Продолжаю...
Часть 6
Ягодное - Сусуман - Мяунджа, крайняя точка пути
(526...633...718 км к Северу и Северо-Западу от Магадана)
Едем дальше.
Ягодное – Сусуман (526-633 км по трассе к Северо-Западу от Магадана)
Первые 35 километров наш путь лежит вдоль уже знакомой долины реки Дебин, которая на этом участке перекопана золотодобытчиками. Дальше в районе посёлка Бурхала, трасса, на протяжении 109-ти километров сопровождавшая реку, пересекает, наконец, Дебин – большой металлический двухпролётный мост.
А далее...
Впереди горный хребет Черге, являющийся частью большой горной системы на Северо-Востоке Сибири, которая простирается на 1000 километров от Нижнего течения Яны до Верховьев Колымы, имеет ширину 300 км и известна как Хребет Черского. Ну а нам предстоит преодолеть один из самых высокогорных перевалов на нашем пути – Бурхалинский, находящийся на высоте 1005 метров. По необычайно крутому и экстремальному горному "серпантину" взбираются сюда машины...
На этой фотке в левом нижнем углу хорошо видна ленточка дороги внизу. Оттуда мы поднялись:
Вскоре за перевалом – последняя на нашем пути смена машины. Нас встречает на УАЗе лично начальник местного ДРСУ со своим помощником, и вот мы уже едем в последний крупный населенный пункт на нашем пути – последний перед Якутией райцентр Магаданской области – город Сусуман.
Сусуман находится в 633 километрах к Северо-Западу от Магадана. Как и Ягодное, Сусуман - достаточной крупный городок. Конечно, и его очень сильно пощипала разруха и перестройка, но в целом городок жив. Население Сусумана в 1989 году составляло 17000 жителей, сейчас – 7800, но процесс оттока народа в настоящее время несколько стабилизировался. Сусуман находится в долине р. Берелех и его притока р. Сусуман. Это очень ветреное место. Недаром название поселка произошло от эвенкийского "кухуман", "хугуман" – буран, ветер.
Интересное зрелище представляет собой аэропорт Сусумана. Раньше здесь было много местных авиалиний. Сейчас, конечно, такого нет. Да и в Магадан народ в основном добирается автотранспортом. Но в реестре российских аэропортов Сусуман по-прежнему значится.
Но вообще городок вполне цивильный – нашли хорошую современную кафешку. Ну а гостиница и вовсе достойна восторженных слов – нас поселили в шикарном номере люкс, имеющем в своём арсенале даже такое экзотическое приспособление, как душ Шарко (это, когда вода брызгает не только сверху, но и с боков ). В городе имеется даже Интернет-кафешка! Приятно, что тут есть молодежь. В общем, - хорошее место, город Сусуман!
Жилые кварталы Сусумана. На дальнем плане - гора Морджет (2127 м).
Река Берелех:
Кстати, очень интересно смотрятся пятиэтажки на сваях, построенные в условиях вечной мерзлоты.
Сусуман – Мяунджа (633-718 км по трассе на Северо-Запад от Магадана). Последний рывок.
Переночевав в гостинице, двигаемся далее по трассе. До крайней точки нашего путешествия, реки Мяунджинки, остаётся около 90 километров по трассе. Едем на уже знакомом УАЗике начальника ДРСУ.
Утро для нашего водителя выдалось тяжёлым – вчера на трассе разбился его приятель-дальнобойщик, вот и сидели, поминали всю ночь. Впрочем, такие ситуации здесь не редкость. Повеселел вскоре и наш водитель – колоритнейший местный мужик!
Едем по трассе. Много интересного рассказал нам водила об этих самых отдалённых закоулках Магаданской области. В частности, недалеко отсюда находится исток Колымы – место слияния двух истоков-ветвей - рек Кулу и Аян-Юрях. От Сусумана это около 50-ти км по долине реки Берелех. Как таковой дороги туда нет, но народ на исток Колымы ездит – на «Уралах», внедорожниках, зимой – на снегоходах по зимнику. Прямо на истоке находится охотничья стоянка и памятный знак, куда регулярно наведывается и наш водила. Пока прогревалась машина, он нам показал летние фотки оттуда. Охота, рыбалка… Впрочем, с этим здесь нигде проблем нет.
Про 90-километровый участок Сусуман - Мяунджа рассказать особо нечего. Снова перевалы, брошенные старые поселки, кое-где новые базы, добыча золота в долинах рек... Слева по ходу к основной дороге подходит Тенькинская трасса, отделившаяся о основной дороги возле поселка Палатка (я писал о ней во второй части)
Итак, крайняя точка нашей поездки - 718-й километр трассы от Магадана. Мост через реку Мяунджинку, последний из 49-ти запланированных для обследования. Стоим на этом памятном месте. Трудно представить – 7110 км от Москвы до Магадана и ещё 718 км от Магадана на Север вглубь легендарной Колымы. Только представить, где мы сейчас находимся!!!
поселок Мяунджа:
Крупная ТЭЦ среди тайги:
Фотографируемся на память...
Разворачиваемся и едем обратно в Сусуман - точку нашего последнего базирования.
А дорога идет дальше, нитью жизни извиваясь сквозь горы и бескрайнюю тайгу...
И как раз про то, что ждало бы нас впереди, про виртуальное 1307-километровое путешествие до Якутска, я расскажу в следующей, предпоследней, части. А в последней, восьмой главе - про последние дни на Колыме - возвращение из Сусумана в Магадан, а потом и в далёкую Москву...
Продолжение следует...