Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Пароходы, пароходы...
#685
Отправлено 23 Октябрь 2013 - 22:32
Кстати, объясните чайнику, а зачем на буксире столь широкие обносы? Только что бы помещений было побольше? Ведь по этому фото их явно можно делать практически на десяток метров меньше. В раздрай же колеса не работали? Маневренности это, тогда, не добавляло, вроде. А вот надежности и устойчивости должно было убавлять. А уж возможности маневрировать в порту и в прочих узкостях точно. Или нет? Или эффективность колеса дальше от корпуса выше?Есть такая......
P.S. Вот на пассажире "Пестеле" такого разноса колес нет, они по бортам корпуса. Хотя там бы дополнительные помещения так раз бы были более полезны.
#687
Отправлено 24 Октябрь 2013 - 05:21
#689
Отправлено 24 Октябрь 2013 - 07:00
Дмитрий ВОРОНКОВ 26.07.2013 | 08:47 http://nversia.ru/article/view/id/6519
Почитал. Спасибо! Очень интересно и печально (в очередной раз). Мне остается гордиться лишь тем, что в детстве удалось поплавать на всех трёх упомянутых легендарных пароходах : "Спартак", "Володарский" и "Память Азина".
#690
Отправлено 24 Октябрь 2013 - 12:10
"Герой Асеев" на Волге.
"Бештау" на Канале им. Москвы.
"Валдай" на Канале им. Москвы.
"Валдай" на Канале им. Москвы.
"Валдай" на Волге.
"Кольский" на Волге.
"Машук" на Волге.
"Находка" на Волге.
"Ольхон" на Волге.
"Ольхон" на Волге.
"Рекорд" на Волге.
"Сахалин" на Волге.
"Содружество" на Волге.
"Содружество" на Волге.
"Чукотка" на Волге.
.
#693
Отправлено 24 Октябрь 2013 - 14:36
Это для "шашлыка" - для камбуза, наверное.
Все пароходы тогда (70-е, 80-е) уже на мазуте работали.
Не забывайте, что есть еще межнавигационный период. А у многих из плавсостава жилищные условия были не ахти, кое-кто и печками обогревался. Заготовляли бревнышки "для дома, для семьи".
#694
Отправлено 24 Октябрь 2013 - 21:28
Как удалось найти фото. Да нет ли еще?Это "Пестель". http://portserpuhov.ru/?page=testfoto4
#695
Отправлено 24 Октябрь 2013 - 23:48
Не забывайте, что есть еще межнавигационный период. А у многих из плавсостава жилищные условия были не ахти, кое-кто и печками обогревался. Заготовляли бревнышки "для дома, для семьи".
Для дома, для семьи как написал Sobolev, и ещё, в середине навигации была котлоочистка после неё котел растапливали как раз дровами как и в начале навигации.
Один ГАЗ-53 с дровами на два парохода.
#698
Отправлено 05 Ноябрь 2013 - 21:41
Гибель «Чайковского»
kaz145
Автор: Владимир Казарин (г. Самара)
1 марта 2013 года «Самарская газета» опубликовала статью Владимира Казарина. Он рассказал в ней о гибели под Сталинградом товарно-пассажирского парохода «Петр Чайковский», принадлежащего нашему Средне-Волжскому пароходству. Газета не журнал. Поэтому материал подвергся значительному сокращению, что не пошло ему на пользу. С разрешения автора мы решили дать полный текст статьи.
2 февраля 2013 года страна сдержано, иного слова не подберешь, отметила 70-летие победы в Сталинградской битве. И это понятно. Накануне один из государственных телеканалов показал большой фильм о Сталине и Жукове. Авторы не пожалели черной краски. СМИ отреагировали адекватно. Не все. Одна из газет рассказала о работе речников под Сталинградом. Подзаголовок статьи: «Днем они шли по реке, нашпигованной минами, а вечером – танцы под патефон». И меня взорвало.
Моя специальность – литературная работа. Литраб. В институте мы с улыбкой говорили об этом. Сейчас не до улыбки. Ленин писал: неоплачиваемый труд – есть рабский труд. Как бы мы не относились к вождю мирового пролетариата, но он абсолютно прав. И стыдно, стыдно ходить с протянутой рукой в поисках денег на издание книг. Стыдно обивать пороги редакций, предлагать к публикации свои статьи, получать отказ. Или я впал в полный маразм, или…
Сколько раз говорил себе, хватит, хватит быть рабом, труд которого к тому же никому не нужен. Не подходил к компьютеру. Кажется, успокоился. Но вот взорвала благоглупость. Решил (для кого, для чего?) еще раз поведать о тех днях, когда речники «отплясывали» под патефон. Сначала две короткие справки.
«За первые десять дней с начала бомбовых ударов по судоходству речной флот понес следующий урон: от налетов авиации и подрыва на минах погибли 9 буксирных и 4 пассажирских парохода, 2 грузовых теплохода, 26 сухогрузных и 16 нефтеналивных барж…
Исключительно тяжелой оказалась неделя с 3 по 9 августа, когда на минах подорвалось 10 самоходных судов, среди которых крупные волжские пассажирские суда: «Виктор Хользунов» и «Коммунистка», теплоход «Ильич», грузовые теплоходы «Татария» и Мартын Лядов». Их гибель сопровождалась большими человеческим жертвами. На «Коммунистке», например, из 400 пассажиров удалось спасти только 80 человек».
В.Я. Нейгольдберг. Речной транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны. Москва, 1965 г. С.107,109.
«Следуя очередным рейсом по заданию военного командования, 1 августа 1942 года в районе Верхне-Волового переката, у левого берега подорвался на мине и затонул пароход «Петр Чайковский» (капитан Ф.Г. Сафонов, механик А.Н. Великанов). Погибло более тысячи военнослужащих и 20 членов экипажа».
Старая лоцманская карта. Совет ветеранов «Волготанкера», Куйбышев, 1981 г. С.16.
Вот теперь о «Чайковском», о тех, кто на нем служил.
По заказу пароходчика А.А. Зевеке на Сормовском заводе были построены товарно-пассажирские суда «Великий князь Алексей», «Великий князь Кирилл», «Христофор Колумб» и «Петр Чайковский. Они вышли в плавание в 1897 году и обслуживали линию Нижний Новгород – Астрахань. Но Зевеке разорился, его пароходы перешли к петербургской компании «Надежда», а в 1910 году к товариществу на вере под названием «Русь». Оно организовало пассажирское сообщение между пристанями от Рыбинска до Астрахани. Вот как описывал пароход «Петр Чайковский» знатный волжский капитан А.И. Торсуков, кавалер ордена Ленина, депутат Верховного Совета СССР. Александр Иванович начинал свою работу на этом судне рулевым.
Главная палуба предназначалась для грузов и перевозки скота. В корпусе имелись четыре грузовых трюма. «Верхняя же, вторая палуба – пассажирская. Ее надстройки со стороны носа начинались просторным салоном с широкими окнами, завешанными дорогими портьерами. Кулуарным бархатом облицованы простенки меж окон со столиками возле них, сделанными из красного дерева. В салоне расставлены кожаные диваны и кресла под белыми чехлами, а весь пол устлан персидскими коврами. На простенках блистали хрусталем плафонов и литыми художественными узорами бронзовые бра, а с потолка прямо над черным фортепьяно свисала огромная люстра.
Центральные двери этого салона выходили в коридор между мягких кают первого и второго классов, а боковые – на прогулочную террасу. Носовая половина мягких мест даже на прогулочных террасах отделялась от кормовой половины плотными дверями, возле которых постоянно вахтил матрос. Он не впускал за эти двери пассажиров третьего и четвертого классов. На пароходе были и так называемые палубные места. Палубный билет давал право занять любое свободное место между грузами. Наиболее расторопные пассажиры с палубными билетами часто располагались на тюках с шерстью или мешках с мукой, а те, кто не успевал это сделать, тулились в пролетах и на корме среди бухт чалок или же прямо около решеток, за которыми стояли животные».
«Петр Чайковский», как и все другие суда общества «Русь», имел электрическое освещение, паровое отопление, музыкальный салон, библиотеку, ванны. Единственный недостаток – долгие стоянки на пристанях под грузовыми операциями.
В товариществе работали судоводители, хорошо известные и в советские годы. Например, 1911 году капитаном «Петра Чайковского» был С.А. Шталлер. В 1924 году, согласно документам Самарского государственного архива, он возглавлял пароход «Феликс Дзержинский.
Еще большей известностью пользовались на Волге судоводители Сутырины. Илья Андреевич был капитаном парохода «Великий князь Кирилл». В 1924 году ему доверили пароход « Владимир Ульянов-Ленин».
На пароходе «Петр Чайковский» лоцманом служил в 1915 году Андрей Степанович. Сын Ильи Андреевича Николай Ильич возглавлял команду «Петра Чайковского» в 1933 году. В годы Великой Отечественной он служил лоцманом на канонерской лодке «Киров» Волжской военной флотилии. И еще одна деталь. На «Чайковском» начинал свою службу в 1916 году Иван Семенович Рачков. В историю Волжского флота он вошел как капитан парохода «Иосиф Сталин». Погиб в августе 1942 году вместе с судном, когда пытался вывести его с эвакуируемыми горожанами из осажденного Сталинграда. Посмертно награжден орденом Ленина.
А теперь обратимся к тем годам, когда у Волжского флота появился новый хозяин – государство. 10 октября и 30 декабря 1918 года в Самаре прошли собрания служащих пароходного общества «Русь». Рассматривался один вопрос – национализация судов. Обсуждать, в общем-то, было нечего. Еще 24 января В.И. Ленин подписал декрет, который объявлял общенациональной неделимой собственностью Советской республики судоходные предприятия со всем движимым и недвижимым имуществом. Отбиралось все, даже моторные лодки. Перешел в собственность государства и «Петр Чайковский».
Тут необходимо сказать еще об одном акте Советской власти. 2 ноября 1917 года была принята «Декларация прав народов России», которая провозглашала равенство и суверенность, право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. На всей территории бывшей империи заполыхал огонь гражданской войны, от нового государства все поспешили отделиться. Уголь остался в Донбассе, нефть в Баку. Разразился жесточайший топливный кризис. Стали промышленность, транспорт, нарушилось регулярное движение судов на Волге, где тоже развернулись боевые действия. «Петр Чайковский» сумел пройти к Самаре, когда железнодорожный мост через Волгу. был уже захвачен чешскими легионерами.
Двадцатые и тридцатые годы были самыми трудными для волжского транспорта. Нет топлива, запасных частей, суда выводились на холодный отстой. Нередко паровые машины их разбирались на запасные части, чтобы ввести в строй суда, не требующие большого ремонта. Перевозкам нефти и соли придавалось государственное значение. От былой роскоши пассажирских пароходов не осталось и следа. Их осаждали мешочники, с которыми безуспешно воевала милиция.
Всеобщая разруха, голод, борьба с «социально чуждыми элементами» вынудили многих волгарей уйти с реки. Вернуться их на Волгу призвал первый Нарком водного транспорта Н.М.Янсон, назначенный на эту должность в 1931 году. Подталкивала к этому речников и коллективизация, которая привела к массовому исходу в города жителей деревень. Снова голод, снова продовольственный кризис.
В марте 1934 года создается Средне-Волжское пароходство с управлением в Куйбышеве. Ему передается едва ли не весь товарно-пассажирский флот, исключая суда скоростных и почтовых линий. Среди 49 самарских пароходов, уже известные нам «Феликс Дзержинский», «Владимир Ульянов-Ленин», «Петр Чайковский». Нормальная работа налаживалась с трудом. Большие простои судов, аварии. Например, 16 апреля 1936 баркас № 14, ведя нефтемашинку к земснаряду, наскочил на «Чайковского» и сломал ему два кранца. Пароход «Лейтенант Шмидт» повез топливо для того же «Чайковского» и умудрился въехать в кормовую каюту парохода «Бобер». Причина аварий виделась не только в низкой профессиональной подготовке судоводителей, но и в происках «врагов народа». Командиры судов проходят через специальные комиссии. Прошедшим через такое чистилище давались вот такие характеристики.
«Трындин Дмитрий Григорьевич. Член ВКП(б) с 1931 года. Сын рабочего Трубочного завода. С 1922 года работает на водном транспорте слесарем завода, масленщиком, помощником механика. С 1930 года – механик баркаса» Украинец». С 1934 по 1937 год – механик пароходов «Кольцов», «Нижволгострой», «Гурзуф» и «Казань», с которого переведен на пароход П.Чайковский». С 1936 года учится в Куйбышевском речном техникуме. Каждый год премировался за отличный ремонт. «Товарищ Трындин является воспитанником ВКП(б) и Советской власти, достоин быть механиком Волжского пассажирского пароходства».
Политическая грамотность, приверженность идеям построения социализма не могли подменить собой профессиональную грамотность. Волжский флот работал плохо. «Лихорадку буден» пытаются компенсировать стахановским движением. Стахановские пятидневки плавно переходят в стахановские декадники, месячники. В конце октября 1936 года Нарком водного транспорта Н.И. Пахомов обращается к женам инженерно-технических работников нашего завода с просьбой помочь в ремонте судов. В декабре в Куйбышев прилетает агитсамолет «Крокодил». Его агитбригада признает подготовку судов к навигации неудовлетворительной, и тоже призывает жен помочь волгарям. Создается совета жен ИТР и стахановцев завода. Возглавила совет Е.Д. Ежова, мать троих детей. Газета «Сталинец» 16.03. сообщила, что активистки Козлова и Великанова собрали 1150 килограммов меди. Жены командиров «Петра Чайковского», взялись за оскрябку корпуса судна, чтобы подготовить его под окраску.
18 апреля 1937 года, когда по реке еще шел лед, «Чайковский» вышел в первый рейс. Вел его капитан Иван Дмитриевич Быстров, переведенный с парохода «Молотов- Скрябин». Большим опытом работы обладал и механик Александр Николаевич Великанов. На водный транспорт он пришел в шестнадцать лет. Прошел путь от кочегара до механика парохода «Валериан Куйбышев». На «Чайковском» сумел улучшить работу паровой машины, увеличить скорость судна и снизить расход топлива. Александр Николаевич представлял речников Куйбышева на слете стахановцев промышленности, транспорта и сельского хозяйства, где избирается членом Куйбышевского горкома парии, участвует в работе Всесоюзного съезда профсоюза речников.
Во время навигации жены команды «Чайковского» работали за грузчиков. В Батраках, например, они освободили от грузов 750 мест, в Мариинском Посаде 800. Это помогло сократить стоянки судна под грузовыми операциями. Из отстающих пароход вышел в передовые
Два командира работали вместе до февраля 1942 года. Капитана Ивана Дмитриевича Быстрова перевели на пароход «Владимир Ульянов-Ленин». Механик Великанов остался на «Чайковском». На нем он и встретил вторую фронтовую навигацию.
Случаются ошибки, которым радуешься. По случаю 40-летия победы в Великой Отечественной войне на многих волжских судах появились небольшие музеи, рассказывающие о работе речников под Сталинградом. На пароходе «Володарский» установили стенд с фотографиями погибших кораблей. Среди них и «Чайковского». Была указана и фамилия его капитана - Сафьеров Ф.Г. Внучка капитана попросила исправить ошибку, но безуспешно: нет доказательств. И тогда внук В. Волохин направил в газету «Большая Волга» письмо, которые было опубликовано 7.01.86 г. под заголовком «Последний капитан «Чайковского».
Федор Герасимович был сыном потомственного ткача. Судьбу свою связал с Волгой, окончив в 1914 году Нижегородское речное училище. Работал помощником капитана парохода «Цесаревич Алексей», «Иван Сусанин», «Козьма Минин» и многих других. Капитаном парохода «Петр Чайковский» назначен 19 февраля 1942 года.
В. Волохин не только сообщил сведения о своем деде. Он разыскал в поселке Октябрьский Анну Алексеевну Абликову (в девичестве Савушкина). В 1942 году она была директором ресторана парохода «Петр Чайковский».
Весной «Петр Чайковский» совершил первый спецрейс их Астрахани, доставив в Сталинград 1500 красноармейцев. Потом было еще несколько таких рейсов. В июне пароход направили в Куйбышев, а оттуда в Ярославль, принять на борт эвакуированных из Ленинграда. И вот снова Астрахань. В его каютах, на палубе 800 солдат и 70 молодых летчиков. Чтобы не попасть под бомбежку, шли в Сталинград только в дневное время. Ночью все сходили на берег. На пристани Владимировка получили распоряжение идти полным ходом, чтобы попасть в город до темноты. Через два часа хода прогремел взрыв. Носовая часть судна была полностью разрушена. Летчики, находившиеся в ресторане, погибли. Со стороны Владимировки показались самолеты. Летчики, увидев гибнущее судно, приземлись на левом берегу реки, где женщины собирали помидоры. Узнав о трагедии, женщины повели к судну плашкоуты, на которых перевозили помидоры и приступили к спасению людей. Много их погибло, попав под работающие колеса парохода.
После гибели «Петра Чайковского» Федор Герасимович получил назначение на пароход «Социализм», а 1945 год встретил капитаном парохода «Память Азина». На следующий год зрение волгаря настолько ухудшилось, что пришлось перейти на береговую работу – начальником причала в Горьком. В 1953 году за долгую и безупречную работу на водном транспорте Федор Герасимович был награжден орденом Ленина.
Обращает на себя внимание две детали. В своем рассказе Анна Алексеевна говорит, что от взрыва натянулась веревка гудка, и над тонущим пароходом долго звучал гудок. Но не называет погибших работников ресторана, «память о которых она хранит в своем сердце». Из газетной публикации также следует, что в распоряжении автора письма имелся акт, составленный Федором Герасимовичем о гибели парохода, «раскрывающий еще одну страницу о суровых испытаниях, выпавших на долю волгарей в годы Великой Отечественной войны». В нем должны быть указаны все обстоятельства гибели судна, фамилии погибших членов экипажа. Но ни одной строки из этого документа не приводится. Или сработала внутренняя цензура автора письма, или работники редакции убрали из письма всю конкретику.
В восьмидесятых годах удалось и мне разыскать в селе Черный Яр Волгоградской области Павла Ивановича Ремизова, одного из свидетелей гибели «Чайковского». Его отец Иван Васильевич работал бакенщиком, сын помогал ему. Первого августа они везли на моторной лодке представителя ВМФ, который инструктировал бакенщиков, как правильно засекать постановку мин на фарватер реки немецкими самолетами. Было около часа дня. Возле поста бакенщиков под названием Крымский перекат подрывается на мине «Чайковский». На спасение людей выезжает и бакенщик Иван Тимофеевич Зимин. Взрывом у парохода была разворочена носовая часть. Она притонула, верхняя палуба примерно на полметра возвышалась над водой. Тут и собрались люди.
Страшно было, писал Павел Иванович. Крик стоял. Мазут на воде. Обломки надстроек, мертвые тела. Люди к тебе руки тянут. Сначала спасали тех военных, что были в воде. Брали на лодку по 6-7 человек, отвозили на берег. К спасательным работам подключились баркас «Смена», путейский плавмагазин «Арфа».
Прилетел немецкий самолет, обстрелял судно из пулемета и стал уходить в сторону правого берега. Тут показались еще три самолета. На пароходе снова началась паника, люди прыгали в воду. Но самолетами оказались нашими. Один из них стал кружить над судном, два других устремились в погоню за немцем и сбили его. На берегу был виден столб черного дыма.
Часа через два подошел пароход пассажирский пароход «Молотов-Скрябин», стал забирать уцелевших с берега. К этому времени и корма «Чайковского» села на дно. Последними Ремизовы сняли трех человек уже с рубки. Среди них был и капитан Федор Герасимович Сафонов.
За спасение большого количества людей бакенщики Иван Васильевич Ремизов и Иван Тимофеевич Зимин были награждены орденом Красной Звезды. Павел получил медаль «За оборону Сталинграда».
Сообщал Павел Иванович и о дальнейшей судьбе «Чайковского». Дня через два к нему приехали водолазы, вытаскивали из трюмов обмундирование, ящики с консервами. Когда начался ледоход, все надстройки парохода срезало. А весной 1943 года эпроновцы взорвали его: мешал движению судов.
Сведений о числе погибших и выживших на «Чайковском» в книгах, журнальных и газетных публикациях нет. Лишь А.И. Торсуков в своей книге говорит о трехстах спасенных. В восьмидесятых годах прошлого века, (как бежит время), инженер 2-го отдела Куйбышевского речного порта Ю. И. Лобанов передал мне небольшой список погибших речников Средне-Волжского пароходства. Среди них назывались восемь человек с «Чайковского». Их фамилии я привел в книге «Волжские страницы самарской истории».
В 1943 году механик-наставник Александр Николаевич Великанов получит орден «Знак Почета». Газета «Сталинец» рассказала о трудовом пути волгаря, обмолвилась, что в навигацию 1942 года он потерял жену. Когда, при каких обстоятельствах умолчит. И не удивительно, в приказе по Средне-Волжскому пароходству от 14 августа за №158 гибель «Петра Чайковского» на мине названа аварией, а указание на то, что судно потонуло, вычеркнуто.
