Вместо предисловия
Год назад на ноябрьские праздники мы с друзьями устроили себе небольшие европейские каникулы, совершив недельное путешествие в Чехию и Австрию. В этом году праздник 4 ноября был расположен на первый взгляд неудачно – посреди недели, в среду; однако же, если взять на работе два дня, то можно устроить себе пятидневный отпуск, чем мы и решили воспользоваться. Так что путешествовать в ноябре в Европу, похоже, становится хорошей традицией.
Раздумья, куда ехать, были довольно серьёзными и продолжительными – в голове вынашивались самые разные идеи путешествий, однако же в итоге мы предпочли Швейцарию. Почему именно Швейцария? Во-первых, это очень компактная, разноплановая и удивительно красивая страна с прекрасно развитой и инфраструктурой и транспортом, а значит, за пять дней получится посмотреть очень многое и познать её довольно глубоко. Во-вторых, если порассуждать, то в скандинавских и прибалтийских странах бывать доводилось уже не раз, южную Европу гораздо приятнее смотреть летом и не посуху, а, например, в рамках морского круиза; из центральной Европы в Чехии и Австрии мы были в прошлом году; в кипящие, словно муравейники, европейские мегаполисы после хронической московской суеты и сверхнапряжённого осеннего рабочего графика всё-таки что-то тоже не тянуло. Вот так и возникла идея съездить в какую-нибудь небольшую, тихую, уютную и красивую страну Западной Европы.
А окончательно решилось всё в субботу 3 октября, когда, начав запозднившееся после плодотворной трудовой недели субботнее утро с изучения форума, я прочитал рассказ Александра Соснина о путешествии на пароходе по Женевскому озеру. В этот же день мы собрались с Серёгой Витко в баню, которая, как известно, исключительно проясняет сознание – так и случилось: просветлённый после жаркого пара разум подсказал нам, что надо ехать в Женеву, в Швейцарию.
Формат поездки мы наметили для себя исключительно энтузиастский – забронировав на пять дней гостиницу в Женеве, мы заказали трёхчасовую пешеходную экскурсию по городу, а всё остальное время решили путешествовать по Швейцарии самостоятельно. Визу, билеты и гостиницу, дабы не заморачиваться, оформляли через турфирму - все формальности были готовы очень быстро: буквально за неделю.
Программа экспедиции тоже родилась сама собой – за несколько дней до вылета я купил путеводитель по Швейцарии, и вечером усевшись за книгой и Интернетом, буквально за полтора часа накидал примерный расклад путешествия.
Мыслилось как-то так:
Во-первых, сразу по прилёту в аэропорт Женевы надо будет обязательно купить Swiss Pass – единый швейцарский проездной, действительный на большую часть видов транспорта, как городского, так и междугороднего по всей стране – поезда, автобусы, фуникулёры, пароходы и многое-многое другое (вплоть до входа в некоторые музеи)… Существует несколько видов этого проездного – на разное количество дней, на разные условия, а наиболее удобен для туристов полный проездной на 4 или 8 дней. 4-дневный Swiss Pass стоит 250 швейцарских франков (франк по нынешнему курсу примерно равен доллару), а для тех, кому нет 26 лет, - 188 франков, и позволяет 4 дня путешествовать по стране практически на всех видах транспорта, не заботясь более ни о каких билетах – это необычайно удобно и очень выгодно по деньгам (получается более, чем двукратная экономия). Итак, по прилёту в Женеву сразу же покупаем Swiss Pass!
Ну а далее по порядку:
1) Женева расположена на самом западе Швейцарии, уже практически во Франции – значит, дня два надо посвятить Женеве и прилегающим окрестностям. Самый лучший вариант – это съездить в Лозанну, расположенный по соседству древний и красивый город на берегу Женевского озера. Ага, первые два дня уже запланированы.
2) Швейцария – это в первую очередь Альпы. Значит надо обязательно ехать в горы, в какое-нибудь такое место, где мы сможем полюбоваться ими во всей красе. В Давосе и Санкт-Морице есть шик и гламур, в Вербье – сказочный климат, в Венгене – отличные трассы, но в городке Церматт, что недалеко от швейцарско-итальянской границы, есть то, чего нет больше нигде – Маттерхорн. Эта гора – самая часто фотографируемая в мире (!), самое узнаваемое место в стране, и у большинства Маттерхорн ассоциируется со Швейцарией, как Эйфелева башня – с Парижем. А ещё там есть уникальная высокогорная железная дорога, по которой можно подняться на высоту 3000 метров! Решено!!! Едем! И не беда, что от Женевы до Церматта – около четырёх часов пути на двух поездах с пересадкой – транспорт в Швейцарии очень удобный, комфортный и ходит минута в минуту!
3) Швейцария – многоязыковая и многокультурная страна. На западе, в прилегающих к Франции кантонах (кантон – это территориальная единица страны, типа, как у нас область или район; всего в Швейцарии – 26 кантонов) говорят на французском, и по стилю, архитектуре, культуре, эти места – практически Франция; в южных кантонах Швейцарии преобладает итальянский язык и культура; а в наиболее обширной центральной и восточной части страны говорят на немецком, и эти регионы «родственны» Австрии и Германии. Конечно, такое деление условно, довольно размыто, и у Швейцарии есть свой ни с чем не сравнимый колорит, но тем не менее – во «французской» части страны мы побываем, в «итальянскую» тоже съездим, остаётся навестить «немецкую»… Тут выбор огромен, и за один день всего не охватить: Цюрих, Базель, Люцерн, Золотурн – всё это потрясающе интересные и красивые города, но интуиция почему-то подсказывает, что надо ехать в Берн – крошечную и слегка «провинциальную» столицу Швейцарии, расположенный аккурат в центре страны удивительный древний город на реке Ааре, окружённая живописными лесами и холмами центральная часть которого практически не изменилась за последние 500 (!!!) лет и внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ну что же – берём Берн «на карандаш».
4) Ну а в последний день у нас вылет в 13-00, аэропорт расположен всего в 15-минутах езды от центра города, поэтому будет возможность с утра ещё немного побродить по Женеве, пошуршать упавшей золотой осенней листвой на бульваре и поностальгировать о заканчивающемся путешествии, которое, как видится после беглого изучения путеводителя и Интернета, обещает быть необычайно интересным.
Вот так за каких-то полтора часа совершенно спонтанно и родилась программа предстоящего путешествия. Я представлял себе её лишь как примерный план, однако же, получилось так, что мы последовали ему на 100 процентов, вплоть до прощальной ностальгии и шуршания листвы женевского бульвара в самый последний день путешествия. Вообще, вся поездка прошла, словно на одном дыхании, и долго, очень долго, мы ещё будем вспоминать эти прекрасные осенние дни.
Продолжение далее...