Речь далее пойдет о буксирных пароходах, которые ходили по верхней Оке в 60-х годах.
Тогда основной флот был представлен буксирами 733-го проекта. Какие пароходы ходили до них не знаю. Попался материал об эвакуации в 1941 г в Серпухове – перечислены 4 парохода – три из них я видел позже на Москва-реке - это типа СБ-20. Конечно эвакуироваться можно на чем угодно, но есть вероятность, что такие пароходы до 733-х там были. В 60-х же годах основная работа на верхней Оке – буксировка барж со строительными материалами из карьеров выше Серпухова (Ланьшинский карьер) до Коломны. Часто эти же буксиры использовались для доставки барж в московский Южный порт (конечно, это основные пункты – существовало большое число и других мест погрузки-разгрузки). Впервые пароходы такого типа я увидел на Москва-реке. Фотки я раньше выкладывал – покажу снова – в большем размере.
http://fotki.yandex....of/view/683664/Пароход Наборщик выше Воскресенска – ведет три груженые баржи. Это где-то год 63-й – помню, в районе Марчугов вечером его обогнал пассажирский пароход старой постройки Некрасов. А я был далеко от реки – сфоткать не успел.
А вот он же на Оке в 1966 году в районе Прилук (выше Каширы)
http://fotki.yandex....of/view/683663/ Таких пароходов в МРП было 8 штук. Не все они регулярно работали на верхней Оке. Вот в 66-м жил в Соколовой Пустыни больше месяца - регулярно ходили 5 пароходов, два парохода (Статистик и Садовод) появлялись эпизодически, а Сталевара я там вообще не видел.
Все эти пароходы тогда были новыми – построены на заводе Ленинская Кузница в 1953-54 гг. Размеры 48,4 м * 7 м (с выносами 13,5 м) – при одинаковой с СБ-20 ширине корпуса, длина больше почти на 5 м. Мощность двухцилиндровой машины 200-220 л.с. при этом тяга дается заметно большая чем у довоенных пароходов и это было видно.
http://fotki.yandex....of/view/683655/ Пароход Кровельщик на Оке.
В библиотеке Е.Л. Смирнова
http://russrivership...files/doc49.pdf приводится паспорт этого парохода – очень интересно. Московско-Окское речное пароходство (это в 54-м году) – ликвидирован в 75-м. Топливо тогда – антрацит, но уже имелась радиостанция. Экипаж 22 человека, в том числе 3 масленщика и 4 кочегара. При переходе на мазут число кочегаров должно уменьшиться. Да и весь экипаж человек до 17. А вот помещения: одноместные каюты 6, но наверху только 2, двухместных 8 – и все в корпусе. Ну, и там можно посмотреть перечень всех помещений с метражом.
Очень интересен перечень изменений: замена деревянных плиц стальными, очень большое изменение (60-й год) – переход на мазут, автоматизация горения форсунок только в 70-м. Дистанционное управление машиной из штурвальной рубки и с мостика.
Одна из самых старых моих фотографий этого проекта
http://fotki.yandex....of/view/683673/ Пароход Статистик, где то год 58-й, в Нагатино (Новинки), весна (март) – всю зиму простоял у пристани. Оказалось, ждал переделки в теплоход.
В 1966-м году поднимается вверх по Оке (Соколова-пустынь), ниже перекат и виден высокий древний берег – это Кашира
http://fotki.yandex....of/view/683671/ Вот так он тогда выглядел
http://fotki.yandex....of/view/683672/Точно такую же переделку я видел еще на Сухоне – пароход Балтиец.
Да, вот могу показать место, с которого удобно фотографировать – откос над пляжем http://fotki.yandex....of/view/683652/ Вот только весь день против солнца. Вообще в Соколову Пустынь удобно ездить москвичам – электричкой до Ступино, с привокзальной площади автобусом до Соколовой Пустыни (раньше так было) – доезжаешь до конечной, перешел через дюну и вот она….Ока. Раньше частенько ездил сюда, пароходы, купанье, грибы….И обязательно весной посмотреть разлив.
Вот мимо этого пляжа проходит путейский пароход Перекат снимок 66-го года.
http://fotki.yandex....of/view/683668/ Но впервые я его увидел в 58-м, когда ехал на Юг (тоже впервые) и с ж/д моста в Серпухове увидел беленький 733 (это однозначно он). Работы у него было много – перекаты все время разрабатывались – так что появлялся чаще других пароходов.
Здесь он ведет вверх какой то кран. Впереди виден верхний перекат.
http://fotki.yandex....of/view/683675/ Вот хорошая фотография Переката, выложенная когда то А. Кирилловым. Она расчерчена, но видны все детали
http://fotki.yandex....of/view/683635/