16 мая 2015 года состоялась экспедиция Клуба «АНДРЕЕВСКИЙ» и телеканала «UGRA Travel» на Обь-Енисейский канал. В составе экспедиции 8 человек из Сургута, Нижневартовска, Москвы, Санкт-Петербурга. Весенний паводок единственная возможность перейти по большой воде из бассейна реки Енисей в Обь. На канале еще сохранились остатки разрушенных временем деревянных шлюзов.
Путь экспедиции в режиме on-line на сайте: http://visor.locarus.ru/
Очерк о путешествии от участника экспедиции Андрея Великанова (Санкт-Петербург).
2250 От Енисейска до Сургута на гидроцикле.
Если тюрьма есть попытка человека заменить пространство временем, то Россия – есть попытка Господа заменить время пространством.
Андрей Битов
Идея пройти на гидроциклах от Енисея до Оби конечно же, принадлежала Андрею Прудникову – известному путешественнику из Сургута, на которого и легли все основные хлопоты по организационной логистике данного водного экстрима. Судя по «джипиэсовской» прокладке маршрута группе из пяти гидриков предстояло преодолеть 2280 км от Енисейска до Сургута, таким образом соединив в одну линию две великие Сибирские реки через несколько притоков и знаменитый Обь – Енисейский канал. С последним гидротехническим сооружением связано множество загадочных историй, что в купе с мифами и легендами, а так же нынешней объективной реальностью, ставило такую экспедицию из Восточной Сибири в Западную на один уровень с путешествием в параллельный мир в самой настоящей машине времени.
Впоследствии, из – за сильного Обского паводка, цифра пройденных километров оказалась несколько меньше, но все одно – 2250 «кило» за рулем водного мотоцикла сможет проделать не каждый накаченный «московский комсомолка».
Почему гидроцикл.
По сути дела, только путешествуя на «гидре», каждый участник экспедиции ставится в одинаковые условия, ежедневно показывая индивидуальное мастерство и проходя через немалые аналогичные испытания и переживания. В то время, как в парусных или водномоторных походах, всегда существует превеликая разница между ролью и мерой ответственности капитана со шкотовым и матросом. Не говоря уж о душевных переживаниях, ощущениях и физических усилиях.
Загрузка катера, гидроциклов, топлива и экспедиционного скарба в «фуру».
Именно по этому, подбор участников в такие поездки на водных мотоциклах дело весьма непростое, ибо подготовка и опыт спортсменов должны быть приблизительно одного уровня, иначе караван будет постоянно простаивать или нежданно – не гадано производить спасательные работы со всеми вытекающими (в прямом смысле этого слова) последствиями. Выпавший из седла наездник или поломанный байк могут враз перечеркнуть грандиозные планы и развернуть спортсменов совсем в другом направлении.
Андрей Прудников. Сургут. Организатор и руководитель экспедиции.
Ну и конечно же, гидрик с его водометом и весом пролезет в такие дебри, куда винтовая «пехота» никогда не просочится.Мне могут возразить – а как же байдарки, каноэ и прочая надувная «нечисть»?
Такой маршрут можно конечно было пройти и на мускульной тяге или же маломощном моторе, но он бы растянулся на месяц – другой, в то время, как в записях командора Прудникова на «все про все, включая машину вемени и непредвиденные обстоятельства» нам отводилось не более десяти дней.
Андрей Григорьев. Сургут.
Немного истории.«Гидроциклу» в 2015 году исполняется ровно полтинник! Первый прототип стоячего аквабайка был создан в 1965 уроженцем американского Портленда Клейтоном Джекобсеном мл (Clayton Jacobsen II). Это был тот редкий случай, когда техника изобреталась как чисто спортивная, Клейтон был заядлым мотоциклистом и хотел испытать новые ощущения гоняя по воде.
Отец изобретателя был хорошо знаком с дилером Bombardier из Миннесоты, который и поспособствовал канадской технической помощи. Таким образом у первого водного байка и оказался двухтактный одноцилиндровый, 18 сильный движок с воздушным охлаждением. Правда это была классическая стоячая модель байка, а первый сидячий гидрик был создан Джекобсоном в 1967.
