Мне удалось совершить путешествие на теплоходе «Золотое Кольцо» по маршруту Москва (ЮРВ) – Нижний Новгород – Москва (ЮРВ) с 3-го по 12-го июня. Вообще то, круиз был куплен на 15 мая (кругосветка), но известные обстоятельства изменили и место, и маршрут круиза. Изменения эти сопровождались повышением класса каюты (с 2-й на 3-ю палубу) и, вообще, даже улучшили качество круиза.
Пожалуй, впервые в жизни Я совершил настоящий безмятежный круиз, главным образом благодаря практическому отсутствию грузового судоходства на большей части Оки. О расхождении с пассажирскими судами (исключительно 305-е) Я знал заранее. Несколько скрасили это обстоятельство суда, перевозящие гипс из Камского Устья на Коломну, которые были вынуждены идти по Оке (одно – два расхождения в сутки).
Сравнительно интенсивное судоходство наблюдается в районе Коломны, от границы Московской области (вниз по Оке) и до пунктов на Москва реке. Тут регулярно перевозят песок суда недавно созданного ООО «Окско-Московское пароходство». На линии работали с десяток буксиров проекта 911В, Речной, два БТМ и одна Ока. Разобраться с этим помогла яхта Кассиопея, она стояла в Щурове, а ее транспондер показывал АИС-ки судов от Северского шлюза на Москве до Лохова на Оке.
На нашем судне не было экскурсии в рубку, поэтому пользуюсь информацией из различных источников. Интересно сравнить характеристики пассажирских судов ходивших по Оке – начнем с пароходов типа Менжинский советской постройки (дореволюционные имели близкие габариты):
Длина расчётная 61,70 м
Ширина расчётная 8,25 м
Ширина габаритная 15,02 м
Осадка порожнем 0,82 м
Осадка в грузу 1,25 м
Скорость 14 км/час.
Теплоходы типа Иосиф Сталин (типа 1008)
Длина габаритная 72,35 м
Ширина габаритная 13,20 м
Ширина расчетная 8,25 м
Осадка порожнем 0,95 м
Осадка в грузу 1,23 м
Скорость 21 км/час.
Пароходы 737 проекта
Длина расчётная/габаритная: 68,4 м / 71,4 м
Ширина расчётная/габаритная: 8,0 м / 15,2 м
Осадка средняя: 1,26 м
Скорость на глубокой воде: 19 км/ч
Теплоходы типа «Дунай» (проект 305)
Длина 77,91 м
Ширина 15,2 м
Осадка 1,36 м
Скорость хода 20 км/ч
Теплоходы типа Сергей Есенин (q-065)
Длина 90,2 м
Ширина 15,0 м
Осадка 1,6 м
Скорость хода 22 км/ч
Основные характеристики ПКС-180
Водоизмещение 900 т
Длина 82,6 м
Ширина 13,9 м
Высота 8,6 м
Осадка 1,2 м
Двигатели дизели марки Deutz
Мощность 3×320 кВт
Скорость хода 18 км/ч
По длине (и по ширине, и по садке) ЗК уступает только Есенину, который делает по Оке только 1-2 рейса в навигацию. Остальных окарей ЗК заметно превосходит длиной. А вот по скорости хода ему уступает лишь довоенный Менжинский.
Ну что еще – мощность дизелей этого дизель-электрохода немаленькая – значительно больше 305-го (800 л.с.), электродвигатели через привод вращают гребные колеса системы Фальмонова (по эффективности несколько уступают колесам с поворотными плицами), частота работы асинхронных двигателей управляется частотными приводами. По такой же схеме управляется носовое подруливающее устройство (винт в трубе).
Частотные приводы позволяют быстро менять частоту и направление вращения. Это важно, так как судно не имеет рулей, а управляется разной частотой вращения колес и подруливанием. Как Я заметил, в условиях извилистой Оки эти механизмы все время работают – на мостике (где Я не был) управление идет автоматически – джойстиком. Конечно, такая система снижает скорость движения судна. Где был интернет, по яндекс карте можно было определить скорость – по течению она составляла 17 – 18 км/час, против – 13 – 14 км/час. Еще одна особенность судна – отсутствие дымовых труб – весь выхлоп в воду под корму. Странно, но за все путешествие Я не ощутил какого-либо запаха выхлопа. Входной пролет теплохода смещен к носу и вся носовая часть на 1-й и 2-й палубах занята общественными помещениями – ресторан и конференцзал. На 3-й палубе рубка занимает меньше места, и там расположен еще блок пассажирских кают.
Руководству группы компаний «Гама» (а это семейный бизнес Дмитрия и Киры Галкиных с потомками) этот теплоход очень нравится. Дмитрий Галкин писал, что компания планирует в течение 10 лет построить 10 теплоходов проекта ПКС-180 (по лизинговой схеме), для работы на «Московской Кругосветке» требуется 3 теплохода, в качестве «мечты» он предложил маршрут Питер – Великий Новгород с использованием Ново ладожского канала (как с габаритами?).
Фото обложки журнала со статьей о Галкиных
Я, вообще то не хотел путешествовать на судне с балконами, но вот пришлось приспосабливаться, ниже покажу места судна, откуда можно фоткать…