Удобно разделить на пассажирские и буксирные пароходы. Пассажирские тогда ходили на участке Москва – Горький. В качестве точки на оси времени мне удобно выбрать 1961 г, когда я во второй половине августа прошел по всей Оке на пароходе Петр Комаров.
Вообще то, это не самая первая поездка на пароходе – до этого в 60-м году плавал на «кругосветском» пароходе «Севастополь» до Ново-Окатово, а обратно на А. Малышкине. А в том году «кругосветка» обслуживалась пароходами 737-го проекта МРП. Кстати, Москву эти суда проходили днем. Вот, когда позже «кругосветка» возобновилась с ВОРПовскими пароходами, они стали «крутить» в другую сторону и отходили от СРВ в 24-00, а в 60-м они отходили от ЮРВ в 10-00 и приходили на СРВ в 15-30. Уходили в рейс на следующие сутки в 12-00. Всего в Москве стоянка у них была 43 часа (примерно поровну в Южном и Северном портах). Если учесть, что много времени уходило на грузовые операции, трудно сказать насколько это было удобно для немосковских пассажиров.
Итак, в 1961 году от Москвы в сторону Оки работало три линии - «Московская кругосветка» вверх по Оке через день, вниз тоже через день Москва-Уфа (в Москву по Волге) – по этой линии я и путешествовал (обслуживалась бельскими пароходами).
Пароходы 737-го проекта много обсуждались, но тогда существовала еще одна линия (тоже через день) Москва – Горький: туда -обратно по Оке – на ней были другие пароходы. Вот в справочнике 1961-го года перечислен состав этой линии, причем все суда отнесены к дореволюционной постройке.

http://fotki.yandex....of/view/668952/
Довольно понятная ошибка – на самом деле дореволюционных только два – Максим Горький и Григорий Пирогов. Хочется о Московско – Окской флотилии поговорить поподробнее. Она состояла из однотипных судов различного происхождения.
Сознательно начал наблюдать флот года с 57-го, тогда в Москву со стороны Оки ходила целая флотилия таких пароходов, а вот сфотографировать не получилось. Расписание такое (приход в Москву утром, а отход вечером), так что в районе Софьино – Фаустово - Северка (мои воскресные походы) они проходили ночью. При ежедневном отправлении всегда в Южном грузовом порту около пакгаузов можно было видеть пару пароходов - но без бинокля рассмотреть названия, а тем более сфоткать было невозможно. Однако, думаю, немногим форумчанам довелось видели эти пароходы "живьем". Они несколько меньше пароходов 737-го проекта, и по размерам и по мощности и по скорости. Например, тот же М. Горький, (1905 г, первое название «Вера», построен в Лелюховском затон). Довольно мощный пароход (для его скромных размеров, длина 60 м, ширина корпуса 7,3 м (габаритная 14 м)) - около 400 л.с., скорость 17 км/час (по скорости большой разброс данных – от 14 до 17 км/ч). По сведениям Смирнова был штабным пароходом в Волжской Военной Флотилии (тут было несколько пароходов с таким именем, поэтому могут быть и ошибки), выведен из эксплуатации в 1963 году. Скорее всего, он (?) нашел последнее пристанище возле базы рыболовов на Большой Волге.

http://fotki.yandex....of/view/668940/

http://fotki.yandex....of/view/668944/
(фотографии архива Мостурфлота)
Второй дореволюционный пароход из расписания 1961 года - Григорий Пирогов наиболее старый 1896 г. (Коломна), (длина 62,2 м, ширина 7,3 м (14,2 м)), 320 л.с., 17 км/час, просторен по заказу Окского пароходчика Кочкова и наз. «Елена». В советское время он был переименован в «Иуду Маккавея» - неслабое название для большевиков. Библейский персонаж, герой иудейского народа, борец за веру, восстановитель храма (150-200 лет до Р.Х).

http://fotki.yandex....of/view/670608/
Последнее переименование- «Григорий Пирогов» не менее интересно (об этом есть материал на сайте инфофлота). Известно, что на Оке в с. Новоселки (ниже Кузьминского шлюза) родина плеяды известных русских певцов – пять братьев Пироговых и все пели. Их дед (которого прозвали за сильный голос «колокол») был то ли бурлак, то ли ямщик (если вспомнить, что на Оке применялась в основном конная тяга, то он был коновод, то есть эти две специальности совпадали). Старший Григорий прославился первым – после отъезда Шаляпина это был лучший бас России, младший Александр получил большую славу в советское время. Был еще второй брат Михаил, который в свое время затмевал обоих – он пел в церкви, был рукоположен в протодьяконы. На службу с его участием в Рязань съезжалась «вся Россия». Впрочем, он пел и в Храме Христа Спасителя в Москве и при царе…… В 1931-м году умер старший Григорий и усилиями брата Александра произошло в 1932-м году переименование Маккавея в Григория Пирогова (по данным Смирнова между этими названиями он какое то время еще назывался «Большой театр»). К тому же произвели такой ремонт что пароход стал лучшим в Московско – Окском управлении. Название, надо полагать, память о всей знаменитой окской семье. Списан был примерно в 63-м году, то есть проработал 67 лет.
file:///E:\TMP\msohtml1\01\clip_image002.jpg