Вернёмся в тему:
"Подниматься будем восемь лет
В прошлом месяце впервые после начала реформы судостроительной отрасли было конкретно сказано, как будет развиваться этот вид промышленности
конец, не может не ра
Программа как инструмент стратегии
Правительство России утвердило Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники на 2009—2016 годы». Она является одним из основных инструментов реализации «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу».
Главной целью программы является развитие научно-технического и проектного потенциала судостроительной промышленности. Новая ФЦП направлена на финансирование перспективных научных разработок, опытно-конструкторских работ в сфере гражданского судостроения и развитие уникальной стендовой базы.
Общая стоимость реализации всех мероприятий составляет 136 млрд. 411 млн. рублей. В том числе из федерального бюджета запланировано выделить 90 млрд 664 млн. рублей. Из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 67 млрд. 301 млн. рублей, на капитальные вложения — 18 млрд. 802 млн. рублей, на прочие нужды — 4 млрд. 561 млн. рублей. Из внебюджетных источников необходимо привлечь 45 млрд. 747 млн. рублей.
Программа включает в себя семь направлений. Это «Освоение шельфа», «Научный задел», «Разработка концептуальных проектов морской техники», «Судостроительное производство», «Судовое приборостроение», «Судовое машиностроение и энергетика» и «Системные исследования морских технологий и рынков».
В свете тенденций последних полутора десятилетий, которые и привели российское судостроение к нынешнему плачевному положению, пятый, шестой и седьмой разделы являются, пожалуй, революционными для отрасли. В самом деле, судовые приборы и оборудование в нашей стране не производятся давно, и при строительстве новых судов верфи вынуждены закупать такую технику за рубежом. Что же касается исследований рынка, то в связи с низкой долей коммерческого судостроения для российских потребителей эта ниша давно опустела.
Итак, пятый раздел ФЦП предусматривает выполнение работ в области систем навигации, управления, гидроакустики, связи, радиолокации, ориентированных на использование новой электронной компонентной базы и системы технических решений.
Раздел «Судовое машиностроение и энергетика» включает работы в области энергетических систем, использования атомных установок и электрохимических генераторов, газотурбинных двигателей, агрегатов и устройств электротехники, движения, обеспечения жизнедеятельности. Последнее направление предусматривает мероприятия, результаты которых позволят оценивать конъюнктуру мирового рынка, определять приоритетность номенклатуры судов и морской техники в модельном ряде российского судостроения.
Что касается других частей программы, то они предусматривают следующие ступени развития. За разделом «Судостроительное производство» стоит выполнение работ по созданию базовых производственных технологий строительства и ремонта морской техники, судового машиностроения, оборудования и приборостроения, сертификации производств и технологических процессов. Под разработкой концептуальных проектов морской техники (раздел № 3) понимается выполнение работ по проектам, определяющим перспективный облик гражданских судов и морской техники различного назначения. Направление «Научный задел» предусматривает создание технологий гидродинамики морского и речного судов, обеспечения прочности и надежности конструкций морской техники, проведение испытаний, создание новых и специальных материалов как базы для реализации перспективных проектов создания конкурентоспособной техники. Что будет выполняться в рамках первого раздела «Освоение шельфа», понятно из названия.
Помимо разработки новых технологий, предусматривается закупка ряда лицензий, необходимых для создания современной техники.
Как распределяются миллионы
Федеральную программу планируют реализовывать двумя этапами — с 2009 по 2011 и с 2012 по 2016 год соответственно. Как утверждают ее авторы программы — а разрабатывалась она в Министерстве промышленности и энергетики РФ, — реализация ФЦП в сочетании с другими мероприятиями «Стратегии развития судостроительной промышленности» позволит значительно увеличить долю отечественной судостроительной продукции на мировом рынке и удовлетворить потребности российских потребителей в судах различных классов. В результате будут созданы условия для выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной гражданской морской техники. Ее перспективный ряд, обозначенный в «Стратегии развития судостроительной промышленности», включает в себя принципиально новые крупнотоннажные суда усиленного ледового класса (ледоколы, танкеры и газовозы), научно-исследовательские, суда экологического и гидрологического контроля, перспективный скоростной флот для использования на морских и внутренних линиях, новые типы промыслового транспорта для добычи и переработки рыбы и биологических ресурсов. Транспортные суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания в этом списке отсутствуют, хотя указываются в программе в числе основных секторов гражданской морской техники, способных обеспечить эффективную деятельность указанных хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Прочитав подробно приложения к основному документу программы, в которых заложены все капиталовложения до последнего рубля, можно понять, что кое-что для флота внутреннего плавания все-таки предусмотрено. Не ахти, конечно, но все же.
В ФЦП заложена разработка технических предложений, где будет определен необходимый типоразмерный ряд судов смешанного плавания и их технический облик. Сюда входят в том числе специализированные танкеры и сухогрузы суда в целях гарантированного завоза грузов в арктические районы России. Также должны быть разработаны комплекты документации в стандартах единой системы конструкторской документации для флота смешанного и внутреннего плавания нового поколения. Под эти цели отведено 170 млн. рублей.
Говорится в программе и о дноуглубительном флоте. В частности, предусматривается разработка предложений, в которых будет определен облик транспорта различного назначения, в том числе и дноуглубительного, работающего на внутренних водных путях. Для этого заложено еще 120 миллионов.
Надовать, что документ обращает внимание на тот вид флота, строительство которого в нашей стране вообще не ведется. Речь идет о пассажирских судах. В ФЦП говорится о необходимости разработки технических предложений, где будет определен необходимый типоразмерный ряд перспективного флота и проработаны основные технические решения. Разумеется, необходимо выполнть технико-экономического обоснование проектных решений судов. В перспективе планируется создать большие круизные пассажирские лайнеры вместимостью 1000 и более пассажиров для круизов вокруг Европы, по Средиземному морю, Карибскому бассейну, странам Юго-Восточной Азии и другим странам. К 2013 году в рамках стандартов единой системы конструкторской документации будет создана проектная документация круизных пассажирских теплоходов класса «река-море» вместимостью от 200—250 до 500—600 пассажиров для плавания по трассе Волго-Балтийского пути, Дунаю, вдоль побережья Балтийского и Черного морей. К 2014 году подобная документация должна быть готова и для пассажирских судов речного и прибрежного плавания для местных линий на 50, 100, 150 пассажиров с вариантами в грузопассажирском исполнении. Графа «Морские и речные пассажирские суда» предусматривает выделение 720 млн. рублей.Вадим СЕРОВ"
ИсточникТут