Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
CAP ARCONA
#1
Отправлено 29 Июнь 2011 - 18:42
Вспомнила о герое моего сегодняшенго рассказа, буквально неделю назад, во время подготовки материала о маяках Германии ...Корабль, о котором пойдет речь ниже, назван по одноименному названию мыса Аркона ( Cap Arcona по-немецки) на острове Рюген ....Итак мой рассказ- история транатлантика CAP ARCONA
CAP ARCONA — пароход класса "люкс", водоизмещением 27 561 т был построен в 1927 году и считался на тот период, наиболее комфортабельным и большим немецким судном по Южно-Американскому направлению, был расчитан на перевозку как самой взыскательной категории пассажиров и наилучшим сервисом в размещении обслуживании, так и пассажиров третьего класса, в основном эммигранов, в Южную Америку.
В 1940 году судно перешло в ведение немецких Военно-морских сил и использовалось на Балтийском море как вспомогательное судно. Непостижимо, но в самый разгар войны, в 1942 году CAP ARCONA был задействован в съемках фильма-катастрофы в немецкой версии экранизации гибели TITANIC(a).
В отличии от своего партнера CAP POLONIO, наш сегодняшний герой не остался в письменных воспоминаниях тех, кому выпало путешествовать на его борту. Однако все не так плохо. Сохранилось немало фотографий интерьеров CAP ARCONA. Давайте познакомимся с ними поближе.
Старые фотографии донесли до нас не только интерьеры CAP ARCONA. Сегодня мы имеем возможность увидеть членов экипажа и обслуживающий персонал лайнера в минуты общих встреч и отдыха..
Этот красивейший и величественный корабль не дожил до конца Второй Мировой войны всего один день. Став за один день могилой для 5594 человек.
CAP ARCONA затонул в Любекской бухте, в 3 км от Нойштадта, 3 мая 1945, непосредственно перед концом Второй мировой войны. Корабль потопленный английскими бомбардировщиками, большинство находившихся на борту людей - в основном это были узники концлагерей - погибли.
А предистория была такая:
В конце войны рейхсфюрер Гиммлер издал тайный приказ об эвакуации концлагерей и уничтожении всех узников, ни один из которых не должен был попасть живым в руки союзников. С середины апреля в Германии начались "Марши смерти". Заключенных гнали на север, к кораблям. До 50% людей погибало. Ослабевшие узники расстреливались, либо сжигались в домах и сараях. 2 мая 1945 г. на лайнер CAP ARCONA, грузовое судно THIELBEK и корабли ATHEN и DEUTSCHLAND, стоявшие в гавани Любека, войска СС доставили на баржах 1000—2000 узников концлагерей: из Stutthof в Польше, Neuengamme возле Гамбурга и Mittelbau-Dora в Нордхаузене. Сотни узников погибли по дороге. Капитаны судов, однако, отказались принять их, так как на их судах находились уже 11000 узников, в основном, евреев. Поэтому рано утром 3 мая баржи с узниками было приказано вернуть на берег.
Когда полумёртвые люди начали вылезать на берег, СС, Hitler Jugend и морские пехотинцы открыли огонь из пулемётов и убили более 500. 350 человек выжило. Одновременно прилетели английские самолёты и начали бомбить корабли с поднятыми белыми флагами. THIELBEK утонул за 15-20 минут. Выжило 50 евреев. Узники, находившиеся на ATHEN выжили, потому что кораблю было приказано вернуться в Нойштадт, чтобы забрать с баржей дополнительных узников из концлагеря Stutthof. Это спасло жизни 1998 людям.
«Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!“ — кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий "Cap Arcona". На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной», — писал Биньямин Якобс в книге «The Dentist of Auschwitz».
Англичане продолжали стрелять по узникам, спустившим на воду лодку или просто прыгавшим за борт. 64 снаряда выпустили по CAP ARCONA и сбросили на него 15 бомб. Он горел долго и люди на нём сгорали заживо. Большая часть тех, кто выпрыгнул за борт, утонули или были убиты. 350—500 спаслись. Всего погибло 13000, а выжило 1450. Баржи, море и берег были усеяны трупами.
Таков был конец суперлайнера CAP ARCONA ...
Материал собран по данным Википедии (анг. и русский варианты) и по крупицам на просторах интернета...
#2
Отправлено 02 Июль 2011 - 10:25
Только одна маленькая поправочка: мне кажется, что "Кап Аркона" и ей подобные - это всё-таки не суперлайнеры. Конечно, научно обоснованного определения термина "суперлайнер" не существует, но мне кажется, что скорость должна быть не менее 27 узлов, и пассажировместимость - приличная. По моему мнению, суперлайнер - это как минимум "Рекс", или "Бремен".
На мой взгляд - эти пароходы - "середнячки", но от этого они не становятся хуже. Ведь на таких и держалось пассажирское сообщение во всём мире до эры самолётов.
Таких судов было много и на Атлантике, а что касается извините за выражение "дальняка", то только такие и ходили из Германии например в Южную Америку или из Англии в Австралию.
И если про "Королев" и их соперников на трансатлантических маршрутах известно многое, то такие пароходы - просто "белые пятна".
#3
Отправлено 02 Июль 2011 - 12:34
как бы там ни было, интересно бы знать точное определение понятия «мегалайнер»
Почти готова история еще одного лайнера- не столь яркая, но не менее трагичная, чем у CAP ARCONA…правда и жертвы и герои там несколько другие…очень смущает наличие на найденных фото нацистской символики, потому думаю не буду помещать на форуме, а в своем дневнике размещу….чуть позже...
Спасибо за отклик ….
Вот еще что отыскалось ….не будем спорить о достоинствах и недостатках трофейного фильма, просто посмотрим на интерьеры CAP ARCONA в фильме TITANIC (Германия, 1942)
#4
Отправлено 02 Июль 2011 - 23:38
Но интерьеры действительно интересны. Настораживает арийско – спортивное панно на главной лестнице. Какой-то атлет пытается из стены то-ли метнуть диск, то-ли бросить мяч. Интересно, так и было задумано, или уже при нацистах интерьер модернизировали? Они такие вещи любили…..
Что же касается определения «суперлайнер», то, как мне кажется – это пассажирское судно, имеющее значительное превосходство над большинством пассажирских судов своего времени по размерам, скорости, пассажировместимости, комфорту. Зачастую – в разы.
Вот, «Мавритания» с этой точки зрения – суперлайнер. Первое поколение германских довоенных скороходов – тоже. Суперлайнеры – «Император» и К., и конечно «Бремен» с «Европой».
А «Кап Аркона»? До меня только сейчас дошло, что она пару лет после постройки оставалась самым большим и комфортабельным германским пассажирским судном.
Но ходила она не через Северную Атлантику, а на менее заметном направлении. Пусть эта линия была очень важной для Германии. Но с точки зрения обывателя это направление всё равно было под номером «2». Да и до неё Германия уже обладала гораздо более вместительными судами, а про скорое завершение строительства «Бремена» и «Европы» в дни, когда «Кап Аркона» начинала свою работу, было хорошо известно.
Если бы до «Кап Аркона» у Германии не было бы «Императора» с «Фатерляндом», если бы она ходила в Нью-Йорк, если бы имела скорость не 20, а хотя бы 22 узла, если бы о «Бремене» с «Европой» ничего не было бы известно, она, пожалуй могла бы стать суперлайнером в сознании немецких пассажиров, и только. Ходи она в Нью Йорк, до войны, в «табели о рангах» её имя было бы в конце линейки лайнеров второго эшелона. После «Иль Де Франс», после «Мавритании второй», после «Ниев Амстердам»….
Вот такое моё мнение по чисто теоретическому и не имеющему прикладного значения вопросу о «суперлайнерости». За кино – ещё раз спасибо. Фильмов, снятых почти целиком на борту какого-либо известного судна немного. Находка, действительно ценная.
#5
Отправлено 03 Июль 2011 - 20:25
СAP ARCONA в Гамбурге
Самолет английских ВВС принимавший участие в бомбардировке CAP ARCONA
Мемориал жертвам CAP ARCONA
Среди заключённых концлагерей на судне были датчане и шведы, кого по плану графа Бернадотта (вице-президента "Красного Креста") немцы передавали в нейтральную Швецию. Англичане (а именгно их разведка, Intellifence Service) знали, кто именно был на этих судах (АРКОНА и сопровождавшие лайнер суда поменьше -- АТЕН и ТИЛБЕК). Один из английских лётчиков вспоминал, что мы (лётчики) знали, но приказ был приказ. Очень странная история, по которой все эти годы после окончания Второй Мировой ни Германия, ни Великобритания никаких ответов на любые запросы не дают. Более того, англичане засекретили все материалы трагедии сроком на 100 лет…
Некоторое дополнение из статьи
#6
Отправлено 27 Июль 2011 - 19:20
#7
Отправлено 27 Июль 2011 - 20:16
#8
Отправлено 10 Сентябрь 2011 - 22:23
#9
Отправлено 11 Сентябрь 2011 - 10:11
Однако вот что интересно. В связи с историей вышеупомянутого лайнера, не раз приходилось встречать такую мысль :
«WILHELM GUSTLOFF был первым специально построенным как круизное, судном в Европе. Для своего времени это было действительно самое большое и комфортабельное круизное судно, и на многих современных круизных кораблях можно обнаружить функциональные блоки и элементы оформления, прямо восходящие к GUSTLOFF»
А что же тогда представляли собой Кап Аркона или Кап Полонио? Они не считаются круизными? И что есть тогда определение «круизный корабль»???
#10
Отправлено 11 Сентябрь 2011 - 18:26
Однако вот что интересно. В связи с историей вышеупомянутого лайнера, не раз приходилось встречать такую мысль :
«WILHELM GUSTLOFF был первым специально построенным как круизное, судном в Европе. Для своего времени это было действительно самое большое и комфортабельное круизное судно, и на многих современных круизных кораблях можно обнаружить функциональные блоки и элементы оформления, прямо восходящие к GUSTLOFF»
А что же тогда представляли собой Кап Аркона или Кап Полонио? Они не считаются круизными? И что есть тогда определение «круизный корабль»??? [/size]
Видимо речь о том, что Густлоф изначально не нёс функции линейного лайнера трансатлантика, для которых главным была перевозка пассажиров через океан. Соответственно у него не было тех родовых особенностей что отличали таковые - эмигрантские каюты, достаточно чёткое разделение (физическое, не только в каютах но и в общественных помещениях) пассажиров разных классов, подгонка экономики судна под трансатлантические (длинные) перегоны. Общество "Сила через радость" изначально хотела круизник практически в современном понимании (с возможностью играть продолжительностью рейсов, с едиными общественными зонами, с минимальным разделением пассажиров. Обычные трансатлантики под круизы приспосабливали и без переделок возникали проблемы с заполнением - тогда мало кто из тех кто мог позволить себе морской круиз готов был делать это в каюте "эмигрантского" класса.
#11
Отправлено 11 Сентябрь 2011 - 20:53
А предыдущая пара - всё-таки транспортники. Другое дело, что использовались они не по первоначальному назначению.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных