Отправлено 03 Октябрь 2010 - 09:18
Небольшой экскурас из истории судоходства в Весьегонске.
"Каждую весну в затоне (заводи) г. Весьегонска, где зимовало обычно 5-6 пароходов, 2-3 дебаркатера с землечерпалкой и баржи, начинались работы на пароходах. Обкалывались корпуса судов ото льда, в конце марта красили всякую мелочь, позднее подновляли палубы, трубы, рубки. Затон постепенно оживал... Немало весьегонцев наведывалось на берег, наблюдая за ходом работ и за весенним половодьем. Наконец, наступал долгожданный момент отправки первого парохода. Двухэтажный "Николай" попрощавшись с затоном, городом и толпой весьегонцев продолжительным, а потом короткими частыми гудками, набирал ход. Капитан в рубке, рулевые снимали с головы фуражки, истово крестились на собор. Пассажиры толпились на палубе и в проходах. Пароход брал курс прямо, чуть правее лесопилки (пользуясь весенним половодьем можно было сократить путь, не петляя по речному фарватеру)..." Двухэтажный пароход "Эммануил", отправляясь из Рыбинска в Весьегонск, брал на борт до 3-х тысяч пудов груза и 300 пассажиров. Под "Бушным закосом" река Молога бурно текла в узком глубоком русле. Здесь пароходам приходилось работать во все пары, чтобы преодолеть сильное течение. Глубина этого "каньона" достигала, возможно, 18-20 метров. Многие весьегонцы здесь любили ловить рыбу. По Мологе ходили и буксирные пароходы купцов Родиных ("Наследники", "Братья Родины"), развивавшие на тяге силу до тысячи пудов. Буксир "Наследники" имел машину в 45 л. с., построен был в Сормове. Из Устюжны ходил пароход "Яков" (Устюженское товаропассажирское пароходство - УТПП). Из Рыбинска приходил пароход "Коммерсант". Топливом для судов служили дрова, которые грузили на пароходы женщины, называвшиеся "дровяными бабами". Сначала дрова сваливали в кочегарку, а после на палубу, где матросы складывали их в поленницы. Когда погрузка кончалась, пароходы отправлялись в путь: один - в свою Устюжну, другой - в Рыбинск. "Однажды "Коммерсант" шел с опозданием. В одном месте бакен погас, а лоцман ушел вниз попить чайку. Пароход со скоростью 12 верст в час со всего хода врезался в песчаную отмель. Капитан Бакшин, получив изрядную шишку на лбу, ругаясь взлетел на мостик, проклиная служителей водопути и лоцмана. От удара поломались лопасти колес, погнулись тяги. Между плицами в колесах заклинился здоровенный камень. Около водомерного поста на летнее время ставилась пристань, так как в затоне (заводи) около собора становилось мелко. У пристани с раннего утра царило оживление: подвозились грузы, стекались пассажиры, сновали ребятишки с удочками. Кроме этой пристани (товаро-пассажирского пароходства), была еще пристань водопутейного ведомства. У нее швартовался небольшой винтовой пароходик "Молога", обслуживающий обстановку водопути. На нем разъезжал по всей реке начальник, прозванный "водяным барином". Пароходик этот выглядел весьма кокетливо. Его постоянно подкрашивали, подбеливали, медь чистили до блеска, мыли не один раз в день. Матросы ходили всегда в форменках. Быстро летала "Молога", на корме которой даже красовался литой бронзированный царский герб - двухглавый орел. День-другой пароходик пропадал, потом появлялся у пристани на день-два и снова исчезал на реке. По реке Мологе до 1917г. ходили пароходы: "Эммануил" (после 1918г. - "Гидротехник"), "Владимир" (после - "Бурлак"), "Мария" (после- "Райковмвод"), "Николай" (после - "Инструктор"), "Крестьянин" (после - "Механик"), "Михаил" (после - "Лев Толстой"), "Яков" (после - "Инженер"), "Устюжанин" (после - "Судостроитель"), "Голубка" (после - Таршин"). Почти каждое лето на Мологе производились дноуглубительные работы. Землечерпалка с опрокидывающимися ковшами работала с невероятным шумом, который был слышен за несколько верст. Грохот падающих камней в желоб из котельного железа, скрип шарнирных цепей, какие-то ржавые голоса, неумолчные всплески воды, журчание в трубах - все это разнообразие звуков отчетливо доносилось с реки, особенно в тихие вечера. "Грязнуха" - так в просторечии величали землечерпалку, работала и выше Весьегонска и ниже его по течению реки, не давая отдыхать по ночам горожанам. Так продолжалось две- три недели, после чего ее переводили в другие места. Сама машина была окрашена в скучный серый цвет. На верху у нее значилось: "Мологская 5". А механик, приводивший в действие всю эту беспокойную махину, ходил иногда по берегу и почему-то всегда скалил зубы. Тогда он напоминал черта, который мучает грешников в аду» "Из села Вауч в хорошую погоду была видна золотая глава соборной колокольни в Весьегонске и доносился звон колоколов. Все это пространство (до 10-ти километров) заливалось весенними водами. Люди, человек по 30-40 на больших лодках "соминах", нередко плавали на веслах от городского собора в с. Вауч. Бывали и несчастные случаи, когда сильная волна захлестывала лодку, "загруженную до последнего предела « "На Волге от Самары до Астрахани на великолепном "Тургеневе" общества "Кавказ и Меркурий" ходил капитаном весьегонец Соболев. Когда он появлялся в Весьегонске, то всегда был одет щегольски в парадную форму. Одним словом, давал понять, что его "здешние" собратья по профессии ему в подметки не годились.
Не говори, что знаешь, а знай, что говоришь.