Я понимаю, тяжко расставаться с привычными с детства стереотипами - но лучше поздно, чем никогда...
Да какие тут могут быть стереотипы, когда многие его наработки (правда уже более развитые другими учеными) используются и до сих пор.
Да, Макаров был человек импульсивный, любознательный, несдержанный и упрямый - брался за многие исследования, и естественно как любой ученый где-то был не прав, а где-то абсолютно прав. Да, Макаров был поклонником минно-крейсерской войны - в этом он опередил свое время и возможно перегнул, но нельзя же это ставить на одну линию с безграмотностью, особенно учитывая толпу недоброжелателей, которую он создал вокруг себя своим неуживчивым характером и неуемной энергией. Доставалось ему за многое при жизни и за его "Рассуждения о морской тактике" (которую еще при его жизни перевели на несколько языков мира и включили в состав обязательных учебников в некоторых странах, да и в России она имела успех) и за "Ермака" его тоже били, причем незаслуженно. Это российская действительность - авторитеты для нас традиционно только за границей.
Но никто не сможет отрицать его успехов в минных атаках Русско-турецкой войны 77-78 года, А ведь во времена Макарова во всех флотах господствовало увлечение броненосцами и недооценивалось минное оружие. В протвоположность этим взглядам Макаров отстаивал самостоятельность минного флота и перспективность минно-торпедного оружия. Опыть перовй и второй мировых войн и последующих конфликтов не только показал его дальновидность, а и доказал это.
Да, его идеи часто не находили понимания в адмиралтейских кругах, но не от безграмотности самого адмирала, а скорее из-за интертности управл. аппарата и недальновидности самих чиновников.
Именно Макаров изобретел подводный пластырь для ликвидации пробоин, который вошел в практику под нарицательным наванием "Пластырь Макарова". Его же заслуга состоит и в продвижении беспроволочного телеграфа на флоте, ведь только после его непосредственного приказания были устроены первые в мире успешные испытания беспроволочного телеграфа Попова. Никто не сможет отрицать его достижений в области разработки водоотливных средств для строившихся кораблей и науки непотопляемости. Конечно, разрозненные идеи по вопросам живучести корабля разных людей были и раньше, но главное отличие между этими людьми и Макаровым то, что до него это были эмпирические знания, но именно Макаров смог создать научные основы теории непотопляемости, что позволяло заранее предсказывать поведение корабля при получении повреждений и вырабатывать методы спасения. Не зря он был назначен главным специалистом по вопросам непотопляемости кораблей и при его непосредственном участии проектировались и строились боевые корабли.
Именно после гибели "Гангута" были приняты настойчиво предлагавшиеся Макаровым до этого Правила испытания водонепроницаемых переборк и новая система действия водоотливных средств.
В конце-концов он был военным моряком, командовал корветом "Витязь", соединенной средиземноморской эскадрой, к его мнению как опытного моряка прислушивался Н.М.Чихачев, при непосредственной настойчивости Макарова удалось унифицировать часть артиллерийских снарядов на флоте и не его вина, что в период его активной службы не было войн и он возможно не проибрел достаточного опыта командования эскадрами в условиях боя. Но это тоже относительно. Обвинения в его неосмотрительности при его плавании на "Петропавловске" не могут быть отнесены лишь к одному Макарову - у него был целый штаб, который и мог бы подсказать и порекомендовать. Естественно один человек не может учесть всех нюансов, особенно обремененный административной работой.
Естественно кондовые командиры, плавающие на кораблях с малых лет, этакие матросские зубные вышибалы типа Щенсновича, которые проплавав всю жизнь на кораблях считают себя умнее самого господа бога, недолюбливали его, как и всех других "пришлых" и выделившихся из общей толпы коллег. Очень хорошо проплавав на кораблях всю жизнь и под конец написать пару книжек о минном деле опираясь на опыт и самого Макарова (покритиковав его для порядку) спокойно почивать на лаврах.
А настоящие двигатели прогресса - это эти неуемные и неудобные люди типа Макарова, которые хоть и ошибаются, но все равно двигают науку и прогресс, набивая себе шишки и вызывая гомерическую ненависть и злорадство у коллег.
Так что мифы о его стереотипности считаю сильно преувеличенными. Естественно, советская пропаганда сделала свое дело, но это к счастью не умаляет успехов Макарова.