшенных похожих несамоходных барж в отчете водномоторников свидетельствуют об этом.

#9 Stereometria

Stereometria

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 522 сообщений
  • Регистрация: 03-Апрель 06
  • Город:Москва, Россия

Отправлено 14 Апрель 2008 - 20:53

Вот и тема для следующей экспедиции :unsure: :angry:
Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной - со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить.
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский

#10 pushistui

pushistui

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 33 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 08

Отправлено 14 Апрель 2008 - 21:07

Так это же не основное русло, а Старая Цна?
Да, там плотина. А на канале, что у города- плотин нет, Она есть в месте впадения канала в Старую Цну.

что это плотина Теньсюпинского гидроузла
Что есть это не шлюз. Вот чтото подобное возле гост Турист и находится. На старой Цне.

Плотины смогу показать, скорее всего, завтра
Как Вам удобно.

Фото в инете гидроузлов Тамбова не нашёл, зато нашёл вот это
http://www.rusadvent...ticles/332.aspx

#11 Андрей Урицк

Андрей Урицк

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 6 131 сообщений
  • Регистрация: 15-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 14 Апрель 2008 - 21:14

что это плотина Теньсюпинского гидроузла
Что есть это не шлюз. Вот чтото подобное возле гост Турист и находится. На старой Цне.

Так они и пишут, что на теньсюпинский шлюз не пошли. Но в отчётах ребят и шлюзы есть - вот, например:
http://boatclub.edun...v.pl?page=10607

Посмотрите отчёты. :unsure:

#12 RAM

RAM

    Штурман

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 950 сообщений
  • Регистрация: 22-Февраль 05
  • Город:MSK.РУ

Отправлено 15 Апрель 2008 - 11:45

а я раньше, когда учился, в учебнике по географии водных путей, читал что теньсюпинский ГУ - единственный на всей Цне, который без шлюза. Да и на карте он был помечен как несудоходный

#13 pushistui

pushistui

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 33 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 08

Отправлено 16 Апрель 2008 - 09:21

Вернёмся к нашим баранам, вернее к шлюзам.
Как в город, в канал попали корабли, если в конце канала стоит глухая плотина, а возле туриста тоже шлюза нет.
Ходили и пассажирские катерки в Моршанск (родственники рассказывали).

Недалеко от кладбища кораблей есть остатки приличной пристани с причальными присполоблениями. Сейчас там хороший пляж.

Рам, и как тогда суда там проходили?

Андрей, почитал.
Выложите пожалуйста карту, о которой вы говорили.

#14 RAM

RAM

    Штурман

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 950 сообщений
  • Регистрация: 22-Февраль 05
  • Город:MSK.РУ

Отправлено 16 Апрель 2008 - 14:28

Ну, если там плотина Поаре, разборная, то могли весной-осенью проходить.

#15 pushistui

pushistui

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 33 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 08

Отправлено 16 Апрель 2008 - 15:56

плотина Поаре
? поясните рисунком что это такое


Конструкция по типу http://photofile.ru/...07/54356205.jpg
половина плотины такая
а половина представляет собой бетонные окошки.
Я новичёк, поэтому выражаюсь общетехническим языком.

#16 RAM

RAM

    Штурман

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 950 сообщений
  • Регистрация: 22-Февраль 05
  • Город:MSK.РУ

Отправлено 16 Апрель 2008 - 17:36

Да, именно такая плотина. в учебниках еще называется "разборная плотина с поворотными фермами". Такая плотина не может выдержать льда, поэтому осенью ее "разбирают" - вертикальные фермы могут поворачиваться, и укладываться на дно. Весной, после ледохода и половодья плотина опять "собирается". Вот в период когда плотина "разобрана" суда могут проходить через ее пролет, без шлюзования. Такими плотинами оснащались много гидроузлов старой постройки - Ока, Москва-река, Северский Донец, Мариинская система, одна на Дону есть..

#17 pushistui

pushistui

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 33 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 08

Отправлено 16 Апрель 2008 - 18:00

...я писал выше, что на той половине, где вот такая конструкция сверху есть пешеходная дорожка. Металлическая. На дорожке узкоколлейные рельсы и толстая длинная цепь. Рельсы одним концом упираются в закрытый гараж. Что может быть в гараже за устройство/машина?
Фотки не могу найти-я бы показал.

#18 pushistui

pushistui

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 33 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 08

Отправлено 16 Апрель 2008 - 18:02

Летом разбирать можно? Видел судно, купаясь летом до плотины и через несколько дней уже после плотины.
Насколько сложно/долго/ресурсоёмко такую собирать/разбирать?
P.S. да, наверное электронный мучебник по плотинам и гидросооружениям всё же не повредит.

#19 Алексей Кириллов

Алексей Кириллов

    Речник

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 754 сообщений
  • Регистрация: 28-Январь 04
  • Город:г. Москва

Отправлено 16 Апрель 2008 - 18:17

мучебник по плотинам

Хорошо сказано.
Технология такая. С помощью цепи, лебёдки и какой-то матери фермы поднимаются со дна. Затем из гаража выгоняется тележка, на ней перевозятся деревянные щиты, которые вставляются в промежутки между фермами. По мере наполнения добавляют количество щитов. Работа большей частью ручная, основная сложность, при подъёме ферм - они могут выскочить из подшипников. Тогда водолазом и плавкраном ставят их на место.
Разборка в обратной последовательности. Постепенно вынимаются щиты, отвозятся по рельсам на тележке (не носить же их на руках), фермы опускаются на дно.

#20 RAM

RAM

    Штурман

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 950 сообщений
  • Регистрация: 22-Февраль 05
  • Город:MSK.РУ

Отправлено 16 Апрель 2008 - 18:43

Если цепь идет в гараж, надо думать лебедка электрическая, ибо стоит выше уровня паводка. На старых гидроузлах лебедки были ручные и стояли на устоях, затапливаясь паводком. Также и шлюзы со всеми механизмами, тоже ручными.




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования