Отправлено 26 Март 2015 - 22:24
Действительно, огнетрубный котёл - хотя потенциально очень опасен, чтобы довести его до взрыва надо постараться. И существует ряд признаков, которые проявляются прежде, чем он взорвётся. Тем не менее, таланты на жд находятся. Не думаю, что их нет на речном флоте. На жд - первая причина взрыва котлов - максимально длительная езда без закачки воды в котёл на подъём. Пока паровоз едет на подъём, бригада, видя, что воды нету вообще в водомерном стекле, но в крантиках ещё есть тянет поезд вверх и не торопиться её закачивать. Иначе, упадёт давление и подъём не взять. Только перевалили гору - во-первых - вся вода уходит вперёд котла, а топка у паровоза в задней части, а во вторых - закрывается регулятор, а когда это происходит - уровень чуть понижается. Оголяется потолок топки и...бабах! Никакие пробки не помогают.
Вторая причина - длительная, до нескольких лет эксплуатация котлов без промывки. Есть такой паровоз Ов - 324, у него раз при растопке вырвало трубную решётку. Было много накипи, заглушенные трубы. Паровоз, кстати был восстановлен и сейчас эксплуатируется. Третья - ветхость арматуры. Раз так вырвало на паровозе серии "Э" продувательный кран котла. Хорошо, оба инжектора сумели значительно уменьшить скорость падения уровня воды, и паровоз был аварийно потушен.
Четвёртая причина - пьянка на рабочем месте. Котёл никто не питал водой, все были заняты более важным делом. Можно припомнить взрыв паровоза "Су" в Ленинграде. Котёл улетел на 200 метров. Не помогли клапана и пробки.
Пятая причина - конструктивные недостатки отдельных видов котлов. Например, на паровозах ФД - ИС котёл длинный и относительно узкий. потолок топки - выпуклый. Расстояния между потолком топки и максимально допустимым уровнем воды в котле (чтобы не бросало в машину воду) не очень много. Чуть повысишь уровень воды в котле - воду бросает в машину. Чуть понизишь - в лучшем случае течь труб, в худшем - взрыв. При аккуратной работе бригады - всё нормально, но стоит чуть зазеваться - и то, что другие паровозы прощали, на ФД- ИС не проходило. В 80 годы происходило много взрывов котлов именно паровозов ФД, отданных под котельные, и обслуживаемых персоналом, не очень знакомым с даже нельзя сказать, конструктивными недостатками, просто - особенностями эксплуатации этих агрегатов.
Шестая причина - общий износ котла. Его продолжают топить, держать в нём 13 атмосфер, а там уже листы тонкие.
Седьмая причина - очень быстрый подъём давления. с двух до 15 атмосфер - за 15 минут. Котёл при этом расширяется, но происходит это неравномерно. Это не приводит к немедленному взрыву, но повреждения постепенно накапливаются. Связи рвуться, а если хоть одна порвалась, паровоз надо немедленно тушить. Но мне раз довелось участвовать в ремонте паровоза "СО", приехавшего с ...13 оборванными топочными связями. Ни выпучин в топке, никаких других последствий. Да и в ремонт он доехал сам.
Но, никогда не следует забывать то, что на котёл изнутри действуют силы в несколько тысяч тонн, которые пытаются его разорвать - это раз, и не стоит забывать то, что даже 12 атмосфер в случае хорошей утечки моментально сдирают всё мясо с костей. А что уж говорить про 50?
Кстати! На новейшем в то время тяжёлом атомном ракетном крейсере "Пётр Великий" ведь тоже был подобный инцидент! На БПК "Керчь" черноморского флота тоже ведь не очень давно котёл взорвался. Всего лишь вспомогательный. Но это решило судьбу корабля в сторону списания. Как и "Франса" - "Норвея".