Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

История строительства канала имени Москвы

канал имени москвы

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 109

#1 Iluha81

Iluha81

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 46 сообщений
  • Регистрация: 08-Июль 08

Отправлено 25 Март 2012 - 19:26

Немного архивной литературы по строительству КиМа:

Еще много чего интересного на эту тему здесь: www.moskva-volga.ru

- Два номера журнала Москваволгострой за 1936 год:

№5

Изображение



Скачать можно на http://moskva-volga....o/journals.html
Или прямая ссылка на скачивание moskva-volga.ru/files/books/Moskvavolgostroy_1936_5.zip


№№6-7

Изображение



Скачать можно на http://moskva-volga....o/journals.html
Или прямая ссылка на скачивание moskva-volga.ru/files/books/Moskvavolgostroy_1936_6-7.zip


Том "Путевые сооружения" Технического отчета о строительстве КиМ

Изображение



Скачать можно на http://moskva-volga....blio/knigi.html
Или прямая ссылка на скачивание moskva-volga.ru/files/books/Kanal_Moskva-Volga.1932-1937.Putevye_sooruzheniya_1941.zip


Журнал "USSR in construction", №2 за 1938 год

Изображение


Скачать можно на http://moskva-volga....o/journals.html
Или прямая ссылка на скачивание moskva-volga.ru/files/books/USSR_in_construction_1938_02.zip

#2 Владимир Андреевич

Владимир Андреевич

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 824 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 26 Март 2012 - 08:24

Интересный сайт. Просматривая материалы, у меня возник вопрос на который не нашел ответа, возможно кто-нибудь знает: как осуществлялось движение по Октябрьской ж.д. во время строительства моста у ст.Химки? Наверняка был какой-то временный путь, но где? На фотографиях этого не видно.

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#3 Сухопутный человек

Сухопутный человек

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 489 сообщений
  • Регистрация: 26-Май 08
  • Город:Рязань

Отправлено 26 Март 2012 - 10:53

На том сайте есть издание Стройиздата от 1941 г. "Канал Москва Волга мосты и дороги". Там всё изложено самым подробным образом вплоть до каждого сварного соединения арматурин.
На берегу сидел паромщик,
Чинил постылый свой паром.
Он вдруг сказал: У-ууу.... рокенрольщик!!!
И пригрозил мне топором :(

#4 Владимир Андреевич

Владимир Андреевич

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 824 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04
  • Город:Москва

Отправлено 26 Март 2012 - 14:47

На том сайте есть издание Стройиздата от 1941 г. "Канал Москва Волга мосты и дороги". Там всё изложено самым подробным образом вплоть до каждого сварного соединения арматурин.


Да, спасибо, нашел. Рядом со строящимся мостом была отсыпана временная насыпь на два пути и построен деревянный мост. Скорость поездов после обкатки - 50-60км/час.

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#5 Iluha81

Iluha81

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 46 сообщений
  • Регистрация: 08-Июль 08

Отправлено 13 Май 2012 - 15:17

Технический отчет "Земляные работы"

Изображение

Скачать: moskva-volga.ru/files/books/Technichesky_otchet_Zemlyanye_raboty_1940.rar

Технический отчет "Гидромеханизация"

Изображение

Скачать: moskva-volga.ru/files/books/Technichesky_otchet_Gidromehanizaciya_ 1940.rar


Технический отчет "Бетонные работы"

Изображение

Скачать: moskva-volga.ru/files/books/Technichesky_otchet_Betonnye_raboty_ 1940.rar



#6 Iluha81

Iluha81

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 46 сообщений
  • Регистрация: 08-Июль 08

Отправлено 09 Сентябрь 2012 - 14:34

Отрывок из книги А.Н. Комаровского "Записки строителя" про канал.

Изображение


Скачать: http://moskva-volga....itelya_1972.rar



Журнал Строительство Москвы, №№19-20б 1937. (Для публикации предоставил пользователь leonid4 с конференции http://www.dubna.ru)

Изображение


Скачать: http://www.moskva-vo...20_okt_1937.rar


Номер газеты Москва-Волгострой, 14 мая 1937 года. (Источник - Е. Красилова)

Читать и скачать здесь:
http://www.moskva-vo...ati.html?id=100

#7 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 14 Октябрь 2012 - 11:32

Третий визит Сталина на строительство Канала Москва-Волга состоялся 22 апреля 1937 года. В этот день Сталин со свитой, состоящей из Молотова, Ворошилова и заменившего Ягоду Ежова посетили Икшинский и Центральный районы строительства Канала.

В первый приезд 4 июня 1934 года вождь всех народов с Кагановичем, Ворошиловым, Куйбышевым и Ягодой посетил шлюзы №7 и №8, Химкинскую плотину и Глубокую выемку. Во второй, 14 июня 1936 года, в сопровождении тех же Когановича и Ягоды, а так же Орджоникидзе – Перервинский шлюз.

С точки зрения советской пропаганды событие выдалось значимым, средства массовой информации всех сортов освещала его со всех сторон. Корреспонденты, фотографы, киношники, а затем и ретушёры. Писали, фотографировали, снимали и полировали до блеска знаменательное событие. Ещё бы – строительство Канала подходит к концу, приближается время раздачи пряников.

Одной из парадных фотографий посещения стала аляповатая работа ретушёра:

Изображение





Свита на заднем плане полностью затёрта. Вместо неё вкрячен объект, полностью разграфлённый строительными лесами. Есть впечатление, что объект взят с другого фото – как-то он неестественно вписан в сюжет. С вождями дозволено остаться только начальнику строительства Берману, гражданину слева. Но и Берману досталось – в плечах ужали, голову скорее всего приделали с другого снимка. Что бы фотографию поместить на обратную сторону обложки журнала, ретушёр превратился в хренового художника и пририсовал пару облаков, чтобы хоть чем-то прикрыть пустоту. Автор фото неизвестен. И слава Богу. Из авторской работы получился дешёвый лубок. Фото мне встречалось в двух изданиях в качестве «заглавных» – путеводителе по Каналу Льва Кассиля (да-да, вы верно вспомнили, «Кондуит и Швамбрания») и в журнале для англоговорящих USSR under construction. На экспорт – самое лучшее.

Гораздо лучше выглядит снимок непрофессионального фотографа. Начальник охраны Сталина Николай Сидорович Власик тоже приобщился к фотожурналистике, запечатлев вождей на строительстве. Не думаю, что он собирался подработать на стороне, но центральный печатный орган партии газета «Правда» опубликовал его фото на следующий день:

Изображение




О ретушёрах. Славно поработали. Все второстепенные персонажи сделаны как бы не в фокусе. Как будто не хватило глубины резкости. Молотов на снимке стоит от фотографа дальше крайнего левого и крайнего правого персонажей и по закону оптики должен быть также не в фокусе. Но он чёток и узнаваем наряду с остальными вождями.

Та же «Правда» в качестве сопровождения фотографии опубликовала заметку:

ТОВАРИЩИ СТАЛИН, МОЛОТОВ, ВОРОШИЛОВ и ЕЖОВ НА КАНАЛЕ ВОЛГА-МОСКВА.

ДМИТРОВ, 22 апреля. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня во второй половине дня канал Волга — Москва посетили товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов.

Осмотр канала товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов начали с большой земляной плотины № 22, преградившей путь реке Икше, которая образовала здесь судоходное водохранилище.

В этом огромном озере к открытию канала будет 14,5 миллиона кубических метров воды.

Из Икшинского района строительства товарищ Сталин, руководители партии и правительства отправились во Влахернскую — на четвертый шлюз, расположенный в 68 километрах от Волги.

С четвертого шлюза они выехали в Яхрому. Машины проследовали под новым железнодорожным мостом над каналом между станциями Яхрома и Влахернская. По сравнению со старым, вблизи расположенным мостом — это сооружение огромно. По пути они видели красиво архитектурно оформленный водосброс, у подножья которого скоро забьют фонтаны.

В Яхроме товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов ознакомились с третьим шлюзом канала. В их присутствии был приподнят сегментный затвор в верхней голове шлюза, и вода стремительно хлынула в огромную железо-бетонную камеру. Камера стала быстро наполняться. По мостику нижних двустворчатых ворот шлюза товарищ Сталин, руководители партии и правительства прошли на отводный несудоходный канал, по которому волжская вода мощными пропеллерными насосами будет перекачиваться на следующую водную ступень канала. Здесь же были осмотрены машинный зал насосной станции и здание распределительного устройства, где сосредоточивается управление всеми насосными станциями канала.

Вместе с товарищами Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Ежовым на канале были т.т. Берман, Фирин и другие руководители строительства канала. Объяснения давали главный инженер строительства тов. Жук, начальник работ центрального района тов. Комаровский и др.

Текст спекора ТАСС стал каноническим и его не один раз перепечатали другие газеты. К примеру «Комсомольская правда». Но сопроводив другим фото:

Изображение




Вожди уже переместились на шлюз №3, все в сборе, никто по пути не потерялся. Отдельно хочется рассказать о фотографе. Снимок сделан любимцем Сталина Фёдором Кисловым, фотокорреспондентом агентства «Союзфото». Кислов был допущен к вождю так близко, что прикуривал от трубки Сталина. В прямом смысле. Тому есть свидетельство в виде фото его коллег, заснявших этот момент. А по мне прикуривать от трубки Сталина – что совать голову в пасть крокодилу.

На самом деле Фёдор Кислов был отличным фотографом, которому доверяли фотографировать Сталина и прочий официоз. Потом Кислов прошёл фотокорреспондентом всю войну и остался жив, возобновив работу в Союзфото.

Очень похоже, что именно это фото вдохновило на подвиг тогда ещё беспартийного художника Фёдора Александровича Модорова. К 1938 году он создал в стиле кондово-слащавого соцреализма полотно «Руководители партии и правительства на канале Москва-Волга».

Изображение




Похожий на Бермана вытянув руку что-то объясняет Сталину, присутствуют Молотов и Ворошилов. Впереди похожий на Комаровского. Хотя это политически неверно. А где же Ежов? Непонятно. Зато самый левый персонаж чем-то напоминает Ягоду. Сложно зафиксировать исторический момент. Всё переливается в социалистическом калейдоскопе.

С точки зрения реализма здесь многое нереально. 22 апреля леса были сняты не со всех строений, присутствуют лишние детали, но об этом позлорадствуем позже. Самое нереальное – на канале открыта навигация и белый пароход заходит со стороны Волги в шлюз. Исторический факт – корабли первой флотилии прибыли на шлюз №3 1 мая в 14:30 и покинули район водораздела около 20:00. Видимо свойство было такое у соцреализма – выдавать желаемое за действительное.

Фёдор Александрович был неплохим художником, но коньюктурщиком. Вот как рецензируют его творчество критики:

В 20-х — 30-х годах Модоров создал цикл картин, отражающих жизнь Советской армии. В эти же годы к нему приходит слава мастера-портретиста. Его полотна «Руководители партии и правительства на канале Москва-Волга» (1938 г.) и «Сие от них не зависит (1939 г.), выполненные в жанре группового портрета, технически безупречны, но в них явственно присутствует налет конъюнктурности и нарочитой парадности. В годы Великой Отечественной войны художник работал над серией портретов партизан: С.А.Ковпака, П.К.Пономаренко и др., завершив эту серию картиной «Партизаны на приеме у Сталина» (1947 г.).

А так пишут о нём биографы:

Модоров Федор Александрович (1890–1967)

Заслуженный художник РСФСР и БССР. Учился в иконописной школе с. Мстеры с 1901-1905/6. Мастер портрета и импрессионистического пейзажа. Член-корреспондент АХ СССР. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств БССР. Живописец. Портретист, автор историко-революционных и жанровых картин.

Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался под руководством Ф. Регберга. (1910) Продолжил образование в Императорской Академии Художеств (1914-1918). Организатор и директор Мстерского художественно-промышленного училища и художественной школы-коммуны (1918-1922). Член АХХР-АХР с 1923 года. Преподавал во ВГИКе (1939-1941). Член ВКП(б) с 1946 года. Ректор МГХИ им Сурикова (1948-1962). С 1949 года утвержден в звании профессора. С 1964 по 1967 гг. - профессор Московского государственного заочного педагогического института.

Работы Ф.А. Модорова хранятся в коллекции Государственной Третьяковской Галерее в Москве, а также в Государственном художественном музее Белоруссии в Минске. Всего в музеях страны хранится до 400 его произведений.

Естественно, Фёдор Кислов сделал не один снимок. Должны существовать и другие его фотографии с этого события. Одна из них нашлась в газете «Большевистская сталь», что издавалась в городе Сталинске (ныне Новокузнецк):

Изображение




Вожди на шлюзе №3. Мелкорослый Ежов затерялся или стал неузнаваемым. Второй слева – главный инженер строительства Сергей Яковлевич Жук. Один из немногих, кто сумел пройти мясорубки строительств Беломорстроя и Москваволгостроя, стал директором института «Гидропроект» и после естественной смерти похоронен в кремлёвской стене. При этом членом партии большевиков стал только в 1942 году.

Газеты меньшего калибра почти в обязательном порядке освещали знаменательное событие. К примеру «Советская Сибирь» (Новосибирск) от 24 апреля. Но текст использовался только канонический, ТАССовский. Сами понимаете, шаг в сторону и…

Найдено ещё одно фото Фёдора Кислова, опубликованное в одной из московских газет – в «Рабочей Москве», «Большевике» или «Сталинской трассе»:

Изображение




Под фотографией подпись «Товарищи Сталин, Ворошилов и другие у камеры шлюза №3». Ворошилов определяется по большой звезде, Сталин – его сразу видно. От Молотова видна только шляпа. А вот что за гражданин левее Ворошилова – для меня пока загадка.

Ретушёры также поработали над фотографией, удалив всех лишних за спинами товарищей. А сравнивать придётся с… маркой!

Изображение





Что это за марка? Коминтерн в 1927 году (по некоторым данным в 1925) организовал Общество Друзей СССР. Наиболее активно это общество действовало в Испании, где называлось Amigos de la Union Sovietica (AUS) во время Гражданской Войны 1936-39 годов. В 1937 оно выпускало благотворительные/агитационные (непочтовые) марки. В одном из выпусков присутствует и эта марка. Марка выпускалась в серии из десяти марок, серии выпускались в шести цветах. Современная стоимость марки около 10 евро (~400 руб). Специалисты (то есть филателисты) утверждают, что это первая зарубежная марка, на которой изображён Сталин. И единственная, на которой изображён Ежов. Как мы убедились, на оригинальной фотографии Ежова нет. Так что филателисты в этом смысле ошибаются. Не было никогда Ежова на марках.

Не подкачали и киношники. Отрезок чуть менее 50 секунд, снятый около шлюза №4, позже вошёл в документальный фильм «Москва-Волга» о строительстве Канала режиссёра Рафаила Борисовича Гикова ( видео не смог вставить, там всего 50 сек):

http://www.youtube.c...8;v=6jTR_S_KxAA


Вот что вспоминал Гиков об этом моменте киносъёмки:

На Перерву Сталин прибыл неожиданно, и нам не удалось его заснять. После этого мы на всякий случай стали оставлять в Дмитрове дежурных операторов:

22 апреля 1937 года. На "вахте" - старший оператор Тросман. В управлении строительства канала - звонок: в Центральном районе - правительственная делегация.

В Яхрому - не в Перерву. Да и собирать "хозяйство" не требуется.

Сначала Тросман замер от неожиданности, потом стал двигаться к беседующей группе. Пояснения ей давал начальник работ Александр Комаровский (с этим киношники общались часто), а вот внимательно слушал его - вождь, товарищ Сталин.

Много сделать, разумеется, не удалось, но 40 метров отснятого материала стали важным эпизодом будущего фильма.

На следующем фото Александр Николаевич Комаровский запечатлён в ответственный момент дачи пояснений главному вождю, в тот момент, когда его снимает киноаппарат.

Изображение





Чувствуется, что Александр Николаевич собран, речь его выверена, каждое слово взвешено. Ещё бы, с Гениальным не пошутишь. А вожди улыбаются. Они мало понимают в сути рассказа, им весело смотреть на человека, скрывающего свой страх.

Возможно снимок сделан тем самым фотографом, в светлой куртке, что попадает в кадр на 20-й секунде фрагмента фильма. На Власика фигурой не похож. Возможно, что это тот самый Фёдор Кислов.

Комаровскому, как и Жуку, также посчастливилось в жизни. Он не попал под репрессии. И долго ещё строил различные объекты. К примеру главное здание МГУ. Похоже, что сугубо технические специалисты высокого класса нужны были советскому режиму и он их щадил.

Вот как о прибытии Сталина событии пишет сам А.Н.Комаровский в своей книге:

В горячие весенние дни 1937 г., когда мы готовились к пропуску первых теплоходов, совершенно неожиданно для нас приехали на строительство канала руководители партии и правительства.

В тот день, 22 апреля, я находился на шлюзе № 4. Вдруг из-за поворота показались машины — одна, другая, третья, четвертая... Они быстро проехали к верхней голове шлюза и здесь остановились. Подбежав к передней машине, я увидел, что из нее выходят И. В. Сталин и другие члены правительства. Представившись и коротко доложив обстановку, я пригласил гостей на мост, откуда был виден весь Влахернский узел сооружений — шлюз № 4, насосная станция и красивая панорама канала, перерезающего Галявинский бугор. И. В. Сталин подробно интересовался работой отдельных элементов узла, причальных массивов, смыканием судоходного канала с насосной станцией.

Осмотрев этот узел, высокие гости собрались уезжать, но мы пригласили их посетить и другой наш узел у 3-го шлюза, где с некоторых архитектурно оформленных сооружений уже были сняты леса.

— Ну, что же, придется уступить строителям, — сказал И. В. Сталин.

Остановившись у верхней головы шлюза, гости детально осмотрели сооружение. В это время был открыт сегментный затвор, и вода затопила камеру шлюза. И. В. Сталина особенно заинтересовало крупное отечественное оборудование канала и прежде всего уже смонтированные в то время крупнейшие в мире насосы.

— Где сейчас находится в канале волжская вода? — спросил И. В. Сталин.

Мы объяснили, что волжская вода, перекачиваемая насосной станцией № 182, уже подошла к нижней голове шлюза № 3.

С нижней головы шлюза все прошли к зданию распределительного устройства. С берега канала открывался вид на панораму всего Яхромского узла. Мы доложили гостям, что канал пока не готов, что надо выполнить большого объема планировочные и уборочные работы, но что канал откроется в срок.

На шлюзе №3 Сталин и компания осмотрели насосную станцию №183, что хорошо видно на следующей фотографии:

Изображение





Слева от Сталина уже упоминавшийся Берман. Из-за профиля Бермана выглядывает ус и шляпа Молотова. Справа от Сталина улыбающийся персонаж похож на начальника Дмитлага Семёна Григорьевича Фирина. Эх, Семён Григорьевич, недолго тебе улыбаться. Уничтожат тебя по приказу того, кто идёт рядом с тобой, чья фуражка торчит из-за плеча Сталина, Ежова.

Мне нравится это фото. Оно динамично и правдиво. Главный вождь считает ворон, будущая жертва не знает, какие пряники получит по окончанию строительства, и предвкушает славу. Жертва и палач тусуются рядом. Верный нарком прикрывет спину Вождя.

Вот фрагмент последнего интервью Фирина, опубликованного в газете «Рабочая Москва» 28 апреля 1937 года. Запомните эту дату. Для Фирина она будет очень важна. Часть интервью посвящена приезду Сталина на строительство Канала:

Приезд товарища Сталина, товарищей Молотова, Ворошилова, Ежова вызвал большой подъем на всей трассе. Мы не знали, что товарищ Сталин едет на стройку. Он приехал совершенно неожиданно. Трудно передать ту радость и волнение, которое мы испытывали, когда увидели товарища Сталина сидящего в автомобиле вместе с товарищами Ворошиловым, Молотовым и Ежовым. Нам очень хотелось, чтобы дорогие гости осмотрели Волжскую плотину. Там действительно прекрасное, величественное зрелище. Кстати они посмотрели бы и «Московское море», которое сейчас уже стоит того, чтобы побывать на Волжском узле сооружений. Но товарищ Сталин сказал, что он, к сожалению, располагает не большим временем – двумя часами и хотел бы посмотреть все наиболее интересное, что можно уложить в этот отрезок времени. Мы проехали на Икшинское водохранилище. Вышли на временный мостик, который находится в верхнем подходе к шлюзу № 6, на самой грани между водоразделом канала и его северным склоном. Я встречал товарища Сталина на Беломорстрое, когда он приезжал туда посмотреть окончание нашей работы. И как тогда, меня и теперь поразило его исключительное знакомство даже с мельчайшими деталями нашей стройки. Например: когда мы сообщили товарищу Сталину, что имеются некоторые шероховатости с опробованием насосов, то оказалось, что он в курсе и этого дела. Четвертый узел сооружений расположен в очень красивой местности «Влахернской». На фоне большого монументального шлюза виден огромный железнодорожный мост, построенный нашими молодым инженером-комсомольцем товарищем Козловским. Справа находился так называемый «Галявинский бугор», расположенный в глубокой выемке, рядом – насосная станции, понизительная подстанция и другие энергетические сооружения. Все это, видимо, произвело на товарища Сталина хорошее впечатление. Кто-то из сопровождавших его предложил вернуться в Москву. Тогда Комаровский сказал:

– Нам очень хотелось, чтобы товарищ Сталин посмотрел третий шлюз.

Товарищ Сталин, улыбаясь, ответил:

– Надо принять это предложение и уступить строителям.

Все направились на третий шлюз. Там в это время шла смена работавших, и строители, узнав Сталина, начали сбегаться со всех сторон. Пройдя к парапету шлюза, гости наблюдали работу сегментного затвора. Он был приподнят. Из-под него с шумом выбивалась вода и заполняла камеру шлюза. Товарищ Сталин тепло разговаривал с нашим главным инженерном С. Я. Жук, который рассказывал о действии пропеллерных насосов небывалой до сих пор мощности. У станции Яхрома, куда были поданы правительственные машины, товарищ Сталин распрощался с нами.

Фотографии Сталина в машинном зале насосной станции №183 не обнаружилось. Но машинный зал можно посмотреть и без него. И даже увидеть гигантские насосы:

Изображение





Узнаёте портрет на стене? Никита-бесогон, в миру Никита Сергеевич Хрущёв.

Тот, кто через двадцать лет будет крушить миф о Сталине и вскрывать преступления режима.
увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#8 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 14 Октябрь 2012 - 11:34

В этот знаменательный приезд неизвестным мне фотографом (а может вездесущим Кисловым) было сделано фото, ставшее вскоре modern icon – Сталин осматривает строительство:

0_b4d50_641b79cb_XL.jpg




Чужие затылки и уши убрали, мелкофактурный невпечатляющий фон заменили. Получили «конфетку»:

0_b4d4e_669d3fae_XL.jpg




Ну вот, теперь ясно и понятно, что осматривает вождь. Насосную станцию №183, что в непосредственной близи от шлюза №3. В таком виде фото и пошло в печать в 1938 году.

Но потом идеологам не понравились детали. Слишком сложно тут, на строительстве. На заднем плане какие-то люди, остатки стройматериалов и приспособлений. Некультурненько. Ретушёры опять взялись за инструменты.


0_b4d4f_c45ff749_XL.jpg




Версия от 1939. У Сталина открылись глаза и, о чудо! Своим ясным и могучим взглядом он очистил стройплощадку, наклонил здание и погнул флагшток.

Может быть вы уже заметили, а может ещё нет – посередине последних двух отретушированных снимков видны две башни. Это башни управления нижней головы шлюза №3. Вот только важные детали на них пока отсутствует – знаменитые каравеллы. Вместо них флаги. Оказывается, каравеллы были установлены чуть позже. Даже при прохождении первой флотилией Канала каравелл на башнях ещё не было. Мне удалось найти фото примерно с того же ракурса и тех же времён, но уже с каравеллами:


0_b4d49_a3cea286_XL.jpg




Следующая фотография на шлюзе №3 также подверглась кардинальной ретуши. Автор фото – опять начальник охраны Н.Власик. Впервые фото увидело свет в «Правде» от 30 апреля 1937 года. Хотя и имеющийся оригинал изрядно подкрашен кистью ретушёра, обратите внимание на воду:


0_b4d51_71e86fc3_XL.jpg




На следующем фото Ежов исчезает:


0_b4d52_23dde6b2_XL.jpg




Случилось это после 9 декабря 1938 года. В тот день «Правда» и «Известия» опубликовали следующее сообщение: «Тов. Ежов Н. И. освобождён, согласно его просьбе, от обязанностей наркома внутренних дел с оставлением его народным комиссаром водного транспорта». Карьера покатилась под откос. 10 апреля 1939 года нарком водного транспорта Ежов был арестован. 4 февраля 1940 года расстрелян в здании Военной коллегии Верховного Суда СССР. Труп кремирован в Донском крематории. От Ежова не осталось и следа. Не только на фото.

Считается, что фальсифицированную фотографию (именно так называется подобная ретушь) впервые описал в своей книге «Пропавшие комиссары» Дэвид Кинг, о чём поведала выставка в Государственном музее истории ГУЛАГа и газета «Ведомости». Жаль, что я чуть раньше не сделал папку «Вожди на стройке» - оба варианта фото у меня были уже давно, выводы сделать самостоятельно не трудно.

Странно то, что некоторые умники пытаются опровергнуть фальсификацию, утверждая, что фотограф сделал два снимка – с Ежовым и без. Видимо опровергатели никогда не держали в руках фотоаппарат. Представляю себе сценку:

- Товарищи! Прошу внимания, сейчас вылетит птичка. Замрите и не моргайте – бодро командует Власик.

- Щелк! – издаёт звук фотоаппарат.

- Постойте, ещё один кадр! Наклонов голов не меняем, шагов не делаем, выражение лиц оставляем прежними. А вы, гражданин Ежов, покиньте кадр. Вас всё равно скоро расстреляют.

Ежов в недоумении отходит в сторону.

- Щелк! – повторяет фотоаппарат.

- Ну вот, отлично! Ретушёрам меньше работы – вполголоса заканчивает фразу Власик.

Удалось найти фото, сделанного немного позже, примерно в том же направлении, но издали, с правой башни верхнего бьефа шлюза. Фото без вождей и фальсификаций. Автор - великий советский фотограф Наум Самойлович Грановский:


0_b4d59_6fbf5a70_XL.jpg




Фальсифицированное фото было сделано примерно там, где буксир пришвартован к стенке шлюза. Там же было сделано и другое фото, попавшее на испанскую марку.

Хотелось бы закончить за здравие, а получается за упокой.

«Сначала намечались торжества, потом аресты. Потом решили совместить». Известная фраза почти в точности отразила происходящее.

Незадолго до описываемых событий, 5 апреля 1937 года был арестован бывший Генеральный комиссар госбезопасности Генрих Ягода. 15 марта 1938 года расстрелян в Лубянской тюрьме НКВД.

Чуть позже посещения Сталиным строительства Канала, 28 апреля 1937 года начались массовые аресты среди руководства строительства и заключённых. Звучит странно – арестовать заключённого. Но факт есть факт. Заключённых арестовывали, выносили новый приговор и расстреливали. Известно, что после этих арестов только на Бутовском полигоне было расстреляно около 8000 каналоармейцев.

Вечером того же дня был арестован начальник Дмитлага Семён Фирин. Позже по его делу было арестовано ещё 218 человек. В основном работники КВО (культурно-воспитательного отдела) Дмитлага – художники, графики, писатели, поэты. Фирин расстрелян 14 августа 1937 года в Коммунарке. Реабилитирован. Остальные фигуранты его дела также расстреляны.

Вместе с Фириным был арестован Сергей Пузицкий, начальник 3-го отдела Дмитровского ИТЛ НКВД (что-то вроде внутренней тайной полиции Дмитлага), комиссар госбезопасности 3-го ранга. Расстрелян 20 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

2 мая первая флотилия торжественно закончила прохождение по Каналу и ровно в 12:00 остановилась у пристани Химкинского речного вокзала.

4 мая начальник Волжского района Сергей Быховский освобождается от работы и исключается из списков личного состава в связи с арестом. Расстрелян 20 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

6 мая 1937 года Главный архитектор Канала Иосиф Фридлянд был снят со всех занимаемых им постов и арестован. Скорее всего из-за того, что был мужем родной сестры Ягоды. 21 июня того же года его расстреляли. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован.

В тот же день по делу Фирина арестован Анушеван Лазарев, начальник строительного отряда. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

11 мая 1937 года арестована Лидия Могилянская, сотрудница КВО. Расстреляна 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована.

В тот же день по делу Фирина арестована Галина Левицкая, скульптор в архитектурной мастерской. Расстреляна 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована.

17 мая 1937 года по делу Фирина арестован Павел Лухтикер, сотрудник КВО, секретарь редакции газеты «Перековка». Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

В тот же день по делу Фирина арестован Николай Жигульский, журналист, зав. отделом прозы в журнале «На штурм трассы». Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

18 мая 1937 года арестован Исмаил Шир-Ахмедов, инструктор КВО по национальной работе. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

В тот же день по делу Фирина арестован Давид Виленский, ответственный секретарь журнала «На штурм трассы». Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

19 мая 1937 года по делу Фирина арестован Михаил-Александр Брилев, начальник участка в Дмитровском ИТЛ НКВД. Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

21 мая 1937 года по делу Фирина арестована Екатерина Гусева-Брилева (жена Михаила-Александра Брилева), кассир в парикмахерской для вольнонаемного состава. Расстреляна 19 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована.

26 мая 1937 года арестован Николай Ефремов, начальник строительного отряда бетонщиков. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

В тот же день арестована жена Фирина Софья Залесская, сотрудница Разведывательного управления РККА, политрук. Расстреляна 22 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована.

27 мая 1937 года арестован Игорь Терентьев, руководитель центральной агитбригады КВО. Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

30 мая 1937 года арестован Роман Тихомиров, журналист, секретарь журнала «На штурм трассы». Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

4 июня 1937 года арестован Глеб Кун, скульптор, график, начальник центральной художественной мастерской. Автор скульптуры «Водный путь» у Речного вокзала. Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

30 июня 1937 года арестован Константин Соболевский, художник центральных художественных мастерских. Расстрелян 14 сентября 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

14 июня 1937 года по делу Фирина арестована Галина Тасарская, начальник строительного отряда. Расстреляна 19 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована.

В июне 1937 года по делу Фирина арестован Борис Кравцов, командир отдельного дивизиона охраны. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

5 июля 1937 года арестован Пётр Козырев, начальник архитектурной мастерской. Расстрелян 16 ноября 1937 г в Бутово. Реабилитирован.

15 июля 1937 года Канал Москва-Волга официально принят в эксплуатацию.

23 августа 1937 года по делу Фирина арестован Аскер Зейналов. Арестован будучи заключённым. Расстрелян 5 ноября 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

22 сентября 1937 года по делу Фирина арестован Лев Нитобург, литературный работник КВО Дмитлага. Расстрелян 5 ноября 1937 года. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован.

8 ноября 1937 года арестован Георгий Денисов, начальник сметного отдела Рыбинского участка канала Москва-Волга. Расстрелян 3 декабря 1937 года. Место захоронения Бутовский полигон.

5 июля 1938 года в связи с окончанием приема канала комиссией Наркомвода отдельный Дмитровский район ГУЛАГ (Дмитлаг) совместным приказом НКВД СССР и Наркомвода № 416 был ликвидирован.

24 декабря 1938 года арестован бывший начальник Управления строительства канала Москва-Волга Матвей Берман, на момент ареста ставший уже наркомом связи СССР. Приговорен 7 марта 1939 года к высшей мере наказания. В тот же день расстрелян. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован.

О Ежове повторять не буду. Только отмечу, что попытка реабилитации его не удалась. Вердикт Военной коллегии ВС РФ – реабилитации не подлежит.

Этот список жертв – только пример работы мясорубки репрессий, которая перемалывала не взирая на чины и звания.

Были и счастливчики. После заседания 14 июля 1937 года ЦИК СНК СССР постановил пунктом №4 «Досрочно освободить за ударную работу на строительстве канала Москва-Волга 55 000 заключенных». Помилование коснулось только осуждённых по «бытовым» статьям. Остальные зеки в лучшем случае отправились на другие сталинско-гулаговские стройки, в худшем - в Бутово, Коммунарку или Донской крематорий.

Почему 28 апреля 1937 года начались массовые репрессии как заключённых, так и вольнонаёмных работников? Предполагаю, что Сталин испугался хорошо организованной системы Дмитлага, созданной в непосредственной близости Москвы Фириным. Под начальством Фирина была хорошо вооружённая и обученная лагерная охрана, немало преданных лично Фирину зеков (как бы ни странно это звучало) и уже освобождённых к моменту окончания строительства. У Дмитлага был даже собственный авиационный отряд. При этом не все работники Дмитлага находились в Дмитрове или вдоль трассы Канала. Часть их вела строительные работы непосредственно в Москве, возводя и канальские объекты, и жилые дома. Всё это под боком у Кремля. Вся машина Дмитлага могла быть направлена против Сталина. Военный переворот теоретически был возможен, подумал параноик Сталин и решил избавиться от опасного соседства, для начала обезглавив структуру – начальника Дмитлага Фирина. А затем разобрался и со всеми остальными. Возможно, что именно поездка 22 апреля 1937 года на строительство Канала Москва-Волга подтолкнула Сталина к конкретным действиям.

Из любимой игрушки Канал превратился в нелюбимую. Сталин не стал встречать первую флотилию на Речном вокзале в Химках. Говорят, что когда его спросили:

– Иосиф Виссарионович, когда подвести флотилию к стенам Кремля, к первому мая?

Сталин пренебрежительно ответил:

– Да хоть ко второму.

«Пожелание» было выполнено в точности. 2 мая 1937 года корабли стали на якорь у Кремля. Хотя логичнее было это сделать в праздник, в Международный день трудящихся.

Сталин не позволил использовать свою фамилию в названии Канала, хотя предложения были. Более 10 лет Канал имел «техническое» название – Канал Москва-Волга. И только в 1948 году ему присвоили имя Москвы в честь 800-летия города.


 


увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#9 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 29 Ноябрь 2012 - 11:32

Канал Москва-Волга: пропавшие фрески

В книге Валентина Сергеевича Барковского «Тайны Москва-Вологстроя» (2007) нашёл любопытный рассказ под заголовком «Панно Бруни – замуровать!». Меня заинтересовала эта история и я решил провести маленькое расследование. Процитирую полностью текст Барковского:
«На башнях нижней головы шлюза № 6 с самого начала строительства были выполнены мозаичные панно художника Бруни Л.А., входившего в штат Центральной художественной мастерской канала. Этот художник на панно изобразил рабочих с тачками для земляных работ. Тачки на фоне поднимающихся сооружений смотрелись нормально и, самое главное, отражали правду. Из 200 миллионов кубометров земляных работ по каналу две трети были выполнены вручную, то есть лопатами и тачками. Это панно попало в качестве 87-й иллюстрации в книгу архитектора А. И. Михайлова «Архитектура канала Москва - Волга», изданную в 1939 году

Изображение

фото по возможности кликабельны




В 1960 году, когда автор [В.С.Барковский] прибыл из института на канал, этих панно на шлюзе № 6 уже не было. Когда и почему исчезло это «художество вредителя Бруни»? Попал ли он в число 219 «вредителей и врагов народа», расстрелянных в 1937 году вместе с начальником Дмитлага С. Фириным? Из рассказа бывшего работника шлюза № 7 Чернышева Валентина Григорьевича становится ясно, куда исчезло панно. Ранее, в 1950 - 1970 годы он работал водолазом на водолазной станции в Яхромском районе гидросооружений. Бывая по работе на всех сооружениях района, Чернышов услышал однажды от маляра шлюза № 6 Барабанова Прокофия Иосифовича следующую историю. Он вдруг признаётся Чернышову: «Я устал закрашивать это вредительское панно, оно опять проступает. Я уже два раза закрашивал его самой крепкой краской, и меня хотят объявить вредителем. Придётся предпринять что-то более капитальное». Чернышов не помнил, чем закончилась эта история.
Сейчас на месте этих панно все простенки башен нижней головы шлюза № 6 заложены строительной плиткой. А тогда, видимо, какой-то чинуша из органов НКВД отдал такой приказ - уничтожить панно как вредительское.
В число 219 человек, уничтоженных НКВД вместе с начальником Дмитлага, возможно, вошёл и художник JI. А. Бруни, осмелившийся показать даже не ужасы ГУЛАГа, а то, что на канале применялись тачки и заключённые-землекопы, а не сплошные экскаваторы и весёлые машинисты-экскаваторщики.»

Валентин Сергеевич немного ошибся. На самом деле иллюстрация была опубликована в книге «Архитектура канала Москва-Волга» под ред. И.Г.Сушкевич (Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1939) на странице 142 и действительно имеет порядковый номер 87.
Цитата из той же книги, посвящённая фрескам Бруни, из главы, написанной архитектором В.М.Перлиным:
«Остановимся в заключение на композиции живописи на наружных торцах фасадов башен управления шлюза №6 со стороны нижнего подхода. Задуманные и выполненные худ. Л.А.Бруни фрески изображают различные моменты строительства канала. Они хорошо видны с борта парохода. Фигуры фрески масштабны и пропорциональны. Однако здесь есть некоторый недостаток: средняя опора башни зрительно перерезает общую композицию фресок, и в будущем она должна быть, очевидно, уcтранена».

В книге А.И.Михайлова «Архитектура канала Москва-Волга» (под ред. арх. И.Н.Магидина. Москва, Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1939) об этих фресках написано следующее:
«Башни нижней головы решены проще. Здесь акцент сделан на торцевых фасадах, обращённых к пароходам, поднимающимся к Москве. Торцы решены в виде портиков с конструктивными четырёхгранными колоннами. На стене - панно художника Бруни, показывающее разные моменты строительства канала. К сожалению, панно частью закрыты колоннами».

Теперь хотелось бы рассказать поподробнее о шлюзе №6.
Для начала уясним на местности, где находится шлюз №6 канала им.Москвы (Москва-Волга) и где расположены объекты шлюза.

Изображение



1 – нижние ворота (нижний бьеф) шлюза №6
2 – верхние ворота (верхний бьеф) шлюза №6
3 – насосная станция №186
4 – Дмитровское шоссе
5 – станция Икша Савёловской железной дороги (45 км)
6 – распределительная электроподстанция

А вот так шлюз выглядел в проектной документации 1935 года:

Изображение



Архитектором проекта шлюза №6 (части Икшанского узла) стал Георгий Густавович Вегман. Его пригласили в проектное бюро канала Москва-Волга в 1934 году.
Счастливое стечение обстоятельств привело меня к знакомству с дочерью архитектора Татьяной Георгиевной Шехоян (в девичестве Вегман). Именно она и подарила мне замечательный альбом, посвящённый творчеству своего отца, и подготовленный внуком архитектора, Ильёй Валентиновичем Уткиным. Я же, бесстыдно выдирая куски и фотографии из этого шикарного издания, продолжу текст.
Остальные проекты были распределены следующим образом. Яхромский узел (шлюз №3) был поручен В.Я. Мовчану, Влахернский узел (шлюз № 4) - А.Л. Пастернаку (родному брату поэта Бориса Пастернака), вторая часть Икшанского узла (шлюз № 5) - Д.В. Савицкому, большой двухкамерный шлюз № 7 и № 8 (но без насосных станций) - В.Ф. Кринскому, и последний шлюз № 9 - A.M. Рухлядеву, которому потом было поручено также проектирование речного вокзала в Химках (при участии В.Ф. Кринского).

Изображение

1937 год. Друзья-архитекторы после награждения орденами Трудового Красного Знамени. Слева А.Л.Пастернак, сверху Г.Г.Вегман, справа Д.В.Савицкий, внизу В.Я.Мовчан.



Сначала архитекторы работали в Москве, затем их перевели по местам строек, организовав общую мастерскую в Яхроме, где каждый из них имел свою рабочую (она же и жилая) комнату. Поэтому все проекты делались в тесном содружестве, почти коллективно.
Как мне рассказала Татьяна Георгиевна, уточняя текст племянника, жили они не в Яхроме, а в деревне Чёрная, что южнее Икши. Отец и его коллеги ходили в военной форме и, возможно, числились на время строительства в рядах НКВД.
Первые вдохновенные эскизы шестого шлюза Георгий Густавович выполнил без оглядки на работы коллег. Он позволил себе вернуться к экспрессивной манере проектирования прежних лет, в очередной раз попадая в общее русло стилистического развития архитектуры. Графическая эмоциональность, присущая Вегману, теперь вылилась в эксперименты архитектора в духе Ар Деко.

Изображение

1935 Затвор и башни управления верхнего бьефа. Перспектива, вариант



Функционально башни управления нужны только для того, чтобы открывать и закрывать затворы в шлюзе. Утилитарное назначение небольших сооружений не нуждалось в сложных архитектурных объемах, но требовало художественного оформления. Вегман предложил образное решение - так, как делал это в студенческие годы. Он выстроил перед башнями своеобразные стены-кулисы, которые повторяли формы самих затворов, символизируя огромные ворота речного пути из Москвы-реки в Волгу. Перед стенами архитектор расположил скульптуры, которые довольно динамично приглашали путешественников проследовать по новому каналу. Размашистые жесты скульптурных фигур логично следовали за строем выразительной архитектурной композиции, олицетворявшей движение: воды, затворов шлюза, проплывающих судов и т.д.

Изображение

1935 Башня управления. Эскиз, вариант



Яркий проект Георгия Вегмана, конечно, не мог вписаться в общую архитектурно-планировочную задачу, поставленную перед архитекторами канала. Им следовало спроектировать единый архитектурный ансамбль из нескольких десятков сооружений, растянутый на 128 км и выдержанный в стиле классической архитектуры, а Георгий Густавович создал оригинальную объемно-пространственную композицию, в которой лишь использовал греческие мотивы. Он отдал дань классике, разместив над стенами-кулисами легкие павильоны, напоминающие античные стои.

Изображение

1936 Башня управления верхнего бьефа - перспектива



Эскизы насосной станции и «здания затворов» в исполнении Вегмана не столь динамичны, но они играют подчиненную роль в комплексе сооружений шестого шлюза. Эти гидротехнические производственные объекты скрыты от глаз путешествующих по каналу.

Изображение

1936 Насосная станция - 'здание затворов'. Эскиз перспективы со стороны верхнего бьефа



Изображение

1936 Насосная станция - 'здание затворов'. Перспектива со стороны верхнего бьефа

Изображение

1936 Распределительная подстанция. Эскиз перспективы.



Окончательный вариант проекта у Вегмана, напротив, чрезвычайно строг. Архитектор использовал, предельно упростив, дорический древнегреческий ордер, перерабатывал его формы и взаимосочетание основных элементов. Одновременно он подчеркнул индустриально-техническое назначение шлюза, применяя во всех сооружениях большие застекленные поверхности в сочетании с глухими плоскостями. Башни управления Георгий Густавович уподобил пропилеям, расположив их не фронтально, в расчете на взгляд издалека, а параллельно движению проплывающих по каналу. Здесь он построил восьмигранные колонны высотою в три этажа;

Изображение

1956 Башня управления верхнего бьефа



в насосной станции использовал треугольные пилястры и ряд небольших сдвоенных колонн. Огромную стеклянную плоскость здания затворов задекорировал ажурной сеткой многоярусных аркад, за которой подразумевается единое производственное пространство.

Изображение

193Х Насосная станция - 'здание затворов'. Верхний бьеф со стороны канала



Вегман проектировал так, что современники сравнивали его работу с «практикой покойного академика И.А. Фомина».

Изображение

193Х Распределительная электроподстанция



Критики 1930-х годов точно оценили своеобразный функционально-классический образ шлюза, спроектированного Г. Вегманом. При общем стилистическом единстве ансамбля сооружений канала Москва - Волга они считали, что пышнее других выглядит Речной вокзал в Химках архитектора A.M. Рухлядева, близкий к архитектуре Ренессанса, имеющий почти барочные мотивы.
«По сравнению с Рухлядевым решения Вегмана, с его обнаженными аттиками, конструктивными колоннами, незаполненными плоскостями, кажутся обратной стороной той амплитуды, которую мы в данном случае видим в архитектуре канала. Рухлядев дает наибольшую меру декоративности (в отдельных случаях даже перегружающей сооружение); Вегман дает наименьшую меру декоративности и наибольшую - конструктивности». (Михайлов А.И. Значение канала Москва - Волга в развитии советской архитектуры // Архитектура канала Москва - Волга. М.: Акад. арх., 1939. С. 87.)

Вернёмся к фрескам.
На эскизе перспективы 1936 года Вегман предполагал некие плоскости с рисунками, но на башнях управления верхнего бьефа:

Изображение

1936 Башни управления верхнего бьефа. Эскиз перспективы



Судя по описаниям в обеих книгах «Архитектура канала Москва-Волга» в окончательном варианте они были перенесены на башни управления нижнего бьефа.
Приглядимся к следующему фото:

Изображение



Это фото датируется примерно августом 1937 года. В нише, где должны быть расположены фрески, установлены строительные леса. В лесах же скульптуры на башне управления верхнего бьефа. Предполагаю, что художественное оформление шлюза ещё в процессе.
Так, кстати. На следующем фото верхнего бьефа тоже есть строительные леса, но об установке скульптур речь пока не идёт:

Изображение



Смотрим следующее фото времён окончания строительства (около 1937 года или чуть позже) башен управления нижнего бьефа:

Изображение



Никаких фресок нет. Cтены уже заложены строительной плиткой. Точно так, как это описал Барковский. Можно было бы сказать – «Ага! Только построили, и сразу прикрыли!» Ан нет. Ракурс фото не тот. Фрески должны находиться с северной стороны башен управления, а на фото южная сторона. Приглядитесь к теням, отбрасываемым балконом на левой башне.
Датировку следующего фото сделать очень сложно. Предположительно (по возрасту посаженных деревьев) оно может относится к концу сороковых – началу пятидесятых годов. Увы, фресок уже нет.

Изображение




Долгое время мне не удавалось найти ничего вразумительного на тему собственно художника, Л.А.Бруни. Пока не нашёл книгу «Жизнеописание художника Льва Бруни», монументальный труд Андрея Дмитриевича Сарабьянова, посвящённый жизни и творчеству Льва Александровича, из которая и будет скрытно и открыто мной цитироваться.
Монументальная мастерская была образована Л.А.Бруни в 1935 году. В 1936 году Монументальная мастерская получила официальный статус организации при Архитектурном институте. К этому моменту она уже работала в полную мощность.
В 1937 году Монументальной мастерской, бригадой под управлением Бруни, были выполнены две фрески Икшинского шлюза, которые «показали полное отсутствие какого-либо синтетического подхода в работе оформителей.
Картины с уходящей перспективой выглядели как станковые вставки» (В.Ракитин. Лев Александрович Бруни. М., 1970)
Деталь в предыдущем абзаце поправляет очередную небольшую ошибку Барковского. Бруни не входил в штат Центральной художественной мастерской канала. Он работал совершенно в другой организации, на субподряде.
Возможно, это обстоятельство и не дало ему попасть в «список Фирина». Поэтому Льву Александровичу удалось пережить страшные тридцатые годы. Он умер дома, из-за тяжёлой болезни в 1948 году.

Изображение

Лев Александрович Бруни



Кстати необходимо сообщить о судьбе и Георгия Густавовича Вегмана. Он так же не попал в жернова 1937 года. Но репресси его догнали позже. В 1944 году вдруг выяснилось, что он немец и подлежит высылке. Благо что война подходила к концу и ссылка состоялась в Харьков, а не в Казахстан или ещё подальше. Но и в Харькове высланной семье было не сладко. Георгий Густавович продолжал работать архитектором, по его проектам было построено несколько зданий в Харькове. После смерти Сталина он был реабилитирован, вернулся в Москву и продолжил своё дело. Он умер в 1973 году в возрасте 74 лет.
«Но более интересен другой момент. На переднем плане одной из композиций изображены люди с тачками в ватниках и ушанках. Конечно, Бруни изобразил не заключенных, что было совершенно невозможно, а героических строителей канала. Но так как большинство из них были заключенными, получился своего рода памятник героическому труду зэков». (А.Д.Сарабьянов. Жизнеописание художника Льва Бруни. М., Русский Авангард, 2009)
И, о чудо! Этот фрагмент оказался проиллюстрирован двумя рисунками, никогда не видевшими свет! Первый – эскиз фрески на картоне, 1937 год, к сожалению, оригинал утрачен:

Изображение



И вторая иллюстрация - этюд к фреске башни Икшинского шлюза. 1937. Бумага, карандаш. Хранится в семье художника:

Изображение



Вдохновлённый успешной находкой, я спросил Андрея Дмитриевича, есть ли у него другие, неопубликованные материалы о фресках шлюза №6. Увы, всё что было в распоряжении Сарабьянова, уже опубликовано в его книге.
Увы, никаких «загашников» у него не оказалось…

Итоги почти все отрицательные.
Не найдено новых фотографий с фресками Бруни.
Если изображение на одной из фресок известно, то от второй имеется только этюд одного из фрагментов.
Неизвестно время существования фресок. Если в августе 1937 года их ещё нет, то к рубежу 40-50-х годов их уже нет.
Не найдено фотографий с общим видом нижнего бьефа шлюза №6 с нанесёнными фресками. Впрочем вообще немного фотографий нижнего бьефа. Он стал пресен и неинтересен без фресок.

Но есть и положительное!
Найден эскиз к первой, известной фреске.
Найден этюд к фрагменту второй, неизвестной фрески.
Уточнена судьба Л.А.Бруни - он всё-таки уцелел, избежав мясорубки 1937 года.
С большой погрешностью, но уточнены "годы жизни" фресок - они были созданы после августа 1937 года и просуществовали примерно до рубежа 40-50-х годов ХХ века.

Расследование не закончено!

Да, чуть не забыл. Вот он, современный вид тех башен Вегмана, на которых были фрески Бруни:

Изображение




Большую часть упомянутых книг можно скачать на сайте Канал Москва-Волга. Там же можно найти свыше полутора тысяч уникальных фотографий, множество видео, журналов, публикаций и т.п. на тему канала Москва-Волга.

Посвящается памяти Валентина Сергеевича Барковского, ушедшего от нас в мае этого года.

Отсюда
увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#10 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 29 Ноябрь 2012 - 21:20

Спасибо еще раз за тему! Накачал себе тех отчетов и копаюсь в них, причем небезуспешно! Можно сказать "применяю на практике". Обратил вновь свой неутомимый взор на Большой и Малый Волжские Маяки. Нашел в отчетах некоторые недостающие "детали" в моей головоломке, которую периодически описываю в своей теме http://www.infoflotf...l=&fromsearch=1 . На прошлой неделе в очередной раз посчастливилось посетить Маяк и , как отмечал Шерлок Холмс, загадок и вопросов прибавилось.. Одним словом очень интересно и за тему и за сайт!

#11 Гагуля

Гагуля

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 372 сообщений
  • Регистрация: 21-Октябрь 11
  • Город:Королёв

Отправлено 01 Декабрь 2012 - 07:57

Большое спасибо!Очень интересно!Успехов в дальнейших поисках!
19.08-31.08.2021г. "Северная сказка" С-Петербург - Соловки - Москва.

#12 Туроператор-в-отставке

Туроператор-в-отставке

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 193 сообщений
  • Регистрация: 10-Декабрь 07

Отправлено 12 Декабрь 2012 - 06:40

Канал Москва-Волга: агитпоездка фотохудожников 4-9 августа 1937 года

Закончилась великая и ужасная сталинская стройка канала Москва-Волга. Для пропаганды подвига советского народа и великого Сталина по каналу был организован рейс парохода «Алексей Стаханов» с 4 по 9 августа 1937 года. На борту парохода разместились около тридцати фотографов, некоторые из которых на сегодняшний день стали классиками фотографии. Удалось установить, что среди участников поездки были Юрий Ерёмин, Николай Андреев, Аркадий Шайхет, Михаил Прехнер, Наум Грановский, Н.Бирюков, Александр Хлебников, Андрей Телешев, Николай Кубеев, А. (или М.) Радин, А.Пархоменко, Роберт Диамент (Киев), В.Лебедь (Киев), Леонид Великжанин, Беляев, Наталья Бодэ, Козловский, Борис Козюк, Либерман, Солодовников, Стронько, Шалашов.
По результатам поездки в московском Доме печати была проведена выставка лучших работ в количестве около 120 фотоснимков. Был выпущен каталог этой выставки, но, увы, пока разыскать его не удалось.
Некоторые фото, представленные на выставке:

Изображение




Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Удалось разыскать набор открыток, выпущенный по результатам этой поездки. История почти детективная. На аукционе Молоток было выставлено три открытки из этого набора (о чём я тогда даже не догадывался). Я тут же их выкупил. В ответ продавец сообщил, что эти три открытки входят в набор из 18-ти открыток, выпущенных в 1937 году тиражом 5000 экземпляров, да ещё и в обложке, в коленкоровой папочке. Вот это удача! Я быстро выкупил весь комплект вместе с папочкой. Но возникла проблема – продавец находился в Ташкенте, а на обложке в явном виде указан год – 1937.
Изображение


Изображение



Узбекская почта такой раритет пропустить не имеет права. Тогда продавец аккуратненько оклеил обложку куском старинного картона. Когда посылка дошла до меня, я с трудом смог определить, где отделять фальшивую обложку от настоящей – так искусно было сделано, но удалилась легко и без следов. Операция по контрабанде завершилась успешно. Так Узбекистан лишился одной из своих «исторических ценностей»:


Изображение
Шлюзование в камере шлюза №6. Фото Н.Кубеева. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4152


Изображение
Шлюз №8. Фото В.Лебедя и Б.Козюка. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4155


Изображение
Шлюз №7. Фото Ю.Еремина. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4146


Изображение
Шлюз №6. Фото А.Шайхета. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4145


Изображение
Шлюз №2 ночью. Фото Ю.Еремина. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4148


Изображение
Шлюз №1. Фото Р.Диаменто. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4158


Изображение
Химкинский порт. Фото Н.Кубеева. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4151


Изображение
Химки. Портовые здания. Фото Н.Бодэ. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4157


Изображение
Тоннель Волоколамского шоссе. Фото А.Телешова. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4160


Изображение
Пристань у г.Дмитрова. Фото Ю.Еремина. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4149


Изображение
Московское море. Фото М.Родина. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4158-А


Изображение
Катера у причалов Химкинского вокзала. Фото Ю.Ерёмина. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4161


Изображение
Катера подходят к шлюзу №5. Фото В.Лебедя и Б.Козюка. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4153


Изображение
Здание Химкинского вокзала. Фото А.Хлебникова. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4156


Изображение
Здание Химкинского вокзала (деталь). Фото М.Прехнера. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4159


Изображение
Вход в Московское море. Фото А.Ерёмина. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4147


Изображение
Вид Акуловского водохранилища с Пестовской плотины. Фото Ю.Еремина. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4150


Изображение
Шлюзование катеров в камере шлюза №5. Фото В.Лебедя и Б.Козюка. Союзфото-Фотохудожник 1937 тир.5000 Ф-4154
[/center]


Другие фотографии также стали появляться и повторяться на открытках, но установить их точную принадлежность к периоду 4-9 апреля пока не представляется возможным. Вот некоторые из них:

Изображение
Канал Москва-Волга №13. Московкое море. Фото А.Шайхета. Изогиз, 1938, тир.10000


Изображение
Канал Москва-Волга №9. Теплоход 'Михаил Калинин' в камере 6-го шлюза. Фото Н.Грановского. Изогиз, 1938, тир.10000


Изображение
Канал Москва-Волга №7. На террасе речного вокзала в Химках. Фото А.Шайхета. Изогиз, 1938, тир. 10000


Изображение
Канал Москва-Волга №6. Речной вокзал в Химках. Фото Н.Грановского. Изогиз, 1938, тир. 10000


Изображение
Канал Москва-Волга №2. Шлюзование судов в камере 5-го шлюза. Фото Н.Грановского. Изогиз, 1938,тир.10000


Изображение
Канал Волга-Москва №11. Пестовская плотина ночью. Фото Н.Грановского. Изогиз, 1938, тир.10000


Отсюда
увидев флот речной на расстоянии, грустить перестаёшь о расставании...

#13 Iluha81

Iluha81

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 46 сообщений
  • Регистрация: 08-Июль 08

Отправлено 21 Март 2013 - 19:46

На сайте про канал имени Москвы www.moskva-volga.ru добавлена новая информация - книги, фотографии, статьи.
Что нового - здесь http://forum.moskva-....7ea12a2b27fc92

#14 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 04 Июнь 2013 - 12:04

Потрясный фильм! Полнометражный и со звуком!!! Просто отпад!!




#15 Гагуля

Гагуля

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 372 сообщений
  • Регистрация: 21-Октябрь 11
  • Город:Королёв

Отправлено 05 Июнь 2013 - 22:23

Спасибо!Очень интересный фильм!
19.08-31.08.2021г. "Северная сказка" С-Петербург - Соловки - Москва.

#16 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 17 Июнь 2013 - 20:09

У меня возник такой вопрос (решил поднять его в этой теме)....
Совсем недавно я узнал что руины одного архитектурного навигационного знака на КиМе до сих пор на балансе организации эксплуатирующей Канал. Показательно то, что знак развалился и не действует, однако существует в действующих лоциях... (вопрос обсуждался здесь http://www.infoflotf...opros-po-locii/ где и потерпел фиаско)..
А у меня на подходе такой вопрос - вот например постамент памятника Сталину, представляет из себя достаточно большое количество качественно обработанных гранитных плит; кому принадлежит этот руинный объект? Скажем если его начнут, а вернее продолжат, разбирать кто на хоз-нужды, кто на могилы и т.д. кто озаботится разграблением этого постамента? Кто будет истцом и по какому праву?

(это так, пол-процента того, что меня интересует в контексте развала)

#17 DmG

DmG

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 7 632 сообщений
  • Регистрация: 29-Сентябрь 04
  • Город:Химки

Отправлено 17 Июнь 2013 - 21:01

Смотрю вот на это фото

Изображение

и не могу понять: где это всё было (и что теперь от этого осталось?)

Отдаленно знакомым кажется здание с колоннами в центре снимка - что-то похожее, кажется, есть в районе нулевого причала. Но куда (и когда) в таком случае подевалось вполне себе монументально-капитальное здание в правой части кадра? оно ведь явно не из досок на скорую руку было сколочено...
Да и слева множество капитальных на вид объектов. Где это всё сейчас (или, по крайней мере, на каком месте было относительно здания СРВ)?

#18 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 17 Июнь 2013 - 21:06

Монументально-капитальные здания как справа так и слева - дебаркадеры. Видимо стояли до тех пор, пока всю набережную не одели в бетон. Соответственно потом либо увели куда-то либо позднее перестроили. А с колоннами в центре - да кажись еще стоит. Интересно, что там размещалось в 30-е годы? Судя по сбегающей лестнице и архитектурным излишествам - вполне могла быть контора порта.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#19 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 17 Июнь 2013 - 21:23

Монументально-капитальные здания как справа так и слева - дебаркадеры. Видимо стояли до тех пор, пока всю набережную не одели в бетон. Соответственно потом либо увели куда-то либо позднее перестроили. А с колоннами в центре - да кажись еще стоит. Интересно, что там размещалось в 30-е годы? Судя по сбегающей лестнице и архитектурным излишествам - вполне могла быть контора порта.


Я там бывал в конце 90-х начале 2000 , в этом здании располагалась ММТ - Московская МОРСКАЯ таможня. Наверное она всё еще его занимает или погнали их оттуда?

#20 DmG

DmG

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 7 632 сообщений
  • Регистрация: 29-Сентябрь 04
  • Город:Химки

Отправлено 17 Июнь 2013 - 21:25

Монументально-капитальные здания как справа так и слева - дебаркадеры.


Да была у меня такая мысль, и, в общем-то, похоже, но два сомнения: а) ну ни хрена же себе дебаркадеры строили - тот, что справа, с половину СРВ размером, да и слева тоже немаленький; б) лестница, спускающаяся к воде от здания с колоннами, визуально кажется уходящей дальше, чем борт дебаркадера.

Вообще, здание с колоннами + пакгазуз с полукруглой крышей слева очень напоминают то, что сейчас можно наблюдать у нулевого причала. Остается только удивляться масштабам очевидно уничтоженных строений (дебаркадеров) справа и слева, ну и, очевидно, конфигурация причальной стенки сильно изменилась. Чудеса местами планово убыточной социалистической экономики? Не, надо при случае это место сфотографировать и сравнить с архивным фото...





Темы с аналогичным тегами канал имени москвы

Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования