Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монасты́рь
Возник в 1420—1430-х годах, отстроен в камне трудами святителя Филиппа, в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства. В 1669—1676 годах был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям.
При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения, также создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Монашеская жизнь возобновлена 25 октября 1990 года.
В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995-м — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Святые врата
Первое монашеское поселение возникло в 1429 году, когда здесь обосновались преподобный Савватий и Герман, проведшие на острове в уединении шесть лет. В 1436 году, после смерти Савватия, на остров прибыл Зосима, основавший здесь обитель и две деревянные церкви — Преображения Господня и Николая Чудотворца. Архиепископ Иона прислал сюда игумена Павла, которого в 1442 году сменил игумен Зосима. В 1485 и 1538 годах здесь были сильные пожары, в результате, в 1552 году было начато каменное строительство церквей, а в 1590—1594 годах отстроена оборонительная гранитная стена. В 1651 году вместо игуменства была учреждена архимандрия. До марта 1682 года, когда была учреждена Холмогорская епархия, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.
Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа Колычёва, избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием. Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря данному царём праву беспошлинной торговли солью и образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц, был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы.
Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.
В конце XVI века в Соловецком монастыре начинает вестись летописание. Соловецкий летописец повествует, в частности, о событиях с начала построения обители, о её основателях, Зосиме, Савватии и Германе. Далее в тексте, расположенном по годам смены игуменов, сообщаются сведения о монастырском строительстве, царских пожалованиях монастырю, Соловецком восстании 1667—1676 годов, посещении монастыря Петром I. Последнее известие относится к 1759 году, о смерти архиепископа Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия. В одной из редакций летописец продолжен до 1814 года, последним известием является сообщение о вывозе из монастыря артиллерии и орудий в Новодвинскую крепость.
Печь которая отапливалась примерно половины монастыря