Прошлись мимо Мозаики Нади Леже
Немного истории про мозаику
История этих работ начинается во Франции, в 1969 году, когда 65-летняя художница решает заняться оформлением мемориального музея ее мужа, Фернана Леже. Для украшения фасада Надя приглашает к сотрудничеству итальянского мозаиста Мелано, у которого учится новой для нее технике. Она посещает Равенну, город древних византийских мозаик. А уже в 1972 году Надя устраивает выставку, на которой показывает серию панно, — 65 сложенных из разноцветных кусочков смальты изображений людей, которые были ей дороги.
Надя делала портреты с известных фотографий — у каждого из этих снимков своя история, в них есть характер и жизнь. А Надя Леже добавляет им цвет и эмоцию — ведь многие из них были черно-белыми. Вот Майя Плисецкая — кадр из "Лебединого озера", она танцевала его сотни раз. Вот Владимир Маяковский — дерзко смотрит вперед. Обычный для таких фотографий черный фон художница заменяет красочной декорацией. Рядом со Львом Толстым она сажает березку — на оригинале ее нет, Юрий Гагарин — на фоне кругов и прямоугольников — куда без авангарда. Это панно далось Наде не сразу. Моделью был знаменитый снимок космонавта, более лиричный и эмоциональный, чем строгие официальные фотографии. Но в картине чего-то не хватало.




Надя Леже уехала из СССР, но всегда помнила о своей родине и активно участвовала в ее культурной жизни — устраивала выставки французских художников и поддерживала советских актеров на зарубежных кинофестивалях. Свои мозаики — 60 из них — Надя решила подарить Советскому Союзу. Художницу наградили "за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества" орденом Трудового Красного Знамени, а вагоны с изображениями Гагарина и Толстого отправились из Франции в СССР. Здесь их ждал холодный прием, и дело не только в погоде. Вклад Нади у нас ценили, а вот как быть с подарками и по какому адресу их отправить, не знали.