Ударник Наркомвода, награжденный Почетной грамотой Наркомреча, судя по всему, на флот не вернулся. В том же 1943 году Александр Николаевич назывался как организатор Хохлацкого и Моховского отстойных пунктов судов СВРП.
Медаль «За боевые заслуги» получил бывший капитан «Чайковского» Иван Дмитриевич Быстров. Он сумел пассажирским пароходом «Владимир Ульянов-Ленин» отбуксировать из Астрахани нефтестанцию.
На этом можно, было бы, и поставить точку в рассказе о людях и пароходе «Петр Чайковский». Но есть одно обстоятельство, которое не позволяет сделать это. Года два назад ко мне пришел Олег Валентинович Сахненко, сказал, что он внук по материнской линии первого помощника капитана парохода «Петр Чайковский» Льва Андреевича Бема. Показал Почетную грамоту Наркомречфлота, которой его дед был награжден «За организацию снабжения ледоколов, занятых на спасении флота от весеннего ледохода на р. Самарка г. Куйбышев в 1942-м году».
Фамилия Бема мне знакома. В 1938 году он был вторым помощником капитана парохода «Феликс Дзержинский». Имя его жены, общественницы Веры Михайловны встречал на страницах газеты «Сталинец». Олег Валентинович хотел найти документы, подтверждающие ее гибель на судне. Обращения в ЗАГС, Самарский речной порт, где хранится архив СВРП, не дали результата. Ничем помочь ему не мог и я. Это волгари называли плавающих с ними членов семей вторыми членами экипажа. Управленцы называли их иждивенцами, в списки погибших не вносили. Из приказа от 14 августа следует, что в пароходство явились и были отправлены в запас 12 человек из команды парохода. Всего двенадцать. Так что, сколько людей погибло в действительности на пароходе «Петр Чайковский» мы не знаем, И вряд ли узнаем. Не встречал я в наших архивах исследователей, которых бы интересовала история Средне-Волжского пароходства, работа его коллектива годы войны. А ведь семь его буксиров-плотоводов стали канонерскими лодками Волжской военной флотилии. Две из них награждены орденам Красного Знамени. Капитаны плотоводов несли на канонерках лоцманскую службу, машинные команды состояли преимущественно тоже из речников СВРП. Наши суда обеспечивали работу Сталинградских переправ, доставляли защитникам города пополнение, технику, боеприпасы, эвакуировали раненных. Но нас сегодня волнуют совсем иные проблемы.
В конце января самарские СМИ сообщили, что инициативная группа историков предложила установить памятник чешским легионерам, погибшим в 1918 году в боях за Самару. Крест с именами погибших, возможно, будет установлен, уже в апреле Что ж, историю свою надо знать, надо помнить. Но подступило чувство горечи. Семьдесят лет назад, в январские дни 1942 года, близилось к завершению Сталинградская битва. Победа в ней была невозможна без речников Волготанкера, Средне-Волжского пароходства.
О волгарях Маршал Советского Союза А. И. Еременко сказал: «В подвиге волжан-речников слился воедино ратный и трудовой героизм».
Более 300 судов потеряли они под Сталинградом в 1942-1943 годах. Многие волгари погибли на своих постах. И за семьдесят лет мы не удосужились установить в Самаре хотя бы памятную доску с их именами. Что же с нами происходит, господа…
Источники
Государственный архив Самарской области.
Р-135. Оп.1.Д.1,1165.
Архив Самарского речного порта. Приказы по СВРП, 1942 г.
Краткая история СССР. Москва, 1972 г.
И.А. Шубин. Волга и волжское судоходство. Москва, 1927 г.
А.И. Торсуков. Путь на капитанский мостик. Горький, 1986 г.
В.М. Цыбин. Пароход на Волге. Саратов, 1996 г.
В.Н. Казарин. Волжские страницы самарской истории». Самара, 2011 г.
«Сталинец», 1936,1938,1943 гг.
«Большая Волга», 1986 г.
ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.
#700
Отправлено 08 Ноябрь 2013 - 14:06
Весной, когда в бункере по мазуту можно было пешком ходить, для "подъёма" пара котёл "разгоняли" дровами. Ну и после разогрева мазута переходили собственно на него.Это для "шашлыка" - для камбуза, наверное.
Все пароходы тогда (70-е, 80-е) уже на мазуте работали.
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных