
Северный речной вокзал Москвы — главный по объемам пассажиропотока речной вокзал столицы, расположенный на северо-западе Москвы на берегу Химкинского водохранилища. Был построен во времена строительства Канала имени Москвы и открыт вместе с ним 2 мая 1937 года. Расположен в одноименном парке у Ленинградского шоссе, дом 51.
Здание вокзала является памятником архитектуры и одним из символов архитектурного стиля 1930-х годов. Главный архитектор — А. М. Рухлядев. Оно выполнено в форме огромного корабля, вытянувшегося вдоль причалов. Несколько ярусов (этажей) вокзала символизируют палубы, которые дополняют парадные лестницы, ведшие с площади к вокзалу и с вокзала к речным причалам. При работе над зданием вокзала Алексей Рухлядев и его соавтор Владимир Кринский вдохновлялись венецианскими мотивами, изначально строение было задумано как стилизация под Дворец дожей в Венеции (Италия). Галереи первого этажа насчитывают 150 четырёхгранных колонн, облицованных белым тарусским камнем. Оба яруса галерей и плоская крыша окружены балюстрадой. Химкинский вокзал был первым речным вокзалом СССР, при строительстве которого решено было отойти от сугубо функционального подхода и уделить внимание эстетической стороне. Здание стало выдающимся образцом сталинского ампира и символом эпохи становления Москвы — «портом пяти морей». Примечательно, что в похожей стилистике в 1940 году был открыт дом культуры имени Чкалова в Чкаловске Нижегородской области.
Архитектурные особенности Северного речного вокзала Москвы >>
.