Для наблюдения солнечного затмения 20 мая 1947 года с максимальной продолжительностью 5 мин.13 сек., полоса полной фазы которого проходила через Южную Америку и Африку, большая экспедиция была направлена на теплоходе "Грибоедов" к берегам Бразилии. В составе экспедиции были солнечники из Пулково, ГАИШ, ФИАН, ЛГУ, Абастуманская обсерватория.
Но, когда пароход уже стоял под парами, выйти из Лиепаи оказалось невозможно: акватория порта была забита льдом. Лишь 13 апреля ледокол “Сибиряков” вывел судно на открытую воду Балтики. Плавание заняло почти месяц. Это время ученые использовали для последних приготовлений.
Увы, погода в Араше (где была наша площадка) сделала оптические наблюдения невозможными. В будущем я еще два раза испытал подобную горечь от сознания своей отвратительной беспомощности перед слепой стихией. А вот радиоастрономические наблюдения, которые велись с борта "Грибоедова" в порту Баийя, увенчались полным успехом.
Сопровождение антенной Солнца во время довольно длительных наблюдений достигалось сложным маневрированием всего корпуса корабля, что блистательно было выполнено замечательным моряком, нашим многоопытным капитаном В.С.Гинцбергом. Этот эксперимент вошел в историю радиоастрономии, как и порт Баийя, который еще и до этого был знаменит тем, что там делал свои первые наблюдения Ч.Дарвин во время экспедиции на "Бигле".
27 июля 1947 г. под приветственные гудки судов “Грибоедов” бросил якорь на рейде Кронштадта. Плавание, длившееся более трех месяцев, завершилось. Первая послевоенная зарубежная советская научная экспедиция вышла, на наш взгляд, за рамки чисто научных задач и, несомненно, имела серьезное политическое значение, повысив престиж советской науки в труднейшие послевоенные годы.
Собственно подобной информации в сети хватает. Но вот чего, я пока так и не смог найти, что это был за проект корабля и его фотографии. Может кто-нибудь, сможет чем нибудь помочь?