С детства слышал об этом удивительном озере! И вот, наконец-то, свершилось!
Летом летим по путёвке втроём - с матерью и с сыном Игорем на озеро Байкал. В путёвке определена стоянка на туристической базе Листвянке в течение пяти дней, затем на теплоходе плывём на остров Ольхон (два дня), а потом до Северобайкальска (два дня), и назад до Листвянки.
Остановились в Иркутске. Красивый город. Много двухэтажных деревянных купеческих домов с фигурными наличниками и резьбой. Группа у нас небольшая. Ещё ранее мой друг Вовка Жигульский, когда узнал, что я хочу посетить Байкал, просил меня:
- Ты знаешь, брат! Будешь в Иркутске, посети музей польских повстанцев. Там отбывал ссылку ещё мой прадед. Возможно, найдёшь упоминание нашей фамилии.
Мы побывали в музее декабристов. Их сослано было в Иркутск много, в том числе знаменитый Радищев. Вообще, Иркутск – родина сотен талантливых и знаменитых людей России. Но для меня писатель Валентин Григорьевич Распутин – один из первых мудрейших и совестливых людей! А вторым по значимости ставлю автора стихов Дмитрия Давыдова «Славное море – священный Байкал».
Едем на автобусах вдоль Ангары в Листвянку. Там на берегу озера большой туристский лагерь. Экскурсовод рассказывает:
- Ангара – единственная река, которая выходит из Байкала. Остальные 336 рек впадают в него. Бай – Куль по тюркскому языку – богатое озеро. Байгаал – Далай на монгольском языке – море. Существует следующая легенда. Было у Байкала – батюшки 336 рек – сыновей и одна дочь – Ангара. Влюбилась она в богатыря - Енисея и решила бежать от батюшки. Рассердился отец и кинул «Шаман – камень» в неё. Перегородил он устье Ангары, но она перепрыгнула через него и убежала к Енисею.
Живописная дорога вьётся в таёжном лесу. Проехали город Шелехов. На всём протяжении дороги в разрежённых хвойных лесах стоят танки. Их много: сотни, тысячи! Рядом с нашей автомобильной дорогой идёт вторая колея, глубоко изрытая гусеницами. Я размышляю:
- «Как хитро замаскированы тысячи танков! Они стоят рядами, уходят глубоко в лес. Между рядами густые хвойные деревья – сверху американские спутники не видят их. Здорово придумано!»
Остановились передохнуть на берегу какого – то небольшого озера. На противоположном берегу вижу рыбака. Подхожу к нему, здороваюсь:
- Что ловите? Как клюёт?
Он что – то отвечает. Подхожу к главному вопросу:
- Скажите, для чего здесь столько танков? Прямо ужас какой – то! От Иркутска едем и на всём протяжении танки в лесу.
Отвечает:
- Здесь стоят четыре армии против Китая. Говорят, сорок тысяч танков!
Я горжусь мощью страны! Размышляю:
- «Если сунутся к нам, как на острове Даманском - покажем китаёзам «кузькину мать!» Автобус сигналит - я ухожу.
Приехали в Листвянку. Этот посёлок называется туристической Меккой или Вратами Байкала. Построили её купцы в царские времена. Сейчас она ещё больше расстроилась. Туристов – тысячи! Прямо с причала открываются великолепные виды на величественные утёсы, бухты и заливы; вдалеке видны пещеры и гроты. Байкал красив – не оторвёшь глаз! Прямо с берега пьём ладошками чистейшую воду. Большая песчаная отмель у турбазы сменяется отвесными грандиозными скалами. Цвет воды нежно - бирюзовый. Все вновь прибывшие туристы пообедали в огромной деревянной столовой на 3000 мест. Затем нас собрали и прочитали небольшую лекцию:
- Байкал является крупнейшим на планете резервуаром пресной воды – здесь сосредоточено 20 % мировых запасов. Озеро образовалось около 35 миллионов лет назад в результате сильнейшего землетрясения. Глубина раскола земной коры – более 1600 метров. Длина озера – 620 километров, ширина 24 – 79 километров, длина береговой линии – 2100 километра. Байкал находится выше уровня Мирового океана на 453 метра. Температура воды летом плюс 4 - 9 градусов. Озеро уникально по своей природе – нигде в мире нет такого! Рачок эпишура и байкальские олигохеты – зоопланктон, очищает воду, пропуская через себя, и, одновременно, является кормом для рыб. В озере водится живородящая рыба голомянка, состоящая из 30% жира. Местные жители раньше её высушивали и использовали вместо свечей. В озере много нерпы – единственный вид тюленей, который водится в пресной воде. Также здесь водится наш знаменитый байкальский омуль, хариус, сиг, осётр, таймень и налим. Зимой дует над озером господствующий ветер баргузин.
