Я, в принципе согласен, что не перебрал все варианты использования универсальных судов. Про Севера и Дальний восток не подумал. Может быть, и даже не может быть, но на Соловках таким судам будет самое то. Что же касается "Баку - Пирей", то это ещё надо раскрутить и продать. А средства в раскрутку надо вкладывать огромные, несколько сот человек в год не окупят это направление именно из-за фантастических расходов на рекламу. Потом, туроператоры получают скидку за наземные" расходы именно при массовых заказах гостиниц в местах начала круиза, автобусов, танцев джигитов с кинжалами, ресторанов кавказской кухни... А из-за одного-двух заходов в год никто скидок делать не будет, и себестоимость поднимется до небес. Да и иностранцев, кто ездил в наш Крым, по возвращении сразу увольняют с работы и выселяют из дома. Так что, Баку - Пирей не пойдет. Да и что там смотреть? Выжженные берега Греции? Миллион шлюзов Волго - Дона и выжженную Солнцем степь? Баку, где все ходят с кинжалами? Могло бы быть такое направление, как Москва-Ленинград - Хельсинки - Таллинн, это направление в рекламе не нуждается. А, если договориться с эстонским правительством чтобы тем, кто проехал весь круиз от начала до конца в Таллине выдавать вид на жительство? Ведь, это - не предательство Родины, а просто пропуск в Евросоюз. Думаю, в связи с тем, что наша страна первой изобрела прививку от короновируса, Эстонское правительство будет охотно выдавать такие документы. Ему будет экономически выгоден приезд привитого, здорового, трудолюбивого населения, коими и являются россияне. А круиз тогда можно будет начинать в Астрахани, спрос будет при любой цене.
Но, все сказанное только подтверждает исключение из правил - суда, построенные для работы в конкретном регионе всегда будут выигрывать по рентабельности у универсальных.
Это напоминает мне корабли второй мировой - вот есть линкор, его водоизмещение ограничено международными договорами, а габариты - доками. В то водоизмещение, которое возможно, влезают 15 дюймовые орудия, средней вшивости броня и скорость 30 узлов. Хочешь больше скорость? Жертвуй броней или орудиями, иначе все хотелки в корпус не помещаются. Хочешь пушки 16 дюймов? Уменьшай габариты силовой установки, и, соответственно, скорость. Ну что поделать, не влезают много котлов и большие пушки в заданные габариты.
Также и с "пассажирами". Если строим универсальный корабль, надо определить, куда он должен влазить, в какой шлюз, через какую узость проходить, какова максимальная осадка? И также, как у военного корабля, у "пассажира" есть главные составляющие: комфорт/пассажировместимость, скорость и мореходность. Хотим больше мореходность, уменьшаем комфорт или вместимость, хотим больше комфорта, убираем вместимость, хотим больше мест, придется убрать часть мореходности. Надо больше скорости? Жертвуем вместимостью, и отчасти мореходностью.Получается плавкомпромисс. казалось, бы, совсем безнадега, но, я придумал выход: надо идти маршрутом
Баку-Пирей через Тбилиси по Куре!