Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Колыма-2006
#21
Отправлено 12 Сентябрь 2007 - 21:29
Они были, когда людей (даже каких-нибудь местных якутов-эвенков) не было. Потом пришла кой-какая цивилизация в годы СССР, сейчас все разваливается и люди уходят (и не факт, что эвенки будут...) - а реки, горы, перевалы останутся - почти в нетронутом виде...
Андрей, прекрасные фото, прекрасный рассказ! Ждем-с продолжения!!!
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#22
Отправлено 13 Сентябрь 2007 - 20:09
Часть 4
Перевал Раздельный - Дебин
(370 - 452 км по трассе к Северу от Магадана)
Итак, на перевале Раздельный нас встречает машина следующего участка. Перебрасываем поклажу и едем далее...
За рулём «УАЗика» лично дорожный мастер этого участка – очень интересный собеседник, с детства живущий в этом суровом крае. Через несколько километров дороги мастер остановил машину возле удивительных по красоте скал и замёрзших водопадов недалеко от ручья Наледного:
Недалеко от поселка Оротукан от трассы отходит ещё одна боковая дорога – на Усть-Среднекан. Там, за хребтом, на реке Колыме, начиная с 1990 года, ведется строительство Усть-Среднеканской ГЭС – самая большая на данный момент стройка Магаданской области. Возведение ГЭС несколько раз приостанавливалось, потом снова возобновлялось. Какое-то время стройку хотели законсервировать; в настоящий момент утверждена программа финансирования объекта до 2011 года, но дальнейшая ситуация пока всё же туманна. На данный момент гидроэлектростанцию хотят сдать к 2016 году, но окончательной ясности пока нет.
Стройка от нашей трассы совсем рядом – всего несколько горных перевалов.
Останавливаемся перекусить в придорожной кафешке дальнобойщиков в поселке Оротукан. Заезжаем и в сам поселок. Как и во многих других поселениях, жизнь здесь не процветает. Много брошенных домов:
Съезд в поселок с главной дороги. Мост через реку Оротукан в аварийном состоянии:
Уникальнейший Оротуканский завод горного оборудования (ОЗГО) влачит жалкое существование. Последние 80 работников завода долгое время героическими усилиями сами пытались поддерживать завод в работоспособном состоянии, надеясь на лучшее, но покупателя на предприятие так и не нашлось, и перспективы его, увы, весьма печальны.
Но несмотря ни на что, поселок Оротукан жив (недавно благодаря господдержке была капитально отремонтирована школа) и даже имеет свой интереснейший интернет-сайт.
====================
Далее трасса проходит вдоль реки Оротукан. В долине реки ведется добыча золота – долина на протяжении нескольких десятков километров полностью перекопана... Несмотря на октябрь и приближающуюся зиму, кое-где ещё работает техника.
По дороге заехали в посёлок Спорное. Жить ему осталось недолго. Посёлок подписан на выселение. Оставшимся жителям дадут сертификаты на приобретение жилья в одном из регионов России. Кто-то переселится в Магадан, а большинство - на "большую землю".
Но вот ведь удивительно - несмотря на всего два или три полузаселенных дома, посреди посёлка стоит шикарный магазин японской техники! ЖК-телевизоры, всякое фото-видео с прибамбасами... Чудеса, да и только! Впрочем, японской техникой здесь особо никого не удивишь. А вот какие-нибудь свежие овощи - с этим да, посложнее...
Движемся далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#23
Отправлено 13 Сентябрь 2007 - 20:25
Андрей, а эта "наскальная живопись" в ЛНУ какими годами датируется? Это местные или туристы? Был на Рыбачьем, очень удивило присутствие надписей вандалов на ДРЕВНЕЙШИХ петроглифах- там с этим так же?
а ледоломов у этого моста нету чтоль?Мост через реку Оротукан в аварийном состоянии:
его ж снесет при первом ледоходе? (или там всегда лед стоит? )
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#24
Отправлено 13 Сентябрь 2007 - 20:33
В 1935-37 годах через Колыму был построен уникальнейший мост, соединивший берега огромной реки в районе Дебина (в те времена – посёлок Переправа). Длина моста по проекту – 385 метров. Изначально он был деревянным и выглядел вот так:
© www. bratishka.ru
В 1939 году на Колыме произошло катастрофическое наводнение. Все окрестности были затоплены. Вода затопила не только опоры моста, но и на 1/3 – деревянные арки. Перед мостом образовались огромные ледяные заторы, и возникла реальная угроза срыва пролетных строений. Мост был спасён во многом благодаря находчивости начальника Дальстроя К. А. Павлова, приказавшего загнать на всю длину моста гружёные автомашины, которые своей тяжестью помогли выстоять деревянным конструкциям под напором свирепствовавшей реки. Три дня велась тогда борьба со стихией. Но мост выстоял.
В годы Великой Отечественной войны мост ждало новое испытание – американские автопоезда повышенной грузоподъемности «Даймонд». Изначально военные тягачи после установки специальных кузовов могли перевозить до 52 тонн грузов. Использование этих сверхтяжёлых автопоездов привело к тому, что к концу 40-х годов деревянные пролётные строения моста пришли в аварийное состояние.
В 1951 году в рекордно короткие сроки мост был реконструирован – на старых опорах деревянные арочные пролётные строения заменили на металлические фермы.
Вот уже более 50 лет колымский мост выглядит вот так:
Этот мост, пожалуй, самый удалённый крупный (или, как говорят «в нашем цеху», внеклассный), мост в нашей стране. Ни один другой внеклассный мост России не находится в столь суровых климатических условиях – напомню, зимой температура здесь опускается ниже -60 градусов, а летом часто превышает +30.
Долгие годы этот мост являлся серьезнейшим стратегическим объектом – строго охранялся военизированной охраной с собаками, подходы к мосту были огорожены колючей проволокой, было запрещено проплывать под мостом на лодках и проходить вблизи него по льду в зимнее время. Несколько лет назад охрану сняли, и сейчас о тех временах напоминают покосившиеся будки на въездах с обеих сторон, разбитые прожекторы, старые таблички и остатки колючей проволоки.
Впрочем, сейчас, возможно, это уже и не нужно…
В настоящий момент мост практически исчерпал свой ресурс, и в обозримом будущем в 30 метрах от существующего начнётся строительство нового моста - проект, как говорят, готов; из Иркутска уже приезжали первые изыскательские партии...
=======================
Сразу за мостом на трассе расположен крупный поселок Дебин (450 км по трассе к Северу от Магадана). Здесь находится очередное ДРСУ и очередной пункт нашего базирования. Нам предстоит провести здесь две ночи. ДРСУ, наряду с действующим туберкулезным санаторием, - основные предприятия посёлка. По сравнению с другими посёлками, Дебин находится в довольно неплохом положении.
В Дебине живём прямо в здании ДРСУ – в большой общей комнате.
Вечерами выходили гулять в посёлок – ходили в магазин и мыться в котельную.
К слову, как я уже говорил, несмотря на суровость колымского края, местные жители повсеместно очень дружелюбны к приезжим.
Продолжение следует...
Мой блог о путешествиях=>>
#25
Отправлено 13 Сентябрь 2007 - 20:53
Здесь по-большей части это местные из окрестных посёлков. Датирована "живопись" по-разному, но в основном начало 90-х - начало 2000-х.Андрей, а эта "наскальная живопись" в ЛНУ какими годами датируется? Это местные или туристы?
На этом мосту стойки опор выполнены из металлических труб. Сами стойки и выполняют функции ледоломов - каких-либо других защитных приспособлений нет. Этот мост простоял уже 35 лет (он построен, насколько помню, в 1972 году) и сейчас в металле многих стоек опор образовались большие трещины. Конечно, этот мост надо менять... А пока у него сильно снижена грузоподъемность, о чём гласят соответствующие знаки, указывающие максимально разрешенную массу автомобиля на мосту. Впрочем, этот мост не на трассе, а на боковой дороге, на съезде в посёлок. Тут и так ничего особо тяжёлого по большей части не ездит...а ледоломов у этого моста нету чтоль?Мост через реку Оротукан в аварийном состоянии
его ж снесет при первом ледоходе? (или там всегда лед стоит? )
Мой блог о путешествиях=>>
#27
Отправлено 14 Сентябрь 2007 - 09:56
Когда-то были и средства, и, главное, СМЫСЛ в строительстве этих поселков... построить многоквартирный 5-эт. дом на отдаленном Севере - непросто...
Андрей. что местные говорят? За счет чего (каких дел-задач) жили раньше и что такое исчезло, что эти поселки умирают?
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#31
Отправлено 14 Сентябрь 2007 - 16:55
..так их же трое.. вот каждому по институтуПод такой абревиатурой 3 отраслевых НИИ - стоматологии, связи и транспортного строительства. Интересно, в каком из них работал Андрей?
извини за офф..
Андрей, спасибо за ответы и.. ПРОДОЛЖАЙ ЖЕ!!! ОЧЕНЬ интересно!
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#34
Отправлено 14 Сентябрь 2007 - 20:25
Это очень и очень непростой вопрос.За счет чего (каких дел-задач) жили раньше и что такое исчезло, что эти поселки умирают?
Раньше было мощное гос. финансирование края, в разы большая добыча полезных ископаемых, соответственно повсеместно была очень развита промышленность - большое количество заводов соответствующего профиля, предприятий и пр., рядом с которыми и разростались многочисленные посёлки. В прежние времена на Колыму был огромный приток молодых кадров - несмотря на суровость края, людям были обеспечены все условия, а "северная" зарплата была в два-три раза выше, чем в любом другом месте страны. Плюс - различные льготы и пр. (Кстати, местные жители и сейчас, помимо всего прочего, раз в два года имеют право на бесплатный авиаперелёт в любую точку России и обратно. Так что почти все магаданцы не раз бывали и в Москве и в Петербурге).
15 лет назад времена поменялись - финансирование и господдержка резко снизились или вообще прекратились. Многие предприятия остановились. У людей не стало работы, и они начали покидать этот край.
Сейчас, к счастью, процесс оттока несколько стабилизировался. Появились и некоторые положительные примеры развития, хотя, конечно, до выхода из кризиса пока ещё очень и очень далеко. Очень хочется верить, что ситуация здесь в дальнейшем наладится...
Филиал ОАО ЦНИИС Научно-исследовательский центр "Мосты" НИЦ "Мосты"
Да, - это именно он, и именно на "Свиблово"....в районе метро Свиблово.
================================================================================
Продолжаю...
Часть 5
Дебин - Ягодное
(452 - 526 км к Северу и Северо-Западу от Магадана)
Продолжаем наш путь.
На выезде из Дебина на трассе – периодически действующий пост ГАИ и боковая 36-километровая дорога, отходящая налево, на Синегорье. Этот посёлок возник в 70-х годах в связи со строительством Колымской ГЭС на реке Колыме. Идея сооружения здесь гидроэлектростанции возникла еще в 30-х годах, первые изыскательские партии прибыли в район будущей стройки в 1964 году. Строительство ГЭС продолжалось с 70-х вплоть до конца 80-х годов. Интересно, что первая партия техники прибыла сюда в марте 1970 года с Вилюйской ГЭС, пройдя более 3500 км по зимнику. В настоящий момент Колымская ГЭС исправно снабжает электроэнергией суровый край. На реке Колыме в верхнем её течении образовано водохранилище. По данным экспертов, в скором времени энергии, вырабатываемой этой ГЭС, будет уже не хватать, и тогда на помощь должна прийти вторая ГЭС колымского каскада – Усть-Среднеканская, про которую я писал выше.
Ещё одно памятное место, находящееся неподалёку – знаменитая «Серпантинка», - один из самых страшных лагерей НКВД, находившийся в конце 30-х годов в районе ныне заброшенного посёлка Хатыннах на ручье Снайпер. Это примерно в 35 км по боковой дороге от райцентра Ягодное. Здесь расстреливали сотнями и тысячами. Очень много рассказали нам об этом страшном месте; в Интернете тоже есть масса материалов, но я, пожалуй, лучше обо всём этом умолчу в рамках данного повествования. Скажу лишь, что в июле 1991г. у поселка Хатыннах Ягоднинского района в долине ручья Снайпер, прозванной ”Долиной смерти”, на месте следственной тюрьмы ”Серпантинка”, где происходили массовые расстрелы, был установлен мемориал - двухметровая глыба серого гранита, опутанная ржавой колючей проволокой с надписью:
”На этом месте в 30-х годах находилась следственная тюрьма ”Серпантинка". Здесь были казнены десятки тысяч репрессированных граждан, прах которых покоится в этой долине».
=========================
Ну а мы между тем двигаемся далее. 74-километровый участок от поселка Дебин до райцентра Ягодное и последующие 35 километров до пос. Бурхала проходит вдоль долины реки Дебин – крупного левого притока Колымы. Очень красива эта долина! Порой трасса проходит прямо вдоль берега этой реки. На протяжении 109-ти километров сопровождает нас река Дебин.
А трассу пересекают многочисленные её притоки – ручьи Нехай, Чекай, Рыбный, Ягодный, Ценный, Заостровной и др. Соответственно через все из них сооружены малые мосты, которые мы и обследуем. Интересно, что рядом с новыми мостами 70-х…90-х годов постройки практически повсеместно сохранились старые деревянные мосты 30-х годов - те мосты, которые строили первопроходцы этих мест. Таких мостов практически нигде в России уже не осталось, и было очень интересно прикоснуться к этим раритетам вживую.
Ручей Рыбный:
Кстати, попался нам и такой интересный объект несколько в стороне от трассы – висячий пешеходный мост через реку Дебин, также построенный когда-то первопроходцами. И сейчас, правда, с легким экстримом, по нему можно перейти на другой берег. Судя по следам на снегу, и сейчас местные охотники и старатели им пользуются.
Через несколько десятков километров в районе райцентра Ягодное и далее до посёлка Бурхала в долине Дебина ведется активная добыча золота. Вся долина здесь перекопана и несколько напоминает реку Оротукан, про которую я писал выше.
Приближаемся к райцентру Ягодное – крупному поселку Магаданской области в 526 километрах по трассе от Магадана с населением около 5 тысяч человек. После стольких дней в глуши, Ягодное воспринимается чуть ли не мегаполисом, этаким оазисом цивилизации посреди бескрайних гор, снега и тайги! Несколько многоэтажек, рейсовые автобусы, курсирующие из одного района поселка в другой, рынок, клуб, кинотеатр, много народа…
И самое удивительное, что на подъезде к Ягодному заработал мобильник! Оказывается, три дня назад в семи тысячах километрах отсюда ЦСКА обыграл английский «Арсенал» и друг, заядлый «армеец», приглашал по СМС в московскую кафешку попить пива…
Ну а мы, несколько ошалевшие от нежданно нагрянувшей цивилизации, решили пообедать в местной кафешке. Была суббота, в кафешке царила праздничная атмосфера - готовились к свадебному банкету, но очаровательная официантка, пока молодожёны с гостями были в ЗАГСе, конечно, не отказалась покормить трёх заросших путников в валенках и непонятной спецодежде…
Апофеозом этого прекрасного дня стала ночь, проведённая в местном отеле! Ванная, унитаз и даже телевизор, показывающий почти все российские каналы… Сказка!
День в Ягодном – как глоток воздуха, после которого снова хочется в бой, после которого понимаешь, что больше уже позади, чем осталось.
Продолжение следует...
Мой блог о путешествиях=>>
#38
Отправлено 15 Сентябрь 2007 - 09:06
Если когда-то у тебя не сложится с мостами - журналистика - твоя вторая профессия!
#39
Отправлено 15 Сентябрь 2007 - 09:22
Ну, когда-то на форуме обсуждалось что-то подобное...Эх...жаль круизов по Колыме нет...
http://www.infoflotf...p?showtopic=388
http://www.infoflotf...p?showtopic=394
Дневник работника речного флота
"Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности" (Марк Твен)
#40
Отправлено 15 Сентябрь 2007 - 22:47
Признаться, я тогда клюнул на эти "отчёты о путешествиях". Помню, стал как сумасшедший носиться с идеей подобного круиза Но, блин, ребят, всё же для психики настоящего любителя речного туризма такой первоапрельский розыгрыш был слишком жестокНу, когда-то на форуме обсуждалось что-то подобное...Эх...жаль круизов по Колыме нет...
http://www.infoflotf...p?showtopic=388
http://www.infoflotf...p?showtopic=394
Нет уж, в таком случае лучше как-то без круизов обойтисьНадо было родиться в Сталинские времена. Были бы и круизы и этапы по Колыме.Эх...жаль круизов по Колыме нет...
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных