Кубань — река на юге России, протекающая по территории республики Адыгея, Карачаево-Черкесской республике, Ставропольскому и Краснодарскому краям.
Гидроузлы на реке Кубань (от истока вниз по течению):
— Краснодарский гидроузел
— Федоровский гидроузел
— Тиховский гидроузел
Водохранилища на реке Кубань:
— Краснодарское водохранилище (Краснодарский край)
— Кубанское водохранилище (Республика Карачаево-Черкессия)
— Тщикское водохранилище (Республика Адыгея)
— Усть-Джегутинское водохранилище (Республика Карачаево-Черкессия)
Судоходные шлюзы на реке Кубань:
— Краснодарский шлюз
— Федоровский шлюз
— Тиховские шлюзы
Судоходство на реке Кубань
Река Кубань судоходна от Краснодарского гидроузла до устья на Азовском море на участке протяженностью 249 км.
По условиям плавания судоходные пути Кубанского бассейна относятся:
— к разряду «Р» — часть Краснодарского водохранилища от станицы Васюринская до Краснодарского гидроузла,
— к разряду «Л» — остальные судоходные пути.
Сроки транзитной навигации зависят от графика работы Федоровского шлюза — единственного для которого они установлены Росморечфлотом (Краснодарский край, станица Федоровская): он начинает судопропуск с 15 апреля, а заканчивает 15 сентября.
По состоянию на 2024 год регулярных речных перевозок по реке Кубань, включая транзитные, не осуществляется. В Краснодаре работает прогулочный флот и технический флот Кубанского района водных путей и судоходства. Последним транзитным грузом по реке Кубань стала перевозка в 2017 году негабаритного оборудования.
Единственная судоходная компания, работающая на реке Кубань — Кубанское речное пароходство.
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Река Кубань: гидроузлы, шлюзы и судоходство
#1
Отправлено 30 Март 2009 - 11:58
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#2
Отправлено 30 Март 2009 - 13:05
Страничка Википедии, посвященная Кубани: http://ru.wikipedia....iki/Ку%...B5ка)
Отсюда узнаем, что:
Разделение Кубани на Протоку и Кубань (то, что Википедия определяет как "в 111 км от Азовского моря") происходит в районе города Славянск-на-Кубани, это ниже Краснодара по течению Кубани, а по шоссе в ~60км от Краснодара.Начиная от г. Усть-Лабинска, река является судоходной. Кубань в 111 км от Азовского моря отделяет правобережный рукав Протоку, по которому почти половину своих вод сбрасывает в Азовское море недалеко от рабочего посёлка Ачуево. Кубань, не доходя до моря, отделяет влево ещё один рукав — Казачий Ерик, который вливается в Большой Ахтанизовский лиман, а из последнего через Пересыпское гирло поступает в Азовское море. Сама Кубань (Петрушин рукав) впадает в Темрюкский залив Азовского моря около города Темрюк так называемым Вербенским гирлом.
Однако вернемся в Усть-Лабинск, откуда изначально осуществлялось судоходство.
Полностью читаем здесь: http://www.businessp...aId_371174.htmlСудоходство на р. Кубань существует с 1871 г. Изначально судоходным являлся отрезок реки от Усть-Лабинска до Темрюка на протяжении 455 км. После ввода в эксплуатацию Краснодарского водохранилища Кубанское речное пароходство занялось выемкой из чаши водохранилища песка, гравия и щебня, наносимых течением Кубани, которые затем перевозились по реке и продавались. В конце 80-х гг. прошлого века объем добычи и перевозок по реке нерудных строительных материалов достигал максимального показателя — 11 млн. тонн в год. В 2005 году он уменьшился до 1,6 млн тонн. В 1995 году движение судов между водохранилищем и Темрюком прекратилось, так как шлюз водохранилища был поставлен на ремонт.
“Сейчас русло Кубани сильно заилено и загрязнено, река практически не работоспособна, — рассказал „Ъ“ председатель Совета директоров Волго-Донского пароходства, генеральный директор ОАО КРП Александр Давиденко. — Сегодня для навигации пригодно только 70 км реки, от Краснодарского водохранилища до Федоровского гидроузла”. По словам господина Давиденко, средств, выделяемых из федерального бюджета Кубанскому бассейновому управлению водных путей и судоходства на расчистку русла и дноуглубительные работы, недостаточно для поддержания судового хода в рабочем состоянии.
Упомянутый выше шлюз водохранилища, остановленный в 1995 г. сейчас работоспособен, но судоходство до Усть-Лабинска не восстановленно из-за заиления водохранилища.
Опять Википедия: http://ru.wikipedia....
На всех картах Краснодарское водохранилище выглядит достаточно оптимистично, зеркало на всем протяжении от Усть-Лабинска до Краснодара. На самом деле всё довольно грустно. На приведенной мною ниже карте водохранилища я условно провел черту, до которой сократилось зеркало водохранилища.Организованное первоначально по водохранилищу судоходство в настоящее время прекращено, из-за обмеления, вызванного речными наносами.
Эту картину обмеления очень хорошо видно с борта самолета, приземляющегося в Краснодарском а/п, или взлетающего из него.
Т.е. через шлюз выйти в водохранилище можно, а вот дальше по нему особо плыть некуда ...
Продолжение следует ...
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#3
Отправлено 30 Март 2009 - 13:53
На этом отрезке интерес представляют две точки: Федоровский гидроузел и разделение Кубани на Кубань и Протоку.
Как уже говорилось выше, нынешняя Кубань судоходна от Краснодара до Федоровского гидроузла.
Федоровский гидроузел построен в 1967 г. для поддержания командных уровней, необходимых для подачи воды в Кубанскую и Фёдоровскую оросительные системы.
В материалах, посвященных восстановлению судоходства на Кубани от Краснодара до Темрюка, нашел следующие строчки:
Полностью здесь: http://www.yuga.ru/news/131492/Необходимо восстановление судоходства на реках Кубань и Протока, в том числе восстановление судоходных путей по реке Кубань от Краснодарского гидроузла до устья, а также увеличение объемов перевозки нерудно строительных материалов и разработка программы перевозки нефтеналивными судами до 500 тысяч тонн мазута из Краснодара на внешний рейд порта Кавказ.
А теперь взгляните на фото Федоровского гидроузла:
... и скажите мне, несведущему в гидротехнических сооружениях - каких размеров должны быть инвестиции и размах строительства/реконструкции, чтобы через этот узел ходил наливняк 500тыс.т. ?
Кстати, в 2007 г. гарантированные габариты судового хода в районе Федоровского гидроузла составляли (ГхШхR) 150х35х125 от Краснодара до гидроузла и 120х30х100 ниже гидроузла.
Тиховский гидроузел.
Непосредственно перед разделением Кубани на Кубань и Протоку в 2005-м году был открыт Тиховский гидроузел. Его назначение - вододелитель между Кубанью в её дельтовой части и Протокой.
Подробно здесь: http://www.yuga.ru/news/59431/ и здесь: http://sokrat-integro.ru/archives/35
Я не специалист по судоходству и смежным вопросам и не представляю, какую роль этот вододелитель может сыграть (помочь, помешать) в вопросе восстановления судоходства от Краснодара до Темрюка.
Продолжение следует ...
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#4
Отправлено 30 Март 2009 - 14:34
Кубань от Троицкой до Темрюка:
Протока от Славянска-на-Кубани до Ачуево:
Что ещё рассказать про судоходство на Кубани ?
ОАО "Кубанское речное пароходство" входит в группу компаний "Азово-Донское пароходство" (Ростов-на-Дону). Основной деятельностью компании являются перевозки и погрузочно-разгрузочные работы средствами речного транспорта, добыча песка на месторождениях в Краснодарском водохранилище и в пойме реки Кубань. В ОАО "Кубанское речное пароходство" входят Краснодарский речной порт и Темрюкский судоремонтный завод.
Сайт пароходства отыскать [пока] не удалось.
Понятно, что не одно только Кубанское пароходство осуществляет свою деятельность на Кубани - по мере появления информации буду дополнять.
Местного пассажирского сообщения по Кубани в районе Краснодара нет. Ниже Славянска-на-Кубани (по Кубани и Протоке) - не знаю.
В Краснодаре есть два прогулочных судна - уже упоминавшаяся где-то в других темах "Кубань" (проект "Москва") и "Дон" (проект "Москвич", если я правильно его, этот проект, идентифицировал ).
Осуществляют прогулочные и заказные (банкеты) рейсы по Кубани в окрестностях Краснодара и выходят в водохранилище.
За сим на сегодня всё. Фотоматериал буду выкладывать по мере его появления.
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#5
Отправлено 08 Апрель 2009 - 19:32
Елизаветинская - это, фактически, Краснодар. По трассе 7-10км, административное подчинение Краснодару. Т.е. регистрация по месту жительства в Елизаветинской - это регистрация в Краснодаре. Это Прикубанский округ Краснодара.
Кубань, выделывая разные коленца (см.карту), приближается к Елизаветинской у дальней (от Краснодара) её околицы. Вот так это выглядит:
Где-то слева от этой точки Краснодар (верховья):
... справа низовья:
На дальнем плане трасса Краснодар - Славянск-на-Кубани и далее в Темрюк, на побережье Азовского моря.
Как и положено , правый берег крут и обрывист, левый пологий.
Обстановка не выставлена, навигация не открыта.
Фотографии от 6 апреля 2009 г.
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#6
Отправлено 08 Апрель 2009 - 19:53
Как я уже писал раньше, Кубань, не доходя до Славянска-на-Кубани, разделяется на два рукава - на, собственно, Кубань и на Протоку.
В городской черте Славянска-на-Кубани - Протока.
Вид с автодорожного моста в сторону низовья:
Если вы спросите меня, что это за предприятие на предыдущей фотографии имеет столь мощную причальную стенку и площадку для погрузо-разгрузочных операций, я отвечу. Это:
А площадка - это парковка для автомобилей прибывающих гостей ...
Городская набережная Славянска-на-Кубани, вид на автодорожный мост из Краснодара (справа) в Темрюк (налево):
Обстановки на реке также нету, но ряд косвенных признаков показывает, что судоходство всё-таки имеется.
Не миновала этот тихий кубанский городок и общероссийская новомодная забава молодженов:
Но я хотел бы привлечь ваше внимание не к этим незамысловатым символам супружеской верности и неразлучности, а к ... кранцам (выглядывают в нижней части фотографии).
Не было бы судоходства - была бы нужда в кранцах ?
А вообще это место, судя по всё тем же замочкам молодоженов, весьма популярно в Славянске-на-Кубани, это, по всей видимости, некий пассажирский причал, вот общий вид:
Так, для справки: Краснодар - Славянск-на-Кубани = ~65км по шоссе.
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#7
Отправлено 08 Апрель 2009 - 20:10
Это где-то в центре фрагмента карты:
Название станицы Варениковской фактически прячется за нижним обрезом карты.
Красный Октябрь уже с год примерно именуется как Светлый Путь.
Здесь уже не Протока, здесь:
Из плавучей обстановки только это (в центре кадра):
... но мост оборудован, как положено:
Вот такая Кубань в ~10км выше моста:
А вот такая - сразу за мостом:
Свернув в Красном Октябре (Светлом Пути) с трассы на Темрюк в сторону Варениковской, через ~40км после Варениковской попадаем в Анапу, т.е. на Черное море ...
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#8
Отправлено 08 Апрель 2009 - 20:15
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#9
Отправлено 08 Апрель 2009 - 21:14
Полностью здесь: http://www.mintrans....ov_19122008.htmС учетом проведения дноуглубительных работ в навигацию 2007 и 2008 годов на лимитирующих участках предлагается увеличить гарантированные глубины:
.......................
на реке Кубань от Краснодарского гидроузла до Федоровского гидроузла со 150см до 160 см.
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#10
Отправлено 31 Май 2009 - 16:39
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#11
Отправлено 18 Июнь 2009 - 00:04
акже вот сколько средств было выделенно для поддержания судоходство на Кубани пароходству Федеральное государственное учреждение "Кубанское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", Краснодарский край 2500.000
Водные пути Кубанского бассейна, Краснодарский край 2500.000
Перевооружение и модернизация технического флота 2500.000
сылка http://faip.vpk.ru/c...s/Object/669905
сылка http://faip.vpk.ru/c...s/Object/669906
сылка http://faip.vpk.ru/c...s/Object/669907
или общая сылка http://faip.vpk.ru/c.../...&yover=2010
#12
Отправлено 16 Июнь 2010 - 12:21
Вот с этого места, пожалуй, продолжим наш рассказ про реку КубаньВ Краснодаре есть два прогулочных судна - уже упоминавшаяся где-то в других темах "Кубань" (проект "Москва") и "Дон" (проект "Москвич", если я правильно его, этот проект, идентифицировал ).
Осуществляют прогулочные и заказные (банкеты) рейсы по Кубани в окрестностях Краснодара и выходят в водохранилище.
... продолжение впереди
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#13
Отправлено 16 Июнь 2010 - 12:56
Сразу же скажу для любителей копаться в EXIF-данных , что весь фотоматериал, который будет выложен дальше, отснят мною ровно год назад - 13-14 июня 2009 г. Но по сути за прошедший год ничего на Кубани не изменилось и фотографии не потеряли свою актуальность
Начнем же мы наш рассказ про речные прогулки с ориентации на местности
Кубань на всем своем протяжении довольно извилиста, в т.ч. и в черте Краснодара.
По Кубани в районе Краснодара проходит административная граница между Краснодарским краем (г.Краснодар) и Республикой Адыгея.
Краснодар находится направом берегу Кубани, Адыгея - на левом.
На карте отмечен ряд ключевых (для нашего повествования) точек:
1 - Парк культуры и отдыха им.30-летия Победы (в просторечии "парк на Затоне"), здесь же находятся причалы, с которых осуществляются речные прогулки.
2 - автодорожный мост через р.Кубань, именуемый "Тургеневский" (ул.Тургенева в Краснодаре плавно перетекает в мост).
3 - причал в м/р "Юбилейный"
4 - авто- и железнодорожный мосты через р.Кубань, автодорожный мост в просторечии именуется "Яблоновский" - на левом берегу (в Адыгее) находится пгт.Яблоновский.
5 - Краснодарское водохранилище, плотина, шлюз
Речные прогулки продолжительностью 1 час осуществляются каждый час от парка им.30-летия Победы (точка 1) до м/р "Юбилейный" (точка 3).
Прогулки осуществляют т/х "Кубань" (проект "Москва") ...
... и т/х "Дон" (проект "Москвич", если я правильно понимаю - или поправьте меня)
Вот они на общем плане, каждый у своего причала ("Кубань" вдалеке, на фоне зеленых куполов собора).
По выходным, по предварительной записи, в случае набора некоей "критической массы" пассажиров, т/х "Кубань" осуществляет 5-часовую прогулку до водохранилища (точка 5) - шлюзование, выход в водохранилище и обратно.
... продолжение следует
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#14
Отправлено 16 Июнь 2010 - 13:28
Через вход в затон перекинут вот такой вантовый мостик:
Сам парк - справа, располагается на природном полуострове между затоном и основным руслом Кубани.
Мост этот в Краснодаре называют "Мост поцелуев", ни одна свадьба не минует эту точку
Затон когда-то, во времена расцвета судоходства на Кубани, имел свое "правильное" значение, сейчас же здесь полное спокойствие
Однако кое-какой флот имеется ...
Корма с надписью "Саусорук" - это не Заря, случаем ?
Саусорук - это некое ООО, зарегистрированное в Адыгее и в перечне своих видов деятельности, помимо всего прочего, имеющее:
- Транспортная обработка грузов и хранение
- Организация комплексного туристического обслуживания
- Организация перевозок грузов
Но на ходу я эту Зарю (?) ни с туристами, ни с грузами не видел ...
... продолжение следует
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#15
Отправлено 16 Июнь 2010 - 13:52
Сегодня у нас т/х "Дон" и часовая прогулка до м/р Юбилейного и обратно.
Левый берег (Адыгея) "радует" знакомыми торговыми марками ...
... но есть и более приятные виды
И так - весь левый берег до точки назначения, до Юбилейного.
Прямо по курсу - ещё один микрорайон Краснодара
и при ближайшем рассмотрении
в левой части фото, за опорой высоковольной линии просматривается дом, в котором живу я ...
Между тем рядом с нами находится микрорайон Юбилейный, мы разворачиваемся в обратный путь и теперь будут окрестности правого берега Кубани.
Вопросы парковок актуальны не только в Нью-Йорке или Москве, но и в Краснодаре ...
Народ загорает, купается, рыбачит - до ближайших домов отсюда не более 200 метров
Храм Рождества Христова
Рождественская набережная, часовня
Застройка по берегу
Отдыхающие ...
Есть и такая застройка, с персональной причальной стенкой
Аварийный выезд ?
Привет из прошлого (позапрошлого ?) века ...
И вновь застройка ...
Ещё одна небезызвестная торговая марка ...
... продолжение следует
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#16
Отправлено 16 Июнь 2010 - 14:26
Роснефть отгрохала свой офис ...
... у подножия Тургеневского моста
Скромный такой домик на Кубанонабережной ...
Речные кафешки ...
На этом наша сегодняшняя речная прогулка закончена, а "Кубань" отправляется в аналогичный рейс
Тем временем на Краснодар надвигается ливень
И мы прячемся в одном из речных кафе ...
Видимость близкая к нулевой
... и из этой тучи возвращается с очередной прогулки "Дон"
Туча ушла, птички прихорашиваются, ...
... кофе допит ...
В следующем репортаже (как-нибудь на днях ) мы пройдем на "Кубани" вверх до водохранилища
До новых встреч !
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#17
Отправлено 30 Июнь 2010 - 21:05
В реке необычайно мутная вода молочно-зеленого цвета, прозрачности воды практически нет. Местные жители сказали, что вода стала настолько мутной из-за сильных дождей и различных стоков. Видела, как в реке ловили рыбу, про улов не интересовалась.
Прогулочный флот, прогулку по реке возможно совершить на теплоходике «Кубань»
и через мост у причала на теплоходике «Дон»
Мост через реку Кубань или как сказали местные жители это мост поцелуев, да такой мост, оказывается, есть не только в Питерской столице, но и в Кубанской станице.
Вид с моста на Кубань
Вот собственно почему поцелуев мост или мост молодоженов
и так далее не один пролет...
#18
Отправлено 01 Июль 2010 - 06:26
К сожалению всего на пару дней и без фотоаппарата , сам город понравился, только климат очень тяжелый (повышенная влажность даже при не очень высокой температуре). Регулярно дивилась тому, что на улице вот так просто растет то, что я в домашних условиях ну никак не могу вырастить. Архитектура и расположение домов (крыша к крыше) в Краснодаре очень южная, я такой на севере не видела. А музыка на Красной только усиливала впечатление, что я на курорте.Ну вот, до сих пор энтузиасты нет-нет, да и заглядывали в наш город...
По традиции в Кубань кинула монетку, кто знает, может еще и вернусь…
#19
Отправлено 01 Июль 2010 - 06:40
Без фотоаппарата - это зря ...К сожалению всего на пару дней и без фотоаппарата , сам город понравился, только климат очень тяжелый (повышенная влажность даже при не очень высокой температуре). Регулярно дивилась тому, что на улице вот так просто растет то, что я в домашних условиях ну никак не могу вырастить. Архитектура и расположение домов (крыша к крыше) в Краснодаре очень южная, я такой на севере не видела. А музыка на Красной только усиливала впечатление, что я на курорте.Ну вот, до сих пор энтузиасты нет-нет, да и заглядывали в наш город...
По традиции в Кубань кинула монетку, кто знает, может еще и вернусь…
У меня когда мыльница была, брал только в отпуск и на какие-нибудь мероприятия.
Зеркалка появилась - стал таскать с собой везде, несмотря на совсем иные габариты, нежели у мыльницы
Климат влажный - эт' точно ! Я уже привык немного, но когда первый раз оказался в Краснодаре на пару дней (лет эдак 20 тому назад), после сухого и ветренного Волгограда было тяжко. Старожилы говорят, что климат изменился со строительством Краснодарского моря в 70-х, до этого было посуше. На побережье легче, там море сглаживает скачки температур.
На улицах вот так просто растет - ну так на Кубани палку в землю воткни, прорастет ! И это не метафора, есть прецеденты
В общем, always welcome !!!
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
#20
Отправлено 01 Июль 2010 - 10:31
Кстати, пора бы уже и рассказать о прогулке к водохранилищу ...В следующем репортаже (как-нибудь на днях ) мы пройдем на "Кубани" вверх до водохранилища
Рейс осуществляет прогулочный т/х "Кубань" (проект "Москва")
В связи с тем, что водохранилище, плотина, шлюз относятся к стратегическим объектам, а Краснодарский край достаточно близок к "горячим точкам", рейс хоть и прогулочный, но обставлено всё достаточно серьёзно - разве только что паспорта при продаже билетов не спрашивают и при посадке не проверяют.
Однако на посадке присутствует кинологический патруль, помимо этого непосредственно перед отправлением собачка ещё раз обходит весь т/х, во время рейса на борту находится милицейский патруль (уже без собачки), в шлюзе фотографировать категорически запрещено, об этом пару раз предупреждают по судовому радио, патруль в шлюзе смотрит на 360 градусов четырьмя глазами + обслуга шлюза с берега внимательно наблюдает - не достал ли кто камеру.
В нашем рейсе были окрики с берега и милиция на борту тут же бросалась в указанном направлении, но в целом всё обошлось без эксцессов и изымания аппаратуры
В общем, загружаемся на борт, отправляемся, проходим мимо "Дона" (мы на нем вчера ходили на часовую прогулку),
... устраиваемся поудобнее, заказываем бутылочку кубанского красного сухого вина,
нас ждет увлекательная 5-часовая прогулка
... продолжение следует
http://fotki.yandex.ru/users/it-pv/
https://www.facebook...info#!/pavelv23
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных