Руководство по защите от пиратов, 3-е издание, полный переводThursday, July 15, 2010 - 00:07.
Руководство Industry Best Management Practices (BMP) разработано на основе опыта и данных, собранных военными в ходе операции в Аденском заливе и Индийском океане по защите судоходства от пиратов.
Зона риска нападений сомалийских пиратов
Сомалийское пиратство было наиболее активным в Аденском заливе, однако с приходом туда военных и установлением Рекомендованного коридора транзита International Recommended Transit Corridor (IRTC) риск нападений и захватов в этом районе существенно уменьшился, хотя и сохраняется. Пираты перенесли активность далеко в океан, и в настоящее время опасной от пиратов зоной считается акватория от побережья Сомали до 78 градуса восточной долготы, и до 10 градусов южной широты. Атак восточнее 70 градуса пока зафиксировано не было, однако можно уверенно говорить, что риск нападений в районе восточнее 70 градуса существует.
Оценка риска
Перед следованием судна зоной высокого риска оператору и капитану следует произвести оценку риска для данного судна с учетом следующих факторов:
- Безопасность экипажа. Приоритетом является безопасность экипажа, при рассмотрении технических способов защиты, таких например, как ограничение доступа в надстройку, следует учитывать необходимость перемещений и эвакуации экипажа в случае других ЧП, например пожара.
- Высота борта. Высота надводного борта в самых низких местах судна имеет как показывает практика, очень важное, часто решающее значение. Чем ниже борт, тем выше опасность. При высоте борта 8 и более метров риск атаки и захвата судна существенно снижается. Однако высокий борт бесполезен, судовая конструкция такова, что позволяет пиратам взобраться на борт в каком-либо месте – например, по конструкциям рампы автомобилевоза или ро-ро, имеющих очень высокий надводный борт.
- Скорость. Скорость также является одним из решающих факторов, чем больше скорость судна, тем легче ему уйти от пиратов. Вплоть до сегодняшнего дня пиратам не удалось захватить суда, следующие на скорости 18 и более узлов. Но не исключается, что пираты в ближайшем будущем смогут захватывать и скоростные суда. Всем судам рекомендуется проходить зону риска на амксимально возможной скорости, исключение только в случае, если судно следует в составе конвоя с общей для всех скоростью.
- Погодные условия. Пираты используют непосредственно для нападений малые плавсредства, просто лодки, даже если они и пришли в район «охоты» на больших мореходных судах. Поэтому понятно, что возможности атаки ограничены погодой, в первую очередь волнением. Опыт показывает, что при волнении моря 3 и более баллов атака становится невозможной.
- Пиратская активность. Как правило, активность резко возрастает после того, как пираты отпускают одно или несколько судов, получив за них выкуп, и по завршении периодов плохой погоды.
Типичная атака
Обычно судно атакуют две и более лодок на скорости до 25 узлов, как правило они заходят с кормы, пираты предпочитают пытаться забраться на борт атакуемого судна с левого борта. Для выхода далеко в океан пираты используют мореходные суда, обычно местные доу, иногда захваченные ими рыболовные или иные суда. Лодки, используемые для нападения, обычно буксируются по корме судна-базы.
Лодки стараются подойти вплотную к борту, чтобы дать возможность по меньшей мере 1-2 пиратам взобраться на борт, часто они делают это с помощью длинных легких лестниц. Взобравшись на борт, пираты как правило идут на мостик, чтобы взять судно под свой контроль. После этого как правило, они требуют от экипажа остановить судно или замедлить ход, чтобы на борт взобрались другие пираты.
Нападения происходят в любое время суток, однако часто пираты предпочитают нападать рано утром, с рассветом. Иногда пираты нападают и ночью.
При нападении пираты используют оружие, как правило автоматы Калашников и гранатометы РПГ. Обстрел судна во время нападения ведется с целями напугать экипаж и прежде всего капитана, заставить его остановиться или замедлить ход, а также помешать экипажу отбивать нападение. Судну следует дать максимально возможный ход и осторожно маневрировать, не подпуская лодки вплотную к борту и избегая при этом снижения скорости.
Опыт показывает, что большинство атак успешно отражается подготовленным экипажем, предпринявшем заранее все возможные меры.
Выполнение рекомендаций ВМР
Не все рекомендации подходят ко всем без исключения судам и типам судов, для каждого судна следует определять лучшую практику индивидуально. Важным условием обеспечения безопасности прохода является связь с военными в опасном районе. Судам настоятельно рекомендуется предварительно уведомлять о подходе и далее с началом транзита постоянно информировать военных. Три главных организации военно-морских сил в районе:
Центр безопасности судоходства – Африканский Рог The Maritime Security Centre – Horn of Africa (MSCHOA) является планирующим и координирующим центром сил Евросоюза EU NAVFOR
Центр по обеспечению безопасности торгового судоходства Англии в Дубай - UK Maritime Trade Operations (UKMTO), является связующим звеном между капитанами торговых судов и военно-морскими силами. Постоянные сообщения о состоянии судна при следовании им зоной риска отправляются именно в UKMTO, и там из этих сообщений и сообщений военных складывается общая картина оперативной обстановки.
Офис по связи с судоходством Martime Liaison Office Bahrain (MARLO) отвечает за безопасность судоходства в зоне действия сил ВМС США и Обьединенных Сил Combined Maritime Forces (CMF), вторичный по значимости после UKMTO.
Планирование перехода в компании
Настоятельно рекомендуется перед прохождением судна зарегистрироваться на сайте MSCHOA для получения доступа к закрытым, только для зарегистрированных, разделам сайта, где можно получить дополнительную информацию и оперативные обновления. Необходимо обеспечить подачу судном постоянных уведомлений в адрес UKMTO с момента его входа в Зону риска, ограниченную Суэцким каналом на севере, широтой 10 градусов южная на юге, и долготой 78 градусов восточная, сообщения стандартной формы (UKMTO Vessel Position Reporting Form) должны отсылаться минимум раз в сутки. Сообщения могут отсылаться либо непосредственно с судна, либо компанией-оператором. За 4-5 суток до подхода к транзитному коридору IRTC следует подать в адрес MSCHOA регистрационную форму Vessel Movement Registration Form, либо онлайн через сайт, либо электронной почтой, либо факсом.
Необходимо вновь произвести оценку риска данного судна и действующего на судне Плана по обеспечению безопасности Ship Security Plan (SSP).
Ответственному за безопасность лицу в компании следует обсудить все вопросы перехода с капитаном судна и ответственным за безопасность лицом из комсостава.
Следует быть в курсе всех последний извещений и предупреждений, иметь представление об оперативной обстановке в Зоне Риска, используя информацию из Извещений мореплавателям и информацию, размещаемую на сайте MSCHOA.
Следует провести учения с экипажем до прохождения Зоны риска, и разбор действий после прохождения.
Следует изыскать резервы для усиления вахты дополнительными наблюдателями.
Компания может нанять частную охрану, но вооруженная охрана не рекомендуется.
Планирование перехода на судне
Капитану следует обеспечить своевременное уведомление UKMTO и MSCHOA о прохождении судном Зоны риска посредством описанных выше форм. Перед входом в Зону следует провести собрание экипажа и учения, с тем чтобы каждый член экипажа знал свои обязанности и место по тревоге. Рекомендуется подготовить план экстренной связи, с главными номерами для связи в случае нападения, этот план должен находиться в видном месте рядом со средствами связи (это прежде всего телефоны MSCHOA, IMB, PRC, CSO и т.д.). Капитану решать, выключать или нет AIS. В Аденском заливе рекомендуется оставлять его включенным, ограничив идентификацией судна, курсом, скоростью, местом. За пределами Аденского залива состояние AIS также оставляется на усмотрение капитана, однако военные в регионе рекомендуют полностью его выключать на все время следования в Зоне риска. При нападении AIS необходимо включить.
Планирование перехода
Рекомендуется отправлять форму UKMTO Vessel Position Reporting Form раз в 6 часов, но по меньшей мере раз в сутки. Судам, следующим Коридором в Аденском заливе в западном направлении, рекомендуется держаться северной стороны коридора, в восточном направлении – южной. Судам, которые будут следовать в составе конвоя, следует так расчитать переход, чтобы выйти в точку формирования конвоя без уменьшения скорости на подходе или дрейфа в точке, точно ко времени отправления конвоя. Суда, следующие малой скоростью или лежащие в дрейфе, могут стать легкой добычей пиратов. Пре следовании Аденским заливом судам следует избегать захода в 12-мильную зону тервод Йемена, так как корабли международных сил не имеют права заходить в эти воды и следовательно, не смогут оказать помощь подвергшемуся нападению судну. Следует тщательно планировать переход в Индийском океане, восточнее Аденского залива и к югу от Аравийского моря.
Меры самозащиты
В дополнение к описанным в Рекомендациях мерам, судам, регулярно следующим Зоной риска, рекомендуется обеспечивать дополнительные меры.
Наблюдение
Рекомендуется усилить вахту дополнительными наблюдателями на время прохождения Зоны риска, провести с ними предварительный инструктаж и обеспечить их биноклями. Рекомендуется обеспечить судно ночной оптикой.
Во время атаки ряд мест на судне как правило, недоступен для наблюдения, тогда как крайне важно знать, сумел ли хотя бы один пират высадиться на судно. Система наблюдения посредством видеокамер Closed Circuit Television (CCTV) может обеспечить полный визуальный контроль атакуемого судна, а видеозапись в дальнейшем может стать важным свидетельским показанием. Видеокамеры следует установить в труднодоступных для наблюдения местах, а также в местах, которые во время атаки невозможно контролировать или наблюдать из-за стрельбы пиратов.
Маневрирование
Капитану следует маневрировать таким образом, чтобы максимально затруднить пиратам подход вплотную к борту судна, при этом не снижая собственной скорости. Лучше всего делать это с учетом состояния моря.
Сигналы тревоги
Включение судовой сирены при готовящейся атаке продемонстрирует пиратам, что они замечены, и что судно готово к отпору. Иногда это помогает.
Сигнал общесудовой тревоги о пиратском нападении должен четко отличаться от прочих видов тревог с тем, чтобы экипаж не спутал вид тревоги и свои действия, и не оказался в опасных местах. Экипаж должен хорошо знать все виды сигналов, тревог, и свои обязанности и место в соответствии с этими тревогами. Рекомендуется перед проходом Зоной риска провести соответствующие учения.
Наружное освещение
Перед входом в Зону риска следует убедиться, что все наружное освещение, в том числе поисковые прожекторы, исправно. Рекомендуется следовать с потушенными огнями за исключением ходовых, то есть в режиме светомаскировки. При обнаружении пиратов и начале атаки рекомендуется включить все огни и прожекторы.
На верхних палубах следует убрать все инструменты и материалы, которые могут быть использованы пиратами для взлома дверей и иллюминаторов надстройки. Пираты как правило, поднимаются на борт, имея при себе лишь автоматы, и проникнуть в загерметизированую надстройку им трудно.
Во время атаки пираты ведут довольно беспорядочный огонь, целясь главным образом в мостик. Следует спрятать или накрыть мешками с песком или кевларовыми покрывалами легковоспламеняющиеся или взрывчатые материалы вроде газовых баллонов, излишек желательно сдать в последнем порту захода.
Очень важны места входа в надстройку и машинное отделение, все они должны быть закрыты, и двери, и лючки. Желательно еще до входа в Зону ограничить проход минимумом дверей. Закрытые двери в случае, если по ним предписана эвакуация, должны иметь рядом ключи, то есть члены экипажа должны иметь возможность воспользоваться ими при отходе в другие помещения. Рекомендуется по возможности обеспечить блокировку внешних и внутренних трапов, ведущих на мостик, при проникновении пиратов на борт. Водонепроницемые двери должны быть задраены на все барашки.
Защита мостика
Мостик является главной мишенью огня пиратов во время атаки. Желательно снабдить вахту на мостике кевларовыми жилетами и шлемами, желательно не военной расцветки. Передние иллюминаторы мостика лучше всего заклеить защитной противоосколочной пленкой. Боковые и задние лучше всего прикрывать заранее изготовленными стальными или аллюминиевыми щитами, которые можно быстро установить на места по тревоге. Крылья мостика лучше прикрыть мешками с песком.
Препятствия для пиратов
Для того, чтобы взобраться на борт судна, пираты обычно используют легкие аллюминиевые лестницы или веревки с крючьями, им можно и нужно усложнить задачу постановкой различных препятствий, самым эффективным из которых на сегодня является колючая проволка. Проволочное ограждение выставляется с внешней стороны бортов и надстройки. Используется главным образом три вида колючей (режущей – razor) проволки. Обычная прямая, спиральная типа телефонного шнура и концертино – спиральная со связанными спиралями, последняя наиболее эффективна. Качество защиты зависит от качества проволки, лучше использовать проволку повышенной прочности, которую трудно разрезать кусачками, используемыми пиратами, тем более на ходу. Рекомендуется концертино диаметром 730 или 980 мм. При установке ограждения следует не оставлять проемов, витки должны находиться на каждом полуметре. Очень эффективны двойные витки проволки концертино.
Рекомендуется красить места, особенно удобные для проникновения на борт, специальной скользящей краской, это существенно затрудняет подьем на борт.
Подача на проволку напряжения не рекомендуется для судов с легковоспламеняющимися грузами, однако при определенных мерах предосторожности это допускается. В лбом случае, под напряжением ограждение или нет, рекомендуется выставлять щиты с предупредительными надписями наружу на сомалийском – «проволка под напряжением».
Пеноводяная защита
Использование водяных и/или пенных мониторов зарекомендовало себя как эффективный способ защиты от пиратов, водяные струи не только не дают лодкам подойти вплотную к борту судна, но и мешают пиратам подняться на борт. Настоятельно не рекомендуется ручное управление пеноводяных пушек, так как оно связано с большим риском из-за стрельбы пиратов.
Рекомендуется заранее установить мониторы (пушки) в самых уязвимых для проникновения пиратов местах, неплохо зарекомендовали себя устанавливаемые на стволы распылители.
Если подавать в систему горячую воду, то водяная защита становится гораздо более эффективной.
Рекомендуется заранее установить и настроить мониторы и при нападении включать их дистанционно. Желательно заранее проверить действия пеноводяной защиты и покрываемость ею уязвимых мест.
Места укрытия – цитадели
Место укрытия это помещение на судне, способное обеспечить максимальную физическую защиту экипажа от уже захвативших судно пиратов. При наличии на борту заранее подготовленной цитадели, весь не требуемый для обеспечения движения и защиты судна экипаж должен перейти в цитадель и находиться там в течении всего времени нападения. Цитадель является краткосрочной, временной мерой защиты, эффективной тогда, когда есть шансы дождаться подхода военных. Если весь экипаж находится в цитадели вне физической досягаемости пиратов, военные могут, не рискуя экипажем, штурмом освободить судно. Желательно, чтобы в цитадели были минимальные запасы продовольствия и топлива, чтобы из цитадели можно было отключить или запустить главный и вспомогательный двигатели, и управлять системой видеонаблюдения, если она имеется. Необходимо, чтобы цитадель была оборудована достаточными средствами внешней связи. Цитадель теряет смысл, если хотя бы один член экипажа попадет в руки пиратов.
Во время атаки:
Следовать заранее разработанному плану. Активировать план аварийных связи и оповещения:
Связаться с UK Maritime Trade Operations (UKMTO) Dubai.
Maritime Security Centre Horn of Africa (MSCHOA).
Активировать тревожную кнопку. Если AIS была выключена, включить ее. Обьявить общесудовую тревогу «Пиратское нападение» голосом и сигнализацией. По УКВ – подать сигнал бедствия Мэйдэй на 16 и 8 каналах. Послать сигнал бедствия по DSC (Digital Selective Calling) и Inmarsat-C. Установить телефонную связь с UKMTO.
Маневрирование:
Если возможно, увеличить скорость до 18 и более узлов и немедленно по обнаружении атакующих пиратов начать маневрирование зигзагом (небольшими отворотами, больших следует избегать из-за потери скорости). Учесть ветер и волнение и максимально «подставить» пиратов под ветер и волнение, а также носовую и кормовую волны. Дать воду в систему пеноводяной защиты, включить мониторы. Опыт показывает, что максимальное время атаки 30-45 минут, если за это время пираты не смогут высадиться, они как правило прекращают атаку. Пытаться максимально выиграть во времени – на помощь могут успеть военные.
Экипаж – все те, кто не принимает участия в непосредственной защите судна, должны проследовать в «цитадель».
Если пираты высадились на судно:
Прежде чем они доберутся до мостика, успеть предупредить UKMTO, MSCHOA и если есть время – компанию-судовладельца. Помните – никакого сопротивления пиратам, это может повлечь за собой побои или даже гибель. Если придется покинуть мостик и машинное отделение, необходимо остановить двигатель и по возможности направить судно в сторону от других судов в целях навигационной безопасности. С пиратами необходимо вести себя спокойно и выполнять все их требования. Желательно собрать весь экипаж (за исключением вахты на мостике) в одном месте. Если люди находятся в «цитадели» или другом закрытом помещении, не препятствовать пиратам, когда они пытаются туда проникнуть.
Не выключайте систему видеонаблюдения, если она имеется.
Не применяйте огнестрельное оружие, если оно имеется.
Не применяйте пиротехнику.
Не делайте никаких резких движения, находясь рядом с пиратами.
Не используйте камеры и телефоны со вспышкой.
В случае вмешательства военных:
НЕЛЬЗЯ использовать фото, кино камеры и мобильные телефоны со вспышкой в течении всего времени действий военных. При высадке военных на борт судна и каких-либо военных действиях, экипажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не должно быть, руки должны быть хорошо видны. Не следует делать никаких резких движений без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать – назвать себя и свою должность на судне. Иметь в виду, что в заливе много военных, чей разговорный язык – не английский.
Сообщение о нападении после атаки или замеченных подозрительных плавсредствах
Настоятельно рекомендуется подробно описать происшествие, направив сообщение в адреса UKMTO, MSCHOA, и IMB. Это требуется для сбора данных, статистики, анализа, и выработки новых рекомендаций. Доклад следует делать по стандартной форме, копия доклада рекомендуется отослать в уполномоченную организацию государства-флага.
Приложения:
Контакты
Форма сообщения в UKMTO
Форма доклада о происшествии
Подготовил Войтенко Михаил по материалам оригиналов, Руководств 2 и 3 изданий.
http://www.odin.fm/2...rticles/567.asp