Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

ВМФ


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 agents

agents

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 748 сообщений
  • Регистрация: 26-Октябрь 04
  • Город:Odesa

Отправлено 06 Январь 2017 - 13:32

Что-то пошло не так ... :blink:

Портал FlotProm в самом конце 2016 года решил прояснить реальную картину с военным кораблестроением в России, и вот что из этого получилось

Головной фрегат пр.22350 «Адмирал Горшков»

Изображение

Строительство «Адмирала Горшкова» началось на «Северной верфи» в Петербурге в начале 2006 года. В ноябре 2014 года корабль впервые вышел на испытания.

Сроки передачи головного корабля пр.22350 переносились не раз, но в этом году дата 22 ноября называлась как окончательная. Однако ближе к концу года ввод в строй фрегата решили сдвинуть еще раз — до окончания ревизии всех систем и механизмов. Поэтому флот примет «Адмирала Горшкова» где-то в первой половине 2017 года.

Корабли пр.22350 обладают водоизмещением 4,5 тысячи тонн, длиной 135 метров, шириной 16 метров, скоростью хода до 29 узлов. Экипаж — 180-210 человек. На вооружении состоят корабельная артиллерийская установка А-192 «Армат» калибра 130 мм, пусковые установки для 16 противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр-НКЭ» и зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут».

Фрегат пр.11356 «Адмирал Макаров»

Изображение

Фрегат «Адмирал Макаров» — третий сторожевой корабль пр.11356. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 29 февраля 2012 года, спущен на воду 2 сентября 2015 года. Планировалось, что фрегат вступит в строй до конца этого года.

В начале декабря пресс-служба «Янтаря» отчиталась, что корабль проходит финальную стадию госиспытаний в Балтийском море. Фрегат успешно выполнил ракетные пуски и артиллерийские стрельбы по реальным мишеням, имитирующим береговые и воздушные цели. Кроме того, испытаны реактивная бомбометная установка РБУ-6000, противодиверсионные средства и авиационный комплекс корабля.

На прошлой неделе в пресс-службе завода не смогли ответить на вопрос, когда же состоится передача корабля ВМФ, и пообещали сообщить, как только будет определена дата подъема Андреевского флага на борту «Адмирала Макарова». Пока — так и не сообщили.

Фрегаты пр.11356 предназначены для дальних морских походов и ведения борьбы с надводными кораблями и подлодками, а также отражения воздушных атак. В состав вооружения корабля входят: артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм, зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, торпедные и противолодочные средства поражения, а также ракетный комплекс высокой дальности «Калибр-НК». Также может нести палубный вертолет Ка-27 или Ка-31.

Весной этого года Черноморский флот усилил головной фрегат пр.11356 «Адмирал Григорович», а в начале лета в состав ВМФ России передан второй корабль – «Адмирал Эссен», который сейчас готовится к переходу в Севастополь.

Головной большой десантный корабль
пр.11711 «Иван Грен»


Еще весной 2016 года гендиректор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов уверял, что «Иван Грен» передадут флоту не позднее октября 2016 года. Казалось все идет по плану: в июне корабль вышел на ходовые испытания в Балтийское море. Но после этого представители «Янтаря» и ВМФ предпочитают не вспоминать об «Иване Грене», обходя стороной тему его передачи флоту.

Головной БДК пр.11711 относится к числу заслуженных долгостроев. «Иван Грен» заложен в декабре 2004 года, спущен на воду в мае 2012 года. Швартовные испытания начались в октябре 2015 года.

Корабль сможет перевозить на борту 13 танков или 36 БМП, а также до 300 десантников. На вооружении стоят три шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установки и два транспортно-боевых вертолета Ка-29.

Корветы пр.20380 «Совершенный» и «Громкий»

Изображение

Корвет «Совершенный», первый в «дальневосточной» серии кораблей пр.20380, строится на Амурском судостроительном заводе с 2006 года. Начало ходовых испытаний назначали на 2013 год, однако сроки пришлось сдвинуть из-за»нехватки денежных средств и ошибок производственного планирования». Впоследствии, после визита на Дальний восток министра обороны Сергея Шойгу, его заместитель Юрий Борисов сообщил о пересмотре цены — вместо 6,5 млрд. за каждый корвет заплатят 13 млрд. рублей.

22 мая 2015 года «Совершенный» вывели из цеха и спустили на воду. Летом начались его испытания, и планировалась его передача флоту до конца года. Но не получилось.

Второй корвет, «Громкий» на Амурском судостроительном заводе заложили в 2012 году. Несмотря на разницу в шесть лет, «Громкий», собирались сдать, как и «Совершенный», до конца 2016 года. Однако, по последней информации, это были чересчур оптимистические планы. В реальности в 2017 году корабль только спустят на воду.

Корабли пр.20380 имеют водоизмещение 2 тысячи тонн, длину более 100 метров, максимальную скорость до 27 узлов и дальность автономного плавания до 4 тысяч миль. Вооружение корветов включает в себя: две пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран», ЗРК «Редут», комплексы противоторпедной защиты «Пакет», 100-мм артиллерийскую установку А-190, зенитно-ракетный артиллерийский комплекс «Кортик-М», ПЗРК «Игла», две шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М, два гранатомета ДП-64. На борту может базироваться вертолет Ка-27.

Подлодка пр.949А «Антей» К-266 «Орел»
(после ремонта)


Изображение

15 ноября 2013 года года атомная подводная лодка Северного флота К-266 «Орел», построенная в 1993 году, прибыла в Центр судоремонта «Звездочка» для проведения работ по восстановлению технической готовности.

К февралю 2015 года с атомохода демонтировали гребные и дейдвудные валы, полумуфты, разобрали дейдвудные сальники валопроводов правого и левого борта. А 7 апреля того же года на подлодке произошел пожар в районе 9-го отсека. Площадь возгорания превысила 40 кв. метров. Правда, в пресс-службе предприятия заявили, что это происшествие не повлияет на график ремонта и подлодка вернется в строй в срок — в четвертом квартале 2016 года. Увы, этого не произошло.

АПЛ пр.949А «Антей» — это многоцелевые подлодки третьего поколения, длиной 155 метров и водоизмещением до 24 тысяч тонн. Они погружаются до 600 метров и развивают скорость до 32 узлов. На вооружении «Антеев» — 24 пусковые установки крылатых ракет «Гранит» дальностью действия около 500 км и шесть торпедных аппаратов.

Спасательный буксир пр.20183
«Академик Александров»


Спасательное буксирное судно пр.20183 «Академик Александров» заложено в Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске 20 декабря 2012 года. Изначально планировалось передать его флоту в конце 2016 года. Но только в 2017 году судно выведут из цеха и спустят на воду.

«Академик Александров» — третье из четырех судов специального назначения, разработанных на базе вспомогательного судна пр.20180. Помимо выполнения поисково-спасательных операций «Академик Александров» предназначен для транспортировки крупногабаритной морской, военной и специальной техники, а также научно-исследовательского оборудования.

Водоизмещение судна — 5400 тонн, скорость — 14 узлов, экипаж — 65 человек. На «Академике Александрове» предусмотрена взлетно-посадочная площадка для одного многоцелевого вертолета Ка-27.

Головное судно тылового обеспечения
пр.23120 «Эльбрус»


Изображение

Закладка головного судна тылового обеспечения пр.23120 «Эльбрус» состоялась в ноябре 2012 года. В декабре 2013 года было заложено второе судно проекта «Всеволод Бобров», а в июле 2014 года — третье, «Капитан Шевченко».

По условиям контракта, головной «Эльбрус» должны были передать Северному флоту к 25 ноября 2014 года, «Всеволода Боброва» — к 25 ноября 2015 года Черноморскому флоту, а «Капитана Шевченко» — к 25 ноября 2016 года Тихоокеанскому флоту. Но в 2013 году сроки исполнения контракта официально сдвинули на год позднее.

Впрочем, темпы строительства даже по уточненному графику не выдерживают критики.

«Эльбрус» спущен на воду 26 июня 2015 года. Достройка судна на плаву растянулась более чем на год. По некоторым данным, задержка связана с непоставкой части импортного оборудования из-за антироссийских санкций. Еще в начале сентября представители «Северной верфи» уверяли журналистов, что «Эльбрус» передадут ВМФ до конца 2016 года. Однако в ноябре стало известно, что на борту судна Андреевский флаг поднимут только в 2017 году.

Суда пр.23120 предназначены для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие. При длине около 95 метров и ширине в 22 метра суда имеют водоизмещение 10 тысяч тонн. Осадка — 9 метров. Дальность плавания до 5 тысяч миль, автономность — 60 суток. Экипаж — 27 человек.
http://sudostroy.com....html#more-6310
Изображение
Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык.
(Маргарет Тэтчер)

#2 agents

agents

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 748 сообщений
  • Регистрация: 26-Октябрь 04
  • Город:Odesa

Отправлено 08 Август 2017 - 12:24

Книжная Лавка "Морской Бюллетень"


История линкоров Бисмарк и Шарнхорст


Краткое описание:
История линкоров Бисмарк и Шарнхорст захватывающе интересна не только сама по себе, эта история является наглядной иллюстрацией к героизму и профессионализму в военном деле, какова их роль и что важнее. Она очень интересна и для понимания определяющих факторов войны на море в то время.
Применительно к СССР и истории Второй Мировой войны в советско-российском исполнении, история самых знаменитых германских линкоров еще раз – в который раз – опровергает ложь и клевету советских мемуаров и историков.
В частности, опровергает миф о том, что конвой PQ-17 лишился эскорта потому, что союзники строили козни. Не строили. Точно так же англичане поступили и в отношении своих конвоев, в критическое для страны время, как раз то время, когда СССР и Германия дружили и по факту, были союзниками. Козни строил СССР и ныне его правопреемница, Россия. А также миф о том, что англичане, одержимые желанием нагадить СССР, намеренно пропустили немецкие тяжелые корабли через Ла-Манш. Это глупейшая выдумка советского руководства, с восторгом поддержанная «историками» и «писателями», прошлыми и нынешними. Российская общественность, впрочем, охотно, с энтузиазмом, в эту глупость продолжает верить.
Книга в формате .pdf, с иллюстрациями.


Изображение


PS
Стоимость, оплата, способ доставки:
Стоимость – не мудрствуя лукаво, посмотрел на цены на электронные книги в онлайн магазинах. Средняя цена 250 рублей, вот ее и положил за основу. 250 рублей или 4 доллара.
Оплата через Яндекс кошелек или PayPal.
Получение по почте, немедленно или через несколько часов, если вдруг меня не оказалось за компьютером. Если кто-то заплатит больше, не обижусь. Меньше – обижусь, и верну деньги.
Книги в формате .pdf, с иллюстрациями.
Не забудьте указать в Comment название книги, которую покупаете!
http://www.odin.tc/bookstore/
Изображение
Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык.
(Маргарет Тэтчер)

#3 Алексей Мошков

Алексей Мошков

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 216 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 09

Отправлено 29 Август 2017 - 00:34

Я выбираю "Бисмарк".
Как-то увидел в магазине 4 довольно точных для своей цены и масштаба собранных модельки - "Миссури", "Худ", "Бисмарк" и "Ямато",и, поскольку содержание 4 линкоров никак не потяну, стал выбирать, какой же из них взять.
Быстро отмёл "Миссури". Хоть американцы декларируют, что он-лучший, но там экипаж в 2900 человек,и ни одного иллюминатора. И изнутри она вся железная, даже адмиральский салон - голый метал. Сдохнуть можно на его борту, разместившись в каком-нибудь 400 местном кубрике в 5 ярусов, или сойти с ума в жаре без солнечного света и слушая постоянно вой вентиляторов. Плюс, а точнее минус - там всё электрооборудование на 60 герц, и размеры любого болтика - дюймовые. Нет практически дизель-генераторов, точнее, они - смешные, 2 по 250 киловатт, а значит, хочешь - не хочешь, гоняй всё время как минимум один главный котёл и тубогенераторы. С берега-то наше питание 380 вольт 50 герц ей не подходит.
"Ямато" вроде побольше размерами, но, если посмотреть на его декпланы, то это - просто какой-то инопланетный космический корабль. Коридоры то сужаются,то расширяются, то изгибаются под немыслимыми углами, одновременно поднимаясь или опускаясь. При том, высота проходов, точнее, пролазов колеблется от метр пятьдесят до метр семьдесят. Расстояние между палубами у него маленькое - около 2 метров, и если учесть кучу кабелей и трубопроводов, которые идут по потолкам на любом корабле, получается такая картина. Надписи и документация все на иероглифах. Только низкорослые японцы смогут пользоваться этим кораблём. Мне такой не нужен.
"Худ"... хороший, конечно. Простая силовая установка на обычных трёхбарабанных котлах, большие размеры при экипаже менее чем в полторы тысячи человек, метацентрическая высота около метра и соответственно плавная качка, толщина листов корпуса 50 (пятьдесят) миллиметров, а, значит можно его шарахать о пристани не стесняясь. Иллюминаторы есть. Но, мало топлива берёт на борт - всего 4 с половиной тысячи тон значит, он - не дальнобойщик. А, заправят меня в каком-нибудь иностранном порту бесплатно, или нет - неизвестно. Да и если задумает кто у меня линкор отобрать, отбиваться - нечем. Кроме главного калибра на нём только открыто расположенные "сотки" и постоянно заедающие зенитные автоматы "пом-пом" в количестве целых 3 штук. Ну, и генераторы - 4 паровые машины, 2 турбины и 2 дизеля,все по 200 киловатт. Сдается мне, чтобы обеспечить вентиляцию и свет ,все они должны работать одновременно.
И пришлось обратиться к Бисмарку". Он достаточно большой, там есть иллюминаторы, и даже всякие залы для пьянок офицеров. Мелкосидящий, опять же, что важно для Москвы-реки. Самолёты на борту есть, целых 6 штук, а,значит я смогу их посылать за гостями, или чтобы спросить дорогу. Если какая штурмовая группа попробует сунуться на мой корабль, её есть чем встретить. Кроме главного калибра имеется 12 шестидюймовок и 16 "соток", плюс 37 и 20 мм зенитные автоматы. Дизель-генераторы обеспечивают корабль электричеством полностью на стоянке, и топлива для них более 180 тонн, котлы и турбогенераторы на стоянке можно не гонять. А, мазута на борт "Бисмарк" берёт 8 с половиной тысяч тонн - хватит на месяц непрерывного движения, если сильно не разгоняться. Конечно, инструкции к нему на немецком. Но я работал с немецкой техникой и знаю ихние обзначения на схемах, знаю, как маркируются провода в коробках, и с некоторыми системами смогу разобраться самостоятельно. Постоянный ток там 220 вольт, но мне и эта тема знакома. Ничего страшного в "постоянке" нету. Размеры все у "Бисмарка" метрические, а, значит,заказать запчасти на наши предприятиях за рубли - не проблема. Там даже дистанция для артиллерии измеряется не милями, а километрами, а, значит, в случае необходимости я могу прямо со стоянки стрелять на 36 километров, руководствуясь Яндекс-картами, и не парясь над переводом километров в кабельтовые. Ведь, редко, какое число километров возможно разделить на 18,52 без остатка.
Остаются 3 проблемы - метацентрическая высота под 3 метра и никаких успокоителей качки, но, думаю, если в океан не выходить, а ограничиться морями, жить можно.
Потом, "Бисмарк" - трёхвинтовой, и в отличие от 4 винтовых конкурентов, наверное ведёт себя как одновинтовое судно, но, ведь у меня будет рулевой, я только приказываю ему, куда ехать, а как там линкор поворачивается и как держит курс - его проблемы.
Транспортный налог с него за 160 тысяч лошадиных сил тоже великоват, но я не ставлю корабль а учёт в военкомате, хотя должен, и пока мне ничего не приходит.
И самая главная проблема - котлы высокого давления. Но у меня сосед, бывший турбинист с эсминца проекта 56, сейчас работает на ТЭЦ, и сказал, что с котлами поможет. У них на ТЭЦ эти высоконапорные котлы, которые на "Бисмарке" были экзотикой нормально работают и обслуживаются. Значит, местные ремонтники смогут и мне помочь, а если я куда на Бисмарке" захочу пойти - то они за двойную оплату охотно составят персонал БЧ-5. Графики обслуживания, продувок, тоже инженеры ТЭЦ мне делают, я даже не лезу в это дело. Ещё, на ТЭЦ резервное топливо - мазут, его положено им 50 000 тонн в год, а значит на 17 000 тонн в год (пару заправок) я могу рассчитывать. На ТЭЦ есть ещё электричества много и пара, а значит я могу не гонять на стоянке свои котлы и генераторы. Воду питательную для котлов, антинакипины, присадки всякие, масла берём тоже с ТЭЦ, их лаборатория делает мне анализы воды, и даже масла. Могли бы делать и мазуты,но я ведь у них и беру топливо, какой смысл, другого всё равно нет. Детальки всякие в механическом цеху делают и для линкора тоже, даже форму экипажа в прачечной ТЭЦ стирают.
Вот, почему я и договорился линкор там поставить, а не в каком-нибудь порту.
Но, линкор куплен 4 года назад, докование неизбежно, а мне только дойти из Москвы до Ленинграда надо тысячу тонн мазута, и столько же - вернуться обратно. И ещё неизвестно, влезет мой линкор в док там, или нет. Но,даже, если и влезет, матросам, когда придём в Ленинград надо будет оформлять оплачиваемый отпуск и купить всем 1900 человекам билеты на "Сапсан" до Москвы, а потом и обратно.
Пожалейте кто нибудь меня, пожалуйста.

#4 docbrown

docbrown

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 423 сообщений
  • Регистрация: 23-Сентябрь 08
  • Город:Estonia, Tallinn

Отправлено 14 Май 2020 - 18:51

Корабль управления "Ангара" -- https://zen.yandex.r...39d7625cf04a067



#5 Юрий1962Самара

Юрий1962Самара

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 779 сообщений
  • Регистрация: 10-Июнь 07
  • Город:Самара

Отправлено 23 Август 2020 - 23:17

Крейсер "Украина" 


2002 - Буденный (к.31) 3-10июля
2007 - Никулин (к.115) 19-21мая, Пушкин (к.268) 27-31мая, Будённый (к.11) 3-10сент
2008 - Никулин (к.115) 11-16мая, Кулибин (к.66) 11-13июня, Юлаев (к.3) 1-4сент, Пушкин (к.150) 5-7сент, Никулин (ск) 19-21сент, Чкалов (к.322) 29-30сент ...
2009 - Кабаргин (к.48) 20-30мая, Юлаев (к.1) 31авг-4сент, Пожарский (к.68) 2-4окт ...
2010 - Композитор Глазунов 8-13мая (к.201)
2011 - Космонавт Гагарин 30.05-3.06 (к.310)
2012 - Фёдор Достоевский 14-18мая (к.406)

#6 agents

agents

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 748 сообщений
  • Регистрация: 26-Октябрь 04
  • Город:Odesa

Отправлено 26 Сентябрь 2020 - 12:09

 Рейдер Третьего рейха
80 лет назад советские лоцманы провели Северным морским путем немецкий вспомогательный крейсер «Комет», который 500 дней пиратствовал в Тихом океане
Этот материал вышел в № 97 от 7 сентября 2020
 
Германский корабль «Комет» (Komet) под командованием капитана-цур-зее (капитана 1 ранга) Роберта Эйссена прошел Берингов пролив в ночь с 5 на 6 сентября 1940 года. За его спиной осталось 3300 миль плавания по Северному морскому пути. Этот переход «Комет» совершил в течение рекордных 23 суток, побив прежний рекорд плавания по Северному морскому пути — 26 дней.
 
Правда, об этом выдающемся рекорде газеты не писали: под покровом глубочайшей секретности советские ледоколы и советские лоцманы провели вдоль всего советского арктического побережья в Тихий океан боевой корабль Кригсмарине, задачей которого было ведение боевых операций на путях британского судоходства.
 
Подсчитано, что общий тоннаж потопленных и захваченных этим нацистским рейдером судов — британских, австралийских, новозеландских, норвежских и нидерландских — составил 42 000 брутто-регистровых тонн. Попутно рейдер артиллерийским огнем уничтожил британский завод по переработке фосфатов и нефтехранилище на острове Науру, действовал у побережья Австралии, наделал шуму в водах Антарктики…
 
Пушки для «торговца»
 
Формальный отсчет этой пиратской эпопеи ведут от 3 июля 1940 года, когда «Комет», значившийся в немецких документах также как «судно № 45», вышел из Готтенхафена (так немцы именовали захваченную польскую Гдыню), направившись к берегам Советской Арктики. За месяц до этого, 2 июня 1940 года, «Комет», переоборудованный во вспомогательный крейсер из сухогруза «Эмс» (Ems), официально был включен в состав Кригсмарине.
 
content_hk_komet_02_ems.jpg
«Комет», переоборудованный из сухогруза «Эмс»
 
На деле началось все значительно раньше. Сухогруз «Эмс» спущен на воду в Бремене 16 января 1937 года, но в самом начале Второй мировой войны, как и все прочие гражданские суда, реквизирован военными, а 1 декабря 1939 года его командиром назначен капитан-цур-зее Роберт Эйссен. Сам же корабль подвергся значительной реконструкции, получив весьма мощное вооружение: шесть 150-миллиметровых орудий, одно 60-миллиметровое орудие (по другим данным, 75-миллиметровое), а также шесть единиц зенитного вооружения — спаренную 37-миллиметровую зенитную установку и четыре 20-миллиметровых зенитных автомата.
 
Также корабль оснастили шестью торпедными аппаратами (хотя ряд источников утверждает, что торпедных аппаратов было десять) — боезапас 24 торпеды, и сбрасыватели мин — рейдер принял на борт мощные якорные гальваноударные мины типа ЕМС. Для скрытой постановки мин на борту имелся быстроходный катер. В специально сооруженном ангаре также находился гидросамолет Arado Ar 196 А-1, предназначенный для ведения воздушной разведки.
 
Все артиллерийское вооружение было замаскировано и надежно скрыто от чужих глаз за откидными орудийными портами, щитами и люками. Мостик и наиболее уязвимые механизмы были защищены броней, радиооборудование было заменено на самое новейшее, навигационное оборудование и вовсе по тем временам было блестящим.
 
Помимо этого на корабле имелось множество приспособлений, позволявших оперативно и кардинально менять внешний его вид и силуэт — фальшивые дымовые трубы, фальшивые борта и пр. Жилые помещения могли вместить до 300 человек (притом что обычная команда сухогруза такого типа 24–35 человек), дальность автономного плавания составляла не менее 70 тысяч миль.
 
Для советской стороны ни назначение германского корабля, который предстояло провести Северным морским путем, ни его оснащение секретом не было. Генерал-лейтенант ФСБ Василий Христофоров, бывший главный архивист ФСБ, опубликовал справку, представленную высокой инстанции Главным транспортным управлением (ГТУ) НКВД СССР, курировавшим спецоперацию по проводке рейдера:
 
«Германский пароход «Комета» (так в документе. — Авт.) — вспомогательный крейсер — по-вахтенному, команда из 200 человек, труба переделанная, борта двойные, командный мостик бронированный. Везет: артиллерийские снаряды, торпеды для подлодок, самолеты — части. Вооружен, но вооружение спрятано в трюмах. Водоизмещение судна 6–7 тысяч тонн». Другой источник НКВД сообщал: «Фырол» (советское кодовое наименование рейдера на время его проводки по Севморпути. — Авт.) <…> новый хороший теплоход, оборудованный всеми последними навигационными приборами. Его эхолот, его гирокомпас во многих отношениях превосходят по своей точности приборы, установленные на наших судах».
 
Также сообщалось, что корабль «имеет прекрасно оборудованную радиостанцию… Круглые сутки одновременно, не снимая наушников, сидят 6 радистов. Седьмой человек из радистов не слушает сам, он имеет чин офицера». «Командование крейсера не скрывало, что они военные офицеры и что на борту команда состоит из военных моряков. Во время нашего пребывания на борту, — это уже из отчета советских лоцманов, — ежедневно производился полный военный церемониал». «Советские лоцманы могли достаточно легко распознать в экипаже «Кометы» военных, тут любая маскировка, даже по дисциплинарным причинам, была невозможна, — так писал в своих воспоминаниях сам Роберт Эйссен. — Все моряки носили настоящую военно-морскую форму, и я проводил все переговоры в форме капитана-цур-зее военно-морского флота».
 
Вопрос о проводке рейдера Северным морским путем решили еще в ходе переговоров в феврале 1940 года.
 
Согласно одним источникам, первоначально речь шла о проводке 26 немецких судов из Тихого океана на запад, еще двух — с запада на восток. Формально груз — соевые бобы (на запад), шедшие же на восток как бы пустые — «в балласте». Затем количество судов, которые должны были пройти с востока, снизили до 10, а 3 апреля 1940 года германское посольство и вовсе аннулировало это предложение.
 
Но о проходе одного рейдера на восток договорились. При этом особо было оговорено, что проводка будет осуществляться в режиме строжайшей секретности: немецкий корабль должен был идти под видом советского — с советским названием на борту, под советским флагом. Решением Кремля проводка была возложена на Главное управление Северного морского пути и Наркомвнешторг. Обеспечение секретности операции возложили на Главное транспортное управление НКВД СССР.
 
Сталин страстно желал заполучить один из «карманных линкоров фюрера», тяжелый крейсер типа «Дойчланд». Все переговоры Москвы и Берлина на морские темы велись в прямой увязке именно с этой темой. 11 февраля 1940 года недостроенный крейсер «Лютцов» стал «наш»: его продали Советскому Союзу. 31 мая 1940 года «Лютцов» наконец отбуксировали на Балтийский завод.
 
[spoiler]Вскоре в свой рейд отправился и «Комет». Вдоль берегов Норвегии он шел под советским флагом — как ледокольный пароход «Семен Дежнев». Дальше тоже неоднократно менял «вывеску», фигурируя то как советский сухогруз «Дунай», то как немецкий «Донау», то снова становился «Дежневым». Разумеется, все это было согласовано с советскими кураторами «проекта». Более того, обеспечивая надежное прикрытие, даже убрали настоящий «Дежнев» с глаз долой, отправив обслуживать самые удаленные станции Карского моря и моря Лаптевых.
 
В советские воды «Комет» вошел 9 июля 1940 года, а 15 июля встал на якорную стоянку северо-восточнее острова Колгуев в Баренцевом море: советское руководство оказалось не готово к проводке рейдера. Точнее, не готовой к походу оказалась советская подводная лодка Щ-423, вслед за экспедицией по проводке которой и должен был идти «Комет». Рейдер ждал разрешения, чуть не ежедневно меняя места якорных стоянок. На две недели фальшивый «Семен Дежнев» полностью выпал из поля зрения советских «компетентных органов»: до сих пор никто не знает, где и чем он занимался, а из тринадцати его стоянок установлено лишь две.
 
Надо полагать, что боевой корабль и его команда время зря не теряли, но что именно они делали — вели разведку, промер глубин, обследовали берег, вели закладку тайников, скрытую установку каких-то приборов — это можно лишь предполагать. Как не без оснований полагают авторы ряда исследований о нацистских операциях в Советской Арктике, капитан 2 ранга Сергей Ковалев и Анатолий Федоров, «Эйссен провел обширнейшие исследования глубин, грунта, течений во многих районах Баренцева моря, а уже на основе этих исследований наверняка и были подготовлены подробнейшие карты для немецких подводников, которые позже позволили им выбирать наиболее выгодные районы ожидания на подходах к Кольскому заливу и Горлу Белого моря». По версии исследователей, именно на основе данных Эйссена и была разработана схема блокады подлодками Деница Кольского залива, достаточно успешно применявшаяся в ходе войны.
 
14 августа 1940 года Эйссен, подойдя к проливу Маточкин Шар, взял на борт советских лоцманов Дмитрия Сергиевского и Афанасия Карельских. Эпопею «Комета» достаточно детально описал сам Эйссен, выпустивший после войны книгу воспоминаний. Впрочем, еще 3 апреля 1943 года его же статья «Комет» огибает Сибирь» вышла в Hamburger Fremdenblatt. Натурально, расшифровка спецоперации!
 
Это явно была чисто пропагандистская попытка стравить союзников, внеся сумбур в их далеко не стройные ряды: смотрите, мол, а ведь русские нам помогали топить англичан!
 
Эйссен описывал, как в ходе путешествия регулярно делал стоянки и высаживал не берег «шуточные десанты», невзирая на протесты советских лоцманов. Пока одна партия моряков искала плавник, другая собирала грибы и ягоды, третья… — а кто же знает, чем на самом деле занимались все эти «шуточные десанты» на Новой Земле? Два советских лоцмана за всем этим точно уследить были не в состоянии, равно как и проконтролировать, все ли из 270 моряков списочного состава затем возвращались на борт.
 
По сути — наглая, неприкрытая разведывательная операция, рекогносцировка возможной высадки десанта и диверсионных групп.
 
Во всяком случае, из представленных лоцманами отчетов следовало, что на всем протяжении пути немцы вели непрестанную фотосъемку берега, изучение фарватера, промер глубин в проливах. Разведка эфира также велась в круглосуточном режиме.
 
19 августа рейдер вышел в Карское море, а 22 августа снова стал на трехдневные «каникулы» у острова Тыртова, вновь использовав эту возможность для высадки рекогносцировочных групп и получения гидрологической информации. Через ледовые поля моря Лаптевых рейдер вел ледокол «Сталин», затем эстафету принял ледокол «Лазарь Каганович». А вот 1 сентября 1940 года, когда до чистой воды оставалось каких-то 600 миль, прибывший с «Кагановича» начальник морских операций в восточном секторе Арктики Афанасий Мелехов доставил неожиданное указание Москвы: в сопровождении ледокола вернуться обратно.
 
По словам советского представителя, в Беринговом проливе якобы курсируют американские корабли, которые… не должны узнать, что немецкое судно прошло Северным морским путем при помощи СССР! Трудно сказать, по какой причине советское руководство решило отыграть «взад».
 
Адмирал Головко в своих мемуарах написал, что это решение принял Сталин, якобы «вдруг» узнав, что судно следует с военной командой. Пояснение не выдерживает никакой критики: что это военный корабль — с военной командой, под началом кадрового офицера Кригсмарине, имеющий сильное вооружение и следующий для выполнения чисто боевых задач — советское руководство знало изначально.
 
2 сентября 1940 года капитан-цур-зее Эйссен заявил: я подчиняюсь только Берлину, потому советские указания не выполню, дальше следую самостоятельно. Понятно, что ни малейшей возможности воспрепятствовать действиям германского военного корабля у советского ледокола не было. Высадив со своего борта лоцманов, «Комет» двинулся дальше…
 
Четыре флота адмирала Эйссена
 
content_Robert_Eyssen.jpg
 
Биография того, кто провел рейдер Северным морским путем, а затем командовал его боевыми операциями, заслуживает отдельного описания. Роберт Эйссен родился в 1892 году во Франкфурте-на-Майне.
 
В Кайзермарине с 1911 года: кадет военно-морской академии в Мюрвике, служба на бронепалубном крейсере «Ганза», а с апреля 1912 года уже фенрих-цур-зее (кандидат в офицеры) Эйссен проходит практику на легком крейсере «Бремен». Затем перевод на легкий крейсер «Карлсруэ» и 3 августа 1914 года следует присвоение первого офицерского звания: лейтенант-цур-зее. Вот на борту этого крейсера Эйссен и обрел свой первый боевой опыт: «Карлсруэ», заблаговременно посланный в Вест-Индию, с первых дней войны оперирует в Карибах и южной Атлантике в качестве рейдера.
 
За три месяца крейсер захватил и потопил 17 торговых кораблей, в основном британских, общим тоннажем 76 453 брт. Это и была, можно сказать, первая пиратская практика будущего рейдера Третьего рейха. Правда, для корабля и большей части его команды эта практика закончилась трагически: 4 ноября 1914 года в 350 милях восточнее Тринидада и Тобаго, во время рандеву с угольщиком снабжения, серия самопроизвольных взрывов оторвала носовую часть крейсера. Кормовая продержалась на плаву 27 минут.
 
Лейтенанту-цур-зее Эйссену повезло очутиться в числе спасенных. В декабре того же года он уже вновь в фатерлянде, а в январе 1915 года приступил к несению службы на легком крейсере «Амазон».
 
У ряда отечественных авторов можно встретить утверждения, что в качестве офицера вспомогательного крейсера «Метеор» Эйссен принимал участие в боевых походах к берегам Мурмана. В частности, уже упомянутые С. Ковалев и А. Федоров пишут, что Эйссен якобы даже «был среди инициаторов и разработчиков схемы минного заграждения в горле Белого моря, которая едва не сорвала планы движения союзных конвоев в Архангельск». Да еще, «возможно, тогда же он участвовал в разработке планов деятельности на нашем Севере и кайзеровских субмарин».
 
Но сомнительно, что столь юный офицер, не прошедший школу самостоятельного командования — хотя бы катером, мог быть инициатором и организатором чего-либо серьезного в столь консервативной и предельно жестко-иерархичной структуре, как Кайзермарине.
 
Достоверно известно про службу Эйссена на миноносцах и направлении в школу подготовки подводников уже в самом конце войны. За свою первую войну он удостоился Железных крестов 2-го и 1-го класса, а также ордена Церингенского Льва II рыцарского класса с мечами — награда Великого герцогства Баден.
 
После войны Эйссен с флота не ушел, продолжив службу в Рейхсмарине: служил на тральщиках, в 1922 году получил звание капитан-лейтенанта, в 1924–1926 гг. командовал миноносцем, а в 1929 году получил назначение старшим офицером гидрографического судна «Метеор». 1 января 1930 года получил звание корветтен-капитана (капитана 3 ранга), с 1 июля 1935 года — фрегаттен-капитан (капитан 2 ранга), а в сентябре того же года он получил под свое начало тот же «Метеор», до 1935 года активно занимавшийся гидрографическими исследованиями в районе Гренландии и Исландии.
 
1 января 1937 года Роберту Эйссену присвоено звание капитана-цер-зее, он получает должность начальника отдела военно-морского управления военного министерства, его заслуженно считают одним из самых опытных гидрографов немецкого флота. 1 декабря 1939 года Эйссен назначен командиром вспомогательного крейсера «Комет», в этой должности он оставался до 20 февраля 1942 года.
 
За переход через Арктику и первые боевые успехи в рейдерстве 25 декабря 1940 года капитан-цур-зее Эйссен награжден пристежками к уже имевшимся у него Железным крестам 2-го и 1-го классов, а 1 января 1941 года ему присвоено звание контр-адмирала, хотя командиров рейдеров столь высокими чинами обычно не жаловали и за куда большие успехи. 30 ноября 1941 года «Комет», совершив кругосветку, вернулся в Гамбург, а за день до того Эйссен получил радиограмму о награждении Рыцарским крестом Железного креста.
 
…14 октября 1942 года «Комет», вышедший под началом нового командира в очередной рейд, потоплен в Ла-Манше британским торпедным катером, из команды не спасся никто. Но это уже другая история. А вот контр-адмирал Роберт Эйссен прожил до 1960 года, успев на закате дней послужить начальником гидрографической службы Бундесмарине — это был четвертый флот в его жизни…
 
Надо сказать, что свои чины и награды Эйссен выслужил сполна одним лишь своим арктическим переходом: за сущие копейки — 950 тысяч рейхсмарок, которые Берлин заплатил СССР, — немцы провели блистательную разведку самых глубин Советской Арктики, попутно обретя бесценный опыт арктического плавания. Все это позволило Кригсмарине успешно действовать в том районе до самого конца войны и дорого обошлось морякам советских и союзных арктических конвоев. Зато Сталин получил недостроенный «карманный линкор фюрера», оказавшийся в результате бесполезным…

Изображение
Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык.
(Маргарет Тэтчер)

#7 Алексей Мошков

Алексей Мошков

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 216 сообщений
  • Регистрация: 26-Июль 09

Отправлено 26 Сентябрь 2020 - 19:50

Вспомогательные крейсера - хорошие штуки. На счету каждого из них по 10-20 потопленных судов противника, и от 2 до 10 захваченных. Считаю, что они оправдали себя полностью, в отличие от линкоров, крейсеров и даже разрекламированных подводных лодок. Единственно, команды у них слишком много - по 400-500 человек, на торговое судно, пусть даже с пушками, куда столько? Не завидую их командирам - каждое утро надо было придумывать работу для такой оравы народу, а не дашь им занятие - сойдут с ума. Да и артиллерии им дали какой не жалко - самые старые 150мм, с максимальной дальностью... 60 кабельтовых. Для моря - маловато. Все вспомогательные крейсера были примерно одинаковы, имели классический силуэт грузового судна, были одновинтовыми теплоходами с двумя дизелями на вал. Скорость имели 16-17 узлов.

Выделялся только "Корморан", который был двухвинтовым дизель-электроходом с 4 дизель-генераторами. Он же добился и наибольшей славы среди всех вспомогательных крейсеров, вступив в бой с крейсером настоящим, и добившись в нем победы. Правда, в ходе боя немецкий дизель-электроход загорелся, и команде, не сумевшей справиться с пожаром пришлось его оставить через пять часов.

Никакого "карманного линкора" СССР, конечно не получал. Купили недостроенный тяжёлый крейсер, с котлами высокого давления, и 203 мм орудиями. Немцы сперва его помогали достраивать в Ленинграде, а потом свалили. Они не поставили вроде бы мелочь - трубы, которые соединяли между собой котлы, но учитывая то, что они работали под давлением 70 атмосфер, и должны были выдерживать температуру за 500 градусов и постоянные тепловые расширения- сжатия, такая задача оказалось непосильной для советской промышленности. Корабль остался без хода, но у него стреляла половина артиллерии (2 двухорудийные башни из четырех), работали свои дизель-генераторы, средства борьбы за живучесть. Его таскали буксирами с одной огневой позиции на другую, он и стрелял, пока не кончились фугасные снаряды. Потом в дело пошли малополезные для борьбы с танками полубронебойные, а когда кончились, и они, остались только абсолютно неподходящие для сухопутных сражений бронебойные.

И, однажды, сухопутные армейские части немцев подловили стоящий без хода корабль, добились в него порядка 30-40 попаданий 170 и 150 мм снарядов, после чего он и затонул прямо в порту. В принципе, топить его было необязательно, ибо с бронебойными снарядами против пехоты не повоюешь. Назывался крейсер у немцев - "Лютцов" - у нас - "Петропавловск", а после подъема и превращения в плавказарму - "Таллин".






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования Rambler's Top100