...Вспоминается советский мультик про капитана Врунгеля -
"- Старший помощник Лом, какой лес Вы поставили на борта?
- Самый лучший, только что спиленный!
- Теперь понятно, почему яхта пустила корни..."
Это по поводу бизнес-интересов семьи Аксенова. Теперь - понятно. Получается, все наши рассуждения о выгодности - невыгодности не имеют никакого отношения к реальности. Главное - не в этом... Я, к слову, давно уже разочаровался во всей этой частной собственности и рыночной экономике. Ну да не будем разводить политический офтоп и/или унывать.
Может, все-таки что-то можно сделать. Честно говоря, как-то хочется увидеть в Черном море и у причалов большие пассажирские пароходы (не один на все море суперкруизник (хотя и он пусть ходит на здоровье), а СИСТЕМУ судоходства) и поездить на них. Причем именно в России.
Во-первых, каботаж все-таки может существенно повлиять на цену в силу меньшей продолжительности. Во-вторых, ну... я не знаю... попробовать взять соответствующих влиятельных людей в долю. Похоже, без этого в "рыночной экономике" - никуда. В конце концов, если говорить об аэропорте, наличие судоходства, на мой взгляд, повысит привлекательность моря у туристов и, соответственно, только увеличит оборот аэропорта. При этом не создавая ему прямой конкуренции при правильном разведении маршрутов. Да и Президент, кажется, говорил именно о сообщении, а не о круизах... В третьих, можно для начала посмотреть ту же линию Сочи - Анапа. Или даже Сочи - Анапа - Ростов. Она вроде Крым вообще не затрагивает. Кто у нас там губернатор Краснодарского края?..
По поводу сезонности. Два месяца - это по-моему маловато. Май и Сентябрь в Черноморском регионе вполне себе не плохи. То есть уже пять месяцев. А при разумной ценовой политике возможно и шесть. Ну и, собственно, что? Стоят же зимой речные суда. Тут главное, чтобы стоянка была бесплатная. Или предельно дешевая. Можно за это время проводить техническое обслуживание и ремонт неновых судов. Кстати, в Москве некоторые плавучие рестораны круглый год ходят... А погода у нас не черноморская.
А еще можно развивать экскурсионные программы по прибрежным городам с трансфером на теплоходе. Отдыхает человек, допустим, в Анапе. Ну, или в Ялте. Почему не предложить ему экскурсию в Сочи или там в Севастополь с переездом на теплоходе? Можно конечно и на автобусе. Но... Море, солнце, пальмы, отпуск... Вот какой реально нафиг автобус?.. Даже сам по себе. Да еще и по загруженным узким дорогам. С едой в придорожных кафе и извините туалетом в лесу у дороги. Даже если он дешевле и быстрее (что не факт). Потом... Представьте. Возвращается человек из отпуска и привозит фотки на фоне большого морского теплохода. И на борту. И рассказывает - "Я плавал на теплоходе!" Или на фоне автобуса. И внутри. И с гордостью говорит - "Я катался на автобусе!" Чувствуете разницу?.. А если все это еще грамотно раскрутить... Кстати(!) можно делать "комбинированные" экскурсии - Пароход - "туда", автобус - "обратно. Или наоборот. И волки как говорится сыты и гусь свинье не товарищ..))
Есть еще вариант. Правда, из разряда фантастики. Создать линию под эгидой Минобороны. Де-факто - как структуру Черноморского флота. Формально создав под нее некое юридическое лицо. Хотя бы на период "раскрутки" линии. Это в том числе и практика для курсантов. И мобилизационный резерв судов. Особенно если это автопассажирские паромы. Возможно, в советские времена так и было... Да что там в советские. Легендарные "Мавритания" и "Лузитания" - лучшие в свое время тансатлантики - строились как вспомогательные крейсера и имели замаскированные фундаменты под установку орудий. На "Европе" и "Бремене" ходили военные экипажи... Да и в наши дни "Абрамсы" приехали в Прибалтику на вполне себе гражданском судне. Тогда, возможно, и с гражданскими властями удастся договориться и вообще за безопасность судов будет спокойнее...
Кстати, Севастополь и Новороссийск, кажется, военные базы. Создать регулярное грузопассажирское паромное сообщение между ними сам Бог велел...
P.S. Отметка "Ocean Gala" на Маринтрафике в районе Порт Саида пропала. Судно находится только по базе...
Офтоп. В истории известен даже настоящий морской бой между мобилизованными лайнерами (Кармания и Кап Трафальгар). Причем победившая в этом бою "Кармания" впоследствии была разоружена, отремонтирована и вернулась на трансатлантическую пассажирскую линию...
RMS Carmania (1905):