А вообще-то я как раз собираюсь написать про это посещение Углича поподробнее, но чуть позже, ведь он был уже в конце нашего путешествия
Итак, про Углич.
К большому моему удивлению, в Спасо-Преображенском соборе (наиболее крупный и представительный памятник ансамбля углического Кремля) вниманию экскурсантов был представлен только центральный неф, расписанный в 1809-1811 годах артелью известнейшего в Верхнем Поволжье мастера-академиста Тимофея Медведева. В северный предел и в западную паперть собора (где много лет размещалась экспозиция произведений иконописи и прикладного искусства ХV-ХVIII веков, представляющих различные школы и центры русской иконописи, в русле которых и развивалось искусство в Угличе) теперь экскурсии не водят. Да и сами экспонаты в настоящее время перенесены в Богоявленский (зимний) собор углического Кремля, построенный в 1827 году и тоже расписанный Тимофеем Медведевым. Увы, росписи и вообще весь первоначальный облик собора не сохранились, а без архитектурного завершения здание собора с его нынешними интерьерами представляет собой светскую постройку, наподобие большой усадьбы, правда, акустика в здании сохранилась хорошая. И после традиционного мини-концерта в исполнения мужского ансамбля ”Ковчег” , экскурсовод неожиданно повела нас по Ростовской улице. Неужели смотреть храм Царевича Дмитрия ”на поле”?
DSC02260_.jpg 149,51К
12 Количество загрузок:
DSC02262_.jpg 109,84К
13 Количество загрузок:
DSC02263_.jpg 155,65К
11 Количество загрузок:Оказалось, нет (туда прогулялась уже самостоятельно). Зато с мая 2009 года доступны Богоявленский собор и церковь иконы Феодоровской Божией матери, расположенные на бывшей территории Богоявленского женского монастыря (теперь там соседствуют и церковные, и светские постройки).
Богоявленский женский монастырь занимал половину квартала, прилегающего к Ростовской улице. Доподлинно не известно, когда и кем он был основан. По одной из версий его основала в конце ХIV века великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Первоначально, до 60-х годов ХVII века, Богоявленский женский монастырь располагался в северо-западной части углического Кремля, был деревянным и имел две церкви.
В углических летописях ХVI века сообщается, что в Богоявленском женском монастыре была пострижена в инокини царица Мария Фёдоровна, мать причисленного к лику святых царевича Дмитрия.
В смутное время нашествия поляков на Углич монастырь был полностью разорён и сожжён. При восстановлении Кремля, в 1664 году обитель решено было ”от тесноты” перенести и заново построить на земляномй валу Ростовской дороги (в настоящее время ул.Ростовская).
Возрождение монастыря происходило при инокине Марфе Иоановне – матери царя Михаила Фёдоровича, первого из царского рода Романовых. На рубеже ХVII-ХVIII веков артелью углических мастеров строится первая каменная (красного кирпича) церковь иконы Смоленской Божией Матери (первоначально Богоявления, как главная в возрождаемом на новом месте Богоявленском женском монастыре). Пятиглавая церковь невелика по размерам, детали декора скромны, но отличаются изяществом. Поднятые на высоких барабанах шаровидные главки (”свечки” ярославской школы зодчества) покрыты восстановленной ещё в 1976 году изумрудной поливной черепицей. Сейчас работы по восстановлению церкви ведутся, но не так быстро, как хотелось бы, кризис.
DSCN1026.JPG 370,08К
14 Количество загрузок: Богоявленский собор монастыря – наиболее позднее сооружение в монастыре, был построен в 1853 году на месте сада горожан Буториных (согласно городской легенде несколько лет подряд в цветущий яблоневый сад Прасковьи Буториной прилетали три прекрасных белых лебедя, поэтому после покупки этих земель игумения Еликонида велела алтарную часть собора разместить именно на том месте, куда опускались лебеди, видя в этом знамение).
DSC02256_.jpg 186,38К
12 Количество загрузок:Собор в русско-византийском стиле возведён по проекту К.А. Тона, архитектора Храма Христа Спасителя в Москве. Огромный и богато украшенный храм обошёлся монастырю в 6000 рублей серебром. Сейчас идет его восстановление.
Но самым большим сюрпризом оказались чудом сохранившиеся росписи в церкви Феодоровской Божией Матери, построенной в 1818 году в греко-русском стиле. Её освящение в честь патрониальной иконы рода Романовых происходило благодаря активному содействию старицы Марфы (Ксении Шестовой) делу возрождения перенесённого монастыря (в ХVII веке).
Росписи Феодоровской церкви были созданы братом уже известного нам Тимофея Медведева - Епифаном Медведевым - в 1822-1824 годах. В 1862 году верхние фрески были поновлены. Сюжеты росписей – исцеления, совершённые чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской.
Необычная по плану постройки, Феодоровская церковь с четырёх сторон окружена полукруглыми пристройками с четырехколонными портиками.
DSCN1020.JPG 345,26К
12 Количество загрузок: