Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Отрывок из книги "ВОЛГАРИ"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 14 Август 2005 - 11:14

Отрывок из книги «Волгари»


…За пять навигаций «Семнадцатый год» и его команда стали домом и семьей для Белоглазова. Но когда ему предложили поехать капитаном на строящийся в Комарно дизель-электроход «Грузия», Василий Иванович согласился.

Ничто не может дать капитану того, что он приобретает, придя на свое судно в момент его закладки на стапеле. За тринадцать месяцев строительства Белоглазов изучил расположение и назначение каждого механизма и устройства, основных коммуникаций. Пугало обилие автоматики на дизель-электроходе. Недостаточно квалифицированное обслуживание ее могло бы подвести экипаж в самую ответственную минуту. Он знал, что в пароходстве наперечет специалисты такого уровня. И уже на пути к Волге Василий Иванович убедился, что опасения не были напрасными.

В Ростове на судне стало известно, что первый дизель-электроход, ушедший раньше «Грузии», потерпел аварию. Василий Иванович сам командовал отвалом, когда выключилось рулевое управление. На глазах у провожающих «Грузия» покатилась к берегу, ткнулась в теплоход, стоявший возле него. После такого конфуза шли, все время ожидая неприятностей. А они не заставляли себя ждать. То ни с того ни с сего начинала выть сирена, будоража пассажиров, то в душную августовскую ночь в каютах включалось отопление, и команда металась по судну в поисках источника жары. Но в пути на судне появился электромеханик Михаил Грачев, выпускник железнодорожного института, и экипаж поверил, что в сложной технике дизель-электрохода нет ничего таинственного. Однако капитану и электромеханику пришлось все же реконструировать рулевое управление.

На «Грузии» устанавливалась обычная, размеренная судовая жизнь. Тридцатилетнего капитана радовало, что экипаж подобрался молодежный: научить человека всегда легче, чем переучивать. Только механика Владимира Соколова можно было назвать опытным речником. Он уже работал на новом грузовом теплоходе с достаточно сложным электрооборудованием и скоро освоил особенности нового судна. Теперь дизель-электроход ходил точно по расписанию, экономил топливо. На судне открылись своеобразные курсы для речников с других дизель-электроходов, один за другим прибывающих на Волгу. Новое судно, в которое еще не все верили, вышло победителем в соревновании речников пароходства. «Грузии» присвоили звание «Передовое судно». На дизель-электроходе был настоящий праздник, когда напитана наградили медалью «За трудовое отличие»...

Исподволь, незаметно приходит зрелость. Видимо, нужно проработать на Волге тринадцать лет, сменить несколько судов, чтобы теперь заметить, как рядом с новой совершенной техникой уживаются старинные методы эксплуатации, с автоматикой — кустарщина.

Давно уже коробило капитана «Грузии» при взгляде на кранцы-бревна или использованные автопокрышки, обезображивающие борта новых судов. Без кранцев нельзя — при первом же привале обдерешь, а то и проломишь борт. Ежегодно на дизель-электроходах приходится заменять половину привального бруса, править обносную коробку. Спуск и подъем кранцев вручную к тому же связан с риском для матросов, особенно во время привала ночью, при обледенении.

Василий Иванович предложил свою конструкцию вращающихся резиновых кранцев, которые не нужно было бы спускать и поднимать. Эта мысль заинтересовала технический совет Министерства речного флота. Специалисты отдела по делам изобретательства воплотили ее в технические условия. Появление резиновых кранцев внесло изменения не только в проекты строящихся судов. Работавшие десятки лет паротеплоходы-ветераны тоже шли на модернизацию, на них вместо бревен устанавливались небольшие, красивые и надежные кранцы-катки.

И снова перемены в капитанской жизни. Летом 1956 года в Марпосаде Василия Ивановича Белоглазова телеграммой сняли с «Грузии» для приемки нового судна. На Горьковском рейде стоял невиданный до того на Волге пассажирский теплоход «Гастелло.». Даже без мачт, рубки и трубы, снятых для движения под мостами, он поражал воображение изяществом обводов корпуса, соразмерностью трехэтажных надстроек. Увидев его, Василий Иванович загорелся. В Германской Демократической Республике его ждало такое же судно. И опять, как в юности, казалось невероятным, что он сумеет управлять таким лайнером.

В Висмаре Белоглазов провел четыре месяца. Этого было мало, чтобы переварить несколько томов судовой документации, увидеть детали проектов в натуре. Учеба продолжалась на зимовке в Архангельске, на переходе. Капитан «Фридриха Энгельса» был назначен старшим по группе новых судов, шедших через мелководье, мосты и шлюзы Северо-Двинской системы. Волгарей выручали мощность, отличная управляемость новых теплоходов В Печаткино руководителей перегона застала телеграмма министра: «Поздравляю вас, личный состав, работников экспедиции благополучной проводкой судов трудных условиях плавания Северо-Двинской системе».

Но на «Фридрихе Энгельсе» Белоглазову пришлось поработать всего несколько месяцев. Главным судном в его жизни стала «Октябрьская революция». Новый теплоход был первым из серии судов этого типа, строившихся в Чехословакии. Такое судно могло сделать счастливым любого капитана. Белоглазова оно привело в восхищение: судоводителя здесь радовали более мощные двигатели, новая безотказная автоматика управления машинами, пассажиров — просторные каюты, салоны, рестораны, роскошная отделка помещений.
Теплоход вышел на скорую линию Горький — Астрахань. Скорая — значит, привалы и отвалы каждые два-три часа.

Это-то и заставило капитана взяться за изучение новинки — подруливающего устройства.
Инструкция говорила лишь о том, что в носовой части судна ниже ватерлинии от борта до борта расположена труба с насосом, который при включении выбрасывает воду в ту или другую сторону, придавая теплоходу боковое движение. Это равносильно тому, что небольшой буксир отводит судно за нос от причала. Сила упора его на «Октябрьской революции» в полтора раза больше, чем на «Фридрихе Энгельсе», к тому же здесь она регулируется. Но как воспользоваться этой замечательной помощью в тех или иных условиях? Белоглазов начал внимательно изучать поведение теплохода, включая подруливающее устройство на поворотах, в узкостях, на сильном течении и при ветре, тщательно записывал результаты. Скоро он обнаружил, что, пользуясь носовым «буксирчиком», стал уверенно маневрировать в условиях, еще недавно казавшихся ему затруднительными. Тонкости управлений с подруливающим устройством заинтересовали и штурманов.

На Волгу один за другим выходили трехпалубные красавцы. Как всегда во время значительного пополнения флота, третьи штурманы, которым бы еще плавать да плавать в третьих, становились вторыми, вторые — первыми. На Волге разливались моря...

Учиться, в совершенстве овладеть новой техникой—-требовалось теперь от волгарей. Тогда-то и стал студентом института инженеров водного транспорта Василий Иванович Белоглазов, уже немолодой человек, заслуживший звание «Лучший капитан Министерства речного флота РСФСР». Здесь же позднее стал учиться самый удивительный из капитанов грузового флота Леонид Пушкарев. С ним Василий Иванович был давно и хорошо знаком: много лет оба работали в техническом совете министерства, избирались членами Центрального комитета профсоюза водников.

Учеба в институте убеждала капитанов в том, что будущие речники здесь, в вузе, не получают настоящего представления о новой Волге, нынешнем флоте. Обоих обрадовало предложение министерства совместно с инженером Бассейнового управления пути Николаем Петровичем Владимировым написать учебник по лоции Волжско-Камского бассейна.

Василий Иванович и прежде охотно писал статьи в газеты, в технические журналы. Работа над учебником увлекла его. Сдержанные строки описания судовых фарватеров вызывали в памяти события, встречи с судами и людьми. Книга получалась обстоятельная, с подробными рекомендациями. Она не только советовала, где лучше пройти, но и предусматривала возможные осложнения на трассах водохранилищ и в городской черте. Работая над рукописью, Василий Белоглазов то заново стоял вахту рулевого рядом с Иваном Семеновичем Рачковым, то вместе с Андреем Ивановичем Белодворцевым укрывался в каком-нибудь заливчике от возможного налета бомбардировщиков, то под присмотром Леонтия Степановича Митякова первый раз вел тяжелый, непослушный теплоход по былому мелководью…
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#2 *Dakor

*Dakor

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 1 сообщений
  • Регистрация: 14-Август 05

Отправлено 14 Август 2005 - 19:09

А можно ли найти книгу в бумажном виде?
Василий Иванович был куратором нашей группы в институте.
Очень,очень незаурядный был человек.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100