ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У СУДОВ БУДУЩЕГО?
Желающие посмотреть эти самые "суда будущего" - прошу пройти по ссылке:http://www.riverstar...gallery/album30
«Само судно уже должно служить достаточной причиной отправиться в плавание...»
Круиз — это фантастическое удовольствие. Но всегда ли мы задумываемся о том, что дарит нам это удовольствие не только ласковое море, но и тот лайнер, на борт которого мы ступили. Каковы будут круизы будущего? Вернее, какими их сделают для нас круизные суда будущего?
Мы живем в период резкого увеличения стандартов качества и услуг. Не менее требовательным становится человек и к тому, что мы зовем "круизным путешествием". У людей теперь больше средств и возможностей. Поэтому создатели пассажирских судов соревнуются в предвосхищении того, что потребуют разборчивые завтрашние пассажиры.
Еще в начале 70-х пассажирские операторы уловили все возрастающий интерес к морским путешествиям как таковым — и начали прорабатывать проекты круизных судов для пассажиров будущего. Хотя справедливости ради следует упомянуть, что "суда будущего" возникали еще задолго до этого времени. В основном это были трансатлантические пассажирские лайнеры-паромы, поскольку приблизительно до середины нашего века именно эти суда как бы символизировали морской прогресс. Но, как известно, время не стоит на месте: повышаются всевозможные требования, меняются вкусы, возможности, мода. Да-да, уважаемый читатель, именно благодаря моде на свет появились трех- и четырехтрубные гиганты (правда, количество труб не должно было обольщать ступивших на их борт — обычно одна или даже две из этих труб были фальшивыми). Именно благодаря моде по всем морям и океанам плавают суда с обтекаемыми надстройками, и опять же именно под диктовку ее величества моды на многих мега-лайнерах устраиваются так называемые "атриумы", прорезающие несколько палуб по высоте, хотя это приводит к потере полезной площади.
Очередной всплеск круизного судоходства в 90-х годах дал новый толчок к формированию представления о "круизном судне-2000". Наиболее преуспели в этом финские судостроители. Проект будущего - "Delta-3000", разработанный в конце 80-х на знаменитой своими пассажирскими судами финской верфи "Wartsila" (сейчас она называется "Kvaerner Masa-Yards"), видимо, явился прототипом для сегодняшних судов. Наиболее искушенные в пассажирском бизнесе читатели, несомненно, уловят его сходство с пассажирскими судами класса "Eagle", первое из которых будет передано американской круизной компании "Royal Caribbean Cruise Line" уже в 1999 году (рис. 1).
Несмотря на смелые проекты, круизные операторы пока не слишком отступают от традиционного архитектурно-конструктивного типа (АКТ) пассажирского судна и не рискуют открыть новый класс круизных судов, например, таких как этот плавучий остров — "центр отдыха" (рис. 2). Видимо, это дело очень далекого будущего. По правде, это сооружение напоминает многоэтажный офис какой-нибудь преуспевающей компании, чьей-то буйной фантазией поставленный на воду.
К "прожектам", скорее всего, относится и следующий проект (рис. 3), ибо, исходя из его АКТ, - это скоростной паром для продолжительных рейсов. Комплекс услуг на его борту (каюты с балконами, бассейны, широкие открытые палубы и проч.) предусматривает многодневное путешествие. Как уже упоминалось выше, наиболее пассажироемкой, скоростной и многодневной линией в свое время была "Европа - Америка", однако уже в конце 60-х морские лайнеры Атлантики были вытеснены лайнерами воздушными, которые и до сих пор удерживают пальму первенства на этой линии. Хотя, как знать, может, рассматриваемый нами довольно-таки необычный проект переломит психологию публики, "не торопясь поспешающей".
Интересен проект круизного лайнера будущего - "Лагуна" (рис. 4). Вот как описывает его Кай Левандер - начальник отдела пассажирских судов верфи "Masa Yards" и руководитель всех проектов, представленных здесь: "Судно условно разделено на три части. Кормовая часть — круглая, ведь круг является символом души. Средняя часть корабля является гостиничной частью с нейтральным внешним видом, с внутренним двором (совсем как дома в городе). Ну, а носовая часть судна — научный салон.
Будущее - незаконченная головоломка — изображено на фасаде. Форма носовой части судна — клин, символ стремления вперед. На шлюпочной палубе расположены рестораны и магазины. В кормовой части имеется лагуна, в которую проведена морская вода. Труба судна поднимается как гигантская скульптура посередине лагуны. В лагуне имеется два бара для купающихся. Вдоль лагуны проходит эспланада. На дне корпуса имеется подводный ресторан, который может подниматься и опускаться в глубину "океана".
Наряду с повышением пассажировместимости, расширением количества и качества услуг для пассажиров, ужесточаются требования к безопасности таких гигантских судов (вспомним обещания конструкторов о непотопляемости пресловутого "Титаника"). Поэтому в недрах
инженерного бюро родился проект "Pearl of Miami" - "Жемчужина Майами" (рис. 5), отвечающий всем современным и перспективным требованиям ИМО.
Как уже неоднократно упоминалось в печати, в 1999-2000 годах круизная фирма RCCL получит два новых мегалайнера, известных в настоящий момент как проект "Eagle", пассажировместимостью около 3500 чел. каждый, тоннажем 143000 брт, которые еще более обострят конкуренцию на карибском круизном рынке.
Но будут ли далее расти размеры и вместимость пассажирских судов? Ведь не секрет, что на компьютерных мониторах современных морских архитекторов представлены чертежи огромных лайнеров. "Скорее всего, такие суда никогда не будут построены", - считает Саверио ди Макко, исполнительный директор ассоциации итальянских верфей "Финкантьери". Видимо, суда проекта "Eagle" станут своеобразным "потолком" для нынешней генерации лайнеров 90-х, так как сегодняшний круизный рынок уже близок к насыщению, хотя портфель заказов на строительство круизных судов забит до 2002 года, но это уже будут суда меньших размеров, поэтому первые два десятилетия XXI века нас ожидают не суда будущего, а скорее раритеты прошлого. Сама история говорит о том, что за всплеском деловой активности следует ее спад. В пассажирском бизнесе время между двумя пиками активности (а именно в период пика активности обычно строятся суда-гиганты) равно приблизительно эксплуатационному сроку службы судна — около 30 лет. Исходя из этих соображений, появление судов, изображенных на рис. 6 или рис. 7, если и возможно, то лишь к 2025—2030 году, когда биоритмы пассажирского судостроения снова будут на подъеме.
Алексей Сёмин
«Судоходство» №10, 1998 г.