Мы с матерью и Игорем ходим по берегу Байкала, любуемся окрестностями. Затем с сыном залезли в горы. Кругом заросли пахучего багульника – не продерёшься через него! На одном из утёсов находим безымянную могилу с покосившимся крестом. Сразу вспомнил песню «Бродяга», которую очень люблю. Стоя на краю утёса, обернувшись в сторону Байкала, пропел один куплет:
Бродяга к Байкалу подходит.
Рыбацкую лодку берёт.
И грустную песню заводит.
Про Родину что-то поёт.
Игорь внимательно слушает, улыбается. Незабываемые минуты жизни! Поясняю сыну:
- Байкал стал в народе ещё больше знаменитее, благодаря этой песне. Раньше ведь ни одно застолье не обходилось без этой песни!
Сверху видны в чистейшей воде косяки рыб. Кидаем с Игорьком камни в них. Камень долго тонет. Видно его до тридцати - сорока метров в прозрачной воде.
На следующий день взяли лодку. Сели втроём, отплыли метров на сто. Бросаем монетку. Долго она сверкает в глубине. Вода неимоверно чистая. Игорь чуть раскачивает лодку, шутит над матерью:
- Бабушка! Сейчас мы тебя утопим!
С берега раздаётся голос спасателя из рупора:
- Товарищи туристы в двадцатой лодке! Под вами глубина 350 метров! Не шутите на воде! Немедленно плывите назад!
Это отрезвляет. Мне становится страшно за мать. Она же не умеет плавать, да ещё калека – у неё не сгибается в колене нога! Причаливаем к берегу. Больше я не рискую – плаваем на лодке вдоль берега.
Попробовали с Игорем искупаться. Я проплыл от берега до ближайшего камня метров пятнадцать. Тело всё обожгло неимоверным холодом. Понял, что и мы с Игорем не проплыли бы эти сто метров!
Через два дня отдыха поехали в автобусах на экскурсию вдоль берега мимо Слюдянки, Байкальска - до Байкальского заповедника на противоположном берегу озера. На территории заповедника находится более 700 памятников этнографии. Более полусотни объектам присвоен статус природных памятников с наскальными рисунками эпохи палеолита. Но парку грозит катастрофа.
Экскурсовод рассказывает:
- В 1966 году у нас построили Байкальский целлюлозно – бумажный комбинат. Он очень загрязняет воду и атмосферу. Мы все протестовали, учёные и писатели нас поддерживали, но…
Про себя думаю:
- «Что же это творится в стране? Куда не поеду, везде государство губит природу! Что за руководители у нас? А нам «вешают лапшу на уши» - день и ночь трубят, что «проклятые империалисты загрязняют природу».
Усаживаемся в теплоход и плывём на остров Ольхон. Погода великолепная. По судовому радио идёт постоянная интересная информация о проплывающих местах. Все туристы столпились на двух палубах – любуемся великолепной панорамой Байкала и его скалистых берегов. Ширина Байкала – тридцать-сорок километров, так что видны оба берега (правда, не всегда). Через Ольхонские ворота входим в пролив Малое Море и останавливаемся в посёлке Хунжир. Там нас кормят национальными блюдами бурятов – «Бухлер», «Буузы» и «Байкальским Омулем». На местном рыбозаводе многие туристы приобретают рыбу (свежую, солёную, копчёную).
На острове мы провели два дня и посетили несколько экскурсий – мыс Хобой и Шара - Нур, а также к Святому источнику. Некоторых туристов за дополнительную плату местные люди возили в места, где те любовались (через бинокли, чтобы не пугать) лежбищами нерп. Их здесь особенно много. Любовались также (через бинокли) великолепными вершинами Баргузинского хребта, находящегося на противоположном берегу Байкала.
И вот мы на самом севере Байкала! Теплоход останавливается на пристани рабочего посёлка Северобайкальск. В 1974 году здесь создали трудовой лагерь из десятков тысяч заключённых для строительства железнодорожной магистрали, которую назвали БАМ. Экскурсовод привёл нас на ж.д. станцию к памятнику первого паровоза и рассказал:
- 13 апреля 1932 г. вышло постановление СНК СССР о строительстве железной дороги на Восток страны, параллельной Транссибу. Дорога была просто необходима для развития Сибири и Дальнего Востока, т. к. старая (царская) ж.д. просто не справлялась с возросшими объёмами грузоперевозок. План вербовки рабочих не удался, и Сталин принял решение направить 125 тысяч заключённых на строительство железной дороги на Восток страны. Среди них самыми известными были философ Павел Флоренский и маршал Константин Рокоссовский. К тому времени в рекордные сроки (три года) было завершено строительство Беломорско - Балтийского канала и часть заключённых направили сюда. Общая длина трассы, на которой велись работы, достигла четырёх тысяч километров. Но Великая Отечественная война спутала все карты. Положение на фронтах ухудшалось, и было принято решение снять рельсы и железнодорожное оборудование и направить их на строительство рокадной дороги снабжения по западному берегу Волги от Сталинграда до Куйбышева. По этому участку шли поставки союзников по ленд - лизу из Ирана. После окончания войны было возобновлено строительство железной дороги, но уже не такими темпами - не хватало рабочих. Так как бесплатная рабочая сила к тому времени закончилась – началась агитационная пропаганда среди молодёжи с целью привлечения её к строительству. Помните одну из десятков песен брежневского периода?:
- А я еду! А я еду за туманом.
За туманом и за запахом тайги!
Брежнев объявил стройку всесоюзной комсомольской. Но строителям – комсомольцам не создавали даже сносных условий существования. Не хватало машин, механизмов, инструментов. Быт был ужасающим – люди мёрзли и голодали, не было тёплой одежды, молодёжь спала в палатках - даже зимой. Говорят одна комсомолка, разочаровавшись в этой «романтике», написала полуметровыми буквами чёрной краской на стене штаба строительства –
- Б режнев А бманывает М олодёжь! (орфография сохранена)
Ушлый начальник штаба стёр надпись, но его заинтриговала аббревиатура из трёх заглавных букв, и он стал придумывать из них название дороги. Пришла идея: Байкало – Амурская Магистраль! Направил письмо в Политбюро с просьбой от тысяч комсомольцев назвать так эту «стройку века». Брежневу это понравилось, и с тех пор стройка стала называться БАМ. Строительство дороги продолжается и сейчас.
Мы с удовольствием выслушали этот рассказ экскурсовода. Признаться, я многое не знал о строительстве БАМа. Даже в молодости сам чуть не поехал туда за романтикой.
В Северобайкальске мы пробыли два дня. Посетили бухту Аяя невероятной красоты и термальные источники Хакусы. Плыли назад в Листвянку более суток.
В последнюю ночь раздался тревожный звон колокола – горела наша столовая! Это было страшное зрелище! По всей видимости, на чердаке замкнула проводка, и деревянная столовая вспыхнула, как спичка. Приехавшие несколько пожарных машин так и не смогли подключить свои шланги к пожарным колодцам из-за несоответствия диаметров брандсбойдов. Вот она – российская безалаберность! Шум, крики, треск огня! Все мужчины разбивали огромные витрины – вытаскивали холодильники с мёрзлыми курами, мешки с сахаром и крупами, бочки с селёдкой и огурцами, посуду, столы, стулья и пр. Почти всё спасли, пока не рухнула крыша. Столовая сгорела полностью. Тысячи людей в безмолвии стояли рядом, женщины плакали. Всем было очень жалко, как горела почти новая огромная столовая, построенная на народные деньги.
На удивление, все три тысячи туристов утром были накормлены. Откуда-то привезли в баках даже горячую кашу и чай.
А нам как раз в этот день надо было уезжать. После завтрака мы покидали гостеприимную турбазу. На сердце было тревожно и грустно. Мама всё время плакала. Так печально окончилось наше путешествие.
Но неповторимый, чудесный, грозный древний Байкал мне и сейчас иногда снится по ночам. Какая красота есть у нас в России!