Прежде всего почему именно «Пушкин». Во-первых, хотелось посмотреть Плёс, а «Пушкин» весь сезон как раз и совершает регулярные рейсы по данному маршруту. Во-вторых, было желание протестировать водоходовский премиум (как никак лишь два теплохода значатся в этой группе). В-третьих, сам по себе теплоход проекта Q40 заинтересовал, т.к. говорили, что он более удобен для туристов, более продуманный в плане кают и т.д. Вот и решил в этом году дать «Радищеву» с рейсами до Питера отдохнуть и посмотреть, что за «кушка» такая.
4 июля. "Размышления у парадного подъезда"
В этот раз до речного вокзала такси добралось неожиданно быстро – не было традиционных пробок на МКАДе. На причале я оказался в десятом часу. До начала пропуска на теплоход больше часа. Есть время вспомнить как всё начиналось, свой приезд на речной вокзал в первом круизе 2013 года. Тогда я тоже приехал сильно загодя и долго гулял по пристани обойдя её по всей длине.
"Пирогов" принимает на борт архитекторов
Сегодня на причале довольно тесно. «Пирогов» стоит в самом начале и принимает пассажиров. Отправлялся он видимо в корпоративный круиз, т.к. был украшен символикой фирмы RIM и нёс на борту растяжку «АРХ-пароход». Наверное архитекторы собрались развлечься. Далее стоит «Бенуа». Потом «Княжна Анастасия», посадка на которую должна была начаться на полчаса раньше, чем у нас. «Пушкин» возле 4 причала. Затем пара крокодилов – «Джержинский» и «Жуков». Возле них пока тихо. Ещё дальше причалили две прогулочные «Москвушки» и готовятся везти отдыхающих в Хвойный Бор (толпа к ним на посадку собралась приличная). В конце причала традиционно располагаются «Викинги» с иностранцами. Для их туристов как раз подали автобусы на экскурсию по Москве. Так в прогулках незаметно пролетело время. Возле КПП №2 начала выстраиваться толпа. Меж тем на улице: "жаром как из печки дышит не спасает даже тень, едет крыша, едет крыша, едет крыша набекрень". И тени рядом с кабинкой практически не было. Сперва народ жался к одному углу, где было немного тени, но потом, ближе к началу пропуска, очередь выстроилась как положено.
"Пушкин" в ожидании туристов
"Княжна Анастасия" возле третьего причала
«Пирогов» ушёл в рейс, когда у нас ещё только объявили посадку. Система пропуска на речном вокзале вернулась в прежнее русло, т.е. снова проход через досмотровые кабинки. Посадка на «княжну» началась в 10:00 и под руководством В. Хасикова менее чем за полчаса все пассажиры прошли. В очереди остались лишь «Пушкинцы», которых начали пускать, как и было указано в расписании, за 2 часа до отправления - в 10:30. День 4 июля, согласно прогнозу погоды, должен был завершить двухнедельный период изнуряющей 30 градусной жары, которая стояла в Москве. И на всё время круиза погода ожидалась не жаркая. Но дожди с грозами обещали во второй половине дня, а до этого времени пришлось прятаться от палящего зноя в тени. Минут через 15 после начала пропуска на причал, прошёл и я (стоял не в начале очереди). Внутри теплохода приятная прохлада. Кондиционер справляется. Встречали нас с гармонистом, но без хлеба с солью. Предлагали только холодный чай, который пришёлся весьма кстати. Первое, что бросилось в глаза при входе, это широкие пологие лестницы между палубами и более широкие коридоры.
Идём смотреть каюту. При заселении у меня был выбор - каюта 166 или 235 (это не опция турфирмы, просто я был не один и покупались две каюты). Первая находится в носовой части главной палубы рядом с малым баром, вторая на средней палубе ближе к корме рядом с гладильной комнатой и титаном. К сожалению, обе каюты имели надостатки. В 166-й их обнаружилось два. Первый – отсутствует часть резинового оконнного уплотнителя, так что в месте соединения окна с рамой образовалась щель длиной пару сантиметром и шириной полсантиметра. Второй недостаток значительнее – в туалете сильно пахло канализацией. Достоинства – каюта одноярусная, просторная. Посторонних звуков нет. Не уверен, что шума не было бы при включении носового подруливающего устройства (пользуясь случаем передаю привет каюте 365 на «Радищеве», ибо там я узнал, что это такое), но в этот момент оно было выключено. В 166-й каюте мне не понравилось, и я отправился смотреть 235-ю. Уже в коридоре при подходе к кормовой части средней палубы по шуму стало понятно – здравствуй климатическая установка. Шум от неё максимален как раз в районе гладильной комнаты и титана. Ладно, зайдём поглядим, всё-таки в каюте есть дверь, которая должна уменьшить шум. Действительно в каюте уровень шума был пониже, но всё равно не так тихо, как в 166-й. В остальном никаких других недостатков у 235-й каюты не обнаружилось. Окно в порядке, кондиционер в выключенном состоянии не шумит, в туалете никакого постороннего запаха нет. Ладно, сказал я, доставая из рюкзака защитные противошумные наушники, ночью мы с шумом управимся, а днём мне всё равно, днём я в каюте долго не нахожусь. Остаюсь здесь.
Каюта №235 двухъярусная, двухместная. В сравнении с каютами на теплоходе 301-й серии, значительно более просторная и комфортная. В каюте есть стул, холодильник, телевизор, стандартный столик возле окна. Если одного столика покажется мало, имеется ещё один откидной с лампой и зеркалом. На стене навесной шкафчик с полочками, где располагались стаканы, ведёрко для льда, фен, салфетки и сейф. Далее стоит огромный двухстворчатый шкаф для вещей с кучей полочек и вешалок. Там же хранится лестница для путешествия на верхнюю полку (мне не понадобилась, ибо я ехал в одноместном размещении). В шкафу на полке лежали два дополнительных пледа и тапочки. С обратной стороны входной двери приделано большое зеркало. На стене в «прихожей» привинчены 4 крючка – можно вешать шапки, куртки, зонтики, если нет желания убирать их в шкаф. «Прихожая» отделена от «комнаты» шторкой. Весьма полезно, учиывая что вентиляционная решётка внизу входной двери не закрывается и свет из коридора через неё весьма заметен. Заходим в ванную. Она также значительно просторнее чем на 301-х. Душ располагается отдельно от крана и раковины. Пространство возле душа закрывается занавеской. Над раковиной есть трёхстворчатый зеркальный шкафчик. Там лежало мыло, шапунь и запасной рулон таулетной бумаги. На стене в ванной много крючков для полотенец (значительно больше чем самих полотенец, коих стандартно два – большое и маленькое). Стены в ванной и каюте имеют забавный оранжевый цвет. Очень необычно.
У кровати в каюте нет боковой спинки, зато есть полочка по всей длине кровати, из-за чего сидеть на ней неудобно, т.к. упираешься шеей в эту полочку. Чтобы смотреть телевизор на кровати надо или подушку подкладывать под спину, или смотреть лёжа. Бутылка с водой в каюте имелась. Ёмкость 0,5л, но с учётом, что воду приносили каждый день, этого мне оказалось более чем достаточно. Кондиционер в каюте встроен в подоконник. Он менее функционален чем на теплоходах 301-й серии, ибо позволяет лишь менять силу воздушного потока без возможности индивидуального подогрева. В полностью выключенном состоянии кондиционер никаких звуков не издавал, но воздух из его решётки всё равно проходил. Я заложил решётку кондиционера запасными пледами на всякий случай, т.к. погода в ближайшие часы должна была картинально измениться и кондиционер уже не понадобился. О чём ещё упомянуть забыл…, ах, да, в каюте 5 розеток. 2 под окном, одна в шкафу возле откидного столика, одна на полочке возле телевизора, одна в ванной. Холодильник и телевизор используют две розетки из пяти, но при желании их можно отключить. Ещё окно. Оно не просто большое, оно огромное. Фактически это не окно, а стеклянная стена. Плохо то, что окно совсем хлипенькое. В нём даже нет стеклопакета – стекло одинарное. С учётом слабых возможностей окна и сильных возможностей кондиционера наилучшее применение данному судну – круизы в теплые края. К примеру, до Астрахани. На северах на нём делать нечего, ибо в каюте будет как на улице.
До отправления ещё достаточно времени, и пока туристы копошатся у себя в каютах, можно как следует осмотреть палубы. Нижняя палуба полностью отведена под проживание экипажа. Туристических кают там нет. Однако проходы на эту палубу никакими запретительными приспособлениями не отделены, т.е. в принципе можно зайти посмотреть. На главной палубе из интересного только стойка администрации да носовой бар. Он совсем крошечный, разукрашен в пиратском стиле с фарфоровым попугаем на шесте. Здесь можно получить кислородный коктейль и фито-чай. Выдавали их не когда пожелаешь, а в определённое время, обозначенное в программе дня как «час здоровья».
Холл главной палубы возле стойки администрации
Холл средней палубы возле лестницы
На средней палубе, кроме гладильной комнаты и титана, иммеется ещё один носовой бар «Панорама». Этот бар значительно просторнее предыдущего. Каюты в кормовой части средней палубы также заняты экипажем, но и тут никаких запрещающих цепочек нет. Можно ходить везде. На шлюпочной палубе в носу есть комната с роялем, которая называется «Музыкальный салон». Здесь проводились мастер-классы по прикладному искусству, концерты классической музыки, детские анимационные программы (клуб «Водоходик»). Кают на этой палубе практически нет, за искючением 4 люксов в носовой части. В холле возле лестницы с одной стороны продавали сувениры (не фирменные, которыми торгуют у администраторской, а обычные – драгоценности, народные промыслы и т.д.), а с другой стороны стол с «кофе-стейшн» для перекуса между приёмами пищи. Кофе-стейшн представляет собой несколько водонагревателей с заваренным кофе и кипятком. Также чай в пакетиках - чёрный, зелёный, фруктовый - уложен в чемоданчике. Молоко и три вида печенья – среднее, малое, микроскопическое. Всё это хозяйство работает с 7:00 до 19:00. В течении этого времени официантка регулярно пополняет запасы продовольствия и наводит порядок на столе. В остальное время со стола всё убирали и уносили в ресторан. По мне так эта кофе-стейшн очень полезная вещь, когда из-за экскурсий велико время между завтраком и обедом. Не нужно покупать чай и кофе в барах. Хотя конечно здесь нет кофе-машины с 10-ю видами кофе как в баре, а только один – растворимый. Всё остальное пространство шлюпочной палубы занимает ресторан. Он просто огромный, как верхний и нижний рестораны у теплоходов 301-й серии вместе взятые.
Кофе-стейшн возле ресторана
Холл на шлюпочной палубе перед входом в ресторан около сувенирного киоска
И, наконец, солнечная палуба. Для туристов здесь конференц-зал и солярий. Конференц зал явно новодел с пластиковыми окнами и потолками как в офисах. Количество стульев в зале соответствует загрузке примерно в 100 человек, что немного больше половины от всех туристов на теплоходе. Зал крайне тесный. Для выступающих остаётся пространство буквально метр на метр. Солярий также маленький и узкий потому что в центре его имеется надстройка климатической установки, огороженная по периметру лавочками. Зайдя в конференц-зал, я обнаружил там воздушниые шарики, коих оказалось примерно 60 штук. Не маловато ли будет? Всё ж таки теплоход не из дешёвых. Может надеялись, что припрутся не все?
Конференц-зал выглядел просторным пока туда не пришли туристы
Солярий на солнечной палубе
К сожалению, к отправлению припёрлись все. На улице было очень жарко и народ отсиживался в конференц-зале, где работал кондиционер. Постепенно разобрали шарики. А новые желающие всё подходят и подходят. И откуда они только берутся? Нет бы в каюте побыть. Вероятно, так рассуждали и в тубригаде. Ближе к отправлению прояснился регламент мероприятия. В 12:30 предполагалось выйти на палубу, запустить шарики, а затем снова вернуться в зал для приветственной встречи с командой. К чему такие сложности бегать туда-сюда? Погода была ещё не дождливая, вполне возможно было провести всю церемонию на палубе. На «Радищеве» же проводили и ничего, не надорвались. Пришлось туристам побегать туда-сюда. Нанароду тьма, а многие места заняли и надо следить, чтобы шарики запустить, и в конференц-зале место не потерять.
Готовимся запускать шарики. Хватило их, увы, не всем
http://www.youtube.com/watch?v=C18u-hneJOE&list=PLJ3YE1q2iq6C_Lx0HrC1zTwU6N_kLjTjW&index=1
Фрагмент из фильма о круизе, который продавался на теплоходе
Встреча с экипажем
Знакомство с турбригадой (слева-направо: детский аниматор Марина, мастер прикладного искусства и продавщица сувенирного киоска, трое артисток театра "Задумка", пианистка Наталья Зайцева, аниматор, бард и поэтесса Татьяна Ситникова, директор круиза Андрей Хребтов, диджей Михаил, баянист Александр Двоежилов)
При отправлении в рейс прозвучал марш «Прощание славянки», но не как обычно, в виде марша, а со словами. Тоже мне любители-экспериментаторы. Лучше бы шариков побольше надули. Церемонию вела Татьяна Ситникова – поэтесса, исполнительница авторской песни и по совместительству единственный аниматор теплохода. Помогали ей три участницы музыкального театра «Задумка» из Самары, которые на теплоходе отвечали за танцевальные номера и утреннюю гимнастику. После запуска шаров толпа ринулась обратно в конференц-зал разбирая по пути бокалы с шампанским и соком. Знакомство с командой прошло своим чередом, разве только не представили судового врача (странно, до сих пор обычно всегда врача представляли), и методист Нина осталась за кадром (она появилась позднее, на собрании по экскурсиям).
В 13:00 обед и знакомство с рестораном. Как и на «Радищеве», завтрак и обед на «Пушкине» шведский стол. Здесь ресторан один, смена одна, рассадка фиксированная, без битв за места – всё определилось ещё при регистрации. Столики в ресторане располагаются в три ряда. С №1 по 14 идут вдоль правого борта, с №15 по 26 вдоль левого. Столики вдоль стен в подавляющем большинстве случае четырёхместные. По центру расставлены восьмиместные столы с №27 по 33. Нумерация столов начинается от входа в ресторан. Кому интересно, вот схема с расположением столов, а также местами раздачи блюд на шведском столе за завтраком и обедом.
Схема теплохода и ресторана (увеличивается по клику)
Предвосхищая фи со стороны противников шведского стола, мол там очередь, да мы не пролезем, всё разберут до нас, скажу, что завтрак и обед по времени занимал аж 1,5 часа и совершенно необязательно было приходить к началу со вирепым выражением лица и накладывать себе по 10 пирожных, опасаясь, что их разберут. Да, в самом начале завтрака и обеда небольшие очереди перед раздаточным столом образовывались. Были даже те кто набирал впрок. Но очереди быстро исчезали, т.к. все блюда подносили и пополняли, даже пирожные, арбузы и дыни, которые были на десерт (на них народ тоже поначалу накинулся и набрал себе большие горки в тарелки, а официанты всё несут и несут новые подносы – набирать впрок было бессмысленно). Ресторан определённо самая сильная черта этого теплохода. Качество блюд на высоте. Ресторан даже лучше, чем на «Радищеве», а благодаря шведскому столу лучше, чем и на «Булгакове».
Возле входа в ресторан располагаются столики №1, 26, 27
Расстановка раздаточных шведских столов на обеде
Так выглядит конец ресторана возле столиков №14, 15 и 33
При отправлении из Москвы на улице стояла адская жара под 30 градусов. Внутри теплохода было нормально, не жарко. Но прогноз погоды не подвёл, и уже при подходе к Икшинскову шлюзу стало пасмурно и прошёл дождь. Период жары закончился. Под конец дня было пасмурно и тихо. В первый день я, вопреки сложившейся традиции ложиться спать рано, посетил приветственный концерт, длившийся с 21:00 до 22:00. Для заполнения концерта артистов теплохода не хватило, хотя каждый из них и выступил с одним номером – баянист Александр Двоежилов, пианистка Наталья Зайцева, ведущая и по совместительству бард и поэтесса Татьяна Ситникова, танцовщицы из театра «Задумка». Оставшееся время ушло на «свадебные конкурсы» со зрителями. Шансы раздавались шедро, весьма щедро, даже я один получил. В целом мне анимационная программа не понравилась. Хорошо выступили только баянист и пианистка. Репертуар Татьяны Ситниковой очень специфичен, на любителя стихов и авторской песни под гитару, к коим я не отношусь. С «Задумкой» ещё сложнее, т.к. там не то что втроём, а и одному танцевать негде ни в ширь, ни в высь. В 22:00 желающие продолжить отправились в ресторан на дискотеку. В начале ресторана имеется барная стойка, которая работает во время вечерних мероприятий с 22:00, а само помещение ресторана закрывается перегородкой, образуя как бы мини-бар для дискотечников. И всё бы хорошо, только танцуют они прямо над головами туристов из кают в центре средней палубы (в районе кают №250-255). Я проходил по коридору – топот слышен будь здоров, как будто стадо слонов наверху прыгает. До моей каюты эти звуки не долетали.
Эта фотография, также как и колокольня в Калязине, должна быть сделана просто потому, что должна
Поначалу погода была жаркая
Гуляя по корме шлюпочной палубы обнаружил ещё один бар – он расположен за рестораном, двери его выходят прямо на корму. По назначению для туристов он не используется, часть этого помещения отведено под столовую для поваров и директора ресторана.
В районе шлюза №6 начался обещанный дождь...
... который продолжился и в пятом шлюзе
Что ещё сказать про первый день? По каналу мы шли вместе с «Княжной Анастисией», которая отправилась вместе с нами и с «Принцессой Анабеллой». Так втроём и шлюзовались. «Пушкин», хотя и четырёхпалубник, но значительно короче 301-х и 302-х, а «принцесса» так и вовсе кроха.