Денис Власенко. Сургут.
И совершенно естественно, что после такого марьяжа, Джекобс подписал лицензионное соглашение с Bombardier, после которого, уже в 1968 году появился на свет первый промышленный, гидроцикл — Sea – Doo 320.Сегодня кажется невероятным, но в те годы, сам великий Бомбардье не смог оценить достоинства новинки – хоть в Валкурте и было выпущено несколько улучшеных моделей Sea – Doo (вплоть до двухцилиндровой с водяным охлаждением, объёмом 372 куб см. и мощностью 25.3 лс). В рознице такой гидрик можно было купить за 1300 долларов, просто не вероятную по тем временам сумму. Короче — через три года в штаб квартире Бомбардье, «сидушный» проект было решено свернуть. Этим сразу не замедлил воспользоваться японцы из Kawasaki Heavy Industries, которым Джекобс продал лицензию в 1971.
Алексей Горелов. Москва.
В последующие годы в бой за водные байки ринулись и Honda и Polaris и Yamaha (в 1986 году). По разному сложилась судьба гидриков от этих известных моторных производителей (например, Honda в 2002 году первой поставила на аквабайк 4 тактный турбированный двигатель, а корпус Honda Aqua Trax F — 12 был практически совершенен с точки зрения дизайна и гидродинамических характеристик). Но, как ни печально, на сегодняшний день аквабайки выпускает только трое гигантов – BRP, Kawasaki и Yamaha. И Бомбардье конечно же ошибался — только в США нынче зарегистрировано более 2 млн гидроциклов.Андрей Великанов. Санкт-Петербург.
Красноярский край – это серьезно.
На территории края протекает не только одна из самых красивых и могучих рек планеты – Енисей (3487 км), здесь еще расположен географический центр России (озеро Виви).
От Красноярска до города Енисейска на машине около пяти часов пути (336 км) и есть хоршая возможность посмотрть вокруг и сообразить – и по левую и по правую сторону, расстилается совсем другая Россия. Начиная от поголовно праворуких автомобилей в миллионном краевом центре и заканчивая стадами коров и распаханными “колхозными” полями – прямо до горизонта. Точно такие мы видели в детстве, когда в кинотеатре, перед художественным фильмом всегда показывали десятиминутку “Новости дня”.
Павел Шаронов. Сургут.
Павел Студенников. Сургут.
В отличии от многих европейских регионов РФ, Красноярский край на 100% обеспечивает себя хлебом, зерном и яйцом, на 92 %– молоком и молочными продуктами, на 72% – овощами, на 61% – мясом. Впрочем и промышленный комплекс края – один из самых мощных в России и это видно по парку дорогих автомобилей, опрятненьким многоэтажкам и многоярусным коттеджам стоящим по обе стороны всегда холодного Енисея.Правда сейчас, в мае, моторных лодок на воде не видно, а про паруса и говорить нечего, их тут нет.
Енисей. Лесовозы тянут по реке баржи с бревном.
Старт экспедиции был назанчен в Енисейске – старинном российском городе, некогда губернской столице (с 1822 по 1925 г), считавшимся главными российскими воротами в Восточную Сибирь.В Енисейске заканчивается приемлемая асфальтовая дорога, есть гостиницы, кафе, приличные магазины и, что очень немаловажно, качественный бензин.
Город действительно красив и не только потому, что возраст многих зданий давно перевалил за сотню лет и некоторые архитектурные шедевры один в один напоминают питерские постройки вдоль Фонтанки, и не потому, что тут чудным образом сохранилось 10 православных храмов (где в первую очередь выделяются степенной красотой и величием Спасский и Успенский соборы), но и в силу какого – то органичного вплетния современной жизни в старину.
Енисейск. Гостиница Енисейская.
Вот и мы, восемь флибустьеров с разных концов страны, живем в деревянной гостинице “Енисейская” – бывшей усадьбе городского главы, полярного исследователя и депутата Государственной Думы Степана Востротина.1000 рублей с носа за койку в четырехместном номере, туалет и душ – в конце коридора, а ботинки, в обязательном порядке, снимать при входе в здание.
Енисейск толерантен во всех отношениях — помимо золотых церковных луковок тут можно найти крест в память ярого противника Никоновских реформ, протопопа Аввакума ( был здесь в заточении в 1662 – 65 гг), стеллу горожанам, замученным Колчаковцами в 1919, обелиск в память о погибших во Второй мировой. В центре города уверенно смотрит в будущее хорошо сохранившийся гранитный Ленин совсем не малых размеров, с живыми цветами у подножья…
Старт в день вознесения Господня.
Только нелепая случайность или же внезапный погодный каприз может заставить командора Прудникова подняться позднее шести утра. Все подгоняется под такие сценарии, чтобы не позднее девяти часов разом “нажать на гашетку”.
На самом деле наша экспедиция состоит не только из пяти японских гидроциклов Yamaha (Андрей Прудников, Денис Власенко, Андрей Григорьев, Алексей Горелов и я) и самарского катера Салют 480 с 70 сильным мотором Yamaha (где несли вахту моторист Павел “Филлипыч” Шаронов и мистер “кино” Паша Студенников). К нам еще случаем приклеился путешественник — радиолюбитель из Нефтеюганска Валерий Нестеров (RA9J, позывной R70KKK в диапазоне 20 и 80 м на SSB). Почему приклеился?
Валерий Нестеров. Нижневартовск.
Да просто он пошел в самую «глушь страны Советов» на крохотной казанской стеклопластиковой лодке “Диана 350” под 20 сильным ямаховским мотором. При его максимальных скоростях (вниз по течению Енисея до 47 км/час, а против течения по Касу не более 35 км/час) полноценным участником пробега этого ханты-мансийского “покорителя гор и небес” считать не приходилось. Хотя, забегая далеко вперед, следуют отметить, что и Валера c Дианой и его двадцатка с честью справились с задачей — до поселения Колпашево, что на Оби, вся эта тройка добралась немножко потрепанная, но в добром здравии, в целости и сохранности.Как и в прошлые годы, мы идем в бой на 215 сильных гидроциклах Yamaha WaveRunner FX Cruiser HO. Сердце гидры — четырехцилиндровый, четырехтактный движок объёмом 1812 куб.см. Размер байка 3.56Х1.23Х1.23 м и вес – 374 кг.
Разгрузка у причала в Енисейске.
Гидрик оборудован системой регулировки дифферента и круиз контролем. Здесь, почти по автомобильному, опускается и поднимается рулевая колонка.
Объем багажного отсека – 125 литров, бензобак – 70 литров. Эти цифры совсем не предназначены для российских реалий, по этому каждый «байкист» тащит с собою еще четыре 20 литровые канистры и собственный «бивак», что крепится в непромокаемых мешках в задней части болида.
Катер Салют 480 был выбран коммандором из – за отличных ходовых и походных характеристик. Во первых груженый под завязку катер, практически всегда держал скорость под 60 км/ час, во вторых – в кокпите 480 го легко размещались на ночлег два человека, а если учесть, что корпус Салюта был оборудован складным тентом, то у Филлипыча с Пашей всегда были под рукой таежные «пять звезд».
Не знаю, помогла ли свеча, поставленная мною вчера в храме у мощей Василия Мангазейского, или же в правильное русло легла божественная литургия совершенная 21 мая в Успенской церкви епископом Енисейским и Лесосибирским, преосвященнийшим Никанором, но первые 236 км до поворота в реку Кас мы пролетели по грозному Енисею на «раз – два». Стараясь держать при этом оптимальную скорость равную 70 км/час, при которой расход топлива гидрика примерно равен пол литра на километр. Тем не менее всегда конкретный GPS в конце перехода выдал максималку – 98 км/час. Тут надо учесть, что Енисей река быстрая и скорость его течения на этом отрезке составляет 8 км/час. Экспедиция в этом году идет под флагами Сургутского Андреевского клуба, только на моем аппарате трепещется терракотовое полотенце с белой надписью – телекомпания «UGRA Travel».