Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
«Карл Маркс» (588) // СПб-Коневец-Сортавала-Петрозаводск-СПб // 9-15 июля 2009
#21
Отправлено 19 Октябрь 2009 - 16:38
За окнами проплывали финские домики, построенные из местного материала.
Чисто, аккуратно, но все-таки не как в Финляндии:
Преодолев 30 км по направлению на северо-запад от г. Сортавала, добрались до поворота к карьеру, обозначенному красочным плакатом:
Выработка расположена рядом с горами. Белая и Зеленая, названных так по цвету слагающих их мраморов.
Перед карьером (N061º56,456, E030º34,486) оборудована цивилизованная стоянка. Вечером машин было не много, а автобусы и вовсе только с Карла Маркса:
Сейчас Рускеала рассматривается как памятник индустриальной культуры (горного дела) конца XVIII в. начала ХХ в.
Нас «передали» в руки местных экскурсоводов, которые очень бойко и грамотно провели экскурсию вокруг карьера:
Всю экскурсию меня несколько нервировал товарисч, который назойливо снимал наши перемещения на видеокамеру:
Несколько позже недоразумение разрешилось. Выяснилось, что он делал это для итогового фильма о путешествии на Карле Марксе.
Мы, кстати, с удовольствием его приобрели.
Самые первые упоминания о деревне Рускеала встречаются в налоговых книгах 1500 года. Как и другие деревни вокруг, Рускеала состояла тогда из нескольких дворов и не играла особой роли в экономической жизни Карелии.
Первыми разрабатывать мрамор начали шведы в конце XVII века для жжения строительной извести, а также для постройки фундаментов и стен зданий в окрестностях.
В 1721 году, после заключения Ништатского мира, большая часть территории церковного прихода была подарена Петром I фельдмаршалу князю Бутурлину. Тот заселил опустевшие в ходе войны земли крестьянами из центральных районов России. К тому времени каменоломни шведами были уже заброшены и о них вспомнили, когда на российский престол взошла Екатерина II.
После восшествия на престол Екатерины II ведущим архитектором Санкт-Петербурга стал «мастер мраморных фасадов» Антонио Ринальди (1709 — 1794). Примечательной особенностью в его работе явилось использование редко применяемых тогда в оформлении зданий материалов.
Для оформления зданий Петербурга был необходим мрамор. В 1760-е годы вспомнили, что в Выборгской губернии, на берегу реки Русколки есть залежи красивых мраморов.
В 1765 году Самуил Алопеус пригласил в Рускеалу разведчика камня Андрея Пилюгина. Разведчик заложил там опытные ломки. Осенью 1767 года Рускеальские мраморные ломки осмотрел горный инспектор капитан Кожин с полковником Зверевым. Похвалив работу своего предшественника, они дали положительную оценку перспектив этого месторождения. Промышленная добыча Рускеальского мрамора началась после подписания Екатериной II указа Сената от 19 января 1768 года, и была поручена в первые, самые тяжелые годы, опытному горному инженеру Кожину.
Мрамор с реки Русколки должен был пойти на украшение Исааковского собора. Тогда, в 1768 г. из Рускеальского мрамора мастер Бергер сделал «постамент, где должны были храниться медали в честь заложения соборной Исааковской церкви».
Главные работы по добыче мрамора (с 1769 г. по 1830 г.) велись на горе Белой. Здешний мрамор пошел в основном на украшение Исааковского собора архитекторов Ринальди и Монферрана (1818 – 1858 гг.). Часть этого камня пошла на изготовления наличников окон Мраморного дворца, облицовку южного фасада Михайловского замка (1800 г., арх. В. Бренна), изготовление оконных досок зимнего дворца, сооружение постамента памятнику Петру I (1800 г., арх. Р. Бренна) перед Михайловским замком и др. здания и сооружения Петербурга.
Мрамор с горы Белой использовался и в сооружении: Орловских ворот (1772 г., арх. А. Ринальди), фриза Екатеринского дворца (1782 – 1785 гг. арх. Камефон) и др.
В начале XIX века, когда Рускеальские мраморные ломки находились в ведении «Комиссии по постройке Казанского собора», начал действовать карьер на Зеленой горе, расположенной неподалеку от горы Белой.
Известно, что в «главной мраморной ломке» Рускеала (1769 по 1830 гг.) было добыто больше 200 тыс. тонн мрамора.
Большая часть этого камня отправлялась в Петербург, Царское село и Гатчину, меньшая, в виде окола и щебня складировалась в отвалы.
Старинные каменоломни, работавшие в Рускеале с 1769 по 1830 гг. практически не сохранились, т.к. большая их часть попала в зону действия новых более крупных карьеров.
В 1840 гг. добыча Рускеальских мраморов для Петербурга постепенно затухала и с окончанием строительства Исааковского собора вовсе прекратилась. Лишившись государственных заказов, Рускеала превратилась в запущенный карьер. Через несколько лет выработка опять начала действовать, но не для декоративно-облицовочных целей, а для жжения строительной извести, которая применялась как стройматериал.
После 1870 и до 1930 гг. Рускеальская каменоломня насчитывала 7 горизонтов, 3 из которых были подземные.
Выработка велась ручным способом:
Один рабочий держал в руках долото квадратного сечения. Второй колотил по нему кувалдой.
По отверстиям откалывались глыбы мрамора весом несколько тонн:
Глыбы грузили на специальные волокуши, в которые были впряжены лошади (для больших кусков мрамора их могло быть несколько десятков):
Затем их тащили до местечка с забавным названием Хелюля, там грузили на барки и по реке Тохмайоки отправляли через Ладожское озеро в Санкт-Петербург:
#22
Отправлено 19 Октябрь 2009 - 16:39
Когда началась война, все работы на Рускеальских мраморных ломках остановились. Когда же работы возобновились (после войны) «Главный карьер» оказался затопленным.
Завод в Рускеала вновь стал давать известь, но уже не с главного карьера, а с новых выработок, заложенных по периферии месторождения. С 1955 года завод стал выпускать помимо извести также мраморную крошку, а с 1960 года – декоративный щебень и известковую муку (для удобрения полей).
В 1973 – 1985 гг. в Рускеальских выработках добывали декоративно- облицовочный камень с помощью итальянских канатно-распиловочных станков. Блоки и плиты из Рускеалы, после обработки их на Кондопожском камнеобрабатывающем заводе, разошлись по многим уголкам Советского Союза. Так, в Ленинграде серовато-зеленый и светло-серый мрамор Рускеалы пошел на украшение подземных залов станции метро «Приморская» и «Ладожская».
Вскоре блочный карьер навсегда закрыли в связи с трещинами, которые образовались из-за взрывов (со второй половины XIX в. до 1970 гг.). После закрытия блочного карьера Рускеальский завод продолжал поставку щебня, извести и мраморной крошки в различные районы страны.
В настоящее время «Главный карьер» Рускеалы представляет собой огромную и глубокую яму, в бортах которой виднеются выходы штреков (тоннелей) первого подземного горизонта (71-74 м).
Карьер наполовину затоплен водой. Под водой имеются выходы штреков второго подземного горизонта (отметка 58 м).
Входы в большинство штреков закрыты из-за опасности обрушения:
Рядом с карьером расположена штольня, на примере которой можно рассмотреть технологию добычи мрамора:
Вид сверху довольно жуткий:
Чтобы осмотреть ее изнутри, необходимо спуститься по тропинки метров 15 и войти через решетчатые ворота:
Горизонтальный штрек пересекает шахту посредине:
Вид на шахту с мостика:
Внутри растут сталактиты.
Правда, по словам экскурсовода, длиннее 3-4мм вырасти не успевают. Туристы их обламывают .
Вот так выглядит выход штрека в карьер:
Низкокачественный мрамор можно встретить повсюду в виде глыб разного размера:
Перед окончанием экскурсии показали пролом, в который следует бросать монетки «на счастье».
Местные жители эти монетки собирают, поэтому для их же безопасности рекомендуется кидать монетки таким образом, чтобы они не оставались лежать на камне.
Рядом со стоянкой есть лодочная станция, где сдают в аренду лодки.
Мы с удовольствием послушали экскурсовода, поэтому времени покататься на них не осталось:
Во время съемки одного из фильмов в карьер сбежала одна из форелек.
Говорят, что некоторые из катающихся на лодках ее встречали.
Вокруг летает много уток и чаек:
Организовали инфраструктуру вокруг карьера бизнесмен Александр Артемьев и краевед Андрей Грибушин (фото последнего с сайта http://stolica.onego.ru):
Кстати, с Андреем Грибушиным связано еще одно место в окрестностях Рускеала, которое мы посетили в этот день.
В молодости ему довелось сыграть эпизодическую роль немецкого унтер-офицера в фильме «А зори здесь тихие», часть сцен которого снималась неподалеку. Он играл немецкого парашютиста, которого в конце фильма взял в плен старшина Васков и вел под конвоем к нашим: http://www.kinoros.r.../271/index.html.
Съемки фильма проходили в окрестностях Рускеала и в частности на водопаде реки Тохмайоки (N061º55,028, E030º37,504).
Рядом с водопадом обустроена цивилизованная стоянка:
Кадры из фильма, снятые на водопаде, можно посмотреть здесь: http://dom.karelzem.com/media/z2.mp4
В правом нижнем углу тот самый камень, с которого советская зенитчица прыгала в воду:
Вид на водопад с «киношного» камня:
Рядом с водопадом остался реквизит к снимавшемуся несколько недель назад фильму с рабочим названием «К западу от солнца» http://www.kinoros.r...1188/index.html, выход которого на экран запланирован на 1 апреля 2010г:
На осмотр водопада и съемки ушло 30минут.
Дорога обратно не показалась очень тяжелой.
Особенно радовали живописные карельские пейзажи:
У причала в Сортовала нас уже ждал знакомый «Игумен Назарий»:
Навстречу с Валаама шел «Патриарх Алексий II»:
… который занял наше место у причала:
Несмотря на напряженный день сидеть внутри Метеора не хотелось.
Поднялись на смотровую площадку между салонами.
Рубка вблизи оказалась совсем тесной:
По берегам губы дымили костры многочисленные палаточные лагеря туристов:
Маневрируя по фарватеру, метеор шел к Карлу Марксу:
…, который виднелся между островками:
Нас ждал ужин и культурная программа, на которую мы не пошли.
Впечатлений нам удалось набраться с избытком.
Следующий день должен был стать не таким напряженным.
В программе было посещение рашен-деревни Мандроги…
#25
Отправлено 29 Ноябрь 2009 - 00:06
Карл Маркс шел по Свири к зеленой стоянке Мандроги.
Движение на реке в этот период было весьма активно
Нижнесвирский шлюз мы проходили вслед за Максимом Рыльским (кто бы мог подумать, что это звучное имя он носит последнюю навигацию?):
Собственно сам шлюз:
ВОХР лениво грелся на солнышке, позируя фотографам с Карла Маркса:
Приятно, что никакой ругани по поводу фотосъемки не последовало.
У выхода из шлюза стояли Рыльский, Коротков, Сурков:
По радио обменялись с ними приветствиями и помахали руками:
Мы, кстати, тоже махали
Как раз к обеду подошли к Мандрогам:
Чтобы там не говорили, а главная изюминка этого населенного пункта для большинства граждан бывшей шестой части суши – это возможность качественно пожрать на природе.
Обед был организован в формате барского пира.
Под огромным навесом были расставлены деревянные столы и скамьи, покрытые лаком и чисто вытертые.
Девушки-официантки в сарафанах:
Музыканты псевдорашенфолк стиля:
Не хватало только медведей, скоморохов и драки после пира
Получение еды было организованно своеобразно.
Вначале надо было самостоятельно наложить себе салатов, свободно стоящих на столах. Затем под чьей-либо охраной куда-нибудь поставить и быстро занять очередь за горячим. Выстояв очередь, в обмен на специальный талончик получить две тарелки (на одной шашлык и плов, на другой – пироги). Третья очередь была за чаем или кофе. В это же время можно было купить пива в высоких одноразовых стаканах у разносчиков в красных рубахах.
Если все указанные действия удалось выполнить правильно и оперативно, то можно было не спеша насладиться обедом:
Неторопливое поглощение пищи занял около часа.
Затем часть туристов отправилась на экскурсию по Мандрогам.
Мы в рашен-деревне бывали не однократно, поэтому в сад скульптуры местного самородка не пошли. Город мастеров в общем-то тоже на любителя.
Погода благоприятствовала активному отдыху, поэтому, взяв фляжку с водкой, пошли искать пляж, который был таки вскоре обнаружен неподалеку:
Вернее эту полянку можно назвать местом для загорания, поскольку под водой срывались крупные скользкие булыжники:
Вода оказалась прохладной, но основная масса отдыхающих на это не сильно обращала внимание (после литра выпитой):
Это вид на Маркса из воды:
Поплескавшись, мы отправились за знаменитыми мандрогскими пирогами:
В прошлом году место их продажи перенесли в белое здание рядом с причалом.
Цены оказались следующими:
- с мясом 75руб.
- с картошкой грибами 60руб.
- с ягодами или творогом 55руб.
Может показаться не дешево, но это только на первый взгляд.
Пирогов такого качества я больше нигде не встречал.
Полюбовавшись на знаменитый Свирский подъемный мост:
…отправились на культурную программу.
Наша команда «порвала» всех при отгадывании загадок.
А на следующий день нам предстояло посетить Петрозаводск и знаменитый водопад Кивач…
#27
Отправлено 17 Апрель 2010 - 18:06
Те, кто не поленился встать пораньше (подъем объявили в 6:45), смогли полюбоваться столицей Карелии в утренних лучах солнца:
Погода нас продолжала баловать.
В небе вместе с солнцем присутствовала роскошная луна:
У причалов «дремали» метеоры:
И не только метеоры …:
В 7:45 туристов, оплативших дополнительную экскурсию на водопад Кивач (стоимостью 450руб.), пригласили в автобусы:
Остальных проводили на пешеходную экскурсию:
Вот такие колоритные бомжи встречаются в Петрозаводске :
Автобус вначале проехал по улицам столицы Карелии, чтобы продемонстрировать достопримечательности Петрозаводска. Маршрут практически повторял пешеходную экскурсию, на которой мы были год назад http://www.infoflotf...w...st&p=203184.
Мост через речку Лососинка:
Онежский тракторный завод:
(Его основная продукция трелевочные тракторы ТЛТ-100А).
Государственный театр кукол Республики Карелия:
Здание МВД Карелии с фигурой орла перед его входом (еще бы «звезду шерифа» к воротам приколотили, как на диком Западе ):
Памятник В. И. Ленину. По мнению жителей Петрозаводска, единственный монумент, на котором вождь пролетариата не с кепкой, а с шапкой-ушанкой в руке
Этот памятник расположен в центре одноименной площади (бывшей Круглой).
Решение о его сооружении и сборе средств на постройку Карпрофсовет принял 18 июля 1930 года. Изготовление монумента производила артель «Мрамор-Гранит» под руководством бригадира Хохлова. Памятник был открыт 7 ноября 1933 года.
Материал - серый гранит. Общая высота - 11 м, диаметр центрального ядра - 60 м.
Памятник является наиболее крупным и оригинальным монументом на территории Карелии.
Танк Т-34-85 – памятник освободителям города:
Установлен у бывшего северного въезда в Петрозаводск 27 июня 1969 года в честь 25-летия освобождения города от фашистских захватчиков.
В некоторых путеводителях пишут: «На таких танках советские войска ворвались в город». Хотя, строго говоря, город был оставлен финнами без боя в конце июня 1944 года в результате успешного проведения войсками Карельского фронта Свирско-Петрозаводской наступательной операции.
Далее дорога пересекала реку Шую, одну из самых крупных рек Корелии, очень любимую байдарочниками:
Дорога к водопаду не близкая.
Надо отдать должное экскурсоводу, он во время всей поездки «наполнял» нас информацией о Карелии, правда не всем удалось ее выслушать целиком.
При проезде через реку Суна увидели такие необычные сооружения:
Оказалось это садки для разведения лососевых рыб.
Из крупных населенных пунктов в стороне от дороги была видна Кондопога дымами выделяющая свои промышленные объекты.
#28
Отправлено 17 Апрель 2010 - 18:11
Государственный природный заповедник Кивач учрежден Постановлением СНК Автономной Карельской ССР от 11 июня 1931 года № 604.
Территория заповедника Кивач находится в 30 км к северо-западу от берега Онежского озера и представляет собой лесной массив (10,5 тыс. га) протяженностью с севера на юг 12 км, с запада на восток — 14 км, захватывающий большую часть пространства между крупными озерами: Сундозером на севере, оз. Сандал на востоке, Пертозером и Кончезером на юге.
Штаты научного отдела заповедника составляют в настоящее время 17человек (зам. директора, старший научный сотрудник-зоолог, 3 младших научных сотрудника-зоолога, фенолог, энтомолог, 5 лаборантов, 2 сотрудника метеостанции, библиотекарь-экскурсовод).
Территория заповедника разделена на два лесничества: Центральное и Спасогубское. В Спасогубском — три кордона, расположенные вокруг заповедника. Штат охраны включает главного лесничего, 2 лесничих, 2 помощников лесничего, техника и 12 лесников. Лесники ходят в обходы круглогодично, летом — пешком и на мопедах, зимой — на лыжах, частично на мотонартах. В распоряжении охраны имеется два катера «Прогресс», 8 моторных лодок. Для борьбы с лесными пожарами заповедник заключает договор на обслуживание территории авиапатрульной службой. Кордоны оборудованы необходимыми средствами для тушения пожаров. Оперативная связь поддерживается с помощью 8 радиостанций и телефона.
Основной вид нарушений заповедного режима — незаконный лов рыбы, иногда сбор грибов и ягод.
В настоящее время туристы в заповедник допускаются только по одному маршруту на автобусах или личном транспорте до центральной усадьбы по дороге общего пользования. Посетителям доступны для осмотра музей, дендрарий и памятник природы — водопад Кивач.
Дендрарий (посадки растений, характерных для Карелии):
Дорога к музею и дендрарию:
Чтобы не создавать ажиотажа у водопада, экскурсовод нашей группы Лукашевич Игорь Эдуардович «притормозил» у образцов растительности:
Очень увлекательный рассказ о местной флоре!
Одна из групп пошла в музей, а мы ринулись к водопаду.
Кивач второй по величине равнинный водопад Европы (после Рейнского) — падает четырьмя уступами с высоты 10,7 м. Он в значительной степени утратил былую мощь после создания в 1936 г. плотины на р. Суне выше водопада Гирвас.
В общем конечно на фоне Ниагары смотрится бледновато
Местность вокруг обихожена, чистенько, аккуратно, лестницы, мостики.
Водопад доступен для посещения и туристам преклонного возраста:
Лес вокруг хорош для неспешной прогулки.
К нашему удивлению комаров и мошки замечено не было.
В маломальски опасных местах выставлены предупреждающие таблички.
Правда, для меня осталось загадкой, что скрывалось под наклейкой с предлогом «не»:
Природа кажется девственно-нетронутой.
Персонал парка прикладывает значительные усилия для поддержания порядка.
После Великой Отечественной войны до 1973 г. река использовалась для молевого сплава леса в течение мая — сентября. Чтобы не портить вид водопада застрявшим топляком, работники парка соорудили протоку, по которой «обносили» застрявшие бревна вокруг водопада.
Как я уже отмечал выше, группы были «разведены» по времени, поэтому туристы при фотографировании сильно друг другу не мешали.
Подобраться без излишнего риска можно прямо к воде.
На какие только неудобства не пойдут энтузиасты, чтобы сделать эффектный снимок
Вообще говоря, Кивач красив:
Чувствуется в нем скрытая мощь:
Особенно, если подобраться к нему поближе:
Известность ему принесла ода Державина «Водопад», которую А.С. Пушкин считал лучшим произведением поэта-губернатора:
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Шумит, и средь густого бора
Теряется в глуши потом;
Луч чрез поток сверкает скоро;
Под зыбким сводом древ, как сном
Покрыты, волны тихо льются,
Рекою млечною влекутся.
Седая пена по брегам
Лежит буграми в дебрях темных;
Стук слышен млатов по ветрам,
Визг пил и стон мехов подъемных:
О водопад! в твоем жерле
Всё утопает в бездне, в мгле!
(…)
Шуми, шуми, о водопад!
Касаяся странам воздушным,
Увеселяй и слух и взгляд
Твоим стремленьем, светлым, звучным,
И в поздной памяти людей
Живи лишь красотой твоей!
Живи — и тучи пробегали
Чтоб редко по водам твоим,
В умах тебя не затмевали
Разженный гром и черный дым;
Чтоб был вблизи, вдали любезен
Ты всем; сколь дивен, столь полезен.
И ты, о водопадов мать!
Река на севере гремяща,
О Суна! коль с высот блистать
Ты можешь — и, от зарь горяща,
Кипишь и сеешься дождем
Сафирным, пурпурным огнем, —
То тихое твое теченье,
Где ты сама себе равна,
Мила, быстра и не в стремленье,
И в глубине твоей ясна,
Важна без пены, без порыву,
Полна, велика без разливу,
И без примеса чуждых вод
Поя златые в нивах бреги.
Великолепный свой ты ход
Вливаешь в светлый сонм Онеги;
Какое зрелище очам!
Ты тут подобна небесам.
ВОДОПАД
1791 — 1794
А чуть выше водопада река Суна имеет вполне равнинный вид (фотография сделана у верхней кромки водопада):
Сама река Суна пересекает заповедник с северо-запада на юго-восток, ее ширина на плесовых участках — 70-150 м, на порожистых — 20-30 м, падение — 1,15 м на 1 км течения, общая длина — 293 км.
Река берет свое начало близ границы с Финляндией и впадает в Онежское озеро, по ее течению насчитывается свыше 54 порогов и водопадов. Самые крупные из них — Гирвас, Пор-Порог и собственно Кивач.
Вода чистая, с коричневым оттенком. Такой цвет характерен для водоемов на торфянниках:
Неподалеку от водопада в маленьком двухэтажном здании расположен музей.
В нескольких залах представлены чучела животных и птиц, населяющих заповедник:
Выставлена и большая коллекция насекомых:
Гнезда птиц:
Образцы флоры заповедника:
Около входа расположен лоток с сувенирами:
Насладившись природой заповедника, усталые и довольные, той же дороге вернулись в Петрозаводск.
По пути затарились в магазине продукцией местного ликеро-водочного завода.
#29
Отправлено 17 Апрель 2010 - 18:15
Здесь есть памятники всему.
К 50-летию Победы на улице Московской появился памятник «Птица счастья и свободы».
Памятник коммунальщикам:
Памятник 50-летию освобождения города в Великой Отечественной войне:
Бракоделам местного оружейного завода.
Бракованные пушки выбрасывали в озеро. В 90-х годах их подняли, поставили на декоративные лафеты и установили на городской набережной.
Но фантазия отцов города пошла еще дальше.
Вся набережная Онежского озера в Петрозаводске заставлена работами скульпторов – абстракционистов. Это дары от городов-побратимов. Все скульптуры выполнены в стиле пост-модерн. Установка нового монумента по традиции происходит в День города
(последняя суббота июня). Для того, чтобы установить скульптуру на набережной, в зарубежном городе объявляется конкурс. По итогам этого конкурса выбирают наиболее удачные проекты и присылают в Петрозаводск. Архитектурно - художественная комиссия выбирает наиболее удачный, на их взгляд, памятник. Изготовление монумента происходит в Петрозаводске при активном участии самого автора.
В настоящее время установлено восемь скульптур.
Поскольку администрация Петрозаводска только планирует установить таблички с информацией о скульптурах, я осмелюсь напомнить краткую историю, художественный замысел, а также официальные и неофициальные наименования этих спорных сооружений.
Дальше всех от причала порта стоит «Карельская Мадонна» из города-побратима Ла-Рошель (Франция), установлена в 1999 году.
Автором является Жан - Пьер Дюссайан, который принимал активное участие в изготовлении и установке скульптуры. Скульптура была изготовлена из бронзы на предприятии «Петрозаводскмаш», а ее монтаж был выполнен АО «Строительное предприятие №1» Петрозаводска.
По замыслу автора, произведение символизирует единство карельской женщины и карельской природы. Эта скульптура изображает характер Петрозовадска, олицетворяет богатства Карелии: ее леса, озера и недра. Композиция создает мир окружающей природы. Женщина, скользящая по воде, колонны в виде корабля воплощают красоту Петрозаводска и символизируют связь между людьми водным путем.
Не все оценили красоту изображенной женской фигуры. Я, так со спины вообще было подумал, что это пьяный борец сумо провалился в железобетонную опалубку стройки. Неофициальное название местных остряков: «Толстомясая» или «Мечта сантехника».
«Волна дружбы» скульптора из города Варкауса (Финляндия) Анны Кеттунен была установлена в 1997 году.
Памятник был изготовлен на предприятии «Петрозаводскмаш». Состоит он из нескольких блестящих козырьков, которые скрывают камень. По одной из версий это камень раздора, который закрывает волна дружбы.
Скульптура символизирует приятельские отношения между городами-побратимами, которые растут подобно волне, становясь все больше и сильнее. Символично и то, что в скульптуре отсутствует девятая волна («девятый вал»), так как это символ разрушения.
Мне больше нравится неформальное название: «Полоса препятствий».
Скульптура «Единство» - дар города Йоэнсуу (Финляндия), установлена на набережной Онежского озера в честь 300-летия города Петрозаводска в 2003 году.
Эта абстрактная композиция, изготовленная по проекту художника Теппо Лауринолли из крашеной стали. «Единство» символизирует сотрудничество между двумя городами. Скульптура представляет собой две металлические полуарки, которые соединяет наверху символическая «искра дружбы». Размеры скульптуры внушительны - около четырех метров в высоту. Памятник был отлит на «Петрозаводскмаш».
За ней закрепилось неофициальное название «Крабовые палочки» и «Брачный сезон червячков».
«Под одними звездами» - это дар еще одного побратима - Нойбранденбурга (Германия), изготовлена на предприятии «Петрозаводскмаш» и установлена в 2000 году.
Автором является скульптор Райнер Кессель, который сам участвовал в монтаже памятника. Он нанес на памятник карту звездного неба и принимал активное участие в установке своего произведения: монтировал памятник, собирал камни, разравнивал песок и готовил цементный раствор. Центральный фрагмент скульптуры – тяжелый лист нержавеющей стали весом 960 кг.
Идея памятника следующая: если прийти на это место 24 июня в полночь и посмотреть на эту металлическую карту, то над нами раскинется звездное небо Нойбранденбурга. По мнению автора, теперь жители Петрозаводска смогут еще крепче дружить с немцами посредством астральной связи. По его словам, такая карта – символ дружбы между двумя городами. Символ того, что мы живем в одном мире, над нами одно мирное небо.
Местные остряки считают, что поскольку тевтоны местную землю захватить не смогли, то небо свое притащили. Еще одно неофициальное название – «могила мессера».
«Тюбингенское панно», было установлено в 1994 году, вторым на набережной, от - побратима Петрозаводска г. Тюбингена (Германия).
Авторами являются Бернхард Фогельманн и Курт Гайзельхарт, они лично раскрасили элементы готовой скульптуры. Панно было изготовлено на заводе «Петрозаводскмаш». Композиция представляет собой совокупность 61 закрепленных в земле металлических столбиков, различных по высоте, форме, окрашенных в различные цвета.
Столбики - это знаки скорби или радости, единства и воспоминания. В данной работе они характеризуют факт сотрудничества двух городов, перешедшее в тесную дружбу. В стальные столбики вмонтированы восемь символических камней, взятых из исторических мест Тюбингена и Карелии. Эти камни символизируют знакомство городов-побратимов со своей историей.
Ну, а неформалы называют этот памятник – «Смерть парашютиста» или «Набор отмычек».
«Рыбаки с сетью» - дар города-побратима Дулута (Минесота, США), была установлена самой первой на набережной в 1991 году.
Автором произведения является скульптор Рафаэль Консуэгра, который принимал непосредственное участие в монтаже и сварке конструкции. Работы по изготовлению скульптуры производились в производственном объединении «Петрозаводскмаш».
Скульптура изображает двух моряков (скульптор ограничился только каркасами людских фигур). По замыслу автора - это русский и американец, они вместе закидывают сеть. Памятник символизирует совместный созидательный труд наших народов.
Мне эта скульптура наиболее симпатична.
Неофициальное наименование: «Дистрофики борются с паутиной».
Скульптура «Место встречи» подаренная Петрозаводску городом Мо и Рана (Норвегия), установлена в 2001 году.
Авторами являются Ингюн Далин и Бенте Стремснес Хейен, которые сами раскрасили скульптуру в коричневый, золотистый и зеленый цвета. Памятник был изготовлен на предприятии ОАО «Стройтехника», при помощи художника М. Белякова.
Скульптура является символом побратимских отношений между нашими городами. Два равных города встречаются для сотрудничества. Авторы скульптуры полагают, что города символизируют женщин. Женщины протягивают друг другу руки, и из их рук вырастают ростки дружбы, которые со временем превратятся в сильное и красивое растение. Скульптура также одновременно образует ворота и мост. Идея скульпторов заключается в том, что люди могут подняться по ступенькам и встретиться в воротах. Световое решение также имеет смысл: золотой и зеленый цвета символизируют ценность, рост и развитие.
Неформальное название: «Съезд лесбиянок».
«Дерево желаний», скульптура из города - побратима Умео (губерния Вестерботтен, Швеция), установлена в 1996 году.
Изготовлена на заводе «Авангард» очень незамысловатым способом: живая сосна была покрыта стеклотканью. Кент Андерсен - автор скульптуры лично вырезал скамеечку, которая раньше стояла возле дерева. Этот подарок является символичным, так как дерево желаний фигурирует в шведском национальном эпосе.
На стволе дерева расположено ухо, в которое можно прошептать заветное желание.
На ветвях дерева висели колокольчики. Легенда гласит: если колокольчик зазвенит, после того, как было загадано желание, оно обязательно сбудется. К сожалению, колокольчики систематически воруют, поэтому в Петрозаводске появилось новое поверье: чтобы желание наверняка исполнилось, на дерево нужно привязать веревочку.
Мне вспоминаются слова из бессмертного произведения Стругацких «Пикник на обочине»:
- Золотой шар, - сказал Барбридж. - Я его нашел. Вранья вокруг него потом наплели! Я и сам плел. Что любое, мол, желание выполняет. Как же любое! Если бы любое, меня б здесь давно не было. Жил бы в Европе. В деньгах бы купался.
А горожане иногда называют скульптуру «Дерево Хиросимы» или «Колокольчиковое дерево»
Рядом с причалом стоит замечательный памятник Петру I.
С инициативой установки памятника в городе выступил начальник Олонецкой губернии Г.Г.Григорьев в 1871 году. Авторы: скульптор - Шредер Иван Николаевич (1835 - 1903 гг. автор десяти статуй для разработанного М. Микешиным новгородского памятника тысячелетию России, модели памятника Екатерины II, находящегося в Царском Селе, памятников адмиралу Крузенштерну и принцу П. Г. Ольденбургскому в Санкт-Петербурге, адмиралу Беллинсгаузена в Кронштадте) и архитектор - Монигетти Ипполит Антонович (1819 - 1878 гг., автор проекта здания политехнического музея в Москве).
Первоначально памятник был установлен на Круглой площади (ныне площадь Ленина, там, где сейчас стоит Ленин с шапкой-ушанкой).
В послереволюционные годы (в 1933 г.) памятник был снят с площади, а в 1940 году вновь установлен на Заводской площади (у бывшего Государственного краеведческого музея, ныне собора Александра Невского).
В 1978 году памятник перенесен на Онежскую набережную, в район речного вокзала. Он установлен в центре площадки неправильной формы, которая с севера ограничена набережной и пассажирскими причалами Петрозаводского порта, с востока - зданием речного вокзала, с юга - сквером. В центре площадки - восьмиугольный цветник, видовая площадка вокруг него выложена малиновой шашкой (кварцит) по центрической схеме.
Фигура отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из серого сортавальского гранита. Высота фигуры - 2 м, пьедестала - 4,5 м, габаритные размеры в плане 1,5х1,3.
Надпись: «Императору Петру Великому основателю Петрозаводска 1703 1672-1872».
Памятник является единственным в Петрозаводске монументом, относящимся к дореволюционному прошлому.
На этом наша экскурсия закончилась и мы, поблагодарив нашего экскурсовода, отправились к стоянке Маркса.
Вокруг в порту кипела жизнь.
Неподалеку стояла красавица ДЕРЕВЯННАЯ яхта, такую не часто встретишь в наш век пластика:
Она в этот день была не единственной. Вдалеке рассекало тоже деревянное суденышко, да еще под алыми парусами:
На стенке завода стояли красавцы на подводных крыльях:
Петрозаводская ГИМС обзавелась неплохими плавсредствами:
А к Петрозаводску на смену Марксу шел другой теплоход 588 проекта:
В соответствии с расписание мы в 13:00 отошли от причала.
В приближающемся теплоходе 588 проекта узнали Александра Фадеева:
Бросив прощальный взгляд на Петрозваводск:
… его набережную:
… на гуляющих там жителей и гостей столицы Карелии:
… отправились в каюту дегустировать местные напитки:
Однако к дегустации подошли аккуратно и, я бы даже сказал, без обычного в нашем случае фанатизма.
Нас в этот день еще ждали Кижи…
#33
Отправлено 02 Май 2010 - 19:34
АНДРОПОВ - УТРЕННИЙ ТУМАН, АНДРОПОВ - ВЕРНУЛСЯ СНОВА К НАМ!
Мурманск - северные ворота России, край земли русской. Милый нашему сердцу город. Неприступный для врагов и всегда открытый для друзей!
http://vkontakte.ru/spbkrt
cruizi.spb.ru
#34
Отправлено 07 Май 2010 - 16:13
Бытует мнение, что в Кижах достаточно побывать один раз, обойти вокруг погоста и больше там делать нечего.
Хотел бы не согласиться с этим мнением.
На острове собрано значительное число деревянных построек Заонежья, которые за одно посещение обойти просто невозможно.
Чтобы подробно осмотреть весь музейный комплекс, надо как минимум неделю.
Мы посещаем Кижи почти каждый год и все время находим для себя что-нибудь новое.
Вот и в этот раз решили пешеходную экскурсию дополнить поездкой вокруг острова на речном автобусе:
Солнце продолжало припекать, после сытного обеда и «дежурных 100г» хотелось подремать на солнечной палубе.
Мы не пошли на поводу у своей лени и решительно двинулись на берег через Суркова, Петергоф и Маяковского.
За что я уважаю Викингов, так это за продуманность интерьера. Один склад матрешек чего стоит:
Желанье «залазить во все дырки» может придать только опытный экскурсовод.
Средний уровень гидов, работающих на Кижах выше среднего, однако таких мастеров, как в Питере встретить сложно.
Нам «достался» молодой мальчик Исаев Алексей:
Экскурсовод он был начинающий. Тему-то экскурсии он выучил.
Но, как говорится, методических навыков ему не хватало.
Оставлять солнце за своей спиной экскурсоводу конечно удобно (в глаза ничего не светит), но работает он все-таки для туристов:
Традиционно осмотр начался с погоста.
Как известно, массовое крещенье исконных местных жителей – карел было предпринято по приказу отца Александра Невского, кн. Ярослава Всеволодовича, в 1227 году.
Для искоренения языческих обрядов, проходивших на острове, видимо и были сооружены первые культовые православные сооружения, информация о которых не сохранилась.
Впервые под названием Кижи погост (центр церковного округа) упоминается в письменных документах 1496г.
Состоит ансамбль, как было издавна принято на северных погостах, из двух церквей: Преображенской, 1714 года (летней), Покровской, зимней (построена в 1694, перестроена в 1764 году), колокольни (построена в 1862, а перестроена в 1874 году) и ограды (каменная сооружена в 1800 году, бревенчатая реконструирована в 1959 году).
Центром и символом кижского ансамбля является Преображенская церковь, построенная в 1714г.
Игорь Эммануилович Грабарь посетив остров в 1926г., назвал этот храм «несравненной сказкой куполов». А он толк в искусстве понимал, будучи попечителем и директором Третьяковской галереи (1913–1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918–1930, с 1944 – научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя.
Правда тогда к его мнению не прислушались и в лихие 30-е годы церковь чуть не разобрали на дрова.
Существует легенда, что местные жители пообещали «оторвать голову председателю колхоза, если тот попытается луковки сшибить».
Сложно сказать, сыграло свою роль предупреждение или другие обстоятельства, но церкви остались целыми.
В 1941 -1944г. Остров оккупировали финские войска. В Покровской церкви было возобновлено богослужение для финских солдат.
Известность в Европе кижский комплекс получил благодаря младшему лейтенанту финской армии Ларсу Петтерссону (1918-1993 гг.):
,
который по приказу Ставки главнокомандующего финской армией с октября 1942 по июль 1944 года совместно со своим помощником скульптором Ойво Хелениусом (1910-1976 гг.) осуществили первое фундаментальное изучение деревянного зодчества и живописи Заонежья.
Эти материалы стали основой монографии Л. Петтерссона «Церковная деревянная архитектура Заонежья», в которой была впервые разработана типология культовых построек Карелии и представлена их эволюция.
Благодаря их работе, на фотографиях и чертежах был зафиксирован облик 242 церквей и часовен, из которых к настоящему времени сохранились всего 32.
В 1943 году Л. Петтерссон выполнил конструктивную схему Преображенской церкви. По предположениям исследователя, в основе конструкции храма лежит схема церкви Святой могилы в Иерусалиме. Историческую реконструкцию Преображенской церкви выполнил Ойво Хелениус.
В конце финской оккупации иконы из Преображенской церкви, как и многих других церквей, были вывезены финнами в Финляндию. В 1944 году в Художественной галерее (г.Хельсинки) была организована выставка из Заонежских икон. Каталог к этой выставке подготовил Ларс Петтерссон.
В первые послевоенные годы Ларс Петтерссон защитил диссертацию «Культовая архитектура Заонежья», основанную на материале, собранном им в 1942-1944 годы. На основе диссертации в Хельсинки в 1950 году была издана монография, в которой значительное место уделено церкви Преображения. Впервые в истории все культовые здания Заонежья были описаны, классифицированы, определены этапы их строительства.
На мировую известность, обрушившуюся на Кижи, в СССР отреагировали оперативно.
В октябре 1945г. Кижский погост был объявлен архитектурным заповедником. В 1966г. был основан Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».
На протяжении последующих лет Преображенская церковь систематически была доступна для осмотра изнутри, пока в феврале 1979 года не было вновь зафиксировано ее аварийное состояние.
Согласно Распоряжению Совета Министров КАССР от 6 августа 1980 года в связи с аварийным состоянием конструкций Преображенская церковь была закрыта на период проведения первоначальных противоаварийных работ. С сентября 1980 года началась подготовка к организации противоаварийных работ согласно Проекту, разработанному специалистами Института «Спецпроектреставрация».
Любое хорошее дело в СССР делалось не быстро.
В феврале 1981 года начались работы по противоаварийным мероприятиям: устройство контрфорсов, монтаж панелей жёсткости, укрепление «неба», разборка клиросов, полов и устройство фундаментов под металлоконструкции. В 1982 году была произведена маркировка срубов и полов.
Монтаж металлических разгрузочных конструкций проводился с грубыми нарушениями: в брёвнах допущены многочисленные пропилы, просверлены в ненужных местах сквозные отверстия для пропускания с целью крепления металлических связей; удалены бревенчатые конструкции, препятствующие установке металлического каркаса…
К началу туристического сезона 1988 года Преображенская церковь была освобождена от строительных лесов.
Тут некстати «перестройка» уже набрала силу. Работы застопорились.
12 декабря 1990г. Кижский ансамбль был включен ЮНЕСКО в Список памятников культурного наследия, а затем и в Список аварийных объектов, требующих проведения срочной реставрации.
Через 10лет была принята Программа комплексной реставрации Преображенской церкви Кижского погоста на 1999-2014 годы, которая собственно сейчас и выполняется.
Запланированные работы и процент их выполнения можно посмотреть здесь:
http://kizhi.karelia...zhi-pogost-c544.
Если все пойдет по плану, то внутрь Преображенской церкви мы сможем попасть в 2014г.
В настоящее время открыта для посещения расположенная рядом Покровская церковь, дата сооружения которой доподлинно не известна (есть версия 1764г. и начало XVIIIв.).
На момент посещения она стояла в строительных лесах:
Церковь зимняя, значительно меньшая по размерам.
Прежнее внутреннее убранство не сохранилось.
Нынешний иконостас собран в 1956-59гг. из заонежских икон XVII-XIXвв.:
Рядом возвышается трехъярусная 30м колокольня, построенная на погосте в 1860-1870гг. плотницкой артелью из Пудожа. До Второй мировой войны на ней среди прочих колоколов был один редкий, отлитый в 1559г. в Голландии.
Самым «молодым» сооружением является ограда погоста, восстановленная в 1959г. по образцу сохранившихся на Севере деревянных сооружений. Эта ограда имеет чисто декоративное предназначение.
Осмотрев в очередной раз погост, отправились к южной оконечности острова.
Обычно туристов водят в дом Ошевнева, в интерьере которого в настоящий момент расположена экспозиция музея, представляющая типичное убранство жилища зажиточного крестьянства Заонежья в конце XIX — нач. XX вв.:
Сооружение это действительно внушительное - 18х22х8м. Жилые помещения 143м. В 1876г. в нем проживало 22 человека.
Под крышей дома расположено окно светелки, где девицы на выдане демонстрировали свою красоту пред женихами идущими по дороге .
Внутри экскурсоводы рассказывают о быте крестьян.
Показывают чудеса рукоделия.
Хотя, на мой взгляд, крестьянские девушки должны выглядеть иначе.
Поздоровее, что ли.
Ведь они в течении дня на лодках посещали близлежащие острова для дойки пасущихся там коров. Маршрут на веслах составлял несколько десятков километров.
И лодки размером и массой побольше каноэ будут:
Это сейчас такие лодки используются в основном для рыбной ловли:
Да и то только «для cЭбэ».
Колхозные плавсредства выглядят посерьезнее:
Экспозиция предметов быта не сильно отличается от других музеев Севера:
С тыльной стороны дома въезд для лошадей. Аналог гаража:
Сделано с учетом глубокого снега, лежащего здесь зимой:
По соседству амбар из деревни Липовицы, Медвежьегорского района.
Первый этаж разделен на две камеры. Любимый вопрос всех экскурсоводов:
«А догадайтесь, в каком отделении хранилось зерно?».
Правильный ответ: «Справа, там, где дверка для кошки!»
А далее стоит старейшее здание музея Церковь Воскрешения Лазаря.
По легенде она была сооружена еще при жизни преподобного Лазаря, основателя Муромского монастыря, расположенного в г. Пудож, умершего в 1391г. в возрасте 105лет.
Во всяком случае, документы 1563г. упоминают ее после крупных построек. Она тогда стояла на кладбище монастыря.
В 1959 г. церковь была перевезена из Муромского монастыря на остров Кижи и включена в состав Государственного музея-заповедника.
Церковь Воскрешения Лазаря считается наиболее древним из сохранившихся деревянных храмов Русского Севера.
Обычно организованные пешеходные экскурсии заканчиваются у часовни Михаила Архангела (конец XVIII - начало XIX вв., перевезена из деревни Леликоозеро в 32км от Кижей):
Периодически звонарь наигрывает мелодии.
Перед входом – ящик для пожертвований.
Но мы пошли дальше, к причалу.
За кустами оказались скрыты другие строения заповедника.
Водяная мельница из деревни Березовая Сельга.
Была построена в 1875 г. крестьянином Стафеевым Федором Масеевичем. Здание было сконструировано двухфункциональным: для помола зерна на муку и дробления на крупу, толокно.
Есть информация, что внутри собраны механизмы мельницы, но осмотреть их мы не смогли. Здание было закрыто.
Потрогали только жернов, лежащий снаружи:
Дом крестьянина Щепина из деревни Щепино. :
Пример жилья победенее. Размер «всего» 6,0х14,0х5,0
Еще один большой, недавно подновленный жилой дом.
Дом Сергеева из д. Логморучей размером 9,0х21,0х8,0:
И совсем рядом с пристанью установлена кузница из деревни Суйсарь (конец XIXв.):
#35
Отправлено 07 Май 2010 - 20:31
Молодой парень проверил входные билеты и запустил на борт:
Внутри один салон для пассажиров:
Ходовая рубка чем-то напоминает кабину поезда:
Место рулевого. Позабавила пепельница (в правом нижнем углу фото) и «колхозное» крепление индикаторов:
Пассажирский салон оказался заполненным наполовину.
Наконец отдали швартовы:
И двинулись вокруг острова, против часовой стрелки:
На борту присутствовала экскурсовод, пытавшаяся что-то рассказывать:
И показывать на мониторе, закрепленном на потолке:
Но, честно говоря, ее информация не очень соответствовала происходящему за бортом, поэтому через пять минут я перестал ее слушать, сосредоточившись на проплывающих пейзажах восточного берега о. Кижи.
Часовня Михаила Архангела:
Погост:
Пожарная флотилия на восточном берегу:
Внезапно увидели мчащиеся к Погосту пожарные машины. Как потом выяснилось, ложно сработала пожарная сигнализация в одной из церквей:
Солнце, так радовавшее нас во время пешеходной экскурсии, сыграло злую шутку. Теперь оно светило прямо в глаза, слепя и бликуя на оптике.
Слева в углу амбар на воде (XIXв.) из деревни Мижостров и дом Никонова (начало XX века) из деревни Липовицы:
В центральной части острова Кижи, на восточном берегу, расположено одно из исторических поселений округи - деревня Ямка.
Впервые эта деревня была упомянута в 1563 году, в Писцовых книгах Обонежской пятины Новгорода в составе владений новгородского боярина Никиты Афанасьева. В это время поселение носило другое название - Трофимовская. За пять столетий, прошедших с этого времени, деревня не раз меняла свое имя.
В начале XX века в связи с неизвестными пока событиями деревня получила свое последнее название - Ямка.
В настоящий время на месте старого поселения сформирована музейная деревня, большинство построек которой перевезено из разных деревень Заонежья. Во время работ по формированию музейной экспозиции деревни была полностью сохранена ее первоначальная прибрежно-рядовая планировка и количество домов:
На берегу ГИМСовский катер на воздушной подушке:
В северной части острова Кижи, за пудожским сектором, находится Кондопожский сектор.
Часовня трех Святителей из д. Кавгора (2-я половина XVIII в. - конец XVIII в.).
Часовня возведена в честь трех святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. До 1961 г. стояла в деревне Кавгора Кондопожского района. Была возведена на возвышенном месте, к которому сходились три деревенские улицы, являлась пространственным центром поселения. В 1961 г. была перевезена и восстановлена на южном конце острова Кижи (проект реставрации А.В.Ополовникова), а в 1977 г. перенесена в северную часть острова в предполагаемый сектор карел-людиков.
Еще севернее находятся несколько памятников архитектуры, которые были перевезены из карельских и вепсских деревень для формирования новых экспозиционных секторов.
Рига из д. Гафостров (2-я половина XIX века). На заднем плане мельница ветряная из д. Гафостров (2-я половина XIX века).
На севере через пролив на острове Волковостров через оптику можно рассмотреть часовню Петра и Павла (Конец XVII - начало XVIII в) в д. Насоновщина.
Вот и достигли северной оконечности острова.
На ней (уже с другой точки) видна часовня трех Святителей.
Обогнув северную оконечность острова, разворачиваемся на обратный курс:
Вдалеке видна часовня Спаса Нерукотворного (конец XVII - начало XVIII веков) из д. Вигово.
Стоит у деревни Ямки, которая расположена на другом берегу.
Расходимся с караваном из баржи и землечерпалки, которых тянет буксир Анна Лисицына:
Не далеко от деревни Васильево на западе острова сушится древесины для реставрации:
А вот и само Васильево.
Это музейная реконструкция заонежской деревни конца XIX — начала XX века, созданная на месте старого, исторически сложившегося поселения:
Часовня Успения Богородицы (конец XIX в.) на южной окраине деревни:
Экскурсия заканчивалась.
Вдалеке уже виден Карл Маркс, стоящий в одиночестве:
Вскоре подошел Метеор из Петрозаводска:
И встал рядом с Марксом:
Экскурсия заняла чуть больше часа и оставила положительное впечатление.
Высадившая нас Заря ушла на ночевку:
А мы поднялись на борт Маркса.
В 21:00 он отошел от причала.
Итак, наиболее удаленная от Питера точка нашего путешествия достигнута!
Началось наше возвращение…
#36
Отправлено 03 Июнь 2010 - 13:05
Перед шлюзом встретили наливную баржу Волжская 5:
Вел ее буксир ОТ-2430:
Судоводитель с почти домашними цветочками в рубке:
Его матросы греются на солнышке, идиллия
Обогнав Волгонефть, вошли в шлюз:
Тумбы под фигурками корабликов на шпилях по прежнему закрыты строительной сеткой:
На территории шлюза сохранен трогательный памятник Ленину:
Почему-то вспомнились строки Трофима из «песни о Ленине»:
А теперь он вон в гробу лежит.
Может помер, может притворился.
Он ведь гад живее всех живых.
Не, ну вон в гробу как сохранился.
Может быть гореть ему в аду,
Ну, а пока, на всякий случай,
Пусть он будет на виду.
Вдруг еще чего-нить отчебучит.
По шлюзу растут аккуратные, ухоженные цветочки:
Отшлюзовавшись в 12ч. встали вторым бортом к Владимиру Маяковскому:
В 13ч отобедавших туристов за рыночком ждали 3 автобуса для экскурсии в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь:
Путь до монастыря занимает около часа не очень быстрой езды.
По пути предстоит перебраться по подъемному мосту на другой берег Свири:
Около поста ГАИ наблюдали скопление Волг.
Автопробег у них что-ли?
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле на старом Олонецком тракте в селении Старая (Свирская) Слобода на берегу Рощинского озера.
Исторически сложилось, что монастырь существовал на двух территориях: Троицкий комплекс с братскими кельями и Преображенский - у монастырского кладбища:
Согласно «Жития преподобного Александра Свирского», будущий основатель монастыря родился в деревне Мандеры на берегу р. Оять (левый приток Свири). Его родители – крестьяне Стефан и Васса – уже имели взрослых детей, но хотели еще одного. Мальчик появился на свет 15 июня 1448 г. и был крещен под именем Амос.
Однажды на Оять по хозяйственным нуждам пришли Валаамские иноки.
Один из них рассказал о своей обители и предрек Стефану и Вассе, что Амос «велик будет пред Богом и служитель Святой Троицы». Вскоре юноша, не желая заводить семью, вопреки желанию родителей, тайно ушел из дома, как не трудно догадаться на Валаам.
Игумен Иоаким сразу же принял его в обитель.
В 1474 г. Амос принял постриг с именем Александр.
Прошло около трех лет, пока пришедшие в Мандеры карелы, не рассказали Стефану и Вассе, потерявшим было надежду найти сына, что он – валаамский монах.
Папа Стефан немедленно отправился за сыном, чтобы вернуть в отчий дом.
Увезти сына домой не удалось, отец так проникся беседой с Александром, что по возвращению вместе с супругой поступил во Введенскую обитель, расположенную недалеко от дома, на р. Оять.
Стефан постригся с именем Сергий, а мать — с именем Варвара. Могилы их сохранились в ныне действующем Введено-Оятском монастыре.
По валаамскому преданию, Александр вскоре перебрался на монастырский острове Святой (сейчас Скитский или остров Александра Свирского), входящий в Валаамский архипелаг.
Обычно экскурсии туда не возят, но по свидетельству жителей Валаама там сохранилась пещера, в которой якобы жил преподобный Александр, будто бы вырытая его руками могила и поставленный в память о его подвигах поклонный крест.
Я на следующий день чуть было не посетил этот скит, но об этом позже.
В 1484 Преподобный оставил Валаам и отправился на берег Рощинского озера.
Еще когда родных Мендер он шел на Валаам и остановился на берегу Рощинского озера было ему виденье. Будто увидел он световой столб и услышал предсказание, что на сем месте им будет впоследствии воздвигнут монастырь.
На том месте он и обосновался.
В 1507 г., когда в одну из ночей Преподобный молился, свет озарил его келию. Преподобный увидел зашедших к нему трех мужчин, одетых в белые одежды. Александр по тогдашнему обычаю упал к ним в ноги. А ему было сказано, что в трех Лицах разговаривающих с ним он видит Отца и Сына, и Святого Духа. Пришедшие посоветовали построить храм и основать монастырь. Что в скорости Александр и сделал, соорудив на месте встречи часовню, а неподалеку деревянный храм Святой Троицы.
Надо отметить, что Преподобному Александру Свирскому Святая троица явилась не просто так. Время было переломное для российской духовной культуры.
В 1452г. пала Византия – духовный пастырь Руси.
В 1462г. Великим князем Московским стал Иван III Васильевич.
В 1478г. все русские земли были объединены под властью Ивана III.
В 1480г. фактически закончилось Татарское иго.
Российское государство оказалось на распутии.
В религиозных кругах существовали несколько непримиримых течений, которые боролись друг с другом.
Одна из сект, осужденных на Соборе 1504г., отрицала монашество и церковную иерархию, отвергала поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты, они не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею.
Тут очень кстати и пришло известие о явлении в северных землях Святой троицы.
Великий Князь Василий III пожертвовал средства на строительство церкви и монастыря.
За год до своей кончины Преподобный призвал к себе всю братию и объявил, что скоро отойдет к Богу, просил связать его тело и, бросив в болотный мох, затоптать ногами. Когда братия запротестовала, то поменял решение, указав похоронить у алтаря деревянной Преображенской церкви.
Умер он на 86-м году, 30 августа 1533 г.
В 1547 году преподобный Александр Свирский был причислен к лику святых.
Выйдя из автобуса, через калитку в ограде попадаем в Троицкий монастырь:
Троицкий собор, уже четвертый на том месте, где первоначально была стояла церковь во имя Св. Троицы. Он построен в 1695 году, при архимандрите Гермогене, и освящен 29 августа 1698 г. преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. В нем имеется придел святых апостолов Петра и Павла.
В 1708 г. собор внутри украшен стенною живописью, при бывшем тогда архимандрите Феодосии. Живопись эта была возобновлена при архимандрите Павле, в пятидесятых годах XIXв.
В 1892 г. настоятелем о. архимандритом Агафангелом произведен значительный ремонт всему собору, как снаружи, так и внутри. Следы этого ремонта нам удалось лицезреть:
Роспись проводилась тихвинскими мастерами. Сохранился документ об оплате работ по росписи Троицкого собора: «Дано Тихвинским иконникам Родиону Сергиеву и Ивану Иванову от письма за праотцы и за херувимы и серафимы, что написаны в Троицкую церковь 25 рублей 9 алтын».
От иконостаса сохранилось часть резных деталей, а часть икон из монастырей были отправлены в Петербург и хранятся в Русском музее.
Наиболее старым строением всего монастыря является трапезная палата с Покровской церковью. (1533-1536).
Она начала строиться еще самим преподобным Александром.
Под этою церковью, сохранились следы монастырской братской кухни первых времен, а именно — две громадные печи, каждая в 12м шириной.
Во время реставрации эти строения были освобождены от более поздних пристроек, зато были достроены утраченные крыльцо и часовня, а также трубы-дымники с флюгерами.
У северной стороны ограды Троицкого монастыря расположена церковь преподобного Иоанна Дамаскина (1716г.), когда-то выполнявшая функции больничной:
Эта церковь была почти полностью разрушена, но благодаря настоятелю архимандрита Агафангела, в 1896 г. она была восстановлена.
На другом берегу Рощинского озера видна еще одна часовня.
Местные жители используют водоем для рыбной ловли и купания:
Из Троицкого монастыря до сих пор не выведен психдиспансер, поэтому корпуса, образующие его ограду, находятся в аварийном состоянии:
Надо сказать, что и до революции здания монастыря не всегда содержались в образцовом порядке.
В начале XXв. отмечалось:
«Двухэтажный, со святыми воротами, корпус на южной стороне, длиною 48 саж., в коем: 8 келий, две мастерские и два сарая. Все эти три корпуса в последнее время настоятельства епископов представляли из себя жалкий вид и приближались к разрушению».
Площадь Троицкого монастыря составляет 1,85гектара.
#37
Отправлено 03 Июнь 2010 - 13:11
После того, как 22 сентября 1998 года Министерством Культуры РФ и Министерством Государственного имущества РФ было подписано распоряжение о передаче монастыря Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви, он начал активно восстанавливаться.
Попасть в него можно через святые ворота двухэтажного настоятельского корпуса, который был построен в 1791 году, при архимандрите Парфении:
На его постройку Екатерина II пожаловала 4 000 рублей.
В нем, кроме настоятельских покоев, помещаются 13 келий разной величины.
Напротив Настоятельского корпуса, над святым колодцем, вырытым, по преданию, руками преподобного Александра, в 1791 году архимандритом Парфением была выстроена каменная часовня:
Для снабжения всех корпусов Преображенского монастыря водой в 1904 году, при архимандрите Агафангеле, из Рощинского озера проведен водопровод с паровою водокачною машиною, которая помещалась во вновь выстроенном в на берегу озера каменном одноэтажном корпусе, а в земле от водокачной машины были проведены в монастырь свинцовые трубы..
В Смуту, между 1613 и 1615 гг., обитель трижды подвергалась разорениям. Литовцы и поляки замучили 27 монахов и 32 работника.
В 1613 г. местное ополчение разгромило у Олонца интервентов и освободило край.
По Столбовскому миру граница прошла западнее Ладоги и земли монастыря остались в пределах Московского государства. Игумен Феодорит застал уцелевшей только деревянную Никольскую церковь в отходной пустыне.
При следующем игумене Авраамии в 1641 г был восстановлен в камне Преображенский собор:
Во время строительства были обнаружены и извлечены останки человека, которые комиссией во главе с Новгородским митрополитом Аффонием были признаны мощами преподобного Александра.
Мощи поместили в пожертвованную Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный строительством Преображенский собор.
В конце 1870-х гг. устроена новая серебряная рака для мощей Александра Свирского весом 11 пудов, а прежняя перенесена в Троицкий собор (крышка сохранилась в собрании Русского музея).
В 1716 году был пристроен придел имени Преподобного.
В 1900 г. отцом архимандритом Агафангелом к западной стороне собора сделана пристройка еще одна пристройка.
Весь храм как снаружи, так и внутри отделан заново, стены, своды и полы окрашены масляною краскою. В 1903 и 1904 годах весь собор расписан внутри живописными изображениями; отделан заново придел и также расписан. Иконостасы вновь вызолочены и местами исправлена резьба; иконы все возобновлены.
Обители принадлежали крупнейшие в Олонецком крае колокола в 200 и 100 пудов.
Часовня в память явления Святой Троицы преподобному Александру, была построена в середине XIXв., при архимандрите Павле:
Внутри нее устроена песочница, из которой можно взять «святого» песка:
Над песочницей висит иллюстрация «переговоров»:
Разговор двух туристок:
- А что это у Вас такое?
- Песок из часовни Преподобного.
- Как использовать?
- Прикладывать к больному месту!
Девочка, проводившая экскурсию, старалась.
Но завладеть вниманием туристов у нее не получилось.
У западной стороны ограды в 1903–1904 г. при архимандрите Агафангеле на благотворительные средства была выстроена каменная массивная колокольня, высотой 45м:
После революции мощи Преподобного были вывезены из монастыря. Было проведено несколько судмедэкспертиз. Затем их следы затерялись.
О том как они были обретены вновь в 1998г., можно прочитать здесь:
http://www.rusvera.m...a.ru/497/10.htm
На территории Преображенского монастыря везде висят грозные запреты на фотографирование.
Фотографировать внутри за исключением копии туринской Плащаницы, особенно и ничего.
Иконы в большинстве своем современного письма.
В раке с мощами Преподобного кроме покрывала ничего не разглядеть.
Ограничился внешним фотографированием и пошел на выход.
В скверике между монастырями – небольшой мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. Скромный, как и в большинстве поселений бывшего СССР.
В общем, посещение Александро-Свирского монастыря, на мой взгляд, стало наименее интересной экскурсией за весь круиз.
Минут сорок еще пили пиво перед местным магазином, пока ждали отъезда.
На обратном пути сонное состояние туристов нашего автобуса взбудоражил лось, выскочивший на дорогу.
Водитель вовремя затормозил и избежал столкновения. А лось несколько минут еще бежал перед автобусом, пока не свернул в лес.
На рыночке по традиции купили морошки и копченого леща.
Перед отправлением на берегу был организован пикник «По щучьему велению…»
Провели его в кафе рядом с причалом:
Единственная претензия: суши были какими-то засушенными. Такое впечатление, что роллы долго вялились на подоконнике.
А вот рыбное ассорти в фольге оказалось вполне съедобным:
Понравилось
В 19ч Карл Маркс отошел от Свирьстроя и направился в сторону Валаама…
#38
Отправлено 04 Июнь 2010 - 11:58
Выйдя после завтрака на палубу, обнаружил, что остров встретил нас пасмурной погодой. Было сыро и промозгло. Даже чайки сидели съежившись:
На островке перед Никоновской бухтой ночевали катамаранщики. Видимо из палатки им тоже вылезать было зябко:
Но жизнь продолжалась.
Вот и Святой Афон спешил к стоянке, чтобы забрать туристов на экскурсию в Спасо-Преображенский монастырь.
Я на Валаме был уже не в первый раз и идти на экскурсию по скитам совсем не хотелось.
По своей архитектуре Валаамские скиты очень уж напоминают дачные домики в дорогих садовых товариществах конца 50-х годов.
Но альтернатива безусловно есть. Частное предпринимательство на Валааме предлагает альтернативные экскурсии.
На катере:
…, на джипе:
…, на велосипеде наконец:
Естественно был выбран катер.
Silver HAWK DC-540 является весьма надежной и относительно комфортной лодкой для путешествия даже по крупным озерам:
Владелец посокрушался для вида, что полчаса назад уже отправил неполную Казанку с туристами для осмотра острова Оборонный.
Поскольку стоимость такой поездки озвучивалась в 2500р, то пришлось искать попутчиков.
Двое таковых с Карла Маркса были найдены и ровно в 9 мы уже обходили стоявшие у причала экскурсионные суда:
Между Карлом Марксом и Александром Суворовым стоял еще Господин Великий Новгород, но за четырехпалубниками его не видно
Обменявшись приветствиями с симпатичными девушками из экипажа Суворова, пообещав вернуться и крепко их поцеловать:
…, обошли круиизники:
Вдоль берега двинулись на юг:
Рядом с выходом из Никоновской бухты на мысу Красный (Пуннаниеми) расположена метеостанция:
Рядом с ней даже с воды видны остатки береговой батареи:
Здесь надо сделать небольшое отступление и рассказать о фортификационных сооружения Финской и Красной армий на берегах Ладожского озера.
После отделения Финляндии от России в 1918г. Финны начали укреплять приморские и приозерные направления батареями береговой артиллерии.
Поскольку финская промышленность не выпускала орудия крупных калибров, использовались артсистемы, доставшиеся Финляндии от Российского императорского флота.
Основная часть батерей была построена в 1918-1921гг.
К началу Зимней войны береговая оборона приняла следующий вид:
Мы двигались к бывшей батарее Раутаверяйя.
Когда вышли из береговой тени ветер усилился.
Волнение не давало перейти в глиссирующий режим.
Брызги заливали оптику:
А вот и остров Оборонный:
До него хода на катере 30мин.
В бухточке обнаруживаем лодку, которая нас опередила на полчаса:
#39
Отправлено 04 Июнь 2010 - 12:05
Вверх по склону ведет еле заметная тропинка:
А вот и первое сооружение батареи – казарма:
На сайте http://iv70.narod.ru:80/IV/2/IS06.html , приведен довольно точный план батареи:
Мы идем к казарме:
Здание состоит из двух помещений: солдатского и офицерского.
Местные жители используют его во время ловли рыбы.
Осмотрев казарму, идем к орудийным капонирам.
Основным вооружением батареи первоначально были 152/45-мм пушка Канэ.
Вот, что написано о нем в книге Широкорада А.Б. «Корабельная артиллерия русского флота 1867-1922»:
Пушка Канэ — морская артиллерийская система для использования на кораблях и береговых батареях. Конструктор Канэ. Разработана во Франции в конце XIX века. Принята на вооружение в 1891 году, после демонстрации орудий русской делигации. Морское министерство заключило договор с «Forges et Chantiers de la Mediterranes» на приобритение черчежей орудий 120/45-мм и 152/45-мм системы Канэ.
Пушки Канэ являлись первыми в России патронными орудиями среднего калибра.
152/45-мм пушки первого образца состояли из трубы, кожуха и муфты. Длина ствола 6858 мм. Кожух скреплял ствол на длине 3200 мм. Длина нарезной части 5349 мм. Первые партии орудий имели постоянную крутизну нарезов в 30 клб, а последующие — переменную крутизну от 71,95 клб в начале до 29,89 клб к дулу. Число нарезов 38, глубина нарезов 1,00 мм. Затвор поршневой, весом 120 — 126 кг. Вес ствола с затвором 5815-6290 кг.
В ходе русско-японской войны отмечены случаи разрыва дульной части пушек Кане. После этого чертежи 152/45-мм (6/45-дюймовых) и 120/45-мм орудия были изменены и орудия скреплены до дула. Тело орудия нового образца состояло из внутренней трубы, трех скрепляющих цилиндров, кожуха, казенника и двух колец.
Внутренняя труба одинакова с трубой нескрепленных пушек и отличается только тем, что не имеет помещения для затвора, которое расположено в казеннике. Три скрепляющих цилиндра надеваются на внутреннюю трубу с натягом по всей ее длине. Внешние очертания пушки существенно изменились, что потребовало изменения конструкции станков. Вес пушки остался без изменений.
Система очень компактная, удобная для обслуживания, была принята одновременно для вооружения флота и береговых батарей. Во флоте она так и устанавливалась на кораблях. На береговых же батареях ее устанавливали за брустверами высотой в 7 фт (2,7 м). Для возможности стрелять прямой наводкой по быстро движущимся целям из-за столь высокого бруствера пришлось сконструировать особую тумбу, к станку приспособить платформу для орудийного расчета и на ней кран для подъема патронов на столь большую высоту. В результате всего этого получилось неудобное положение расчета на тесной зыбкой платформе, расчет не получил никакого закрытия, скорострельность несколько понизилась (7-8 выстрелов в минуту).
Принципиальным различием орудий для сухопутного и Морского ведомств было заряжание: у сухопутного унитарное, а у Морского раздельно-гильзовое. Отсюда разные длины камор и гильз.
Щит коробчатый, состоял из четырех отдельных листов, склепанных угольниками переднего, двух боковых и верхнего (крыша). Толщина листов: боковых и переднего 25 мм, а крыши 19 мм.
Под лафет приняты постоянное бетонное основание и временное деревянное разборное основание. Для бетонного основания употреблялись длинные установочные болты, а для деревянного короткие. Бетонное основание представляло собой квадрат со стороной 5,5 м, толщина его 2 м. Для укладки деревянного основания требовалось от 12 до 16 часов.
Первый наряд на тринадцать 152/45-мм (6/45-дюймовых) береговых пушек Кане был выдан Обуховскому сталелитейному заводу 9 ноября 1895. Согласно договору с фирмой Кане первый валовый заказ на береговые лафеты мог быть дан только Путиловскому заводу, который контролировался французским капиталом,поэтому в том же 1895 году Путиловский завод начал изготовление 13 береговых лафетов Кане. За первым заказом последовали другие заказы на изготовление пушек Кане.
Интересный факт для Латвийских фортификаторов: Генералов, строивших Либавскую крепость, темпы поставок пушек Обуховского завода не устраивали, и они потребовали срочного заказа пушек во Франции специально для Либавы. 21.01.1897 г. Военное ведомство заключило контракт с заводом «Fonderies, Forges et Chantiers» в городе Сент-Этьен на изготовление десяти 6/45-дюймовых пушек Кане, специально предназначенных для вооружения Либавской крепости. Пушки были испытаны во Франции в 1898 году, а к сентябрю 1899 года доставлены в Россию.
После февраля 1917 года производство пушек Канэ резко упало. В советское время ОСЗ и Пермский завод доделали лишь несколько 152/45-мм орудий.
К 25 ноября 1916 года на БФ имелось 170 152/45-мм пушек.
В годы гражданской войны белые и красные интенсивно использовали 152/45-мм пушки на мобилизованных судах и железнодорожных установках. После 1924 года эти орудия применялись лишь в береговой обороне.
Естественно, что сами орудия отсутствуют, но сооружения батареи находятся в большой сохранности.
Капониры:
Директриса для стрельбы:
Вот так должны были выглядеть в 1939г. эти капониры с орудиями (фото с сайта http://fortoved.ru, изображены сохранившейся до настоящего времени орудия батареи Huhmarisvaara (район Polvijдrvi, Huhmarinen)в Финляндии):
Вход в капонир:
Поскольку я предусмотрительно захватил фонарь, удалось поснимать и внутри:
Коридор с печной трубой:
Металлические двери:
Лестница к складу боеприпасов:
Желоба подачи боеприпасов:
Выключатель освещения с финскими надписями:
Амбразура на улицу из укрытия:
Тумбы под орудия:
Пока осматривали, к нам подошлел хозяин Казанки, привезший первую группу:
Обменялись впечатлениями.
#40
Отправлено 04 Июнь 2010 - 12:13
Взглянув на него, отправились к башне управления огнем:
Ее уже вовсю осматривала Даша_Z:
По пути встретились остатки от внутренней винтовой лестницы:
Говорят несколько лет назад какой-то быдлоид распилил ее и поставил себе на дачу.
Еще в 2004г. это место выглядело так:
Поскольку на верх попасть очень хочется, сейчас используют приставную деревянную лестницу:
По ней надо добраться до окошка второго этажа:
А внутри уже можно подниматься по более капитальной оестнице:
Вот собственно сам командный пост с огромным бетонным столом:
Выше расположена крыша со смотровой площадкой:
Вид с этой точки на озеро:
Пейзаж в сторону острова Никольской бухты. Справа виден остров Дивный, а вцентре группа энтузиастов, идущих к котловану:
Что, плохо видно?
А так, при 12кратном увеличении. Sony DT SAL-18250 18-250 mm F/3.5-6.3 это позволяет:
Спускаемся с вышки и идем следом.
Окопы, вырубленные в скале:
Котлован:
Судя по всему не законченное строительство еще одного капонира:
Остатки опалубки в котловане:
Туннель от котлована к озеру:
Выход из туннеля с остатками блока и троса:
А рядом растут вот такие подосиновики:
Возвращаемся к причалу:
Форумчане уже в моторке:
На этом наши пути разделились.
Они отправились для высадки около метеостанции:
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных