Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
"Русская Бизерта"
#61
Отправлено 05 Август 2010 - 23:22
Теперь уже бывшие офицеры стали искать работу. Они оказались востребованы как геодезисты, топографы и строители.
Нужно отметить, что современные дороги в Тунисе и водопровод - это дело рук русских людей.
Существовало мнение среди местных жителей, если вы в пустыне увидите палатку, для общения с ее обитателями вам может пригодиться русский язык
Одним из условий постоянной работы была натурализация - отказ от российского гражданства и приобретение французского. Власти протектората даже поощряли в 20 - 30-е годы натурализацию европейцев, в том числе русских. Расчет был прост: они были заинтересованы в том, чтобы французская община, пополнявшаяся за счет натурализовавшихся, численно превышала итальянскую.
Французское удостоверение личности жителя Туниса до получения им независимости
Были и те, кто любой ценой сохранял звание «русских», полагая, что отказ от него и есть предательство по отношению к Родине и предкам, предпочитая не иметь никакого гражданства или получали т.н. Нансеновские паспорта
В Тунисе нашим соотечественникам приходилось в поисках постоянного рабочего места забывать о самолюбии. О прежних престижных профессиях и способах заработка приходилось забывать и привыкать к новым. Юристы и филологи вынуждены были становиться сапожниками или поварами. При этом считалось, что этим людям еще повезло. А неудачниками были те, которые работали грузчиками, шахтерами, сельскохозяйственными рабочими, трудились землекопами на прокладке подземных магистралей или тянули телеграфные линии через сахарские пески.
Еще один немаловажный момент. Соглашаясь на любые условия труда, русские невольно становились конкурентами местных тружеников и тем самым вызывали к себе неприязненное, если не враждебное отношение. Борьба за рабочие места, даже между мелкими торговцами, приобретала жесткий характер.
Как правило, на службу не принимали не имеющих французского гражданства, однако с его принятием, русские могли рассчитывать и даже получали привилегированные места на государственной службе и в частных крупных компаниях.
Это давало хороший заработок, стабильность и гарантированную пенсию. Привилегированными были должности врачей и обслуживающего медперсонала.
Они быстрей всего смогли обеспечить себя и семьи неплохим по тем временам заработком, обустроиться в Тунисе, а значит обрести стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
#62
Отправлено 05 Август 2010 - 23:25
Врачи Бологовский( по некоторым фотодокументам -Бологовской)В.И., Ищенко Н.З., Жуков, Моисеенко А.Н. имели в г.Тунис врачебный кабинет. Русские в нем обслуживались бесплатно.
В основной массе картина среди русских мигрантов была не столь благостная. В особенно тяжелом положении оказались высшие и старшие командиры бывшей эскадры. Люди преклонного возраста, не имевшие гражданских специальностей, не обладавшие крепким здоровьем, а главное, тяжелее других переживавшие крах идеалов, служению которым была отдана еще со времен Порт-Артура и Цусимы вся жизнь, с большим трудом адаптировались к новой реальности. Надежды на то, что французские власти как-то позаботятся о них, не оправдались.
Вот и получалось, что вице-адмирал Ворожейкин начал с разведения кроликов и коз, продажи молока, одно время был даже кладбищенским рабочим. И, в конце концов, получил место бухгалтера в одном из учреждений общественных работ.
Контр-адмирал Беренс шил и продавал женские сумочки, работал в типографии.
Беренс М.А. на работе. Читает газету La Depeche Tunisienne. Середина 1920-х годов
Генерал-майор Завалишин трудился сторожем во французском лицее. Командир миноносца «Жаркий» старший лейтенант Манштейн делал домашнюю мебель, мастерил на продажу байдарки, а его жена трудилась горничной. Старший помощник с броненосца «Георгий Победоносец» капитан 2-го ранга Романовский устроился геодезистом в тунисской столице.
______________________
Нестор Монастырев как и все, прибывшие с русской эскадрой, назывался теперь «беженцем». Привыкнуть к этому было нелегко, – слово «беженец» плохо сочеталось с кодексом чести русского офицера. И также было трудно осознать, что они теперь – ничьи. Надо было продолжать жить.
Монастырев. Писатель-историк Н.А. Монастырёв. Тунис, 1928 г
Проживая в эмиграции, он продолжает интересоваться историей Русского морского флота. Из-под его, безусловно, талантливого пера одна за другой выходят на разных языках 10 книг. Наряду с писательской деятельностью он решил собрать в далекой северной Африке, куда судьба забросила последние остатки нашего флота, музей, ему посвященный. В нем собраны модели кораблей, главным образом подводных лодок, как, например, «Скат», «Кашалот», «Краб», «Утка» др., а также модели кораблей, на которых были совершены географические открытия и плавания. В виде реликвии хранился кормовой флаг «Утки».
____________________
По свидетельству очевидцев в одной из табачных лавок в городе Табарка и сейчас можно увидеть две модели подводных лодок собранные руками Нестора Монастырева.
#63
Отправлено 05 Август 2010 - 23:28
Что касается обеспечения жильем, жизнь беженцев ощутимо делится на два периода. Первый этап проходил под знаком неустроенности. В эту пору беженцы селились в лагерях и бараках, в вынужденной тесноте, угнетаемые чувством неуверенности в будущем. В 1924 году лагеря были закрыты. Но большая часть населения покинула их задолго до этого. Кормильцы семьи чаще отправлялись на поиски работы и лучших условий, которые можно было найти только в крупных городах. Главным образом в Тунисе. ( фото г.Тунис 20-х годов )
Одинокие несемейные снимали жилье у частников. Как правило, оно было без удобств. Селились в арабской части города (из-за дешевизны)
которая при всей своей живописности была совершенно чужда русским и европейским порядкам и нравам.
Русских неизменно удивляло отсутствие отопления и примусы, которые использовались как для приготовления пищи, так и для обогрева.
Что касается семейных пар, в том числе с детьми, им первое время приходилось довольствоваться одной комнатой, которую они снимали в квартире у хозяев либо сами, либо вскладчину с другими семьями.
Такое совместное проживание напоминало советские коммунальные квартиры, только срок существования последних, оказался много больше.
В более редких случаях жилье предоставлял работодатель. Так делала например, Компания фосфатов и железных дорог Гафзы, металлургический завод Пенаройа, ботаническая и агрономическая служба Туниса.
В течении второго этапа, в конце 20-х- начале 30- х годов, ситуация с обеспечением жильем существенно улучшилась: подавляющая часть русских нашли себе постоянную работу, отцы семейств смогли предоставить своим близким, женам и детям достойное жилье.
В европейской части города были, как правило, трех-,четырех –комнатные квартиры в многоэтажных домах с кухней, кладовкой, постирочной или ванной(что в 30-годы было еще роскошью), либо отдельные виллы.
По прошествии полутора десятков лет после прибытия в Бизерту некоторые русские уже были владельцами собственного дома или виллы, те, кто находился на государственной службе, управлении государственным имуществом,
в министерстве общественных работ,
на почте,
в порту
а также те, кому их работа давала приличный заработок(врачи, инженеры, перевозчики). Покупка собственности облегчалась системой долгосрочных займов.
#64
Отправлено 05 Август 2010 - 23:32
Нелишним будет рассказать и о таком аспекте, как «внешний вид».
В первых свидетельствах русские, появившиеся на улицах столицы, описываются как люди в поношенной униформе, «увешанной наградами» и знаками отличия, в морских либо армейских фуражках
зачастую одетые во что попало, женщины носили импровизированные туалеты.
Преподователь Морского Корпуса Капитан 2-го ранга Якушев С. А.
Понемногу эти несуразности в одежде исчезали, и русские слились в общей массе европейцев, в тоже время Тунис не терял своего восточного колорита. Коренное население ходило в традиционной одежде, джеллабе, бурнусе, а голову прикрывали «шешьей».
На фотографиях того времени, к примеру 30-х годов, русские выглядят неизменно прилично одетыми: мужчины в костюмах с галстуком или бабочкой, чаще в шляпе, чем в фуражке, женщины обычно одеты по моде, на голове шляпка. На приемах и балах русские ничем не выделялись среди местного «beau monde»(а)
Питание
Продукты питания были в изобилии. Ассортимент их был не так обширен как во Франции, но приезжающие из метрополии всегда поражались местной дешевизне. Белый хлеб (арабский, французский, итальянский), ягнятина, баранина, говядина, конская колбаса, свинина только в некоторых европейских лавках, свежая рыба, овощи в любой сезон, поспевающие друг за другом в течении года: цитрусовые, финики, миндаль, персики, абрикосы, мушмула, сливы, инжир, арбузы, гранаты и виноград. Кто из старожилов в Тунисе не помнит бродячих торговцев с ослами, груженными товаром, с раннего утра предлагавших, яйца, живых кур или овощи и рыбу свежего улова. Чтобы картина не была слишком идиллической, следует сказать, что столица ее окрестности и близлежащие города в силу благоприятного климата и транспортной доступности снабжались продуктами гораздо лучше, чем глубинка и южная полупустынная часть.
На африканской земле члены русской диаспоры старались не забывать свои привычки и культуру. В обиход местных жителей — и арабов, и европейцев — вошли такие понятия, как «борщ» и «закуски». Холостяки чаще питались в ресторанах, некоторые из которых были открыты соотечественниками.
В Бизерте была русская кондитерская
Транспорт
В то время не было знакомым нам сегодня трудностей с транспортом. Города еще не разрослись в такой степени, как сейчас. Живя в столице, можно было пешком добраться до места работы. В Тунисе легко было сесть на трамвай, который шел вокруг Медины.Вокруг площади Казба располагались основные административные учереждения: Тунисское правительство в Дар эль Бэй, министерство финансов, сельского хозяйства, общественных работ. Спустившись с площади Казба легко было дойти до Порт де Франс.
Там были и трамваи, ходившие в пригороды, электричка обслуживала северное направление, поезд с паровозной тягой- южное.
В основной массе в Тунисе были распространены двухупряжечные открытые коляски.
(продолжение следует )
#65
Отправлено 10 Август 2010 - 16:22
Каким мог быть досуг у этих северных изгнанников в Тунисе с непривычным климатом, сильной летней изнуряющей жарой?
В период жары( с 1 июля по 1 сентября) рабочий день у большинства сокращался вдвое. Он начинался рано и заканчивался в полдень, а день и вечер оставались свободными. Это был летний режим.
В Бизерте до моря было несколько сотен метров.
Радости отдыха на море- свободного и бесплатного были доступны всем без исключения: детям , подросткам и взрослым. Было не только море. Можно было совершать прекрасные прогулки и устраивать пикники на еще дикой природе. Многочисленные и разнообразные археологические памятники погружали путника в историю античности: Карфаген, Загхуанский акведук, амфитеатр Эль Джем, мозаика Суса и остатки византийских церквей.
Жители пригородов могли разводить сады. Некоторые молодые Русские отличались на чемпионатах Туниса( по плаванию, велосипедному спорту, легкой атлетике), завоевывая призовые места.
Можно было путешествовать по Средиземному морю. Разумеется русские не ездили ежегодно во Францию, как другие европейцы, у них не было веских причин для поездки, как у тех кто ехал на родину. Тем не менее метрополию они посещали, и финансовые затруднения в данном случае не были непреодолимыми. За приемлемую цену можно было купить место на палубе и спать в шезлонге или гамаке под открытым небом
( )
Русских детей иногда отправляли на лето в горы или на Лазурный берег.
Принявшие французское подданство путешествовали с удостоверением личности.
Французское удостоверение личности лица Русского происхождения не получившего другого гражданства
Имевшие статус беженцев получали пропуск, введенный Гражданским контролем. Как правило, он был действителен для разового выезда и въезда. Можно было свободно въехать в любую страну.
Беженское удостоверение личности
Культурный досуг Русской общины был также достаточно ярким и разнообразным. Огромным успехом и популярностью у горожан пользовался Эскадренный оркестр с «Георгия Победоносца» ( «Жорж Победа» , как называли его французы) который по приказу Командующего ( то время, когда Эскадра еще существовала), три раза в неделю съезжал на берег и исполнял большую и разнообразную программу. Позже оркестр под руководством И.М.Шадрина,
собирал массу народа в городском парке. Сам Шадрин, был частым гостем и исполнителем на светских приемах знатных тунисцев. В 28-м году Шадрин стал формировать русский смешанный хор под названием Русская Капелла. За короткий срок были подобраны хорошие голоса. 23 февраля 1929 года Русская Капелла дала свой первый концерт «a capella» в г.Тунис в итальянском зале «Dante Alighieri» который был переполнен и имела заслуженный успех. Этот концерт по настоянию публики пришлось повторить в следующую субботу. Отзывы прессы были восторженными, а русские исполнители горды, что смогли преподнести иностранцам русскую музыку во всей ее красе.
#66
Отправлено 10 Август 2010 - 16:42
Программа вечера, который прошел в Бизерте
Вечер прошел в часовне частного дома- церковь была еще не построена, затем последовал театральный вечер. В программе кроме чтения стихов Пушкина был концерт. Все музыканты были русские. Театральная и музыкальная программа была подготовлена с участием большого количества молодых людей и девушек из русской колонии.
В памяти эмигрантов годовщина смерти Пушкина запечатлелась своим размахом и особым блеском.
По традиции морские офицеры собирались на общем застолье 6 ноября, день основания Морского Корпуса. В меню неизменно присутствовал гусь с яблоками.
В Тунисе круг морских офицеров(Кают-компания) включал в себя в более 50 человек под председательством Контр-адмирала Беренса М.А.
По обыкновению в этот день обменивались поздравлениями с товарищами далекими и близкими.
В Тунисе меню к этому празднику украшалось акварельным изображением корабля или же просто писалось от руки на бумаге с маркой ресторана, где собирались гости.
«Русские столы», включавшие водку и закуски вкупе с художественной программой, пользовались большим успехом как у членов русской колонии так и у гостей иностранцев. Об этих мероприятиях писали в местной прессе.
Музыканты, инструменталисты и певцы, многие из которых вышли непосредственно из военно-морского оркестра, быстрее других вошли в жизнь Протектората. Они играли в кафе, как это тогда было принято, сопровождали немые фильмы, проводили музыкальные вечера и концерты, давали частные уроки.
Стоит упомянуть о частной культурно-воспитательной инициативе любительского плана: спектакли, праздники, которые устраивали Люцерновы в своем саду 15 августа в течении 6 лет вплоть до Второй мировой войны. В течении всех шести лет Люцерновым помогал Михаил Шереметьев, он обрабатывал для сцены детские сказки, писал декорации к спектаклям.
Нельзя не упомянуть о Рождественских праздниках.
И хотя детей на них с каждым годом становилось все меньше, проходили они всегда ярко .
Были в Тунисе т.н. четверговые школы, названные так потому, что четверг был свободным днем во всех государственных детских учебных заведениях. Четверговые школы приглашали русских детей раз в неделю на уроки русского языка, литературы и истории. Просуществовали они вплоть до провозглашения независимости Туниса.
Постепенно редела Русская колония в Бизерте. Из 6000 с лишним человек в 20-21гг, в 1926 -ом, по некоторым источникам, она насчитывала не более 1000 человек.
(продолжение следует)
#68
Отправлено 13 Август 2010 - 15:20
Спасибо на добром слове.
Волна68, поделитесь пожалуйста адресочком где приобрели книгу Ширинской?
Мои поиски были тщетны. На момент написания, все интернет book ресурсы и не только выдавали-"нет в наличии" ,а в своем повествовании использовала только несколько глав из ее книги,найденные в интернете. Увы.
#69
Отправлено 16 Август 2010 - 16:20
#71
Отправлено 17 Август 2010 - 22:20
Автор Горелов Вячеслав Николаевич
Вплоть до недавнего времени ( октябрь 2006г) на rue d’Egypte находилось двухэтажное здание под номером восемь. Перевести это название можно как улица Египетская, хотя такое название своей необычностью режет слух. В прежние времена улица называлась Анжу (rue d’Anjou), по имени старой французской провинции, правители которой приняли немалое участие в истории Англии, Неаполя и Сицилии, но власти независимого Туниса упоминания о бывшем протекторате старательно изымали и, кажется, весьма преуспели.
В Бизерте и вообще в Тунисе таким зданиям несть числа. Плоская крыша, входная дверь со ступеньками на тротуар, на створках окон и в наружных дверных проемах во всю высоту деревянные ставни, они же жалюзи. Дом окрашен в традиционные и излюбленные на побережье цвета, смешение белого с голубым. Краска, которая под южным солнцем слегка потрескалась, придавала этому зданию легкое очарование умиротворенной древности. В общем, казалось бы, ничем не примечательный дом.
После того, как 29 октября 1924 года на кораблях Русской эскадры был спущен Андреевский флаг, корабли опустели и прекратились службы в корабельных церквях. Однако воспитанные в православии и преданные ему люди не могли допустить, чтобы замер ход русской христианской летописи. В то время часть дома номер восемь на улице Анжу арендовала семья русских эмигрантов, и две комнаты в их квартире на втором этаже стали местом, где многие годы шла служба по православному обряду.
Вплоть до 1937 года, когда в Бизерте в память о последних кораблях Императорского флота России был построен и освящен храм Александра Невского, в этом доме собирались для молитвы русские люди. Верность многовековой православной традиции помогала им выстоять, сохранив достоинство и единство в годы изгнания из любимого ими Отечества.
Дома этого более нет. Сохраним о нем память
Храм во имя Святого благоверного Князя Александра Невского
О строительстве постоянного храма в первые годы еще не думали, ибо все зависело от дальнейшей судьбы эскадры. Пока же многое оставалось слишком зыбким и неопределенным.
Шло время… Постепенно русские эмигранты стали осознавать, что их пребывание на тунисской земле, вероятно, будет долгим. Это заставляло задумываться о строительстве настоящего храма. Окончательно данная мысль стала обретать реальную форму в конце 1920-х годов, когда корабли русской эскадры пошли на слом.
В 1936 году было получено разрешение французов на строительство храма в Бизерте. На церемонию были приглашены тунисские власти, последний командующий эскадрой контр-адмирал Беренс и капитаны всех кораблей. Около места будущей церкви, строившейся во имя Храме Святого благоверного Князя Александра Невского, гордо развивались два флага – морской Андреевский и национальный «триколор». В фундамент вложили икону Спасителя, коробочку с русской землей и кусок пергамента, на котором была указана дата начала строительства.
