С 28 августа по 8 сентября путешествовал на теплоходе Борис Полевой по маршруту Нижний Новгород – Пермь – Оса – Пермь – Нижний Новгород.
Ну, теплоход, если еще учесть что после отстоя, выглядит прилично. Каюты поновлены – отделаны новым пластиком, оборудование тоже новое. Правда стиль отечественный – много недоделок (незакрывашки, неудобки и т.д.), но Я еще в советское время к этому привык. Беспокойно, особенно поначалу, - теплоход «электричка» - посадка-высадка почти в каждом городе, да еще КВД в середине (Пермь-Оса- Пермь). Правда, тут повезло – как раз 1 сентября, и поехали, в основном, семьи со школьниками (подарок к учебному году). Моих спутниц раздражала радиотрансляция (все новенькое, громкое). Работала с подъема до отбоя с часовым перерывом. Но путем переговоров удалось снизить громкость и улучшить репертуар. Каюты и интерьеры теплохода оформлял уральский художник Юрий Лисовский, работающий в этнографическом Коми-Пермяцком стиле.
Вот его картинка из нашей каюты
Каюты люкс и полулюкс помечены на двери Коми-пермяцкими тотемами с их именами. Вот, например:
Как известно, 305-й тот еще ходок, но расписание выдерживал, даже часто приходил с опережение на 2 часа. Только вот в Козьмодемьянске не подошли из-за ветра и волн.
Погода стояла почти все время отличная, а это 80% успеха водной поездки. Что касается обмеления – то сильно сбросили Куйбышевское так что ниже Новочебоксарска обнажились песчаные мели светлого песка между которыми лавируют суда – напоминает старину. Отмели вылезли и у Казани да и во всем камском заливе Куйбышевского водохранилища, только тут пески, в смеси с гравием, темные.
Вроде низко стоит Нижнекамское, но тут назревает ситуация типа Городецкой на участке Сарапул – Чайковский. При опорожнении камеры шлюза в Чайковском плавучий рым упирается в дно и вылезает, пожалуй, на метр. Да и Воткинское сработали (хотя не очень заметно) – в Осе теплоход вставал на рейд – у причала мелко…
Ни в коем случае не хочу описывать наш маршрут, скажу только, что заходили в 3 новых для меня места – старинный купеческий город Оса, город несостоявшихся атомщиков Агидель и лучший курорт на Каме – Усть-Качка.
По изучению дислокации Я примерно знал, что меня ожидает – наверное львиная доля буксирного флота нашей европейской части работает сейчас на Каме. На Каме от устья до Перми можно насчитать порядка 30 действующих мощных землесосных и землечерпательных снаряда, оборудованных сепараторными устройствами. Наиболее сильное движение флота в районе Камского устья – тут пересекаются пути с Камы с перевозками гравия и ПГС и с Волжских карьеров – известняк. Наливных грузов сравнительно мало, международных мизерно. Пассажирские - представлены солидно…
Оказалось, что производительность земснарядов с сепаратором, добывающих гравий не так велика. Например ОТА-889 с двумя баржами площадками стоял под погрузкой около Оханска все трое суток, что волею судеб меня носило по этому участку Камы. Так что большая часть флота стоит под погрузкой или на рейдах в ожидании, вдали от судового хода, что затрудняет фотографирование.
Тем не менее, это грандиозно и Я удовлетворен поездкой. Интересно, Городецкая проблема разделила европейскую Россию на две части – северная часть (Москва, Питер) строится сейчас на базе материалов сглаженных ледниками Карельских скал, а ниже Городца значительно используется материал Уральских гор, обкатанный рекой Камой с притоками уже на протяжении не одного десятка миллионов лет…..