Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Ершов Эдуард

Регистрация: 19 фев 2010
OFFLINE Активность: май 20 2012 23:15
-----

Мои темы

Швейцария. День открытых дверей на судоверфи в Лозанне...

17 Ноябрь 2010 - 17:32

Хочу рассказать о посещении судоверфи в.... Швейцарии.

Это не шутка, хотя Швейцария и не является морской или хотя бы речной державой. Но в этой стране много довольно приличных озер, на которых есть судоходство, - как грузовое, так и пассажирское. Грузовые суда перевозят в основном строительные материалы: песок, гравий, щебень, - чаще всего добытые земснарядами и очищенные и рассортированные на береговых специализированных предприятиях. Пассажирское сообщение по озерам довольно развито, как и вообще общественный транспорт в этой стране. Например, у Женевского озера южный берег – французский, а остальные – швейцарские, и многие люди частенько едут на работу из одной страны в другую, пересекая озеро практически по прямой. Это гораздо удобнее, чем на автомобиле ехать вокруг озера, и снижает нагрузку на автодороги. Также пассажирский флот перевозит много туристов, специально выбирающих этот транспорт, чтобы увидеть окрестности с воды.

Мой дальнейший рассказ будет сужен до флота Женевского озера – по ряду причин я осведомлен о нем лучше.

Для повседневной перевозки пассажиров на озере применяются современные дизельные небольшие 1- и 2-палубные суда разных размеров. Есть даже один 3-палубный теплоход. Скоростного флота нет, - против него выступают окрестные жители, а также владельцы многочисленных яхт и маломерных суденышек на озере. Вместе с тем, на некоторых озерах продолжают бережно сохраняться и эксплуатироваться с разной степенью интенсивности колесные пароходы весьма почтенного возраста. Швейцарцы их называют «флот Прекрасной эпохи (Belle Epoque)». На Женевском озере таких пароходов пять: «Монтре» (1904 г.), «Ля Сюисс» (1910 г.), «Савойя» (1914 г.), «Симплон» (1920 г.), «Рона» (1927 г.).
Флагманом парового флота на озере и гордостью окрестных кантонов является «La Suisse» (переводится «Швейцария»). Он отличается от других собратьев более роскошной отделкой в салонах ресторана и вестибюлях, и более высокой степенью сохранности и исторической достоверности реставрации. Наконец, на том же Женевском озере есть интересный класс исторических судов: КОЛЕСНЫЕ дизель-электроходы, «Веве» (1907 г.), «Италия» (1908 г.), и «Гельвеция» (1926 г., снят с эксплуатации из-за истечения срока освидетельтвования, - любители надеются, что временно), «колесники», внешне очень схожие с вышеперечисленными пароходами. Только оказавшись на борту и подойдя в район машинного отделения, можно «заподозрить неладное» в связи с необычностью силовой установки.

Весь пассажирский флот Женевского озера эксплуатируется компанией «CGN» (можно перевести как «Генеральная судоходная компания»). Состав и описание существующего сейчас флота можно увидеть здесь. Справа вверху на экране можно выбрать среди трех категорий флота: пароходы «Прекрасной Эпохи», дизель-электроходы «Прекрасной Эпохи», и современные суда. (Дать прямые ссылки на категории почему-то не получается, т.к. ссылка почему-то всегда одинаковая, хотя на экране содержание разное.)

CGN многие годы занимается сохранением старинных судов, считая их своим бесценным наследием и не жалея сил и средств. По их мнению, с точки зрения общей пассажировместимости их флот – самый большой сохраняемый и эксплуатируемый флот «Прекрасной Эпохи». Причем компания старается, чтобы суда жили своей настоящей, а не музейной жизнью. Пароходы ходят по озеру по ежедневному расписанию, возят пассажиров, на борту работают рестораны 1 и 2 классов, там предлагаются блюда гастрономической кухни во французских традициях. В хорошую погоду, особенно в выходные, - пассажиров великое множество. Цены на пассажирские билеты 2-го класса – вполне терпимые, а вот откушать в ресторане на борту – это уже не очень дешево. С другой стороны, многие пассажиры, не понимающие 80-100 летней красоты этого умно организованного железа, собственно, и не видят для себя других занятий, кроме как, поднявшись на борт, немедленно засесть на весь рейс в ресторане в обнимку с фуа-гра, вином и всякими устрицами...

К сожалению, время и вода безжалостно точат эти красавцы-пароходы снаружи и изнутри. Финансовые издержки на их поддержание в строю и реставрацию очень велики: каждый пароход требует от 10 до 15 млн. шв.франков (по нынешнему курсу - примерно столько же получается и в долларах). Деньги идут от пожертвований частных лиц и организаций, а также – из бюджетов кантонов, прилегающих к озеру, а также из бюджета Французского департамента Верхняя Савойя, который лежит по южному берегу озера.

Существует общественная организация [url="http://<a%20href="http://www.abvl.ch/"%20target="_blank">http://www.abvl.ch/</a>"]«Общество друзей пароходов Женевского озера» (Association des Amis des Bateaux à Vapeur du Léman)[/url]. Они осуществляют посильные добровольческие работы на судах во время их ремонта, а также участвуют в организации выставок и мероприятий, занимаются поиском новых спонсоров, сбором пожертвований, продажей сувениров с символикой, книг и открыток.

Пароходы зимой и в нерабочий период базируются на судоремонтном заводе в Лозанне. Раньше это была полноценная судоверфь, на которой эти пароходы и строились, а сейчас там только ремонтируют флот. Помимо причалов и кранов, там имеется сухой теплый док размером 78м x 16м в закрытом помещении, плавучий док, и разнообразные мастерские и склады. Верфь, кстати, оказывает услуги, специалистов, и предоставляет доки для любых сторонних заказчиков – на платной основе, конечно. В интернете даже вывешены тарифы в швейцарских франках... на разные услуги, чисто из любопытства я посмотрел и на них...

Собственно, на эту верфь и была приглашена широкая публика 11-12 сентября 2010 г., в рамках ежегодных общеевропейских «дней исторического наследия» (вторая неделя сентября каждого года). В почтовые ящики заранее раскладывали буклеты с программой, на улицах висели афиши с приглашением посетить разные объекты швейцарского исторического наследия... В предыдущие годы удалось побывать таким образом на экскурсиях на разных местных промышленных объектах: депо, заводах, электростанциях, стройках – куда обычно доступ для публики закрыт...

При входе на территорию верфи посетитель сразу видит самое заметное здание – большой теплый цех, совмещенный с сухим доком.
Изображение

Тут же установлен шатер с информационными стендами.
Изображение
Раздают буклеты, продают исторические книги про местный флот, символику, сувениры, тут же предлагают желающим поучаствовать в подписке на финансовую помощь на поддержание пароходов. Например, 24 октября был организован гала-вечер на борту колесного теплохода “Italie”, с живой виолончельной музыкой и первоклассным ужином на борту – со сбором средств на спасение теплохода. Бери открытку на стенде, и записывайся...

Прохожу мимо склада металла (стальные трубы, балки, листы – на стеллажах под навесом), и заруливаю сразу в цех:
Изображение

В сухом доке стоит пароход «Симплон». Пароход с непростой, по швейцарским меркам, судьбой,.

«Симплон» был заложен здесь же, - на судоверфи Лозанны, - в 1914 г. и спущен на воду в 1915 году, но из-за войны работы были законсервированы. Долгое время перспективы и вообще нужность нового судна в условиях войны были неясны, и продолжение работ раз за разом откладывалось. Пустой железный корпус стоял у причала, а рабочие с судоверфи были мобилизованы в армию (хотя страна и не воевала). Только в 1919 году пароход был окончательно достроен, и испытан. В регулярную эксплуатацию он вступил лишь через год – 23 июня 1920 г. Если быть точным, то его название поначалу было «Симплон-III», т.к. до него по озеру уже плавали два «симплона» разных, более старых проектов, постройки еще XIX века.

Несколько основных параметров судна:

- Паровая машина - двухцилиндровая системы «компаунд», не перегретом паре. Изготовитель «Зульцер Винтертур», Швейцария;
- Мощность машины 1400 л.с.;
- Скорость макс. 30 км/час;
- Длина 78 м;
- Ширина 15.9 м;
- Водоизмещение – 426 т (после реконструкции 1968 года – 474 т, а после 2007 года – 483 т);
- Максимальное число пассажиров – 1600 человек (не очень понятно, где их там можно разместить, видимо имеется ввиду стоя в затылок, «как сельди в бочке»). Хотя на старинной фото видно, что народ на палубе стоит и сидит действительно густо. В наше время столько людей в плавание по озеру не отправляется...

Архитектурный облик парохода первоначально несколько отличался от нынешнего. На верхней палубе размер надстройки был невелик, зато большую площадь имела открытая палуба под тентом. Старинных фотографий этого парохода я сходу нашел мало, но разность облика видна. Вот старинная афиша, приглашающая совершить путешествие на «Симплоне»:
Изображение

А вот фотогафия 1920 года из википедии:
Изображение

И вот фото 1955 года (в 1928 году был установлен жесткий металлический тент над второй палубой):
Изображение

Сравните с современным видом:
Изображение
Видно, что в наши дни почти вся верхняя палуба застеклена (там ресторан 1-го класса).

Первоначально пароход отапливался углем, но в 1959 году он приспособлен под жидкое топливо (мазут). Несмотря на это, из всего флота на озере этот пароход отличался низкой топливной экономичностью (хотя считался самым мощным), и компания-собственник не оставляла попыток снизить расходы на топливо. В 1967-68 г.г. пароход прошел большую модернизацию, получил новые мазутные котлы фирмы «Wehrle-Werk», гидроэлектрический привод руля, новую систему электрооборудования (220 V AC вместо 65 V DC). Вместимость парохода снизили до 1000 человек. Добавили две дополнительные водонепроницаемых переборки. Установили новую цистерну для воды увеличенной емкости (27 куб.м). Механический привод руля из рубки заменили на дистанционный гидроэлектрический. Мода и дизайн менялись, и при той реконструкции красавец-пароход лишился родной ходовой рубки с окнами характерной высокой формы, получив взамен унылую алюминиевую будку со стеклами, похожую на кузов экскаватора.... Также во время той модернизации кому-то пришла в голову мысль заменить роскошную резную дубовую лестницу в главном пролете на простецкую алюминиевую конструкцию. Новая лестница служила долгих 35 лет, и только недавно, в 2005 году вновь была заменена на новую дубовую – по первоначальным эксизам. В 1974 году была переделана система стока сточных вод – вместо спуска за борт их начали собирать в специальный танк.

Пароход по-прежнему отличался прожорливостью, и в 1977 году его отставили от регулярной службы по расписанию, и ограничили «выходы в море» парой раз в году. В 1980 году судно оснастили радаром, в 1984 г – заменили дымовую трубу, в 1988 г – переделали кожухи гребных колес. В 2000 г – заменили главные генераторы.

Начался XXI век, и невезучий пароход снова попал в историю. 18 августа 2003 года на рейсе Женева-Лозанна с пассажирами, взорвалась топка одного из двух котлов. У машиниста не получалось зажечь горелку на правом котле, и, чтобы не ломать расписание, пароход двинулся в рейс на одном котле и с ограниченной скоростью. В поисках неисправности, машинист заподозрил отказ какого-то из последовательно соединенных электроклапанов безопасности на входе в горелку. Он посоветовался по телефону с главным механиком, находившимся на базе и, получил указание поочередно зашунтировать каждый из двух клапанов, чтобы найти неисправный. Но машинист ломать голову не стал, и открыл напроход оба(!) клапана. Дизельное топливо неуправляемо пошло в топку, и через несколько секунд пары топлива в смеси с воздухом, как и полагается, взорвались... Вырвало кусок топки, разрушило часть машинного отделения, и даже повредило дымовую трубу. Машинная команда отделалась легкими ранениями. Авария причинила ущерб около полумиллиона франков (по тем временам около 350 тыс.долларов).

В сети лежит официальный отчет о расследовании инцидента, содержащий описание событий и несколько фотографий. Орган, составивший отчет – это типа федеральный департамент по безопасности на транспорте. Меня поразила «мягкая» тональность отчета, типа «...с утра машинист сильно нервничал из-за невключения одной фазы бортовой электросети, но причиной аварии была не электросеть...» и особенно единственный вывод в конце: «...операторы машин должны регулярно проходить учебные занятия для поддержания квалификации, и следует им регулярно напоминать о взаимосвязи технических систем и агрегатов на судне...».

Короче, пароход был снова отставлен от службы на 2 года (с 2003 по 2005), и «Общество друзей пароходов...» снова пустило шапку по кругу. Собрали пожертвований около 2 млн.франков, и еще 2 млн. выделила компания-судовладелец. Пароход за 2 года восстановили, а заодно провели ряд других модернизаций и доработок, включая вышеупомянутую дубовую резную лестницу...

Прошло немного времени, и снова ЧП: 14 ноября 2007 года в Женеве пароход «Симплон» столкнулся с причалом. Коленвал остановился в мертвой точке, видимо, из-за конструктивных особенностей машины «компаунд» (по крайней мере, я исхожу из аналогии с паровозами с такой машиной), паровая машина заблокировалась, и судно потеряло способность маневрировать. Обычно за позицией коленвала при остановке компаунд-машины тщательно следят, а тут – не уследили... Ветром и течением пароход навалило носом на причал, покорежило металл и вмяло обшивку... Пассажиров на борту не было, но зрителей происшествия на берегах было множество, т.к. в этот момент происходили торжества по случаю пуска нового скоростного пассажирского судна на озере... На базе быстренько отрихтовали деформации и замазали шпаклевкой, и в таком виде пароход проработал еще две навигации, пока не встал в 2009 году в сухой док на капитальный ремонт, где его и застал мой визит.



Продолжение следует...

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования