МОРСКИЕ ПАССАЖИРСКИЕ СУДА
Ю.А.Будницкий, Г.П.Пилипенко, А.Г.Чукавин, В.С.Петухов
Главы из книги
1.3. Состав и расстановка пассажирского флота
На 1 января 1988 г. транспортный грузо-пассажирский флот Минморфлота насчитывал 114 судов общей пассажировместимостью 29 384 мест, в том числе 24 625 каютных мест и 4579 мест в креслах. В это число наряду с ГПС (грузо-пассажирские суда) и КС (круизные суда) входят 21 СПК Черноморского и Советского Дунайского пароходств, 22 ЖПП (жел-дор паромов) Сахалинского и Каспийского пароходств, восемь АПП межостровного сообщения и один катамаран Эстонского морского пароходства. СПК и катамараны портового флота в общее число судов грузо-пассажирского флота не входят.
Список регулярных линий транспортного пассажирского флота представлены в табл. 1.2:
ПЕРЕЧЕНЬ КАБОТАЖНЫХ ЛИНИЙ ТРАНСПОРТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ФЛОТА ПАРОХОДСТВ МИНМОРФЛОТА:
ЧМП:
Одесса — Батуми (Крымско-Кавказская) – круглогодичная;
Одесса — Жданов (Ждановская) – сезонная;
Одесса — Херсон (Херсонская) – сезонная;
Одесса - Николаев (Николаевская) – сезонная;
Одесса — Севастополь (Севастопольская) – сезонная
Одесса — Очаков (Очаковская) – сезонная.
СДП:
Измаил — Килия — Вилково —Рени — Измаил - сезонная
Измаил — Одесса — Измаил - сезонная
КМП:
Баку-Красноводск – Баку – круглогодичная
ДВМП:
Камчатская – круглогодичная
Приморско-Сахалинская – сезонная
Приморская – круглогодичная
Сахалин-Курилы – сезонная
Северная Курильская – сезонная
Южная Курильская – сезонная
Камчатское п-во:
Петропавловск-Камч. – Палана – сезонная
Петропавловск-Камч. – Пахачи – сезонная
Сахалинское п-во:
Холмск – Ванино – круглогодичная
ММП:
Мурманск – Йоканьга – круглогодичная
Мурманск-Архангельск – сезонная
Мурманск – Озерко – сезонная
СМП:
Архангельск – Мезень – сезонная
Архангельск – Соловки – сезонная
Архангельск – Нарьян-Мар – сезонная
ЭМП:
Виртсу-Куйвасту – круглогодичная
Рохукюла – Хельтермаа – круглогодичная
Рохукюла – остров Вормси – круглогодичная
Виртсу – Хельтермаа - круглогодичная
ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛИНИЙ ТРАНСПОРТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ФЛОТА ПАРОХОДСТВ МИНМОРФЛОТА
ЧМП:
Ближневосточная (Одесса-Александрия) – апр-нояб
Марсельская (Одесса-Марсель) – июнь-сент
Алжирская (Одесса-Алжир) – июнь-окт
СДП:
Пассау-Ялта-Стамбул-Пассау – сезонная
Измаил-Рени-Галац-Измаил – сезонная
ДВМП:
Находка-Йокогама-Находка – круглогодичная
Находка-Йокогама-Гонконг-Находка – сезонная
БМП:
Ленинград-Стокгольм – круглогодичная
ЭМП:
Таллин-Хельсинки – круглогодичная
Рассмотрение современного состава транспортного пассажирского флота СССР целесообразно начинать с анализа его расстановки по линиям и направлениям. Такой подход позволяет оценить соответствие судов конкретным условиям эксплуатации и наметить перспективу ^совершенствования состава флота.
Суда типа „Киргизстан" постройки 1958- 1962 гг. к концу 12-й пятилетки подлежат списанию с учетом морального и технического износов. Эти суда отечественной постройки оказались надежными в эксплуатации при обеспечении перевозок в Черноморском бассейне на линии Одесса - Жданов - Батуми. Переоборудованные суда типа „Киргизстан" долгое время фрахтовались туристскими фирмами ГДР и ФРГ для выполнения круизов по Черному морю. На круизном направлении Несебр - Стамбул использовалось судно типа „Киргизстан" Советского Дунайского пароходства. В Черноморско-Азовском бассейне эти суда будут заменены на основе пополнения флота в 13-й пятилетке ПС туристского назначения пассажировместимостью 400 мест.
В СМП два судна типа „Киргизстан" с технической точки зрения успешно используются на туристской линии Архангельск-Соловки Характеристики судов в полной мере отвечают навигационным ограничениям на указанной линии. Переоборудование судов на верфях Швеции и ФРГ позволило в известной мере обеспечить их соответствие новым требованиям круизной формы эксплуатации.
Убыточная работа судов типа „Киргизстан" на туристской линии СМП обусловлена сезонным характером эксплуатации (с последующим зимним отстоем), несовершенством коммерческо-правовых условий аренды судов и тарифного прейскуранта 11 - 02. С учетом планируемого расширения туристских перевозок на линии Архангельск - Соловки предусматривается замена судов типа „Киргизстан" новыми ПС туристского назначения пассажировместимостью 300 каютных мест. Обоснование использования судов на линии Архангельск - Соловки заключается в том, что наряду с ограничениями по осадке и длине судна
существуют ограничения по ширине, связанные с особенностями скалистого и извилистого фарватера в архипелаге Соловецких островов.
Заслуживает рассмотрения и другая - самая крупная - серия судов типа „Михаил Калинин" пассажировместимостью от 265 до 315 мест (постройки 1958 - 1963 гг.). По нормативным срокам эксплуатации суда этой серии приближаются к списанию. Ряд судов указанной серии уже списан в первой половине 12-й пятилетки. В ЧМП эти суда (пять единиц) в 60-е гг. и в первой половине 70-х гг. обслуживали Марсельскую, Венецианскую и Ближневосточную линии. В настоящее время они используются периодически лишь на Ближневосточной линии. Три судна указанной серии „Литва", „Латвия" и „Армения" в 1969- 1971гг. прошли модернизацию на верфях Франции и Югославии. Периодически они фрахтовались советскими туристкими организациями, туроператорами стран - членов СЭВ и капиталистических стран. В сезонный период суда типа „Михаил Калинин" работают на каботажной линии с комплексным обслуживанием линии Одесса - Батуми. В 13-й пятилетке предусматривается замена судов типа „Михаил Калинин" ЛКС (линейно-круизными судами) на 400 каютных мест.
В БМП два судна типа „Михаил Калинин" были модернизированы и работали на международных линиях под фрахтом советских туристских организаций, туроператоров стран - членов СЭВ и капиталистических стран. Периодически суда выполняли круизы в каботаже.
Модернизация судов типа „Михаил Калинин" в составе флота ЧМП, БМП, ММП и частично ДВМП заключалась в развитии общественных помещений в результате сокращения грузовой функции судов. В носовой части удлинен музыкальный салон и обновлен его интерьер. В кормовой части судов (кроме судов ММП) расположена современная пляжная зона с бассейном, иллюминаторы которого являются частью интерьера вновь построенного кормового бара. Каюты салонной палубы расширены до борта (за счет пространства закрытой прогулочной палубы). Во всех каютах оборудованы санблоки с душем и туалетом.
На судне типа „Михаил Калинин" в ММП с учетом партионности пассажиропотоков пассажировместимость увеличена до 400 мест за счет мест в креслах (с учетом длительности перехода между* портами менее одних суток). Суда типа „Михаил Калинин" ЧМП, БМП и ДВМП неоднократно использовались для выполнения рейсов в Антарктиду с участниками советских антарктических экспедиций, работали в сложных условиях рейдовых стоянок.
В ДВМП до начала списания судов типа „Михаил Калинин" работало восемь таких судов, обслуживавших практически все линии и направления в Дальневосточном бассейне. Лишь с появлением в середине 70-х годов судов типа „Мария Ермолова" между судами были распределены линии с учетом партионности пассажиропотоков и условий плавания.
Суда типа „Михаил Калинин" в последнее время используются на линии Владивосток - Петропавловск, на линии Находка - Иокогама -Гонконг для выполнения каботажных („По морям и землям Дальнего Востока", „Из зимы в лето") и заграничных (в Японию и страны Юго-Восточной Азии) круизов с советскими туристами, под фрахтом туристских фирм стран - членов СЭВ, Японии и других стран, для доставки организованных контингентов рыбаков, студентов и других деловых пассажиров к местам промысла, рыбообработки, сезонных строительных работ и т.д.
Замена судов типа „Михаил Калинин" в ДВМП предусматривается на основе пополнения флота в 13-й пятилетке пассажирскими ЛКС на 400 каютных мест. Для части этих новых судов предусматривается сопутствующая грузовая функция для перевозки 250 т груза и багажа в почтовых контейнерах.
В Камчатском морском пароходстве суда типа „Михаил Калинин" обслуживают Восточно-Камчатскую и Западно-Камчатскую линии, а также выполняют рейсы в аренде Минрыбхоза и других организаций для перевозки организованных контингентов пассажиров. На указанных линиях суда не в полной мере отвечают условиям эксплуатации. После порта Усть-Камчатск (в восточном направлении) до пункта Пахачи и после пункта Озерная (в западном направлении) до пункта Палана суда работают с низким коэффициентом использования пассажировместимости по причине малой партионности пассажиропотоков. При решении вопроса обеспечения перспективных пассажирских перевозок рассматриваются варианты постановки одного судна типа „Мария Ермолова" или нового судна на 400 каютных мест на маятниковую линию Петропавловск - Озерная - Петропавловск - Усть-Камчатск, а доставку пассажиров в портопункт от Озерной до Паланы и от Усть-Камчатки до пункта Пахачи обеспечить путем развития смежных видов транспорта (автомобильного и воздушного), судов местного флота (между портопунктами Восточного побережья) и, возможно, путем использования ГПС с преобладающей грузовой функцией (чистой грузоподъемностью до 3000 т и пассажировместимостью от 60 до 120 человек).
В условиях дефицита пассажирского тоннажа спрос на морской туризм на Камчатке удовлетворяется недостаточно. Суда Камчатского пароходства имеют возможность лишь периодически выполнять двухдневные мини-круизы в бухту Русскую. В то же время с учетом уникальности рейса спрос на морские путешествия по маршруту Камчатка -Командоры - бухта Провидения - Уэлен - мыс Дежнева с выходом в Северный Ледовитый океан носит всесоюзный характер. В июле 1983 г. был успешно проведен эксперементальный круиз по указанному маршруту. Новое пополнение флота ЛКС на 400 мест должно способствовать развитию высокоширотного морского туризма.
В составе флота ЧМП и ДВМП эксплуатируются суда типа „Иван Франко", построенные в 1964- 1966 гг. Как грузопассажирские указанные суда прошли два этапа модернизации. В 1972 г. проведен первый этап модернизации судов этого типа с целью расширения комплекса общественных помещений в результате сокращения грузовой функции. В 1984 г. осуществлен второй этап модернизации на теплоходе „ Шота Руставели" по оборудованию всех кают индивидуальными санблоками и общей модернизации интерьера кают и общественных помещений.
В период 1973-1974 гг. для ЧМП приобретены круизные суда „Одесса", „Максим Горький" и „Леонид Собинов", а также для ДВМП турбоход „Федор Шаляпин" (в 1980 г. передан ЧМП).
Теплоход „Одесса" построен на английской верфи по заказу датской круизной компании, однако он не был выкуплен по причине финансовых трудностей заказчика. Судно построено по целевому проекту с учетом требований, сформировавшихся в сфере мирового круизного судоходства. Оно отличается компактным распределением коммерческих площадей и объемов, обеспечивает приемлемый уровень экономической эффективности в каботажном и заграничном плаваниях. Все каюты имеют естественное освещение. Во второй половине 70-х гг. наряду с перевозкой советских туристов судно работало на восточном и западном побережьях США с американской клиентурой. В 80-е гг. судно успешно используется на европейском рынке круизного судоходства на основе сотрудничества с туристскими фирмами ФРГ.
Турбоход „Максим Горький" построен в 1969 г. До 1973 г. он назывался „Гамбург". В 1973 г. в условиях динамического роста цен на топливо в странах Запада судовладельцы были вынуждены отказаться от его эксплуатации. Особенностью компоновки каютного комплекса является непосредственное примыкание внутренних кают к бортовым. Межкаютные проходы обеспечиваются центральным коридором (по диаметральной плоскости судна) и множеством небольших поперечных коридоров, соединяющих центральный коридор с бортовыми и внутренними каютами.
Преимуществом судна является отсутствие шума и вибрации, свойственных ряду современных судов, имеющих в качестве судовой энергетической установки среднеоборотные дизели. Турбоход „Максим Горький" относится к числу судов с высоким уровнем комфорта, периодически выполняет кругосветные круизы под фрахтом западногерманской туристской фирмы „Неккерман".
Турбоходы „Леонид Собинов" и „Федор Шаляпин" - бывшие трансатлантические лайнеры английской судоходной компании „Кунард" - были построены в 1954- 1955 гг. и к концу 12-й пятилетки планируются к списанию. Они выполняют рейсы по Крымско-Кавказской линии, использовались для круизов по Средиземному морю и другим районам, для перевозки организованных групп пассажиров (кубинских студентов, гостей фестиваля и др.).
В 1974-1977 гг. флот пополнился одиннадцатью судами типа „Мария Ермолова", построенными в Югославии по советскому заказу. В настоящее время три судна этой серии перевозят пассажиров и грузы на линиях ММП (Мурманск - Иоканьга, Мурманск - Дальние Зеленцы, . Мурманск - Архангельск). Суда данного типа используются также для выполнения Арктического круиза в сентябре по маршруту Мурманск -Земля Франца-Иосифа - Дудинка - Диксон - острова Вайгач - Архангельск - Соловки - Мурманск.
В несезонный период, вплоть до 15 января, суда осуществляют каботажные круизы по Балтике с советскими туристами. Периодически они фрахтуются туристскими организациями стран - членов СЭВ для балтийских круизов. При строительстве судов типа „Мария Ермолова" использован ряд современных технических достижений различных стран (по лицензиям). Однако при работе этих ГПС (грузо-пассажирских судов) в круизной форме эксплуатации сказывается избыточность грузовой функции и неразвитость круизной (в особенности недостаточная площадь музыкального салона).
В ДВМП работают восемь судов типа „Мария Ермолова", которые обслуживают Приморскую, Сахалинскую и Курильскую линии. Периодически суда сдаются в аренду нетуристским организациям и работают под фрахтом зарубежных туроператоров. Суда типа „Мария Ермолова" имеют длину лишь 90 м. Это снижает их мореходные качества в условиях Дальневосточного бассейна.
В составе флота ЧМП работают пять АПП типа „Белоруссия , построенных в Финляндии на верфи „Вяртсиля" по советскому заказу в 1974-1977 гг. Суда надежны в эксплуатации, пользуются хорошей репутацией у советских и зарубежных пассажиров. В то же время они были построены без достаточного учета реального потока автомашин и накатных грузов на Крымско-Кавказской линии. Поэтому автомобилевместимость 250 легковых машин при 480 каютных местах оказалась избыточной. К 1987 г. на четырех судах из пяти указанной серии выполнено переоборудование. Верхняя гаражная палуба (платформа) использована для устройства 80 внутренних кают, что увеличило пассажировместимость более чем на 300 мест (или 160 мест в круизном варианте). За счет гаражной палубы расширен общественный комплекс, оборудованы кинотеатр и бар-казино. Площадь для автокресел использована для оборудования дополнительных кают экипажа. Паромные функции на судах сохранены как сопутствующие (в пределах 50-70 легковых автомашин). Экономическая целесообразность переоборудования судов подтвердилась в процессе их эксплуатации.
Суда типа „Белоруссия" эксплуатируются на Крымско-Кавказской линии с комплексным обслуживанием и работают в аренде советских туристских организаций, под фрахтом туристских фирм социалистических и капиталистических стран.
В 1980- 1986 гг. на польской верфи по советскому заказу построено шесть автопассажирских судов типа „Дмитрий Шостакович". В настоящее время суда указанной серии работают в составе флота ЧМП (три судна), БМП (одно судно) и ДВМП (два судна).
В процессе эксплуатации головного судна выявлены недостатки, связанные с неудовлетворительными мореходными качествами и переутяжеленностью корпуса. Указанные недостатки в значительной мере были устранены при строительстве последующих судов серии, а головное судно переоборудовано. Изменение формы носовых обводов способствовало улучшению мореходных качеств.
Поскольку в ЧМП и БМП автопассажирские паромы типа „Дмитрий Шостакович" используются преимущественно в круизной форме эксплуатации, головное судно (ЧМП) и теплоход „Константин Симонов" (БМП) были переоборудованы. При этом автомобилевместимость была сокращена более чем в три раза и благодаря высвободившимся площадям и расширена пассажирская функция судов, что положительно отразилось на результатах производственно-финансовой деятельности теплоходов „Дмитрий Шостакович" и „Константин Симонов".
В ЧМП суда указанной серии работают на Крымско-Кавказской линии, на средиземноморских международных линиях, под фрахтом советских и зарубежных туристских организаций. В Балтийском бассейне теплоход „Константин Симонов" после переоборудования выполняет каботажные круизы из Ленинграда в Ригу, а также работает по совместным программам с зарубежными туроператорами.
В последние годы БМП удалось обеспечить эффективную эксплуатацию АПП „Ильич" на линии Ленинград- Стокгольм, и международные автопассажирские морские перевозки рассматриваются в БМП как перспективная форма эксплуатации.
В 1980 г. для Эстонского морского пароходства в ПНР построено линейно-круизное судно „Георг Отс", которое в настоящее время обслуживает международную линию Таллин - Хельсинки. Проект теплохода „Георг Отс" является модификацией проекта В-492 (АПП типа „Дмитрий Шостакович"). С учетом целевого назначения судна число каютных мест по сравнению с проектом В-492 было сокращено вдвое, а автопаромная функция не предусматривалась. Это дало возможность значительно расширить систему общественных помещений (в том числе для оборудования конференц-зала, торгового центра, корчмы, игровых залов и т. д.). Решение оказалось верным, и доходы судна от торговли и питания на коротком переходе Таллин - Хельсинки сопоставимы с доходами от перевозки туристов.
В Советском Дунайском пароходстве работает теплоход „ Айвазовский", построенный в 1978 г. по советскому заказу на французской верфи „Дюбежон - Норманди". Вместе с речными круизными судами он обеспечивает туристскую линию „От Альп до Черного моря", выполняя морскую часть круизной программы на маршруте Измаил - Стамбул - Ялта.
Кратко оценивая состав и расстановку советского пассажирского флота, следует отметить, что более половины эксплуатационного бюджета времени флота практически расходуется на обслуживание туристских линий и круизных направлений. В то же время лишь четыре судна: теплоходы „Одесса" и „Георг Отс", турбоход „Максим Горький" и теплоход „Айвазовский" - были построены по целевым проектам как круизные суда (в том числе лишь два- теплоходы „Айвазовский" и „Георг Отс" по советским заказам). Остальные суда строились как грузо-пасажирские, после чего (с учетом реальных условий эксплуатации) многие из них были переоборудованы в круизные
В программе перспективного развития пассажирского флота на 13-ю пятилетку эти факторы учтены и перспективному строительству КС и ЛКС уделяется должное внимание наряду с ГПС