Отправлено 28 Декабрь 2007 - 14:47
Евгений Белодворцев, его "крылья" и тихий уголок
Перед глазами старейшего на сегодняшний день представителя волжской династии Белодворцевых прошла целая эпоха. В возрасте 32 лет Евгений Александрович вместе с немногими другими достойными специалистами встал у истоков освоения скоростного флота. 7 ноября ему исполнилось восемьдесят, и он с грустью констатирует необратимость процесса умирания крылатых судов. А ведь именно с ними у капитана связано столько ярких воспоминаний…
Мой дядя — самых честных правил…
— Мне было 5 лет, когда отец, второй помощник капитана парохода «Глеб Успенский», умер от чахотки, — рассказывает Евгений Александрович. — После его смерти мама какое-то время работала счетоводом на судоремонтном заводе имени Ю.Э. Янсона в Куйбышеве. Потом мы переехали в Криушинский затон, где она устроилась бухгалтером. С июня 1942 года работать пришлось и мне — сначала учеником токаря в Криушинских судоремонтных мастерских, затем токарем. Уже после Великой Отечественной войны, в 1947—48 гг., я ходил рулевым на баркасе «Геолог».
Все эти годы постоянным гостем у нас с мамой был брат отца Андрей Иванович Белодворцев. В 1949 году по вызову дяди я приехал на пароход «Гончаров», тот самый, на котором он впервые стал капитаном, тот самый, на котором во время войны с фашистскими захватчиками совершил не один рейс в осажденный, но упорно не сдающийся Сталинград, спасая раненых бойцов. На легендарном судне с отважным капитаном я работал рулевым две навигации подряд…
Андрей Иванович, можно сказать, заменил Жене отца, поддерживал его советом и делом. Почти сразу устроил юношу учиться. Тогда в Советском Союзе действовало всего три профильных училища — в Благовещенске, Горьком и Астрахани. Все они были закрытого типа, готовили штурманов и офицеров Военно-морского флота. Отдел кадров Волжского пароходства определил Евгения на отделение стажеров в Астраханское речное училище. Обучались там так: зимой в течение четырех месяцев сидели за партами, постигая теорию; все лето работали.
Племянник с дядей сохранили близкие отношения до самой смерти старейшины волжского флота. Сыновья же Евгения Александровича до сих пор поддерживают связь с внуками знаменитого капитана.
35 лет на «крыльях»
После парохода «Гончаров» за десяток лет Евгений Александрович сменил немало теплоходов. Был 4-м, затем 3-м штурманом на грузопассажирском теплоходе «Карл Маркс» на линии Ярославль — Астрахань, затем три года работал на теплоходе «Парижская коммуна». Навигация 1957 года прошла для него на теплоходе «Родина» в должности 2-го штурмана. 1-м штурманом Евгений стал на следующий год на дизель-электроходе «Латвия», а через три месяца был переведен на теплоход «Урал», позднее переименованный в «Инженера Пташникова».
Осенью 1959 года в жизни штурмана с 12-летним опытом судовой службы произошла коренная перемена. Ему предложили уйти на зарождавшийся в то время скоростной флот. Зиму Евгений Александрович провел на судоремонтных работах вместе с экипажем на теплоходе «Ракета-1», капитаном которой был Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев. Однако в навигацию выйти под его началом так и не удалось — Белодворцева позвал к себе на «Метеор-1» дублером капитан Виктор Григорьевич Полуэктов. Только сошедшее со стапеля судно перегоняли вместе с его конструктором Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Евгений Александрович вспоминает о нем, как о довольно-таки простом в общении человеке, который во время перегона спал прямо на палубе в спасательном жилете и не расставался с небольшим блокнотом, куда, видимо, записывал свои мысли, идеи...
— На первом «Метеоре» мы осуществляли спецперевозки, — вспоминает Евгений Александрович. — Теперь я могу говорить об этом открыто, а в то время подписывал кипу документов о неразглашении. Пол-лета работали в Москве, возили первого секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева, членов ЦК. В 1961 году в Волгограде «катали» президента Кубы Фиделя Кастро, который приезжал по приглашению на открытие Волгоградской ГЭС.
Потом меня перевели на теплоход «Спутник» — самое крупное (на 256 пассажирских мест) скоростное судно наряду с «Вихрем». Четыре года, с 1962 по 1965, я был на нем сначала капитаном-дублером, затем капитаном.
В начале мая 1962 года «Спутник» вместе с экипажем стал участником вошедшего в историю события. На Химкинском водохранилище была организована демонстрация одного из первых экранопланов, созданных ЦКБ по СПК под началом Р.Е. Алексеева, Н. С. Хрущеву и другим членам правительства. Показательные испытания проходили недалеко от дачи первого секретаря ЦК, где он обычно стрелял уток. Так и приехал — в охотничьей куртке. Вместе с ним прибыли председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев, министр обороны маршал Р.Я. Малиновский, депутат Верховного Совета А.И. Микоян. Евгений Александрович вспоминает, как тогда Анастас Иванович — единственный из высокопоставленных лиц — поздоровался с ним, капитаном скоростного судна, за руку.
Навигацию 1966 года Е.А. Белодворцев работал на теплоходе «Метеор-36». Так бы дальше и продолжал, но нашлись в жизни обстоятельства сильнее человека. В связи с тяжелой болезнью Евгению Александровичу пришлось подать заявление начальнику Волжского пароходства К.К. Короткову о невозможности выполнять обязанности капитана «Метеора». Его перевели на быстроходное служебное судно «Чайка», возившее министров, членов обкома. Через девять лет заслуженный капитан возглавил команду теплохода «Восход-7», а затем «Восхода-30».
— В 1994 году мне было уже 67 лет, — рассказывает Евгений Александрович. — Я почувствовал, что пришла та самая пора, когда необходимо сдавать свою вахту молодым. С преемником мне повезло, поскольку им стал сын Владимир (статью о нем см. в № 14 от 13 июля 2007 года), сам пожелавший принять из моих рук штурвал теплохода «Восход-30».
Освоению скоростного флота капитан Белодворцев посвятил 35 лет своей жизни. С осени 1959 до лета 1994 года он в буквальном смысле «летал на крыльях».
А главное — люди…
Вспоминать о «полетах» Евгению Александровичу не составляет труда. Они стоят перед глазами, словно вчерашний день. Сложно другое — осознавать, что в его время в одном только затоне 40 лет Октября базировалось больше сорока единиц крылатого флота, а теперь в навигацию по всей Волге не выходит и десятка скоростных судов.
— Наш «Метеор» курсировал от Горького до Казани, — говорит Евгений Александрович. — Пробовали даже сделать рейс до Куйбышева. Ушли в 5.30 утра, пришли в 11 вечера. Пассажиров набрали мало, а риск оказался совершенно неоправданным. В Куйбышевское водохранилище, где плавали большие скопления леса, вошли, когда уже стемнело. Чудом ни на что не напоролись. Пришлось отказаться от рейсов в этом направлении. Зато стали ходить до Ульяновска, до Чистополя.
На теплоходе «Спутник» в основном возили пассажиров до Казани и обратно до тех пор, пока в 1965 году не решили перегнать его в Куйбышев. Дело было в большой осадке четырехвинтового судна в надводном положении: стало сложно причаливать к берегу в тех местах, где не хватало глубины. Впрочем, судьба исторического экспоната, которая постигла «Спутник», оказалась все же лучшей, чем судьба тех судов на подводных крыльях, которые изрезали на металлолом по причине нерентабельности.
Регулярно читая газету «Волго-Невский ПроспектЪ», Евгений Александрович, конечно, с особым интересом просматривает статьи о скоростном флоте. С какими-то высказываниями соглашается, какие-то критикует. Напоследок нашей с ним беседы он поделился своими соображениями:
— Я помню то время, когда в устье речки Троц находилась база ЦКБ по СПК, где было место и подъемному крану, и испытательному полигону. А главное — там работали квалифицированные специалисты. Сейчас нет ничего. И когда начинают рассуждать о том, что еще возможно построить качественный скоростной флот за небольшой промежуток времени, только диву даешься, какое у людей самомнение. Потому что мало потратить на восстановление крылатых судов немалые деньги, голыми руками-то их не построишь. Нужны кадры, причем старые уже не вернешь, а новые скоро не научишь.
* * *
Уже много лет Евгений Александрович живет в поселке Октябрьском. Здесь 35 лет проработала врачом его жена Валентина, более десяти лет назад покинувшая этот мир. Здесь выросли оба сына супругов Белодворцевых. Старший, Владимир, капитан теплохода «Лев Толстой», так и остался в поселке, женился, воспитал двух дочерей. Младший, Александр, заместитель начальника технического управления ОАО «Волга-флот», часто приезжает к отцу и брату погостить вместе с женой и малышами-двойняшками. Одного из мальчиков назвали в честь деда Евгением.
Недалеко от дома Евгения Александровича — цветущий сад, предмет его постоянных забот. Здесь, в поселке, капитан, управлявший скоростью, летавший на крыльях, нашел свой тихий уголок, который не променяет ни на какие столицы и мегаполисы всей страны.
Разъездной теплоход «Чайка», на котором в начале 70-х гг. довелось быть капитаном Евгению Александровичу Белодворцеву, по своей быстроходности сравнивался с маленьким самолетом. Развивая скорость до 90 км/ч, он мог дойти до Казани и обратно всего за один день.
Сомневаясь в скоростных возможностях судна, поспорил как-то начальник Горьковского УВД облисполкома генерал Юрий Усачов с начальником Волжского пароходства Константином Коротковым, кто быстрее доберется от Горького до Работок — генерал на машине или речник на теплоходе.
Евгений Александрович получил от Короткова приказ «жать на полную» и пришел к месту назначения на 15 минут раньше автомобиля. Помогло, конечно, отсутствие на реке семафоров и перекрестков, но зато речники в который раз не ударили в грязь лицом.
Анна КОЧЕТКОВА
Из газеты "Волго-Невский проспектЪ"