Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Императорская яхта "Штандарт". До и после


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 10

#1 Клепиков Дмитрий

Клепиков Дмитрий

    Монстр ШС и АЛЛ

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 318 сообщений
  • Регистрация: 22-Июль 07

Отправлено 06 Сентябрь 2008 - 21:32

Дорогие друзья! По многочисленным просьбам трудящихся продолжаю прерванную некогда по нехватке времени традицию публикации занимательных материалов на водную и околоводную тематику, и начну с довольно интересной на мой взгляд темы, которая ещё, вроде, не обсуждалась широко на форуме (по крайней мере поиском обнаружить её не удалось). И тема эта - знаменитая яхта последнего русского императора - "Штандарт". Судно сложной и долгой судьбы, но самое главное - крайне разнообразной. Итак:


ДО


Яхта «Штандарт» водоизмещением 4500 тонн, построенная на датской верфи по заказу Николая II, была любимицей императора. Название яхты символично. Штандартом называется флаг главы государства, вывешиваемый над местом, где он пребывает. В Европе этот обычай возник в Средневековье. Он подчёркивал величие и могущество монархов. В конце XIX века - начале XX века штандарт, изготовленный из золотистого шёлка с изображением чёрного двуглавого орла и морских географических карт, подымался над яхтой Николая II, когда на ней находился император.

Яхта «Штандарт» отличалась большим комфортом, имела высокие мореходные качества и считалась лучшей во всём мире из подобного рода судов. Американский писатель Роберт Мэсс в своём историческом исследовании «Николай и Александра» пишет о ней: «Где бы ни швартовался 'Штандарт' — на Балтике или у крымских скал, — он был образцом морской элегантности. Размером с небольшой крейсер, оснащённый паровой машиной, работавшей на угле, он тем не менее был спроектирован как парусное судно. Его огромный бушприт, украшенный золотым вензелем на чёрном фоне, устремлённый вперед, точно выпущенная из лука стрела, как бы продолжал нос клипера. Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Над надраенными палубами были натянуты белые парусиновые тенты, затеняющие от солнца плетёные столы и стулья. Под верхней палубой располагались гостиные, салоны, кают-компании, обшитые красным деревом, с паркетным полом, хрустальными люстрами, канделябрами, бархатными портьерами. Помещения, предназначенные для царской семьи, были задрапированы ситцем. Помимо судовой церкви и просторных кают для императорской свиты на яхте имелись помещения для офицеров, механиков, котельных машинистов, палубной команды, буфетчиков, лакеев, горничных и целого взвода моряков гвардейского экипажа. Кроме того, на нижних палубах нашлось достаточно места для размещения духового оркестра и балалаечников».

Присутствие на «Штандарте» августейших особ было обозначено эскортом торпедных катеров. Некоторые из них могли находиться рядом с яхтой, другие медленно курсировали на горизонте.

Днем яхта величаво скользила между островами, щедро рассыпанными у берегов Финляндии, иногда углубляясь в величавые прибрежные заливы. Вечером она застывала на якорной стоянке в какой-нибудь безлюдной живописной бухте. Проснувшись утром, пассажиры «Штандарта» любовались переливающимися на воде мириадами солнечных бликов, жёлтым песком и красным гранитом, поросшим вечнозелёными соснами.

Из-за частых недомоганий императрица редко сходила на берег. Большую часть времени она проводила на палубе. С 1907 года фрейлина Анна Александровна Вырубова (урождённая Танеева] стала компаньонкой Александры Фёдоровны во время летних путешествий императрицы на яхте «Штандарт». В тёплые дни императрица и фрейлина грелись на солнце, музицировали, писали письма, любовались пейзажами. По вечерам, когда государь играл со своими адъютантами в бильярд или курил на палубе набитые им самим папиросы, Александра Фёдоровна и Вырубова читали друг другу вслух или шили при свете электрической лампы.

Обычно в хорошую погоду Николай II с дочерьми совершал долгие прогулки по финскому лесу. Государь часто отпускал сопровождающую охрану и гулял с детьми один. Девочки собирали букеты цветов, лесные ягоды, грибы, растущий на скалах мох, сверкающие волшебными искорками небольшие кусочки кварца. Счастливые, полные впечатлений путешественники возвращались на яхту к полуденному чаю, который пили с родителями на верхней палубе под марши, исполняемые духовым оркестром, и виртуозную игру балалаечников.

Вечером императорская яхта превращалась в колыбель. Её лёгкое покачивание на воде убаюкивало. И когда стюарды подавали в гостиную ужин, есть его порой было некому: императорская семья крепко спала.

На борту «Штандарта» Николай II не освобождал себя от официальных обязанностей. График ежегодного июньского двухнедельного отпуска на яхте император выстраивал следующим образом: два дня в неделю он работал, пять — отдыхал. Во время отдыха на яхту было запрещено подниматься министрам и высоким чинам тайной полиции. Особо важные донесения, документы и прессу на «Штандарт» ежедневно доставлял из Санкт-Петербурга курьерский катер.

В мемуарах Вырубовой подробно рассказано о многих событиях, происходивших на яхте «Штандарт». Когда дочери императора были маленькими, к каждой из них был прикреплён матрос-нянька, на языке моряков «Штандарта» — дядька, который следил, чтобы доверенный ему ребёнок, заигравшись, не упал за борт.

Шло время. Великие княжны подрастали и в конце концов получали родительское разрешение на самостоятельное купание в море. Тогда, чтобы не смущать «самостоятельных» великих княжон во время их водных процедур, каждый дядька находил на берегу возвышенность, с которой он в бинокль внимательно следил за резвившейся в море подопечной.

Молодёжь всегда старается как можно раньше утвердить свою самостоятельность. Чем старше становились великие княжны, тем более они тяготились своими дядьками. Объединяясь, княжны дразнили их и сообща устраивали разнообразные каверзы. Николай II не вмешивался в отношения дочерей с матросами-няньками. Но после завершения круиза все дядьки за свою нелёгкую деликатную работу получали от императора в подарок именные золотые часы.

Иногда, вспоминает Вырубова, «Штандарт» бросал якорь у богатых владений русской и финской знати. Владельцы, проснувшись, могли увидеть у дверей своего дома императора, вежливо спрашивающего разрешение поиграть на их кортах в теннис. Николай II был отличным теннисистом.

Жизнь на яхте текла беззаботно и непринуждённо. В записках начальника канцелярии Министерства Императорского двора Александра Александровича Мосолова «При дворе последнего Российского императора», изданных в 1993 году, читаем: «Сама государыня становилась общительной и весёлой, как только она ступала на палубу 'Штандарта'. Императрица участвовала в играх детей и подолгу разговаривала с офицерами. Офицеры эти, очевидно, занимали очень привилегированное положение. Часть их каждый день приглашалась к высочайшему столу. Государь и его семья нередко принимали со своей стороны приглашение на чай в кают-компании... Младшие офицеры 'Штандарта' мало-помалу присоединялись к играм великих княжон. Когда те выросли, игры превратились незаметно в целый ряд флиртов — конечно, вполне безобидных. Слово 'флирт' я употребляю не в том вульгарном смысле, который ему теперь дают; — офицеров 'Штандарта' лучше всего было сравнивать с пажами или рыцарями средневековья. Много раз эта молодежь потоком проносилась мимо меня, и никогда я не слышал ни одного слова, могущего вызвать нарекание. Во всяком случае эти офицеры были чудесно вышколены...» Хочется остановиться но трёх событиях, связанных с яхтой «Штандарт». О первом из них восторженно свидетельствует фрейлина Вырубова. Событие было незапланированным и произошло неожиданно. К стоящему на якоре «Штандарту» подплыла прежняя императорская яхта «Полярная звезда», принадлежащая покойному императору Александру III, с находящейся на ней вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной. Бабушка соскучилась по внуку и внучкам и совершила своё морское путешествие, чтобы повидать их, попить с ними чайку и поиграть. «Помню, — вспоминает Вырубова, — вечером, проходя мимо двери цесаревича Алексея Николаевича, я увидела императрицу-мать, сидящую на его кроватке: она бережно чистила ему яблоко и они весело болтали».

Яхта «Штандарт» была одним из самых красивых кораблей своего времени, настоящим образцом морской элегантности. Под стать кораблю был и отборный экипаж: когда моряки выстраивались на парадную линейку на палубе судна, это было впечатляющее зрелище. Во время короткого отпуска на яхте император Николай II старался как можно больше времени проводить с детьми.

Император принимал на яхте высоких гостей и занимался государственными делами. А его детям «Штандарт» служил огромной игровой площадкой. Палубы яхты были настолько широки, что юные княжны катались по ним на роликовых коньках, в то время как приставленные к ним матросы-няньки следили, чтобы, заигравшись, дети не свслились в воду.

Плавание на «Штандарте» у берегов Финляндии в 1907 году едва не закончилось катастрофой. Вот описание этого события, сделанное Робертом Мэсси: «Яхта выходила узким проливом в открытое море. Пассажиры сидели на палубе. Внезапно с оглушительным треском яхта ударилась о подводную скалу. Опрокинулась посуда, упали стулья, попадали на палубу музыканты. Вода устремилась в трюм, 'Штандарт' накренился и стал оседать. Взвыли сирены, матросы стали спускать на воду шлюпки. В этот момент не оказалось трёхлетнего цесаревича, и оба родителя просто обезумели от горя. Оказалось, что матрос-нянька Деревенько при ударе 'Штандарта' о скалу схватил Алексея на руки и перенес его на нос яхты, считая вполне правильно, что с этой части судна ему будет легче спасать наследника при полной гибели яхты.

Николай II всё время находился у лееров, следя за спуском шлюпок. Он часто смотрел на часы, подсчитывая, на сколько дюймов в минуту опускается в воду 'Штандарт'. По его оценкам, оставалось 20 минут. Однако благодаря своим герметичным переборкам яхта не затонула. И позднее была отремонтирована».

О дальнейших событиях, связанных с катастрофой яхты, можно прочитать в воспоминаниях Мосолова: «После того как паника улеглась и пассажиры были спасены, возник вопрос об ответственности за происшествие. Виноватым, очевидно, мог быть только финн — лоцман, находившийся в момент инцидента на капитанском мостике. Бросились к картам: оказалось, что скала, на которую сел 'Штандарт', на картах не была обозначена. В этом случае ответственность за безопасность их величеств перекладывалась на находившегося на яхте флаг-капитана адмирала Нилова.

Поведение Нилова показалось императору странным. И он лично пошёл в его каюту. Войдя без стука, государь увидел, что Нилов рассматривает карту и держит в руке револьвер. Царь поспешил его успокоить, сказав ему, что избежать суда невозможно, но оправдательный приговор неизбежен, так как всё произошедшее является слепой игрой случая. Государь унёс револьвер Нилова...»

Иронично вспоминает о встречах представителей царской семьи с матросами яхты зимой, когда «Штандарт», как обычно, ремонтировался, сестра Николая II Ольга: «Во время представлений опер в Мариинском театре, особенно 'Аиды', матросов с царской яхты часто приглашали исполнять роли рабов и воинов. Было смешно видеть этих высоких мужчин стоящих неловко на сцене, одетых в шлемы и сандалии и показывающих свои голые волосатые ноги. Несмотря на неистовые сигналы режиссёра, они таращили глаза на царскую ложу, широко и весело улыбались нам».

Интерьер яхты был чрезвычайно комфортным, просторным и по-домашнему уютным. На время яхта становилась для императорской семьи домом, в котором весело проводили время за дружескими беседами, играми и танцами, в которых нередко участвовали и офицеры «Штандарта».

«Штандарт» не всегда выполнял роль яхты, предназначенной для отдыха царской семьи. Яхта часто была задействована в многочисленных дипломатических и представительских мероприятиях. Не было ни одного императора, короля или президента в Европе, который хотя бы единожды не ступал на его сверкающую чистотой полированную палубу.

В 1909 году на «Штандарте» Николай II совершил свой последний визит в Англию. Король Эдуард VII устроил в честь прибытия русского императора парад королевского флота. Когда британская королевская яхта «Виктория и Альберт» медленно проплывала мимо самой мощной по тем временам выстроенной в три линии армады броненосцев и дредноутов, на военных английских кораблях приспускались флаги, салютовали пушки, оркестры играли «Боже, царя храни!», «Боже, храни короля!». На палубе яхты «Виктория и Альберт», прижимая ладонь к козырьку в приветственном салюте, плечом к плечу стояли король Эдуард VII и русский гость в форме английского адмирала. Тысячи британских моряков приветствовали их громкими и дружными криками «ура».

Военно-морской парад закончился парусными гонками. «Паруса гоночных яхт, — писал британский журналист, — были красочно разбросаны на голубой воде залива и выглядели крыльями гигантских бабочек». В последний раз Николай II и кайзер встретились в июне 1912 года. Две императорские яхты, «Штандарт» и «Гогенцоллерн», встали на якорь борт о борт в тогда принадлежащем России порту Ревеле (теперь Таллине). 30 июня 1912 года в письме к матери Николай писал: «Император Вильгельм гостил три дня, и всё прошло вполне удачно. Он был чрезвычайно весел и приветлив... дал хорошие подарки детям и Алексею подарил много настольных игр... Он пригласил в последнее утро к себе на яхту на закуску с шампанским всех офицеров 'Штандарта'. Этот приём продолжался полтора часа, после чего он рассказал мне, что наши офицеры выпили 60 бутылок его шампанского».

Бело-золотая яхта кайзера «Гогенцоллерн» водоизмещением 4000 тонн была меньше «Штандарта», и кайзер открыто выражал свою зависть русскому императору. «Он говорил, — писал Николай II матери, — что был бы счастлив получить её в подарок...»

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


ПОСЛЕ

В 1917 году ее команда приняла участие сначала в Февральской, а затем и в Великой Октябрьской социалистической революции. На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев — Центробалт. В 1918 году «Штандарт» участвовал в историческом Ледовом походе и благополучно пришел в Кронштадт.

В 1935—1938 годах бывшую прогулочную яхту, называвшуюся после революции «18 марта», переделали в минный заградитель. При перестройке учли и опыт первой мировой войны, и стремительное развитие военной науки.

Корабль получил не только самые современные устройства для постановки 320 мин, но и мощную артиллерию — четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемета. На минзаге были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль.

Тактико-технические данные стали весьма внушительными: водоизмещение превысило 6189 т, длина 122,3 м, ширина 15,39 м и осадка 6,97 м, мощность 11 426 л. с.

Модернизация настолько изменила внешний и внутренний вид корабля, что в английском справочнике Джейна сказано: «Это совершенно новый корабль, не имеющий ничего общего с прогулочной царской яхтой... что явствует хотя бы из контуров и внешнего вида корабля». Англичане именовали минзаг минным крейсером. В 1938 году корабль, получивший название «Марти», стал флагманом соединения заграждения и траления Краснознаменного Балтийского флота. Надо сказать, экипаж минзага был подготовлен отменно, причем в короткий срок. И в этом немалая заслуга его командира капитана I ранга Н. И. Мещерского. Выходец из дворянской среды, потомок князей Мещерских, Николай Иосифович тем не менее верой и правдой служил социалистическому Отечеству. Высокообразованный офицер, искусный и отважный моряк, он неизменно следовал девизу прославленного русского флотоводца С. О. Макарова: «В море — дома!» Заградитель сутками не возвращался в базу, совершая переходы в шторм и штиль, ночью и днем.

О степени совершенства боевой подготовки экипажа свидетельствует такой случай. Как-то во время смотра завязали глаза трюмному машинисту Звереву и приказали найти клапан затопления артиллерийского погреба, находящегося на другом конце корабля. Инспектирующий не смог поспеть за Зверевым, хотя и двигался, естественно, с открытыми глазами, а когда догнал, увидел: стоит Зверев, положив руки на штурвал указанного клапана.

Именно благодаря такой подготовке в 1939 году корабль мастерски выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Вслед за этим экипаж минного заградителя добился первенства по флоту, завоевав переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота. Случилось это летом 1941 года...

ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ ПОХОДЫ

23 июня 1941 года, 0 часов 16 минут. Первые сутки войны. Приняв запас мин, заградитель вышел в свой первый боевой поход. В светлой балтийской ночи отчетливо виделись корабли сопровождения и следовавший в кильватер минзаг «Урал». Поодаль вырисовывался стройный силуэт конвоировавшего корабли крейсера «Максим Горький».

В 2 часа 32 минуты вошли в район, который согласно приказу должен был стать для врага непроходимым. Прозвучала команда: «Начать предварительное приготовление мин». Минеры заняли боевые посты. Люди работали сосредоточенно, молча. Каждый понимал: от его умения, сноровки, опыта зависит успех выполнения боевого задания. На корпусе первой мины старший краснофлотец Гридин старательно вывел слова: «Смерть Гитлеру!»

— Приготовиться к постановке! — разнеслась из репродукторов команда Мещерского.

Минеры открыли лац-порты, поставили скаты, проверили готовность механизмов и приборов.

Наконец раздалась команда:

— Начать постановку!

Взвыл ревун. Загудели моторы, приводящие в движение минные конвейеры, замелькали световые сигналы, указывающие борт, с которого надо сбрасывать мину. Сброшена первая мина, вторая... двадцатая. Люди работают четко, без суеты. И вот наконец последняя... Только теперь, когда напряжение спало, чувствуется огромная усталость.

Через два дня минзаг вновь вышел в море. Перед походом было получено донесение разведки: «Замечены вражеские подводные лодки».

Командир решает вести минзаг необычным путем. Он направляет его в проход, глубины которого настолько малы, что недоступны для скрытного движения подводных лодок. Путь этот труден и опасен. Даже в мирные дни, когда фарватер обозначен вехами, а маяки зажжены, большим кораблям запрещается ходить здесь. Но сейчас война.

Много часов кряду Н. И. Мещерский и штурман капитан-лейтенант К. М. Кононов не сходят с мостика, определяя путь по глубиномерам, по едва различимой в кромешной тьме кромке берега. Вскоре корабль вышел на глубокую воду и приступил к постановке мин. Но когда легли на обратный курс, раздался тревожный голос сигнальщика Федина: «Справа по борту перископ подводной лодки!»

Мещерский командует:

— Открыть огонь!

Ныряющие снаряды заставляют перископ скрыться с водной глади. Через несколько минут за кормой корабля, там, где только что были поставлены мины, раздался мощный взрыв. Море вздыбилось, выбросив на поверхность массу обломков.

— Константин Михайлович! — обратился Мещерский к штурману. — Запишите в вахтенном журнале. Широта... Долгота... Потоплена подводная лодка противника.

А через час сигнальщики усмотрели справа по курсу перископ другой фашистской субмарины. Открыв огонь, артиллеристы заставили ее уйти на глубину. Однако через полчаса перископ показался вновь, теперь уже с левого борта. Плотный артиллерийский огонь опять загнал лодку на глубину. Продолжать движение прежним курсом становилось опасно, и Мещерский принимает решение идти так близко от берега, как это только позволяет осадка. Предельно рискованное решение оказалось единственно правильным. К вечеру минзаг благополучно дошел до Таллина.

Так начинались боевые будни, требующие каждодневного напряжения всех сил, знаний, быстроты реакции, сообразительности и той отваги, которой всегда славились русские моряки-балтийцы.

В КРОНШТАДТСКОЙ ГАВАНИ

Это случилось 23 сентября 1941 года. В день самого большого налета фашистской авиации на Кронштадт. Пронзительно и тревожно звенели на кораблях колокола громкого боя. Под ногами уже не вздрагивала, а ходуном ходила палуба. Гавань казалась кипящей от разрывающей ее стали.

Несколько десятков самолетов кружатся среди массы белых облачков зенитных разрывов, один за другим пикируют на стоящие в гавани корабли. Вокруг то и дело взметаются перемешанные с илом столбы воды. Нередко они обрушиваются на палубу.

Комендор Шустин из своего орудия бил по выходящему в атаку фашистскому самолету. Осколком ему оторвало руку. Уцелевшей он схватил очередной снаряд и дослал его. Грянул выстрел. Попадание! Бомбардировщик неуклюже качнулся и рухнул в воду. И тут новый осколок впился в живот комендора. Подбежали санитары.

— Не надо, ребята, — отстранил их Шустин, — берите тех, кто лежит, а я дойду сам.

Все больше погибших. Выведены из строя расчеты еще двух орудий. Откуда-то сбоку, ревя моторами, заходит бомбардировщик. Еще секунда — и полутонная бомба разорвалась в нескольких метрах от форштевня. Нос вздыбился, громадный столб воды рухнул на палубу. Электричество погасло, но темноты в трюме не наступило. Это, проникая через множество пробоин в борту, по переборкам причудливо бегали отраженные от воды солнечные блики. Постепенно носовой отсек стал заполняться удушливым дымом. В шкиперской занялся пожар. А рядом артиллерийский погреб. Стоит температуре подняться выше критической, и боеприпасы взорвутся, корабль взлетит на воздух. Начальник носовой аварийной партии главный боцман Соколов не растерялся. Он шагнул к люку и исчез в черном провале. Там, задыхаясь от дыма, в кромешной тьме боцман на ощупь подключил к пожарной магистрали шланг и не дал огню распространиться дальше. Корабль был спасен.

СРЕДИ ВРАЖЕСКИХ МИН

— Мы умели отражать атаки самолетов, катеров, подлодок, умели плавать по счислению, не пользуясь навигационными ориентирами. Но мы не предполагали, что нам придется плавать по минным полям противника под обстрелом его батарей, — вспоминает Николай Иосифович Мещерский. А произошло это так...

Темной пасмурной ночью минзаг вышел на боевое задание. Приказ гласил: «Используя темное время суток, пройти незаметно мимо батарей противника и, возвращаясь обратно тем же путем, забросать фарватер минами»

Неотрывно всматривались в темноту сигнальщики. Комендоры замерли у орудий. Появившаяся из-за облаков луна внезапно осветила корабль, проскочить незаметно не удалось. С берега загремели выстрелы — это открыла огонь вражеская батарея. Мины уже окончательно приготовлены к постановке. Сейчас корабль представлял собой громадный пороховой погреб, способный взорваться от первого попавшего в него снаряда. Маневрировать невозможно. Кругом мели и минные поля.

— Алексей Афанасьевич, — обратился Мещерский к комиссару корабля Ковалю. — Надо мины ставить сейчас же, иначе быть беде, да и задачу не выполнить.

— А как же с возвращением? — спросил тот, пристально посмотрев на Мещерского.

— Обратно пойдем по их минным полям. Риск громадный, но шанс выжить есть.

Коваль молча кивнул.

— Приступить к постановке! — разнеслась команда по кораблю.

Минеры выдернули чеки из первых двух. Началась постановка. Вражеской батарее удалось захватить корабль в вилку, снаряды ложились со всех сторон. Но прямых попаданий пока не было.

Минзаг шел вперед, закрывая за собой путь для врага и для себя. Все — от матроса до командира — сознавали, что это значит, но думали лишь об одном — выполнить свой долг так, как велит присяга.

Наконец вырвались из зоны обстрела. Приказ выполнен. Штурман Кононов рассчитал кратчайший путь выхода на чистую воду, и корабль, имея перед собой три базовых тральщика БТЩ, двинулся в обратный путь. Прошла минута, другая — и вдруг раздался взрыв, затем второй: оба полутрала перебиты и БТЩ вышел из строя. Еще два взрыва, и второй тральщик потерял оба полутрала. У самого борта, покачиваясь на волках, проплыло несколько зловещих черных шаров. Шли минуты. Каждая казалась вечностью. Снова взрыв, уже в трале третьего БТЩ. Целым остался только один полутрал. С его помощью и удалось благополучно вывести минзаг на чистую воду. На борту облегченно вздохнули.

Забрезжил рассвет, скоро Кронштадт, вдруг предрассветную тишину прорезал знакомый свист — впереди по курсу корабля взметнулся столб воды. Через несколько секунд такой же столб встал за кормой: по кораблю открыла огонь еще одна вражеская батарея. Но теперь он уже мог маневрировать, уклоняться. Сорок минут шли зигзагами, сорок кинут вокруг него бурлила вода от всплесков падающих снарядов. И вот Кронштадт, испытаниям страшной ночи пришел конец.

ПОХОД НА ХАНКО

В первых числах ноября минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда участвовал в походе на Ханко для эвакуации его героических защитников. 240 миль до полуострова корабли должны были пройти по вражеским минным полям, вблизи неприятельских дальнобойных береговых батарей.

В 2 часа 20 минут 2 ноября 1941 года в параване раздался оглушительный взрыв мины. Огромный черный столб воды взметнулся у борта. Стальная громада корабля содрогнулась и накренилась. Погасло освещение. Послышался Стук падающих предметов и звон бьющегося стекла. На ходовом мостике лопнула ось штурвала, рулевой повалился вместе со штурвалом на палубу мостика. Но уже через несколько секунд он докладывал:

— Перешел на управление рулем из боевой рубки. Уклонились с курса на семь градусов.

— Ложитесь на прежний курс! — скомандовал Мещерский и подумал: «Когда же ты поспел?»

Казалось, жизнь замерла, но только на мгновение. Пошли доклады с боевых постов и запросы с мостика. Выяснилось — повреждений много, но продолжать поход корабль может.

От взрыва прогнулся шток цилиндра высокого давления. Перестала поступать смазка, шток начал перегреваться. Что делать? Выйдет из строя паровая машина, потеряют ход. На минном поле это означает смертельную опасность. Конечно, выход есть — подавать смазку вручную. Но это сопряжено с огромным риском. При температуре под 60°, среди двигающихся рычагов, над вращающимися мотылями необходимо пристроить человека с масленкой в руках. Одно неосторожное движение — и смельчака разорвет на куски.

Нелегкое испытание пришлось на долю машиниста Костылевского. Отважный матрос выполнил задание с честью. Чего не сделает моряк ради спасения корабля!

На Ханко отряд прибыл с рассветом, С помощью буксира корабль вошел в гавань и встал у стенки под погрузку.

За день на его борт было принято 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие. И кроме того, сверх нормы еще около 800 т груза. Неисправная машина и без того осложняла обратный многотрудный переход. Но иначе нельзя. Капитан I ранга Мещерский, бледный от бессонных ночей, но, как всегда, деятельный, лично следил за работами, проверяя, хорошо ли размещены бойцы и грузы. А вечером отряд кораблей взял курс на Кронштадт.

Через двое суток, когда поднялся предрассветный туман, вахтенный увидел на горизонте поднимающийся из воды купол кронштадтского собора. Затем показались очертания старинных фортов и белые тонкие полоски маяков. И эти испытания остались позади.

ПОД ГВАРДЕЙСКИМ СТЯГОМ

— Сектор номер три, высота четыреста метров, — самолеты противника, — доложил наблюдатель-зенитчик.

Колокола громкого боя разнесли по кораблю сигнал боевой тревоги.

С разных направлений, группами, то с горизонтального полета, то пикируя, бросились в атаку вражеские стервятники. Расчет фашистов был ясен: пока не сошел лед и корабли лишены возможности двигаться, потопить их. Но стена зенитного огня кораблей и береговых батарей оказалась несокрушимой. Гитлеровцы не считаются с потерями. Атаки следуют одна за другой. Стволы орудий и пулеметов раскалены. На палубе громоздятся сотни гильз.

В самый разгар боя корабль облетает переданная по радио весть о присвоении экипажу минного заградителя гвардейского звания. Этот нелегкий день стал праздничным.

С утра 5 апреля начали приходить поздравления: от наркома Военно-Морского Флота, от командующего и Военного совета Краснознаменного Балтийского флота, от минзаговцев, воевавших на сухопутье, с бронепоезда «Балтиец», от защитников Ханко, от заводов...

Много еще славных страниц вписал до конца войны в боевую летопись балтийцев гвардейский минный заградитель.

В послевоенный период корабль, переименованный в «Оку», продолжал находиться в строю. Он числился в составе ВМФ СССР до конца 50-х годов, а завершил свой путь в качестве плавучей мишени.

Изображение


Источники:
- www.moranyachts.ru
- журнал "Моделист-конструктор"

#2 KULIK

KULIK

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Регистрация: 26-Ноябрь 08

Отправлено 26 Ноябрь 2008 - 18:55

К сожалению, время не пощадило Штандарт. После реконструкции 1936 он значительно пострадал.
Начнем с того, что его внешний облик полностью изменился. Сам силуэт яхты стал практически неузнаваемым. Клипперштевнь был демонтирован, а самому носу была придана куда более тупая форма. Естественно, от туда пропали все орнаменты и двуглавый орел. Все окна главной палубы были заделаны, остались только иллюминаторы нижних палуб. Корме была придана форма выступающей над водой прямоугольной площадки. Исчезли все мачты и парусная оснастка. Вместо них были установлены 2 более низких мачты для размещения антенн, прожекторов и наблюдательных пунктов. На месте кормовой надстройки, в которой располагалась столовая, появилась ровная площадка с орудиями. Осталась лишь небольшая будка в районе царской приемной. На ней, в частности расположилась одна из новых мачт. На месте стеклянных фонарей, через которые свет проникал на главную палубу, была устроена еще одна надстройка, практически вплотную к трубам. На ее крыше были установлены мелкокалиберные пушки. 2 трубы сохранились, но прилегающее к ним пространство сильно изменилось. Воздухозаборники были уничтожены, а между трубами были установлены толстые вышки с прожекторами и кранами. Ходовая рубка так же была перестроена, а на носу, ранее совершенно пустом, возникли еще 2 пушки главного калибра. Пропали развешенные вдоль бортов разъездные катера и шлюпки.
Еще больше пострадала некогда роскошная отделка яхты. Многие из внутренних помещений были перепланированы. Полы, двери, люстры, стеновые панели были уничтожены. С некогда лакированных надстроек, бортов и перил сошел весь лоск. Исчезли аккуратно уложенные канаты, золоченые поручни, ручки и решетки. Естественно, не стало и плетеных кресел, и парусиновых тентов... В конце этой не слишком веселой статьи остается лишь сказать, что Штандарт потерял даже свои традиционные черно-белые цвета, окрасившись в привычный для современных боевых кораблей светло-серый оттенок.

Валерий Торфянников © 2008

#3 alekseyZ

alekseyZ

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 207 сообщений
  • Регистрация: 22-Январь 08

Отправлено 26 Ноябрь 2008 - 23:50

К сожалению, время не пощадило Штандарт. После реконструкции 1936 он значительно пострадал.
Начнем с того, что его внешний облик полностью изменился. Сам силуэт яхты стал практически неузнаваемым. Клипперштевнь был демонтирован, а самому носу была придана куда более тупая форма. Естественно, от туда пропали все орнаменты и двуглавый орел. Все окна главной палубы были заделаны, остались только иллюминаторы нижних палуб. Корме была придана форма выступающей над водой прямоугольной площадки. Исчезли все мачты и парусная оснастка. Вместо них были установлены 2 более низких мачты для размещения антенн, прожекторов и наблюдательных пунктов. На месте кормовой надстройки, в которой располагалась столовая, появилась ровная площадка с орудиями. Осталась лишь небольшая будка в районе царской приемной. На ней, в частности расположилась одна из новых мачт. На месте стеклянных фонарей, через которые свет проникал на главную палубу, была устроена еще одна надстройка, практически вплотную к трубам. На ее крыше были установлены мелкокалиберные пушки. 2 трубы сохранились, но прилегающее к ним пространство сильно изменилось. Воздухозаборники были уничтожены, а между трубами были установлены толстые вышки с прожекторами и кранами. Ходовая рубка так же была перестроена, а на носу, ранее совершенно пустом, возникли еще 2 пушки главного калибра. Пропали развешенные вдоль бортов разъездные катера и шлюпки.
Еще больше пострадала некогда роскошная отделка яхты. Многие из внутренних помещений были перепланированы. Полы, двери, люстры, стеновые панели были уничтожены. С некогда лакированных надстроек, бортов и перил сошел весь лоск. Исчезли аккуратно уложенные канаты, золоченые поручни, ручки и решетки. Естественно, не стало и плетеных кресел, и парусиновых тентов... В конце этой не слишком веселой статьи остается лишь сказать, что Штандарт потерял даже свои традиционные черно-белые цвета, окрасившись в привычный для современных боевых кораблей светло-серый оттенок.

Валерий Торфянников © 2008


С точки зрения чистой эстетики наверное да, очень много потерял, однако из трёх императорских яхт (Штандарт, Полярная Звезда, Александрия) и пары крейсеров-яхт (Светлана и Алмаз) Марти единственный нет просто поучаствовал в войне но и принёс реальную пользу флоту (что то сопоставимое только Алмаз как гидроавиатранспорт на ЧФ в ПМВ). Да и внешность после переделки стала иной но по моему довольно гармоничной.
Изображение
Изображение
А с точки зрения итогов модернизации то минзаг получился очень приличный.

#4 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 27 Ноябрь 2008 - 13:02

http://navsource.nar.../007/index.html
http://kortic.borda....0000024-000-0-0
множество фотографий

http://forum.myriga....p?showtopic=730
фоты и инфа

Изображение
А. Йогансен - Яхта «Штандарт» на ходу ночью


Императорская яхта "Штандарт"
(после 28 августа 1934 года - минный заградитель "Марти")
(с 1948 года - заградитель и плавказарма "Ока")
1893 - 1961
Заложен 1 октября 1893 года на верфи Бурмейстер и Вайн в Копенгагене.
Спущен на воду 4 августа 1895 года. Вступил в строй 1896 году в качестве Императорской яхты.
Сдан к порту в мае 1918 года. В 1933-1936 годах переоборудован в минный заградитель.
Участвовал в минных постановках, эвакуации гарнизона базы Ханко, огневой поддержке сухопутных частей.
3 апреля 1942 года удостоен гвардейского звания. В 1950-х годах переоборудован в плавказарму,
а в 1961 году - в плавучую мишень для испытания ракетного оружия. Сдан на слом в начале 1960-х годов.

Водоизмещение 5480 т. Размерения 112,2 х 15,4 х 6,6 м.
Воружение 8 - 47 мм
Бронирования нет
Механизмы 2 паровых машины 12000 л.с. 24 котла, 2 винта
Cкорость 22 узла Дальность плавания 1400 миль на 12 узлах. Экипаж 16 офицеров и 357 матросов
После переоборудования в минный заградитель
Водоизмещение 6189 т. Размерения 122,3 х 15,4 х 7 м.
Воружение 4 - 130/55 Б-13, 7 - 76 мм 34К, 3 - 45 мм 21К, 3 - 12.7 мм пулемета (2 ДШК и 1 Виккерс)
Бронирования боевая рубка - 12 мм
Механизмы 2 паровых машины 11426 л.с. 4 котла Ярроу, 2 винта
Cкорость 18 узлов Дальность плавания 2260 миль на 12 узлах. Экипаж 29 офицеров и 361 матрос

***

... Мы так подробно останавливаемся на этой, на первой взгляд, мало относящейся к теме статьи стороне жизни последнего самодержца, чтобы показать, почему августейшие дети дружно заявляли, что на яхте "Штандарт" им было "веселее всего". Общение с командой "Штандарта" или с офицерами ЕИВ конвоя было для них единственным доступным до войны "окном в мир", хотя, конечно, также значительно искаженным и приукрашенным...

Яхта, принадлежащая лично Государю, занимала исключительное место в жизни царской семьи. По техническим данным самая совершенная из судов такого рода элегантная, комфортабельная, она по праву считалась лучшей в мире.

На этом корабле, каюты которого были обставлены и украшены с изысканным вкусом, Николай II, чаще всего в сопровождении Александры Федоровны и всех детей, отправлялся с визитами в Западную Европу, путешествовал, совершал прогулки, а иногда даже просто жил по нескольку дней, не сходя на берег. Здесь все члены дружной семьи чувствовали себя бесконечно счастливыми. "Такая радость снова быть у себя дома на воде", - записывал Николай Александрович в своем дневнике. По свидетельству очевидцев, даже всегда замкнутая и скованная Александра Федоровна "становилась общительной и веселой, как только ступала на палубу "Штандарта".

С наслаждением отдавались они величественной шири и свободе морского простора, тихой и мерной качке, свежему ветру. Там, на суше, кипели политические страсти, постоянно требовавшие принятия решений по сложнейшим вопросам жизни огромного государства; там было светское общество, со скрытой враждебностью относившееся к непопулярной в стране императрице; а здесь, на борту прекрасной яхты, царила полная иллюзия рая из сказки.

Команда корабля была тщательно вышколена опытными преданными офицерами. Некоторые из них, например, командир яхты капитан I ранга И. И. Чагин и особенно старший офицер Н. П. Саблин были личными друзьями императорской четы.

Офицеры яхты занимали привилегированное положение и чаще, чем даже многие особо приближенные лица, получали приглашения к Высочайшему столу. Сам император и члены его семьи, со своей стороны, принимали приглашения на чай в кают-компанию. И самое главное — "офицеров выбирали с таким расчетом, чтобы они умели создавать атмосферу идиллии и сказки... ".

http://s-forum.com.u...1189863214.html

***

ВАЛЕНТИН ПИКУЛЬ. Роман "Нечистая сила"

… Командиром "Штандарта" долгое время был свитский контр-адмирал Иван Иванович Чагин… Но рядом с ним на мостике "Штандарта" качался и флаг-капитан царя, контр-адмирал Костя Нилов - забулдыга первого сорта. Трезвым его никогда не видели, но зато не видели и на четвереньках: Нилов умел пить, выдавая своё качание за счет корабельной качки. Этот человек, открывая в буфете "Штандарта" бутылку за бутылкой, сам наливал царю, позволяя себе высказываться откровенно:

- Я-то знаю, что всех нас перевешают, а на каком фонаре - это уже не так важно. По этому случаю, государь, мы выпьем…

…царь намеревался с женой и свитой отплыть пароходом в Чернигов, придворное ведомство распределило каюты для сопровождающих царя, и тут выяснилось, что Столыпина… забыли!

В гневе он позвонил Фредериксу:

- Шеф повара Государя вы не забыли, а премьера… забыли? Я уже не говорю о том, что каждый придворный холуй разъезжает на автомобиле, а я, премьер империи, пижоню на наёмных клячах. Я молчу о том, что вы не дали мне экипаж. А теперь…

- Петр Аркадьевич, - отвечал министр императорского двора, - извините, но для вас места на пароходе не хватило.

- Кто составлял список пассажиров?

- Кажется, Костя Нилов…

Штабс-капитан Есаулов навестил с утра пьяного Нилова.

- По моему, - сказал ему офицер, - один премьер империи стоит того, чтобы высадить с парохода половину свиты.

Бравый алкоголик Нилов спорить не стал:

- Хорошо, я сразу доложу его величеству… - и скоро вышел из царских покоев. - Государь указал, что премьера не надо!…

…Чул, - просиял Манус. - А по средам прошу бывать у меня. Таврическая, дом три-бэ… Бывает у меня и контр-адмирал Костя Нилов - ближайший друг и флаг-капитан нашего обожаемого государя императора.

Он этого обожаемого уже в стельку споил!

Что делать! Морская натура. Без коньяку моря уже не видит…

...

Посадка на на камень на "Штандарте". Авария яхты произошла в августе 1907 года.
Этот случай Валентин Пикуль в романе "Нечистая сила" описывает так:

… Был обычный день плавания, и ничто не предвещало беды. Яхта шла под парами в излучинах Финских шхер, когда раздался страшный треск корпуса, причем вся царская фамилия, заодно с компотом и вафлями, вылетела из-за обеденного стола так, что на великих княжнах пузырями раздулись юбки.

- Спасайте наследника престола! - Закричал Николай II.

За посадку "Штандарта" на рифы Чагина судили заодно с Костей Ниловым. Их выручил финский лоцман, доказавший на суде, что риф (острый как иголка) известен тоько старым рыбакам, а на картах он не отмечен.

Однако в книге Александра Александровича Мосолова "При дворе последнего Российского императора" случай описан более фактурно, с подсознательной экспрессией, хотя, быть может, и менее художественно. Он вспоминал:

… В один прекрасный день в Финляндских шхерах внезапный толчок всполошил весь "Штандарт" в такой момент, когда этого менее всего ожидали. Яхта дала крен. Никто не мог предугадать, чем эта история кончится. Государыня бросилась к детям. Собрала их вокруг себя, всех, кроме цесаревича; мальчика нигде не могли найти. Можно себе представить, какое волнение пережили родители в эту страшную минуту.

Наконец, яхта перестала крениться. Моторные лодки окружили её со всех сторон.

Царь побежал по палубе, крича, чтобы все искали цесаревича. Прошло немало времени, прежде чем обнаружили его местонахождение. Оказалось, что дядька Деревенько при первом же ударе о скалу взял его на руки и пошел на нос яхты, считая вполне правильно, что с этой части "Штандарта" ему будет легче спасать наследника в случае полной гибели судна.

Паника улеглась, и пассажиры сошли в шлюпки.

Возник вопрос об ответственности за происшедшее. Виноватым, очевидно, мог быть только финн-лоцман, старый морской волк, ведший яхту в момент инцидента. Бросились к картам. Оказалось, - в этом не могло быть ни малейшего сомнения,- что скала, на которую сел "Штандарт", не была никому до сего известна.

В принципе отвечает за безопасность их величеств флаг-капитан. Таковым являлся Константин Нилов - царь и бог на яхте.

После катастрофы поведение Нилова было таковым, что государь счел нужным лично пойти за ним в каюту. Войдя, не постучав, государь увидел, что Нилов рассматривает карту и держит в руке револьвер. Царь поспешил его успокоить, сказал ему, что избежать суда, по закону, невозможно, что суд должен быть во всяком случак созван; но оправдательный приговор является неизбежным, так как все сводится к слепой игре случая. Государь унес револьвер Нилова.

Теперь уже нет в живых ни одного из участников этой драмы. Инцидент с револьвером создал между царем и адмиралом род трогательной дружбы. Эта дружба всегда оставалась загадкой для тех, кто не знал её источника, и удивлялись ей, считая, что царь и адмирал были слишком непохожи друг на друга по характеру, по воспитанию и по общей культурности.
http://www.myshkin.ru/frameset.htm

***

газета РУССКОЕ СЛОВО
15 (02) сентября 1907 года

Авария яхты «Штандарт»
(От «С.Петербургского агентства»)

ГЕЛЬСИНГФОРС, 1, VIII. Работы по снятию «Штандарта» с камней отданы, с Высочайшего соизволения, Ревельскому спасательному обществу. Крен яхты на правый борт уменьшился с 15-ти до 5-ти градусов, корма на два фута вше носа, носовое отделение и обе кочегарки наполнены водой, которую беспрерывно откачивают. Нет опасности, что вода проникнет в Царские помещения. Ожидается прибытие «Ермака».
http://starosti.ru/article.php?id=4190

#5 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 27 Ноябрь 2008 - 14:08

двойной «штандарт»
как императоры путешествовали по морю

С давних пор главы государств для своих поездок выбирали самые разнообразные виды транспорта. Но не все знают, что в конце XIX века российские императоры, наряду с прочим, активно пользовались водным транспортом - настолько, что даже потребовалось разрабатывать особые меры безопасности. Яхту «Штандарт», предназначенную для царя, снабдили стальным корпусом с двойным днищем, и на случай непредвиденных обстоятельств укомплектовали семью катерами разных типов. Имена членов ее команды от общественности засекретили.



Сами матросы и офицеры с этого судна, бывало, узнавали о конечном пункте императорского маршрута лишь после отплытия. А с 1905 года, когда ездить поездом в Крым через охваченную волнениями страну стало опасно, в поездках царя на отдых в финские шхеры морской транспорт стал основным.

На стыке XIX - XX веков он был представлен двумя яхтами морского класса. Одной из них стала «Полярная звезда», спущенная на воду в 1890 году. Представительское судно для первого лица государства прежде всего должно было соответствовать высоким требованиям в плане обеспечения безопасности, тогда как вопросам комфорта и роскоши отводилась не столь существенная роль. Но в конце царствования Александра III, когда политическая ситуация внутри страны стабилизировалась и для императора начали строить новое судно, вопросы удобства пассажиров в плавании стали занимать главенствующую позицию.

В начале 1890-х гг. на верфях Дании была заложена яхта «Штандарт». «Невоенный» характер судна подчеркивал тот факт, что размещенное на нем вооружение было достаточно скромным. Хотя на верхней палубе стояли восемь 47-миллиметровых скорострельных автоматических пушек системы Гочкиса и мощный прожектор, но их применяли, главным образом, для салютов. Для сравнения: например, яхта императора Вильгельма II «Hohenzollern» была оснащена тремя орудиями калибра 105 мм, 12-ю скорострельными пушками, четырьмя пулеметами и тремя минными аппаратами.

Тем не менее яхта «Штандарт» была прекрасно оборудована для безопасного плавания. Она представляла собой вместительное судно: ее длина составляла 112 метров, а ширина - свыше 15 метров. Конструкция яхты была просчитана на непотопляемость. Бункеры для угля были расположены по бортам и в чрезвычайной ситуации могли принимать забортную воду. Кроме того, «Штандарт» был оснащен необходимыми средствами спасения, среди которых были шлюпки и катера.

Помимо этого, безопасность государя на море обеспечивали с помощью большого количества других мер. Так, в 1881 году была создана служба морской охраны, одной из главных задач которой стало конвоирование и охрана императорских яхт во время морских переходов и дипломатических визитов. Летом 1888 года в поездке царя к острову Койвисто его судно сопровождали сразу восемь военных кораблей. «Силовая поддержка» во время плавания императора по шхерам в августе-сентябре 1905 года впечатляла не меньше: вместе с «Полярной звездой» двигался минный крейсер «Украина» и четыре миноносца - «Войсковой», «Трухменец», «Эмир Бухарский» и «Финн». В шхерах конвой дополнила подводная лодка «Лосось», которая «ныряла и обходила яхту», а на обратном пути к группе судов присоединился еще и миноносец «Гремящий».

В 1905-1907 годах стали применять еще один способ для обеспечения безопасности царя в плаваниях: у яхты «Штандарт» появился двойник - крейсер «Алмаз». Таким образом, был перенят прием с поездом-дублером императорского, который применялся еще с 1870-х годов. Внешне «Штандарт» и «Алмаз» были очень похожи: почти идентичный силуэт, схожая длина корпуса, наличие трех мачт и двух труб. Естественно, профессиональные моряки могли отличить одно судно от другого, но для того, чтобы ввести в заблуждение неспециалистов, этот прием оказался вполне подходящим. Функции двойника «Алмаз» выполнял почти шесть лет - с 1906 по 1911 годы. Крейсер имел боевое прошлое - он успел поучаствовать в Цусимском сражении. В 1906 году «Алмаз» перевели на Балтику, где ему придали тот же статус, что был у императорской яхты, - посыльного судна.

По некоторым свидетельствам, во время стоянок двойника всегда старались разместить поближе к берегу. В 1907 году, по слухам, при входе в Кодкинскую бухту была обнаружена плавучая мина. Но при этом на стоянке, предназначенной для «Штандарта», было пришвартовано судно «Алмаз».

При организации морских путешествий царя органы государственной охраны неоднократно применяли тактику дезинформации. Один из первых таких случаев имел место в 1894 году во время июльского плавания царя в финские шхеры. Было официально объявлено, что Александр III на яхте «Полярная звезда» направится в Хельсинки. Но вместо этого царь отплыл на отдых на яхте «Царевна», и путь его пролегал вдалеке от этого города. Сильно беспокоило охрану пристрастие и Николая II к отдыху на тех же финских шхерах - у террористов к этому времени уже имелись надежные сведения о местах его отдыха. Поэтому в августе 1908 года снова была запущена дезинформация: согласно официальному сообщению, Николай II должен был отправиться отдыхать на курорт Хапсулу в Эстонии. Но он, как и прежде, выбрал свои любимые острова.

Потенциальных злоумышленников вводили в заблуждение не только касательно места отдыха царя, но и времени. Так, в 1906 году в середине лета было объявлено о том, что глава государства прибыл на отдых в Финляндию. На самом же деле он отправился туда лишь в сентябре.

Имена членов команды царской яхты тоже держали в тайне. В 1905 - 1907 годах на судне усилили меры безопасности: команда яхты, в том числе и офицеры, получали информацию о том, в каком направлении уходит судно, лишь после отплытия. За благонадежностью команды «Штандарта» следила дворцовая спецслужба - безусловно, не без помощи своих агентов в матросской среде, а в 1906 году состав команды полностью поменяли. Но все эти меры все-таки не спасли ее от революционных веяний.

В связи с революционными событиями в России, поменялся характер отдыха царя: ездить в Крым через охваченную волнениями страну стало опасно, поэтому для этих целей постоянно использовались уже упоминавшиеся финские шхеры, куда он добирался на яхте. Как правило, это была группа островов у селения Виролахти. Нужное место находилось на расстоянии дневного перехода от Петергофа. Безопасность царской семьи во время отдыха, помимо сотрудников личной охраны, численность которых колебалась от 50 до 200 человек, там обеспечивали еще и несколько тысяч матросов, которые находились как на императорской яхте, так и на вспомогательных судах.

Надо заметить, что эскадра судов, которая сопровождала на отдыхе Николая II, была значительно многочисленней эскадры Александра III: иногда их количество доходило до двух десятков. Во флотилию входила угольная баржа, корабль-баня, судно-водовоз «Водолей», госпиталь. Несколько торпедных лодок регулярно проверяли прилегающие воды. В сентябре 1906 года царь в одном из писем приводил состав сопровождающей его эскадры: «С нами здесь «Украина» и «Финн», миноносцы «Видный», «Резвый» и «Гремящий», «Царевна», «Генерал-адмирал» и «Азия». Все они по ночам светят боевыми фонарями кругом яхты».

Место, где была организована стоянка для эскадры, отлично оборудовали: взорвали подводные мели, установили постоянные буи и разметили фарватеры, которые каждый год тщательно проверялись. В настоящее время именно через эту стоянку пролегает современная морская граница между Россией и Финляндией.

Надо заметить, что с течением времени на островах, где останавливалась императорская семья, появилась особая инфраструктура. Так, на острове Харппу в 1912 году разбили парк с теннисными кортами, качелями и каруселями. При этом были учтены необходимые требования безопасности: корты расположили на берегу моря таким образом, что от основной суши они оказались отделены широкой полосой нанесенного морем песка. Растительность на ней отсутствовала, благодаря чему полоса хорошо просматривалась, и посторонние лица не могли незаметно приблизиться к кортам. Впрочем, и сами сотрудники охраны во время отдыха царя должны были не выдавать своего присутствия. Например, когда Николай II двигался к виролахтинской церкви, охране требовалось находиться в специальных укрытиях. По преданию, царь знал об этом и иногда бросал в эту сторону золотые монеты. Но сотрудники охраны имели право поднимать их только после ухода императора.

Существовала постоянная связь со столицей: в прибрежной деревне для этих целей обустроили телеграф, связной корабль каждый день отправлялся в Петербург, а между материком и архипелагом постоянно курсировал финский почтовый пароход. Поэтому Николай II оперативно узнавал обо всем, что происходило в стране.

В организации охраны императорской яхты действовали жесткие правила, запрещавшие приближаться к ней посторонним судам. Однажды во время отдыха царя в финских шхерах один из местных жителей на лодке подплыл к сторожевой линии - он хотел продать свои яблоки матросам «Штандарта». В ответ раздался выстрел, который сбил с торговца шляпу. А в 1907 году пострадала финская лайба, которая шла прямо на «Штандарт», игнорируя все звуковые сигналы и даже предупредительный выстрел - в итоге один из миноносцев пошел на абордаж и повредил судно. Пятерых финских рыбаков спасла команда миноносца - как оказалось, они не имели злого умысла, а просто хотели посмотреть поближе на императорскую яхту. Материальный ущерб пострадавшим был компенсирован - по указанию царя, за три недели для них построили новую лайбу. В другой раз имело место происшествие с английским кораблем «Вудберн». Груженное лесом судно стало приближаться к стоянке «Штандарта», намереваясь обогнуть яхту на расстоянии полукилометра. Но корабль начали оттеснять подводные лодки, «Вудберн» дал задний ход, и его нос оказался повернутым прямо на «Штандарт». В ответ на это сторожевые корабли открыли предупредительный огонь, а торпедная лодка «Эмир Бухарский» выстрелила гранатой и пробила борт судна. В итоге был поврежден паропровод и ранен кочегар. Последовавший за этим скандал замяли с большим трудом. Но для подобных мер у охраны были основания: спецслужбы располагали информацией о том, что на «Штандарт» готовится атака моторной лодки или корабля, нагруженного динамитом.

За несколько лет яхта «Штандарт» стала своего рода любимым домом для семьи императора Николая II: во время путешествий за детьми даже присматривали матросы, которых в обиходе называли «дядьками», а цесаревич вплоть до 1914 года летом постоянно носил матросскую форму, на бескозырке которой значилась надпись «Штандарт». Но при этом на воде ни разу не возникало серьезных ситуаций, создававших реальную угрозу для жизни российского императора и его семьи.

http://rosvesty.ru/1...es/?id=3002&i=2

#6 Dim Dimych

Dim Dimych

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 410 сообщений
  • Регистрация: 07-Апрель 05
  • Город:Москва

Отправлено 27 Ноябрь 2008 - 14:38

Нештандартная История

... 3 апреля 1942 года гвардейские стяги взвились на мачтах боевых кораблей. Гвардейскими стали крейсер ЧФ «Красный Кавказ», эсминец КБФ «Стойкий», тральщик Т-205 «Гафель», подводные лодки Д-3, М-171, М-174 и К-22. А также минный заградитель Краснознаменного Балтийского флота «Марти».

Минный заградитель

Сразу замечу, в отличие от наземных войск и воздушного флота, кораблям флота натурального звание «гвардейский» присваивалось куда более скупо. За годы Великой Отечественной войны свыше 550 сухопутных и авиационных частей и соединений стали гвардейскими. Военно-морской флот СССР мог похвастаться только 34 такими кораблями.

... А что же такое минный заградитель? В названии не грохочут героические нотки, о размерах и вооружении можно только догадываться. Или – посмотреть справку.

Водоизмещение «Марти» – 5655 тонн, длина – 122 метра, ширина – 15,4 метра, осадка – 7 метров. Мощность механизмов – 11 426 лошадиных сил, дальность плавания – 2220 миль, максимальная скорость хода – 14 узлов (примерно 25 км/час). Что ж, немаленький корабль. Для сравнения, длина футбольного поля равна 90–120 метрам.

Было на «Марти» из чего пострелять: десять орудий разного калибра. Но главное – было что оставить на морских дорогах врагу. Минзаг брал на борт 320 больших морских мин.

Экипаж составлял 390 человек. В британском флоте подобные корабли называли минными крейсерами.

В боевой строй Балтийского флота минный заградитель «Марти» вступил в 1938 году. Боевое крещение получил в Финскую кампанию, ставил минные ловушки в проливе Бъерке-Зунд, недалеко от Приморска. Базировался в портах Таллина и Либавы (Лиепая) вплоть до начала Великой Отечественной.

Кстати, в самом начале лета минзаг получил переходящее Красное знамя Наркомата Военно-морского флота как лучший корабль своего класса.
Уже в ночь с 22 на 23 июня 1941 года «Марти» вышел в море на боевое задание. А на третьи сутки войны, будучи атакован двумя немецкими подлодками, одну отправил на дно навсегда. Топить субмарины противника не было прямым делом экипажа «Марти», но почему не попробовать?

Рисковать и пробовать войну на зубок – это, если можно так сказать, боевой стиль минзага «Марти». В сентябре 41-го корабль вышел в поход для постановки мин прямо у берега, захваченного фашистами. Сначала пришлось уворачиваться от бомбардировщиков Люфтваффе, все-таки сумевших зацепить корабль. Затем – уходить от артиллерийского обстрела береговых батарей, которые засекли «Марти» еще до выхода в заданный квадрат.
Командир принял рискованное решение: выбираться из-под огня немцев и одновременно ставить мины. Но все дело в том, что выбираться можно было только в одном направлении – противоположном тому, что вело к дому. Минный конвейер работал как часы. И с каждой миной, уходившей за корму в воду, шансов вернуться к родной причальной стенке оставалось все меньше.

Позже, когда фашистская артиллерия успокоилась, «Марти» пошел домой по минным полям, поставленным раньше. Впереди – три тральщика. У каждого тральщика, как клешни у краба, по два полутрала перед носом. Этими металлическими сетями катера траления и должны вылавливать мины в воде. Поймал – взрыв! До Кронштадта дошли все. Вот только из шести полутралов-клешней сохранилась лишь одна…

23 сентября 1941 года «Марти» вместе с другими кораблями Балтики участвовал в отражении самого мощного авианалета на Кронштадт. Первый бомбардировщик сбили, но следующий попал в цель. Пожар в носовой части грозил взрывом – рядом артиллерийский погреб. Главный боцман Соколов не растерялся и нырнул в трюм, успел подключить пожарный шланг. А невдалеке горел после прямого попадания огромной авиабомбы великолепный линкор «Марат». Гигант так и остался до конца войны прикован к кронштадтскому берегу. И сражался стоя.

Петергофский десант

В ночь на 5 октября в кромешной тьме от пристани Кронштадта отошли десятки катеров, под завязку набитых моряками линкоров «Октябрьская революция» и «Марат», курсантами военно-морского политучилища. Все – добровольцы. Среди «пассажиров» – 10 матросов с «Марти». Это был знаменитый петергофский десант!

В нынешнем Петергофском заповеднике прямо от угла Большого дворца уходит вглубь городка улица Десантников. Такое вроде бы неуместное название рядом с Самсоном, рвущим льву пасть, красавцем-каналом, ведущим к пристани на заливе, рядом с парком, где вот уже двести с лишним лет веселит сюрпризами лавочка-фонтан у Монплезира.

В этом парке, на этой улице вели свой последний бой с немецкими батальонами, усиленными артиллерией и танками, матросы-десантники. 7 октября Берлинское радио сообщило: «Западнее Ленинграда, в Петергофе, был высажен морской десант из Кронштадта… В многодневных и упорных боях с матросами наши войска понесли большие потери, но и комиссарский десант был измотан и уничтожен частично нами, частично самими матросами, так как они не сдавались в плен, предпочитая смерть…»

Из десяти матросов «Марти», ушедших в десант, в живых остался только Павел Добрынин. Израненный, без сознания, он попал в плен.
В ноябре 1941 года отряд кораблей под командованием вице-адмирала Дрозда отправился за 260 миль от Кронштадта, на полуостров Ханко, где продолжал сражаться в полной изоляции советский гарнизон. Задача – тотальная эвакуация.

«Марти» пришел на Ханко… «на ручной смазке». Называлась она – «машинист Костылевский». После поражения миной на корабле вышел из строя цилиндр высокого давления. Значит, оставшийся без масла двигатель того и гляди выйдет из строя. На минном поле – верная смерть. Единственный способ возобновить подачу масла – посадить рядом с паровой машиной человека с масленкой в руках. Рычаги двигаются туда-сюда, температура – 60 градусов, качка, грохот… Машинист Костылевский с заданием справился.
Минный заградитель снял с Ханко более 2000 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, свыше 800 тонн груза. И с полуисправным двигателем добрался до Кронштадта.

Новость о присвоении звания «гвардейский» экипаж «Марти» встретил в походе, прямо в бою. Радист мчался на капитанский мостик с радиограммой в руке под рев немецких бомбардировщиков, которые пикировали на корабль, лишенный в апрельских льдах Балтики полноты маневра, но сохранивший всю мощь и точность своих зениток.

Князь первого ранга

В 1938 году ОГПУ арестовало командира «Марти», капитана второго ранга Ивана Карпова, офицера, который три года руководил переоснащением вверенного ему корабля, основателя кронштадтского яхт-клуба. Что конкретно инкриминировали сыну херсонского крестьянина, в связях с разведкой какой страны его обвиняли, в организации какого заговора обличали – теперь имеет значение только для потомков этого человека, если они живут на свете. А сам Иван Григорьевич сгинул без вести то ли в следственных изоляторах, то ли в лагерях.

На его место был назначен другой офицер – Николай Мещерский. Именно под командованием Николая Иосифовича Мещерского «Марти» совершил большинство славных боевых походов и получил гвардейское звание. Именно ему экипаж обязан своими жизнями, а корабль – сохранностью.

... Все, кто знал его в бытность командиром «Марти», вспоминают только хорошее. Капитан первого ранга Мещерский носил кличку Батя. Более лестной оценки командир на флоте заслужить не может. В Бате, которым наградили матросы и офицеры «Марти» своего командира, не было ни капли фамильярности и вульгарности. Только уважение и любовь. Мало кто видел Мещерского в гневе или даже в состоянии элементарного раздражения. В пиковые моменты он держал себя корректно и строго. Только абсолютная бледность обветренного лица выдавала командирское волнение.

... 1 октября 1949 года на Таллинском рейде сильно штормило. Вечером с берега после увольнительной возвращались корабельные баркасы. На штормовой волне один из баркасов ударило о борт крейсера и перевернуло. Погибли 58 человек. Как и положено, под суд пошел дежурный вахтенный офицер Вовк и командир охраны водного района Таллина Попов. Оба получили сроки – 7 и 1 год соответственно. Военная прокуратура даже не заглядывалась на Мещерского как на только что прибывшего к месту службы и отсутствовавшего на борту. Он явился в трибунал сам и потребовал:
– Я командир корабля и отвечаю за все. Значит, судите и меня!

Встречного благородного порыва не последовало. Мещерский, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Нахимова, Ушакова, Отечественной войны, был осужден на 5 лет.

Спустя три с половиной года усилиями главкома ВМФ, адмирала флота Кузнецова, лично знавшего и ценившего Мещерского, Николай Иосифович был помилован и освобожден. В 1962 году Мещерский вышел в отставку, в 1973-м – скоропостижно скончался.

Бывший старпом Мещерского, впоследствии командир «Марти» капитан второго ранга Михаил Иванов, присутствовал на заседании трибунала, где судили его командира. Он вспоминал, что генерал-майор юстиции Мухоморов обратился к старшему помощнику крейсера «Чапаев» Соколову, находившемуся на борту в момент трагедии, с такой сентенцией:
– Как же вы допустили такое безобразие? Ведь вы же не княжеского рода!..

Да, капитан первого ранга Николай Мещерский происходил из древнего русского княжеского рода Мещерских, известного с XIII века.
Спустя три месяца после присвоения «Марти» звания «гвардейский» командир заградителя опубликовал статью в газете «Красный флот» и подписал ее так: «Гвардейского экипажа капитан 1-го ранга Н.И. Мещерский». И на сей раз, как и в 1918, и в 1938 году, соответствующие органы оказались по необъяснимым причинам невнимательны.

Яхта гвардейского экипажа

... 1 октября 1893 года на верфи «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене заложили «Штандарт» Николая Второго. Спустя неполных три года яхта встала в строй. Она нисколько не походила на легкую лодочку с мачтой и скромным гротом на ней. Водоизмещение – 5500 тонн, длина – 112 метров, ширина – 15,4 метра, осадка – 6,6 метра. Напоминаю, длина футбольного поля – 90–120 метров.

Две паровые машины мощностью 12 тыс. лошадиных сил развивали скорость до 22 узлов (около 40 км/час). На вооружении яхты находилось восемь орудий небольшого калибра.

Экипаж яхты составлял 357 матросов и 16 офицеров.

«Штандарт» отличался особым комфортом и изумительными ходовыми качествами. Мог он похвалиться, в отличие от «Титаника», и повышенной плавуче стью. Так, в 1907 году яхта с императорской семьей на борту пошла в финские шхеры. Проходя узким проливом, «Штандарт» налетел на подводную скалу. Вода хлынула в пробоину, яхта дала сильный крен. По оценкам самого Николая Второго, хорошего морского специалиста, корабль должен был затонуть минут через 20–25. Пока спускали шлюпки, пока искали трехлетнего цесаревича, которого матрос-нянька Деревенько предусмотрительно отнес на нос яхты как наиболее безопасное место, пока задраивали переборки и включали помпы, выяснилось, что яхта тонуть не собирается. Ее корпус и переборки были рассчитаны и на подобные неприятности.

Потом, при «разборе заплыва», выяснилось, что подводная скала, ставшая причиной аварии, не была отмечена ни на одной лоции этого водного района. Но прежде император отобрал револьвер у контр-адмирала Нилова, посчитавшего происшедшее своей ошибкой. Смыть вину он собирался традиционным для русского офицерства способом – собственной кровью.

Вот что писал о яхте «Штандарт» американец Роберт Мэсс в работе «Николай и Александра»: «Размером с небольшой крейсер, оснащенный паровой машиной, работавшей на угле, он тем не менее был спроектирован как парусное судно. Его огромный бушприт, украшенный золотым вензелем на черном фоне, устремленный вперед, точно выпущенная из лука стрела, как бы продолжал нос клипера. Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Помещения, предназначенные для царской семьи, были задрапированы ситцем. Помимо судовой церкви и просторных кают для императорской свиты на яхте имелись помещения для офицеров, механиков, котельных машинистов, палубной команды, буфетчиков, лакеев, горничных и целого взвода моряков гвардейского экипажа. Кроме того, на нижних палубах нашлось достаточно места для размещения духового оркестра и балалаечников».

На «Штандарте» русский император совершил последний визит в Британию в 1909 году. На нем же последний раз ходил в Германию в 1912-м. Император Вильгельм не раз намекал «брату Ники», что не прочь получить «Штандарт» в подарок, уж очень хорош и в полтора раза больше его парадной яхты «Гогенцоллерн». Но подарка «брат Вилли» так и не дождался.

Весной 1917 года «Штандарт» оказался в руках революционных моряков Кронштадта, и его превратили в штаб Центробалта.
В 1918 году потерявшая гвардейский статус яхта была законсервирована и надолго встала на прикол в Кронштадте.

Следующая встреча с немцами произошла спустя почти 30 лет после визита «Штандарта» с Николаем Вторым на борту в кайзеровскую Германию. Точнее – 23 июня 1941 года.

После 16 лет консервации «Штандарт», уже успевший некоторое время поносить имя «18 марта», был поставлен в доки на переделку. Спустя четыре года на свет божий явился новый минный заградитель Балтийского флота. Под именем «Марти».

Это была отнюдь не последняя реинкарнация великого корабля. В 1948 году «Марти» вновь переименован и переделан. На этот раз он превратился в плавучую казарму «Ока». Но и это еще не конец. В 50-х годах теперь уже «Ока» становится плавучей мишенью для ракетных стрельб боевых кораблей. И лишь в начале 1960-х годов старика-ветерана, достигшего почти 70-летнего возраста, сдали на слом.

С разницей в один год они появились на свет: корабль и его самый яркий командир. И ушли с разницей в считанные годы. Сегодня нет на флоте корабля, носящего имя капитана первого ранга Мещерского, нет ничего, что хранило бы память об этом русском моряке. Кто знает, может быть, в бабушкиных корзинках еще прячутся стальные иголки, сохранившие в своих молекулах воспоминания о корабле, из которого они сделаны. О корабле, который наследовал традиции петровского флота и получил звание гвардейского дважды.

Другого такого корабля нет и не было в составе военно-морского флота ни одной страны. Как нет сегодня ни одного гвардейского корабля в составе Краснознаменного Балтийского флота.
http://www.russkiymi...0...4=2799&i4=6

#7 KULIK

KULIK

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Регистрация: 26-Ноябрь 08

Отправлено 27 Ноябрь 2008 - 16:31

Не мало информации набралось :)
Тема воскресла.

#8 Alina

Alina

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 036 сообщений
  • Регистрация: 29-Июль 07
  • Город:Москва/Georgia

Отправлено 02 Июль 2010 - 14:57

Кайзер Вильгельм II и российский Император во время смотра на Императорской яхте «Штандартъ»

Изображение

Николай II и его адьютант. Пирс, яхта «Штандартъ»

Изображение

на любимом «Штандарте»

Изображение

Изображение

«Штандартъ» в Севастополе

Изображение

Изображение

Анастасия Николаевна. «Штандартъ» 1907 год

Изображение

Изображение

Татьяна Николаевна. «Штандартъ»
Изображение

На яхте

Изображение

Государыня Императрица
Изображение

Столовая яхты "Штандартъ"
Изображение

Императорская яхта Штандартъ. Часть интерьера салона и двери, ведущие в рабочий кабинет Государя Императора Николая Александровича и библиотеку
Изображение

С. Погуляев и Великий Князь Алексей Николаевич, с моделью корабля-парусника
Изображение

Анастасия
Изображение

Цесаревич на "Штандарте"
Изображение

еще фотохроника

Изображение

"Штандартъ" в Ялте

Изображение

#9 Alina

Alina

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 036 сообщений
  • Регистрация: 29-Июль 07
  • Город:Москва/Georgia

Отправлено 03 Июль 2010 - 16:27



#10 Alina

Alina

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 036 сообщений
  • Регистрация: 29-Июль 07
  • Город:Москва/Georgia

Отправлено 16 Февраль 2011 - 21:23

еще интерьеры яхты "Штандарт"

Кабинет на "Штандарте"

Изображение

Салон на яхте "Штандарт"

Изображение

спальня

Изображение

#11 Alina

Alina

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 036 сообщений
  • Регистрация: 29-Июль 07
  • Город:Москва/Georgia

Отправлено 17 Февраль 2011 - 22:23

Рубка и капитанский мостик

Изображение

Палуба

Изображение

Изображение

Кабинет

Изображение

Вид части кают-компании

Изображение

Кают-компания личного состава

Изображение

Спальня пассажиров

Изображение

Столовая пассажиров

Изображение

Судовая церковь

Изображение

Салон кабинет и библиотека

Изображение

В столовой

Изображение

Вид части камбуза оборудованного на яхте Штандартъ

Изображение

Нижняя палуба и галерея

Изображение

Нижние чины команды Штандартъ


Изображение

Офицеры в машинном отделении

Изображение

Вид части машинного отделения

Изображение




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100