Грустная эта история с Пермским речным вокзалом.
Всегда грустно, когда такое происходит с местом, дорогим для тебя. У меня всегда начинало учащенно биться сердце, когда входил в него. Пусть в последние годы, он не выполнял уже функций речного вокзала, в былом ресторане разместился магазин, кассы дальних сообщений не работали, так как Транспортных линий и линий скоростного флота уже не существовало, но все же я частенько туда заходил, бывая в Перми. Зачем? – за воспоминаниями, наверное. В далеком детстве родители несколько раз в год устраивали нам пусть небольшие продолжительностью чуть более часа, но путешествия, на «Ракете» или (если повезет), на «Метеоре» или «Восходе» утром от нашего городка Краснокамска до Перми и вечером обратно. Запомнились киоски Союзпечати на вокзале и магазине Речник, где были целые витрины значков с разными теплоходами и родители мне обязательно их покупали. В юности было уже большое 24 дневное путешествие на белоснежном красавце «Хирурге Разумовском» до Таганрога. Регистрация туристов на рейсы проводилась в зале ожидания вокзала, вспоминается - восторг и предвкушение этого, уже далекого путешествия. Свое первое самостоятельно путешествие на «Владимире Маяковском» до Астрахани, я только что отслужил в СА, устроился на работу и в первый же свой отпуск собрался в круиз, надо сказать, что путевки по цене были доступны даже на 1 класс. Потом были и другие круизы и в одиночку, и, потом уже с женой, которую так же пристрастил к круизам. Эмоции были всегда просто чудесные.
А потом вокзал закрыли … Был шок, когда оказался перед закрытыми на замок дверями, было ощущение что закрыли двери в твое детство и юность, закрыли двери в твои воспоминания. На набережной бываешь все равно, выпьешь пива в летнем кафе, полюбуешься на красавцы теплоходы, погрезишь о будущих путешествиях, а оглянешься на обшарпанное, разрушающееся здание вокзала, местами огороженного покосившимся забором, обложенного горами строительного мусора (со стороны набережной и причальной стенки) и сердце сжимается.
Остается надежда, что вокзал не погибнет, как некоторые другие, не исчезнет, как дебаркадеры у городов на берегах Камы, появится у него настоящий хозяин и возродит его, и вновь он будет украшением и визитной карточкой г. Перми. Наши же краевые власти, почему-то давно не считают его таковым.
Теперь немного истории:
Тридцатые годы в нашей стране отмечены небывалым еще подъемом трудового энтузиазма советских людей. В этот период возводятся многие мо¬нументальные здания и объекты, прославляющие советский образ жизни.
В 1940 году в Перми заканчивается строительство речного вокзала — одного из красивейших в то время общественных зданий города. По своим размерам, архитектурной новизне и удобствам он считался также одним из лучших речных вокзалов в стране. Очень удачно вписавшийся в речную панораму Перми, вокзал как бы подчиняет себе все остальные прибрежные строения, становится центром приречного ансамбля города. Автор проекта (А. 3. Гринберг) создал архитектурное произведение, отличающееся ясностью замысла и четкостью исполнения. С 1983 года здание речного вокзала состоит на учете как памятник советской архитекту¬ры и охраняется государством.
Вскоре после приемки вокзала в эксплуатацию началась Великая Отечественная война, здание вокзала становится временным приютом большого количества эвакуированного населения и раненых бойцов. Здесь же находились и мобилизационный пункт с военной комендатурой.
О том, какая нагрузка в это нелегкое время легла на плечи работников вокзала, говорят две цифры: если в 1940 году, накануне войны, было отправлено с причалов вокзала 228 тыс., то в 1943 году через них прошло 757 тыс. пассажиров,— в основном раненые и мобилизованные на фронт воины. Это своеобразный печальный рекорд за все 50 лет существования вокзала. Пароходы превращались в плавучие госпитали. Для перевозок пассажиров не хватало флота, поэтому их отправляли иногда на баржах.
Шли годы и время изменило облик речного вокзала. На месте откосного берега, заросшего сорняками, с двумя двухдечными дебаркадерами, служившими пассажирскими причалами, было закончено строительство новой набережной стенки.
В начале шестидесятых годов в здании вокзала появились новые билетные кассы транзитных линий, а на набережной — кассовый павильон пригород-ных линий. Были снесены заборы, которыми огораживалось здание вокзала, ликвидированы находившиеся рядом два грузовых участка. Благоустраивались привокзальная территория и набережная.
В 1990 году: Пермский речной вокзал является крупным транспортным узлом Волжско-Камского бассейна. Он, как структурное подразделение, входит в состав Пермского пассажирского районного управления Камского речного пароходства; единовременно способен обслужить до 500 человек. Вокзал принимает и отправляет пассажиров и обрабатывает суда 18 туристских, двух транспортных, 20 скоростных и 5 местных, экскурсионно-прогулочных линий, а также переправы. Кроме того, обслуживает туристские суда, прибывающие в Пермь из других бассейнов.
От причалов вокзала ежедневно отправляются до 30 судов с 9—10 тысячами пассажиров на борту в города Центрального и Северо-Западного водных бассейнов и районные центры Прикамья. Всего за навигацию услугами вокзала пользуются более миллиона человек.
В межнавигационный период пассажирские помещения и зал заседаний сдаются в аренду под проведение ярмарок, выставок, собраний, конференций, организуемых различными предприятиями и учреждениями города и области. Кроме того, здесь постоянно функционируют ресторан, буфеты, комнаты отдыха, комната матери и ребенка, зал ожидания и кассовый зал, телеграф, медпункт, стационарная и автоматические камеры хранения. Так было ….
1961 год до строительства причальной стенки