В связи с "чумазостью" от паровозного дыма.
Где-то в начале 1980-х, возвращался в Москву из Саратова.
На станции стыкования Ртищево-1 заканчивается электрифицированный участок, дальше, до Мичуринска - проводов над рельсами нет.
Обычно, вся перепряжка ЧС 4т на "Тапок" (ТЭП-60) занимает около 25 минут, согласно графика движения.
А тут - стоим уже минут 45. Вечер тёплый, августовский... вышли из вагона подышать. По громкой связи, дублируемой десятком
"матюгальников", какой-то лай про наш 9-й скорый. 55 минут. И тут, из лабиринта запасных путей, бодро выкатывает "Лебедянка"
и направляется к нам. Наш вагон - третий, мы - у головы состава, наблюдаем процесс. Живой паровоз - вот это - да!
Команда - "на посадку", характерный певучий гудок - поехали. По вагону вихрем пронеслась проводница - "Закрывайте окна!"...
Щас прямо. За вечер вагон раскалился, внутри - хоть веничек подавай с шайкой, выше плюс сорока. Это в нашей плацкарте. Что в купейных - подумать страшно.
Никаких кондишенов не было, старые добрые "Аммендорфы" рулили. С естественной вентиляцией. Точнее, принудительная, как правило, не работала.
Короче, пробежала наша барышня, честно всех предупредила, и ушла. Ну, мы с соседом на верхней полке напротив, понятно, вскоре форточку снова открыли.
И утром выяснилось, как мне повезло: моя верхняя - по ходу поезда, а у соседа - противоположная...
В Мичуринске он захотел пойти за куревом и мороженым. Размечтался... Пол-лица нормальные (те, что были утоплены в подушку), а то, что осталось над
поверхностью - цвета подушки

). Точнее, цвета продуктов сгорания паровозного топлива. Бедолага. Не только стал чёрно-белым телевизором, но и
от проводницы узнал много нового о себе, о своих родственниках и маршрутах движения к известному пункту назначения.
Вот так прокатились на паровозной тяге. Незабываемая поездка! Кстати, опоздание в 35 минут к Мичуринску нагнали.