Отец Константин Михайловский перед закладкой первого камня
Эта трогательная церемония произвела на присутствовавших иностранцев сильнейшее впечатление. «Храм этот будет служить местом поклонения будущих русских поколений»,- считали тогда многие.
10-го сентября 1938 года состоялось освящение храма – своего рода памятника русским кораблям, спасшим от верной гибели свыше пяти тысяч русских людей. Он построен на пожертвования русских моряков и эмигрантов, живших в Тунисе, во Франции, в Чехословакии.
Эта церковка, больше похожая на кладбищенскую часовню, единственная православная святыне в Бизерте.
На ее царских вратах синеет выцветший Андреевский флаг с «Георгия Победоносца». Оттуда же и самые красивые иконы храма: Иисус, Богоматерь, святые Константин и Елена.
Подсвечник сделанный из якоря взятого с одного из судов Русской эскадры в Бизерте
рынды корабельные и икона с судовой церкви "Георгия Победоносца"
Это не просто Храм. Храм –памятник Черноморской Эскадры в Бизерте на одной из стен которого находится памятная табличка где перечислены все корабли Российского Флота некогда пришедшие на африканский континент
Двадцать лет спустя, опять же на средства русских эмигрантов, большей частью потомков моряков, в г.Тунисе был построен православный храм Воскресения Христова.
С 1992 года богослужения здесь проводит наш священник, отец Дмитрий (Нецветаев).
#72
Отправлено 17 Август 2010 - 23:07
В Бизерте семья Манштейн ютилась в маленькой Сицилии – итальянском райончике на окраине. В крошечном домишке, где не было ничего, кроме железных кроватей и груды чужого грязного белья. Его с утра до ночи стирала мама. Она говорила маленькой Насте, что ей не стыдно мыть чужую посуду, чтобы прокормить свою семью. Ей было стыдно, если бы ей сделали замечание, что она ее плохо моет.
В 30е годы в одном из гаражей Бизерты случился грандиозный пожар. Все автомобили сгорели, их обугленные остовы и моторы распродавались по цене металлолома. Один из таких моторов и приобрел бывший командир эсминца «Жаркий» Александр Сергеевич Манштейн, отец Анастасии Александровны. Взялся не за ремонт – взялся за возведение автомобиля вокруг обгоревшего двигателя.
За месяцы упорного труда был восстановлен мотор. Потом он был поставлен на раму, а рама водружена на колеса. Собранный из бросовых запчастей вырос кузов. Заработали тормоза и сцепление - и свершилось! Если учесть, что делалось все своими руками, в условиях нехватки денег, да и времени тоже, - ведь увлечение увлечением, но необходимость зарабатывать на хлеб никто не отменял, - это было маленькое бизертское чудо, сотворенное инженерной смекалкой, умелыми руками и трудолюбием русского морского офицера. Наверно, именно поэтому столь радостным выглядит на этой фотографии Александр Манштейн.
«Папа строит автомобиль».
Рожденный из железного хлама автомобиль ездил, да еще как. Но вот однажды какой-то молодой человек выпросил его покататься. Он поехал в небольшой городок Ферривиль, что на другой стороне Бизертского озера, где его и прихватила бдительная дорожная полиция: оказалось, что у молодого человека не было водительских прав. Началось разбирательство.
Здесь важно заметить, что русские эмигранты, жившие в Тунисе едва ли не на птичьих правах (многие из них так никогда и не приняли иностранного подданства), превыше всего ценили свою репутацию и старались не доставлять хлопот властям приютившей их страны. Во избежание неприятностей автомобиль пришлось сначала спрятать, а через некоторое время продать.
Однако столь печальный финал Александра Манштейна не обескуражил. У него появилась новая идея - построить маленький самолетик, так называемый пу дю сьель (pou du ciel), что в переводе с французского означает «небесная вошь».( ) О таких конструкциях в то время много писали в газетах, это был один из прообразов современного сверхлегкого самолета. Но, к сожалению, по причинам неизвестным этой мечте Александра Манштейна не суждено было сбыться.
В 1933 году двадцатилетняя Настя Манштейн отправилась в Германию в надежде продолжить образование.
Жила в Эрфурте в семье Маргариты и Рудольфа Штюбген, учила их детей математике и французскому языку, а сама училась немецкому. По-французски это называлось «au pair», то есть работа только за стол и кров: никто никому не платил.
Эрфурт
В Германии в русскую красавицу до беспамятства влюбился немецкий господин. Хотя было ему всего сорок с небольшим, молодой девушке он казался глубоким стариком и никакого впечатления на Анастасию Манштейн не произвел. Однако «сумрачный германский гений» был изобретателен и настойчив. Желая убедить Настю в глубине своих чувств, он совершил действо, которое в любой стране квалифицируется как весьма серьезный проступок, а для педантичного немца является преступлением, выходящим за грань понимания.Ухажер направился в Берлин, в Государственную библиотеку Германии. Пришел в читальный зал и попросил библиотекаря найти и принести ему якобы для изучения какой-то редкостный манускрипт. Не подозревающий подвоха смотритель надолго исчез в хранилище, стремясь удовлетворить изысканный спрос искушенного книгочея. Тем временем наш влюбленный тайком достал с полки старинный фолиант, содержащий полное описание знатных немецких фамилий, и бритвой аккуратно вырезал из него герб рода Манштейнов.
Подарок не возымел нужного эффекта, и немец остался при своих, но благодаря его преступному благородству у нас есть возможность увидеть фамильный герб Манштейнов.
__________________
Кстати, нужно заметить, что лучший оперативный ум вермахта фельдмаршал Эрих фон Манштейн, изрядно потоптавшийся на необъятных российских просторах во время второй мировой войны, строго говоря, не был связан кровными узами с родом Манштейнов. Он был десятым ребенком в семье прусского генерала Эдуарда фон Левински. Сестра его матери была замужем за другим генералом, Георгом фон Манштейном, но их брак был бездетным. Эдуард фон Левински разрешил свояку и свояченице усыновить мальчика. Именно поэтому полное имя фельдмаршала звучит так: Фридрих Эрих фон Левински-Манштейн.
___________________
#73
Отправлено 17 Август 2010 - 23:15
Её здесь знали абсолютно все: пожалуй, не было в Бизерте большей знаменитости, чем гордая русская старушка, реликт позабытой эпохи, еще недавно единственный человек в мире, помнящий эвакуацию Черноморского флота из Севастополя.
Анастасия Ширинская – самая известная учительница математики в Тунисе. Ее так и называли – мадам учительница. Бывшие ученики, приходившие к ней домой за частными уроками, стали большими людьми. Сплошь министры, олигархи и даже нынешний мэр Парижа – Бертран Делано.
«Вообще-то я мечтала писать детские сказки, но должна была вдалбливать алгебру в головы школяров, чтобы заработать на хлеб», – говорит Анастасия Александровна.
Вместе с мужем (Сервер Ширинский – прямой потомок старинного татарского рода) она воспитала троих детей. В Тунисе с матерью остался только сын Сергей – ему уже далеко за 60.
Анастасия и Сергей
Дочери Татьяна и Тамара давно во Франции. Мать настояла, чтобы они уехали и стали физиками. «Только точные науки могут спасти от нищеты», – убеждена была Анастасия Александровна. Зато два ее внука, Жорж и Стефан, настоящие французы. Они совсем не говорят по-русски, но все равно обожают свою русскую бабку. Степа – архитектор, живет в Ницце. Жорж работал у голливудского режиссера Спилберга, а сейчас рисует мультфильмы у Диснея. Внуки показали мадам учительнице мир: Мадагаскар, леса Амазонки. Они привезли ее и в Россию.
Анастасия Ширинская мечтала увидеть Севастопль, но во время той поездки на родину-первой и единственной-ей было уже почти 90. В таком возрасте волей-неволей пришлось выбирать.
Она навестила свое бывшее родовое имение на Дону.
…Вместо старой барской усадьбы – школа. Стекольная фабрика, принадлежавшая еще ее бабке, работает до сих пор.
«Вы будете претендовать на завод?» – интересовались местные начальники.
«Зачем? Мне ничего не надо», – ответила мадам Ширинская.
В сентябре 2006 года ко дню рождения русской гордости Туниса муниципалитет города Бизерты принял решение переименовать одну из площадей, на которой находится православный храм, и назвать ее именем Анастасии Ширинской. Городские власти думали, что у Анастасии Александровны юбилей – 95 лет. В действительности ей исполнилось 94.
Как бы то ни было, но сегодня это единственная площадь во всей Северной Африке, носящая имя русской легенды. Истинному патриоту, мужественной женщине, талантливому человеку, хранительнице памяти о русской эскадры и ее моряках. Больше никто и никогда из наших соотечественников не удостаивался такой высокой чести.
Как уже писала в самом начале своего повествования в декабре , а точнее 21 декабря 2009 года Анастасия Ширинская –Манштейн покинула нас навсегда.
(продолжение следует)
#74
Отправлено 21 Август 2010 - 12:34
Могила Беренса М.А.
Михаил Андреевич Беренс скончался в 1943 году, когда Тунис был оккупирован немцами, и все передвижения иностранцев между населенными пунктами были запрещены. Очень немногие из русских эмигрантов смогли приехать на похороны своего командира. Адмирал был похоронен в общей могиле. Уже после освобождения Туниса от немецкой оккупации некто Николай Кузнецов, из гражданских, неизвестно каким образом оказавшийся когда-то вместе с Русской эскадрой в Бизерте, смог найти деньги, выкупил на кладбище Мегрина участок земли площадью около пяти квадратных метров и перезахоронил адмирала в отдельной могиле. Однако вскоре плита с могилы Беренса исчезла.
Постепенно место захоронения адмирала растворилось среди длинных кладбищенских рядов, и его вряд ли удалось бы когда-либо обнаружить, если бы не один из преподавателей Тунисского университета, который знал А.Ширинскую. Он успел отфотографировать кладбище и фотографии передал Анастасии Александровне. На одной из этих фотографий была запечатлена некая могила, посыпанная крупной галькой и огороженная сварной морской цепью, но без плиты. Самое главное, на этой же фотографии хорошо читались имена на соседних захоронениях.
Когда над кладбищем в Мегрине нависла угроза уничтожения( на месте кладбища местные власти собрались строить стадион), и нужно было срочно найти могилу Беренса, чтобы перезахоронить его прах, в городских архивах был обнаружен составленный французом по имени Demma список христианских могил. В этом перечне среди прочих было указано имя Беренса, а также имена на плитах соседних захоронений. Последние удалось разыскать на кладбище, и имена на них совпали с теми, которые были на фотографии, сохранившейся у А.Ширинской. Так сопоставлением старой фотографии и обнаруженного в архиве списка было достоверно определено место погребения последнего командующего Русской эскадрой.
30 мая 2001 года в присутствии консульских работников посольства РФ в Тунисе прах М.А.Беренса был перенесен на православную часть христианского кладбища Боржель в городе Тунисе.
В сентябре того же года моряками-черноморцами крейсера «Москва» из Севастополя была доставлена и установлена мраморная плита
#75
Отправлено 21 Август 2010 - 13:05
( по данным форума Кортик )
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КЛАДБИЩА СЕН-ЖЕНЕВЬЕВ ДЕ БУА
Тем, кто решил самостоятельно посетить русское православное кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, пригодятся эти небольшие советы, следуя которым вы сможете добраться до кладбища и вернуться в Париж, даже если не знаете ни слова по-французски. Для начала необходимо достать схему транспорта. Такие схемы публикуются на обратной стороне карты города, и их можно бесплатно взять в любой гостинице. Поскольку на поездку будет потрачена примерно половина дня, лучше начинать ее с утра. На метро по линиям "5" или "10" надо доехать до станции "Вокзал Аустерлиц" ("Gare d'Austerlitz"), затем пересесть на "электричку" (RER) линии С4 или С6. Линия RER в городе начинается под землей, поэтому к ней можно просто перейти со станции метро.
Могила Максимовича
Естественно, перед посадкой на RER необходимо приобрести билет - его ориентировочная стоимость до Сен-Женевьев-де-Буа составит 5 евро. Нужное направление определяется по конечной станции назначения поезда (direction) и шифруется четырьмя буквами, например, LARA. Расшифровать направление поезда поможет информационный щит со схемой, установленный на перроне. Уже после посадки в поезд желательно отслеживать из окна названия станций, которые вы проезжаете.
Могила Круглик-Ощевского
Итак, мы в Сен-Женевьев-де-Буа. Выход из "электрички" находится с левой стороны по ходу поезда. Не переходя железнодорожные пути, нужно выйти на круглую привокзальную площадь и найти остановку автобуса №104. Автобус ходит по расписанию, с которым придется ознакомиться здесь же, а стоимость проезда до кладбища составит 1,5 евро. Билет приобретается у водителя.
Могила Твердого
Нужная остановка называется PISCINE, это 14-я остановка автобуса, если считать от вокзала. На каждой остановке есть стенд с ее названием, стенд хорошо видно из окна, а в автобусе имеется схема маршрута. Правда, некоторые остановки могут быть водителем пропущены, так что здесь нужно усилить внимание. Лучше всего написать на листке бумаги название "PISCINE" или "orthodoxe cimetiere" (православное кладбище) и показать его пассажирам (или водителю). Вам помогут выйти на нужной остановке.
После того, как вы вышли на остановке PISCINE, переходите на противоположную по диагонали часть перекрестка. Далее - по стрелке дорожного указателя нужно пройти 150-200 метров до ворот кладбища.
Могила Остелецкого
Остановка обратного автобуса находится ровно напротив той остановки, на которой вы выходили по дороге на кладбище. Рядом расположен щит с расписанием - не поленитесь подойти к нему и примерно сориентироваться с временем прибытия автобуса, чтобы не скучать на скамеечке, рассматривая проезжающие по шоссе машины. С "электричками" RER дело обстоит гораздо проще - они ходят с интервалом 10-15 минут.
И последнее. Если вам посчастливится встретить группу соотечественников, приехавших на экскурсионном автобусе, не исключено, что они довезут вас до Парижа.
ПЛАН КЛАДБИЩА
Могилы русских моряков, офицеров ,в том числе и некоторых других упомянутых в теме (начиная с поста участника форума kerbyol )
#76
Отправлено 21 Август 2010 - 13:32
Символ нашей общей трагедии в XX веке. Название этого далекого тунисского порта до сих пор щемящей грустью отзывается в сердцах россиян.
Давно исчезла, изошла Русская эскадра, оставив по себе в Бизерте лишь белый кристалл памяти - храм, на мраморной доске которого выбиты имена кораблей, да нестройный ряд каменных крестов на городском кладбище.
Переосмысливая сегодня многотрудное прошлое Отечества, мы не имеем права предать забвению память людей и кораблей Русской эскадры. Наш долг - хранить память о людях, которые волею обстоятельств и судеб покинули Россию, но навсегда остались верными ее традициям и ее богатой культуре. Важно не только хранить память об усопших, но также и не забывать о тех россиянах, которые сейчас живут вдали от родины. Мы должны сохранить наше наследие, память о замечательных людях для следующих поколений.
Андреевские флаги вновь развеваются над российскими кораблями...
*****************
Ну вот и подошло к концу повествование об этой давней истории. Настолько давней, что на сегодняшний день, не осталось ни одного живого свидетеля, ни одного, и вместе с этим близкой, как может быть близка История, которая перестает быть школьным предметом или фактом из учебника в тот самый момент, как в ней затрагиваются судьбы людей, рассказанные ими самими. Судьба Анастасии Ширинской, одна из сотен тысяч других, кто был свидетелем Исхода в 20-м году, а сколько таких судеб всего, надломленных, но не сломленных, людей, потерявших все, но не себя, покинувших Родину на время, а, как оказалось, навсегда…... думаю, мы должны их помнить …и мне кажется, познавая что-то, мы больше познаем самих себя.
Спасибо за терпение и не потерянный, в ходе столь долгого повествования, интерес. Растягивать на пол года, конечно, никак не планировала, но не могла знать, насколько глубока и разнопланова эта тема. Иногда казалось уже все ясно, пора «выстраивать» события по порядку и писать, но открывались новые подробности, мимо которых никак не пройти. Также приходилось править уже написанное, интересные фото попадаются и сейчас, так что нет-нет да и дополняю их в тему. К сожалению, формат отдельного поста не дает это делать до бесконечности, хотя тема на самом деле неисчерпаема. Эта история, да и вообще История, не терпит суеты. Со своими тайнами она расстается не охотно, но если проявить терпение и настойчивость, одаривает удивительными и трогательными находками.
Спасибо всем, кто предостерегал от ошибок, делился фотоматериалами, знаниями, да просто мыслями (как вам представляются те или иные события той поры) во вспомогательной теме «Угадайка корабельная». Вы все вместе и каждый в отдельности очень помогли. Отдельное большое спасибо Klaus(y) и alekseyZ- без Вас откровенно пропала бы. Спасибо создателям и участникам форумов Кортик и Цусима, наполнившие их бесценными историческими фотодокументами и материалами. Отдельное спасибо участнице форума Кортик -kerbyol . Слова ее поддержки, послужили отличным стимулом, а на одном их этапов, придали уверенности в нужности всего с чем поделилась и описала выше.
Интернет ресурсы материалы которых, использовались в теме:
Фонд сохранения исторического и культурного наследия имени А.А.Манштейн-Ширинской
Фото Севастополя
www.sevastopol.su
Галлиполи
Русский Лемнос
"Моряк"
О миноносце «Живой»
Журнал «Кадетская перекличка» изданный в Нью-Йорке
В.ф-Берг «Последние гардемарины»
Альбомы о Врангеле его личного секретаря Котляревского
Русский Карфаген
Аксаковы. История Разбитых судеб
Трагедия итальянской Мессины и роль русского флота в оказании помощи пострадавшим
Интеренет форумы «Кортик»
и «Цусима»
Литература:
А.Ширинская-Манштейн. "Бизерта. Последняя стоянка."
Никита Кузнецов. "Русский флот на чужбине"
"Бизертинский морской сборник" (издан под руководством В.В. Михальского)
К.В.Махров. "Русская колония в Тунисе 1920-2000"
И совсем в заключении два документальных фильма, которые повторят многое из того что описано выше, в чем то дополнят картину, а кому то, возможно, впервые дадут возможность познать немного больше, что стоит за словами «эммиграция» и «Исход». История в лицах всегда интересней.
Н.Михалков «Русские без России. Фильм 5-й. «Гибель Русской Эскадры»
«Ангел Русской Эскадры»
Спасибо за внимание
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных