Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Из жизни судовых радистов
#1
Отправлено 24 Июнь 2010 - 14:37
Хочу же я начать с фотографии, случайно обнаруженной мной и переснятой из альбома, посвященного вспомогательному флоту Канала имени Москвы (из Музея строительства канала им.Москвы в Яхроме).
Фотография из жизни радиста вспомогательного речного судна мне удалось переснять 30 января в Музее Канала им.Москвы (в Яхроме). Этот фотоальбом, представленный в экспозиции, посвящен вспомогательному судну "Сормовский землесос". Одну из переснятых мной фотографий я выкладываю здесь, т.к. она относится к данной теме:
она запечатлела будни судового радиста речного флота.
Состав аппаратуры в радиорубке: слева направо, приемник типа ПР-4/УС-П (разработка 1935 г.), на нем стоит настольная лампа, далее справа передатчик ПАРКС-0,08С (разработка конца 30-х начала 40-х г.г.), на переборке слева электрощит, а справа измеритель тока в антенне.
Все вместе это называется судовой комплект СРКС-008.
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#2
Отправлено 25 Июнь 2010 - 20:14
Это фото немецкого гражданского судна (автор не указал, какое оно грузовое или пассажирское), точнее фото радиорубки и немецкого радиста за работой в эфире:
судя по аппаратуре это 50-60-ые годы прошлого века, передатчик и приемник ламповые, а именно 40 - конец 60-х считаются эпохой ламповой техники. Судно freighter "Franchina Fassio" (Callsign ICGO).
Внизу само судно:
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#3
Отправлено 25 Июнь 2010 - 20:16
радиорубка с фотографией приемника "SIMENS Е-66" (слева внизу) на грузовом теплоходе "Gutenfels" (Callsign DEEV), а внизу фото этого судна:
Радиорубка пассажирского лайнера "Бремен" (с того же немецкого сайта):
с приемником "SIMENS E-305 (на дальнем столе) и E-566 (на ближнем столе)
пассажирский лайнер "Бремен"
А это фото все с того же немецкого сайта, радиорубка пассажирского лайнера "Bohйme" (callsign DLCT) и радист за работой:
справа приемник "SIMENS E-311".
А вот и сам океанский лайнер "Bohйme":
А это пульт радиста-оператора с теплохода "Ockenfels" (DLCD):
в стойке пульта справа и слева внизу видны два приемника "Debeg E 566".
А это сам теплоход "Ockenfels":
Радиорубка и радист за работой на грузовом судне "Ronneburg" (Callsign DDXO):
справа и слева внизу установлены радиоприемники "RFT Betriebsempfaenger 1340.21".
Внизу фото самого судна "Ronneburg":
На этом сайте для нас любителей флота и морской радиосвязи есть много чего интересного:
http://www.boatanchors.de/
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#4
Отправлено 25 Июнь 2010 - 20:21
"ПАРКС-008" - авиационная, приводная, коротковолновая радиостанция. На выходе установлена лампа ГК-71. Судовой вариант такой радиостанции имеет наименование "СРКС-008".
Судя по фото, либо начало, либо конец 40-х годов.
Вот еще фото, автор его форумчанин Анатолий с "Форума речных путешественников", кстати сам речник и очень интересный человек.
Цитирую подпись полностью:
Радиооператор д/э "Киргизия" Лева Печков в радиорубке д/э"Узбекистан"
И интересно прокомментировать состав радиооборудования д/э"Узбекистан", дошедший судя по всему до тех дней с момента постройки. т.е.конца 50-х годов и до 1986 года (времени когда сделан снимок):
от радиста слева направо нижний большой ящик - ДВ/СВ/ПВ/КВ передатчик "Р-807" (судовой вариант, хотя первоначально он предназначался для самолетов), над ним вещательный ДВ/СВ/КВ/УКВ приемник "ИШИМ", над приемником "Ишим" блок средних волн передатчика "Р-807", еще правее в кадр полностью не влезли два СВ/КВ связных приемника "УС-9" (так же первоначально предназначенных для самолетов). Стоит так же сказать, что все эти "раритеты" выпускались с 1947 года.
Ну а подробности будут в моей новой статье, эти "раритетные девайсы" имеют очень интересную историю. В моем домашнем архиве имеются инструкции по эксплуатации и Р-807 и УС-9. а так же телеграфный ключ от Р-807, подаренные мне на т/х "Василий Чапаев"
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#5
Отправлено 25 Июнь 2010 - 20:24
http://www.morehodka.ru/baiki3.php
Байки
Название Массад
Автор Кукушкин Владимир
Итак, уважаемые слушатели, сегодня, наконец-то, я решил рассказать несколько историй из жизни экипажа на УПС "Иван Кулибин"). В разгаре была навигация 1994 года (а вернее даже и не навигация, так как работают суда река-море круглогодично, а просто "рейс", но учитывая, что большая часть экипажа имела речные "корни", то по привычке родственники нас всегда провожали "в навигацию").
Как я уже и писал, в те времена на "Кулибине" работал молодой и дружный экипаж, и работал у нас начальником радиостанции замечательный человек, фанат своего дела, человек увлеченный радио до... ну я не знаю, короче ФАНАТ. В те времена, во всех пароходствах и судоходных компаниях, был жуткий дефицит дипломированных начальников радиостанций, способных работать как на реке, так и на море, поэтому "держали" их всеми мыслимыми и не мыслимыми способами, упрашивали, умоляли, как можно дольше работать на судне и как можно меньше отгуливать отпуск, потому как без начальника радиостанции ни в море не выпустят (морской диплом), ни в реку не пустят (речной диплом). В те времена многие начальники радиостанции даже бизнес на этом "делали", используя дубликаты своих дипломов, т.е очень часто по реке или по морю шли различные суда, в качестве начальников радиостанций на которых значились одни и те же фамилии...
Но Академии (я имею ввиду МГАВТ) с этим повезло и у нас работал штатный и бессменный начальник радиостанции, имя его называть не буду, потому как история о нем, а как он это воспримет я не знаю, поэтому буду называть его кратко по флотски - Начальник (кстати по этому поводу тоже есть история, как один из наших начальников радиостанции говорил: "в штате пароходства только два начальника- один начальник пароходства, другой начальник радиостанции"). Так вот, был он на столько бессменный, что "сидел" на судне годами, на момент описываемый в данном рассказе он был в рейсе, если мне не изменяет память, что-то около полутора лет, в последствии этот рекорд был значительно перекрыт, два с половиной года этот легендарный человек отработал на судне без замены и отпуска...
Итак, борт т/х "Иван Кулибин", восточная часть средиземного моря, рейс на Израиль. По правилам Израиля, при подходе к их побережью, за 50 миль, необходимо передать полные данные судна на Израильскую контрольную станцию, так как УКВ связь на таком расстоянии не работает, начальник радиостанции должен выйти на связь с данной станцией и доложить полные данные по судну (название, судовладелец, координаты, курс, скорость, порт назначения, груз, агент в порту и т.д.). Понять их можно, государство Израиль на протяжении последних десятилетий находится практически в состоянии войны с Арабским миром...
Итак, борт т/х "Иван Кулибин", до п.Ашдод (Израиль) миль тридцать, вахта моя подходит к концу... За бортом солнышко, тепло, хорошо, море... почти штиль... на термометре градусов 30, короче "ляпота". Выхожу на крыло, чтобы погреться под теплым солнышком... Как всегда иллюминатор в радиорубку открыт, и в радиорубке начальник радиостанции что-то паяет, при этом попивая его излюбленный кофе, притом все это делает не снимая наушников. Увидев меня, начальник, как обычно, предложил и мне чашечку, я , как обычно, не отказался... И вот, стою я на крыле мостика, рядом с иллюминатором радиорубки, общаемся с начальником (при этом начальник умудряется что-то паять, пить кофе, курить, слушать "морзянку", разговаривать со мной, и время от времени что-то "отстукивать на ключе") и рассказывает мне наш "начальник" такую историю: "Представляешь, Викторыч, пару часов назад вызывает меня Израильская контрольная станция, и начинает спрашивать все наши данные..."...
- ну, так это-же обычное дело, - отвечаю ему,
- нет, Викторыч, ты много еще чего не понимаешь, я им ничего не сказал...
- как "не сказал"... - у меня медленно начинают "ползать мурашки" по спине,
до Израильского побережья тридцать миль... идем без всякого доклада... в страну, где каждая уважающая себя девушка перед сном кладет УЗИ под подушку, а у изголовья ставит М-16...
- нет, Викторыч, не сказал, ты не понимаешь, Массад не спит...Массад не дремлет... вот выложил-бы я им всю информацию... а потом в Ашдоде подойдут ко мне их "спецы" и все... придется работать на них... Нет Володя, я им ничего не сказал...
Кофе больше в меня не шло, поблагодарив начальника, я "полетел" в рубку, убрав шумоподавление до минимума, сквозь шумы я услышал призывные запросы от контрольной станции: "какое судно.." и т.д. и т.п. Пытаясь перекричать тридцать морских миль, почти на автомате, я отрапортовал наши данные... А начальник, еще долго после этого рассказывал экипажу историю о том, как израильские спецслужбы пытались "завербовать" российского радиста...
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#6
Отправлено 25 Июнь 2010 - 20:27
и их QSL выпускаемые ими по сему поводу, заодно и любителям морского флота будет интересно их увидеть, т.к. на них судовые радисты-радиолюбители размещают суда на которых они ходят и с которых они работают в радиолюбительском эфире:
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#7
Отправлено 30 Июнь 2010 - 22:37
A radio room of a German ship, either a of merchant class or a cruise liner. The radio equipment shown in the photo is of early 1930s design.
Это фото радиорубки немецкого морского круизного лайнера я нашел на сайте "WWII MILITARY RADIO TECHNOLOGY":
http://www.desyatnik.com/
конкретно ссылка на представленное изображение:
http://www.desyatnik...rine_radios.php
Что поучительно, так это то, что английские, немецкие и другие зарубежные радисты, радиолюбители бережно собирают и хранят не только фотоматериалы и документы об аппаратуре связи (в том числе морской гражданской и военной), но и сохраняют сами образцы связной техники разного времени (особо ценятся аппараты довоенной и военной поры). У нас к сожалению, дела в этом плане обстоят гораздо хуже, а уж о музеях, или хотя бы разделах посвященных радиосвязи в музеях морской направленности можно сказать, что подобных нет или имеются отдельные примеры (как например ледокол "Красин" или "Музей инженерных войск, артиллерии и связи" в Санкт-Петербурге и еще некоторые частные коллекции).
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#8
Отправлено 02 Июль 2010 - 11:49
http://www.seefunknetz.de/homepage.htm
по-моему просто потрясающая подборка фотографий немецкого грузового и пассажирского флота разных лет, с фотографиями радиорубок и описанием аппаратуры в ней установленной.
Причем списки флота приведены в алфавитном порядке, так же есть описание, правда на немецком языке.
Я вот что предлагаю, давайте сделаем подобный обзор по речным судам и радиооборудованию на них стоявшем. Естественно, что здесь вся надежда на судоводителей, радистов, электромехаников и просто членов экипажей судов, которые может быть запечатлели радиорубки и радистов за работой в ней. с вашей помощью, можно создать подобный интересный обзор, хотя бы пока в рамках темы форума.
а пока несколько фотографий с этого немецкого сайта:
MS Bohinj / J8EK9
MS Baltic Star / GHNW
Feuerschiff Elbe1 Bürgermeister O'Swald / DFBP
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#9
Отправлено 02 Июль 2010 - 12:56
Marconi's Yacht "Elettra" / IBDK яхта итальянского изобретателя Г.Маркони и он в своей радиорубке:
TS Esso Deutschland / DHED
TS Esso Köln / DAML
MS Europa (5) / DLAL
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#10
Отправлено 02 Июль 2010 - 13:00
( ex Norway / LITA, ex France / FNRR )
Как было раньше...
как сейчас... Вместо радиорубки консоль ГМССБ в ходовой рубке.
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#12
Отправлено 02 Июль 2010 - 20:05
http://www.seefunknetz.de/homepage.htm
надо кликнуть по врхнему меню FOTOS, затем на боковой панели слева по Seefunk-Stationen и тогда откроется слева список судов и их позывные.
Tankschiff Purha / OGVB
А вот фото радиорубки ледокола "Академик Федоров", у немцев есть это единственное фото:
Eisbrecher Akedemik Fedorov / UOYC
начальник радиостанции сидящий за пультом "Дюна-2", далее справа от пульта станция "Инмарсат-А".
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#13
Отправлено 02 Июль 2010 - 20:16
MS Trautenfels / DDSH
MS "Trautenfels" / DDSH auf dem Shatt el Arab
Blick auf die Senderseite der Funkstation MS "Trautenfels" / DDSH
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#14
Отправлено 02 Июль 2010 - 20:24
Фотографии ставшие историей, думаю они будут интересны и тем, кто интересуется пароходами постройки начала века, ну и в плане истории радио, мне кажется здесь тоже есть на что посмотреть:
TS Vaterland (1913)
Die "Vaterland" der Hapag wurde 1913 bei Blohm&Voss unter der Baunr. 212 gebaut. Der Stapellauf fand am 3.4.1913 statt, erst am 1. Mai 1914 wurde das Schiff in Dienst gestellt.
Die Schiffsdaten: 54282 BRT, Lдnge: 289,5 Meter, Breite: 30,48 Meter, Maschine: 4 Dampfturbinen Blohm&Voss, zusammen 61000 PS, Geschw.: 23 Knoten, max. 25,85 Knoten. Die "Vaterland" war mit ihren 54282 BRT das grцsste Passagierschiff, das bis dahin unter deutscher Flagge fuhr.
Bei Kriegsausbruch 1914 wurde sie in New York aufgelegt, bei Kriegseintritt der USA 1917 beschlagnahmt und als Truppentransporter unter dem Namen "Leviathan" in Fahrt gebracht. 1919 wurde sie wieder aufgelegt und 1922 fьr die US-Lines wieder zum Passagierschiff "Leviathan" umgebaut. Bis 1934 fuhr sie auf der Nordatlantikroute und besuchte dabei auch regelmдssig die Hдfen Hamburg und Bremerhaven. 1938 wurde sie in Schottland abgewrackt.
Kreuzfahrtschiff Wilhelm Gustloff / DJVZ
Знаменитый "Вильгельм Густлов" (одно из самых крупных судов 3-го рейха).
Das Passagierschiff "Wilhelm Gustloff"/DJVZ wurde 1936 bis 1938 als Baunummer 511 von der Hamburger Werft Blohm & Voss fьr die Deutsche Arbeitsfront gebaut. Der Stapellauf erfolgte am 5. Mai 1937, am 16. Mдrz 1938 wurde das Schiff in Dienst gestellt. Bereedert wurde die "Wilhelm Gustloff" von der "Hamburg-Sьd". Die Vermessung: 25484 BRT, Lдnge: 208,55 m, Breite: 23,59 m. 4 Maschinen mit je 8 Zylindern lieferten 9500 PS auf 2 Schrauben, das Schiff lief damit 15,5 Knoten.[і] Vor und wдhrend des Zweiten Weltkrieges diente das Schiff zunдchst fьr Kreuzfahrten, dann als Truppentransporter (Rьckkehr der "Legion Condor" aus Spanien) und ab Kriegsausbruch zunдchst als "Hospitalschiff D" dann als Unterbringungsschiff fьr die 1. (spдter 2.) Unterseeboots-Lehrdivision in Gotenhafen (vor 1939 und nach 1945 wieder: Gdynia). Als sowjetische Truppen im Januar 1945 den Landweg von Ostpreussen nach Westen besetzten, wurde die "Wilhelm Gustloff" und mehr als 70 weitere Schiffe fьr die Flucht von Deutschen aus Ostpreussen ьber die Ostsee eingesetzt. Dabei kam es durch die Torpedierung und Versenkung der "Wilhelm Gustloff" am 30. Januar 1945 zum bisher grцssten Verlust an Menschenleben in der neuzeitlichen Schiffahrt. Die genaue Zahl der Opfer ist unbekannt, sie liegt zwischen 9300 und 9500. Die Torpedierung der "Gustloff" und weiterer Schiffe danach in den ersten Februartagen 1945 mit zusammen noch einmal fast 15000 Opfern, kann ich weder rechtlich noch moralisch beurteilen.
и фото радиорубки этого парохода:
Приглашаю:
Форум "Морская и речная радиосвязь"
--------------------------------------------------
С уважением RK3DIA.
#15
Отправлено 10 Февраль 2012 - 22:40
Было такю. В 1985 году назначили нач.радио на СРТР БИ-0026 "Кондопога". Только поставили РПД "БАРК" . Решил проверить его реальную выхлдную мошь, благо в комплекте шел эквивалент антенны с приборами для замера. При первом замере оказалось, что мощь РПД всего 280 ВТ. Решил немного добавить, покопался в схемах и ТТД выходной лампы ГУ-74Б,оказалось P max-750 Ватт. Немного подкрутил каскад возбуждения,замерил, получилось 600 Ватт. Немного доработал кондерами куаскад смещения и на выходе вышло 700 Ватт. Радиоцентр откликался незамедлительно. Этот опыт пригодился через пару лет, после моего назначения нач.радио РПК (Ремонтно подменной команды) на судах ББГЛ в дальних районах плавания. Заявленной мощности ПРД "КОРВЕТ" на судах СТМ при плавании в дальних рейсах для связи с радиоцентром Мурманска было явно недостаточно. СТМы уходили все дальше и дальше. Дошли до КАНАР, затем ЮВА, АЧА и ЮВТО. После доработки "КОРВЕТОВ" все СТМы имели надежную связь с берегом. Конечно не могу точно утверждать, что это произошло после моей негласной доработки прошедших через мои руки и душу СТМ родной базы гослова рыбы - ББГЛ (около 20 бортов) , но по моим расчетам после доработки "КОРВЕТ" выдавал легко 1500 Ватт как "БРИГ" без апгрейда. 4 лампы ГУ-74Б по 750 ВАТТ каждая этому способствовали. Один раз пробовал разогнать "БРИГ" на береговом центре в Беломорске, но испытать не успел - отозвали в рейс. Думаю из его восьми ламп ГУ-74Б можно было бы выжать 5 КВТ в морском режиме. Следущая проблема для радиостанции на корабле - обесточивание во время сеанса связи. Время разогрева передатчиков "БАРК" ,"КОРВЕТ" , "БРИГ" и т.п. около 3 минут. Только после этого включится выходной каскад и можно снова работать. Абонент обычно столько не ждет и уходит (было много нареканий от капитанов - пусть живут долго-долго) , а берег просто тебя бросает..........
Немного подумал и перестроил таймер включения выходного каскада на 30 секунд. Получилось очень неплохо-через полминуты ПРД уже давал 50 % мощи,а через 40 сек почти все 100%. Хвала нашим легендарным радиоинженерам, заложившим в свои допотопные разработки огромный потенциал по доработкам (может и специально!!!). Большое спасибо за внимание!
#16
Отправлено 14 Февраль 2012 - 22:55
его шэк в радиорубке судна, на котором он работает. Причем родное судовое радиооборудование (а это если смотреть на фото передатчик "Корвет", а под его пультом виден и связной приемник "Рябина") уже является лишь предметом обстановки, а работает RA1TR/mm на ICOM-746.
#18
Отправлено 16 Апрель 2012 - 18:46
Джек Филлипс, старший радист, прошло уже ровно 100 лет со дня его смерти, именно смерти, а не гибели. Его чуть-чуть не успели спасти, он оставался на боевом посту до самого последнего момента.
Гарольд Брайт, в отличие от Филлипса был спасен, оставил интересные воспоминания и о "Титанике", службе на нем и не только.
вот так выглядела радиорубка трансатлантического лйнера "Титаник", разумеется на фото декорация к известному одноименному фильму Джеймса Кемерона.
(кадр из фильма)
Но на ней достаточно точно воспроизведена обстановка радиорубки того времени, на "Титанике" она была оборудована приемником и передатчиком системы Г.Маркони.
Вначале радисты подавали сигнал "CQD", который был принят для судов оборудованных системами Маркони, хотя параллельно действовал почти уже общепринятый сигнал, всем известный как "SOS". Станция на мысе Расс в начале не поняла, что "Титаник" подает сигналы бедствия, не понимали этого сигнала и на "Карпатии", но чуть позже сообразив, что "CQD" это сигнал бедствия по системе Маркони, начали радиообмен в режиме бедствия.
Вспомним одних из первых, радистов трансатлантических линий Джека Филлипса и Гарольда Брайда.
#19
Отправлено 16 Апрель 2012 - 18:57
На лайнере "Титаник" работали 25-летний радист Джек Филлипс и его 22-летний помощник Гарольд Брайд. Именно Филлипс отправил один из первых в истории сигнал SOS – международный телеграфный сигнал бедствия.
Джон Джордж "Джек" Филлипс (John George "Jack" Phillips) родился 11 апреля 1887 года в городе Годалминг (графство Суррей, Великобритания) в семье управляющего магазином. В 1912 году, после окончания школы, 15-летний Филлипс нанялся в почтовую контору родного города. В марте-августе 1906 года он проходил обучение в школе радиооператоров компании Marconi в Сифорте к северу от Ливерпуля.
Первую должность радиста Джек Филлипс получил на борту корабля "Тевтоник" компании White Star Line. В течение последующих двух лет он плавал на различных лайнерах, включая Lusitania и Mauretania. В 1908 году Филлипс получил пост радиоператора станции Marconi на первой постоянно действующей трансатлантической линии беспроводной связи от Клифдена (Ирландия) до Глейс Бей (Новая Шотландия). В 1911 году он вернулся в море – работал на борту "Адриатики". В марте 1912 года Джек получил назначение на "Титаник" и приехал в Белфаст (Северная Ирландия), где встретился со своим будущим напарником Гарольдом Брайдом. Филлипс считался высококлассным оператором, передающим сообщения со скоростью около 39 слов в минуту (при 18 словах в минуту в среднем для радистов).
Гарольд Сидни Брайд (Harold Sydney Bride) родился в Лондоне 11 января 1890 года. После окончания школы он также обучался работе радиооператора в компании Marconi. В 1911 году Брайд стал радистом компании и поступил работать на корабль Haverford, затем на Lusitania, La France и Anselm. На "Титаник" Брайд взошел в Белфасте, одновременно с Джеком Филипсом в качестве второго радиста. Гарольд Брайд работал со скоростью 26 ударов в минуту, как служащий компании Marconi он получал 2 фунта 26 центов в месяц. На лайнере радисты решили разделить сутки на четыре дежурства: Брайд должен был нести вахту с 14:00 до 20:00 вечера и с 02:00 до 08:00 утра, а Филлипс – с 8:00 до 14:00 дня и с 20:00 до 02:00 ночи.
В то время радиотелеграф считался передовым веянием, чем воспользовались состоятельные пассажиры, посылавшие множество телеграмм родственникам и друзьям на берег или на другие суда. После выхода "Титаника" из Саутгемптона радистов закидали коммерческими посланиями частного характера. Учитывая небольшую зарплату, радиооператоры старались изо всех сил. В результате перенапряжения радиопередатчик был поврежден, и Филлипсу понадобилось около шести часов на наладку. Как подсчитал Брайд, 14 апреля, в воскресный вечер перед крушением "Титаника", было отправлено и получено около 250 сообщений. Работа по 12-14 часов в сутки в напряженном ритме приводила радиста почти в изнеможение: приходилось повторять по нескольку раз каждое сообщение и еще чинить передатчик. В этой ситуации было немудрено потерять бдительность и не уделить должного внимания предупреждениям о льдах, посылаемым с других судов.
Сообщения о льдах были переданы с бортов нескольких кораблей. За час до столкновения радист "Калифорниэн" Эванс попытался сообщить о задержавшем их ледяном поле, но Джек Филлипс прервал его: "Отстань! Я занят, я работаю с мысом Рейс!". Оператор "Калифорниэн", как и другие радисты в этот вечер, не использовал при передаче пометку MSG, принятую для сообщений особой важности, поэтому Филлипс не воспринял сообщения всерьез.
День перед крушением для радистов "Титаника" выдался настолько тяжелый, что Гарольд Брайд собрался подменить своего товарища на два часа раньше – в 12 часов ночи (вместо 2 часов утра). В это время в радиорубке появился капитан Смит, сообщивший о том, что лайнер столкнулся с айсбергом. Он велел радистам быть наготове, чтобы передать сигнал о помощи. Через некоторое время капитан дал операторам телеграфной связи координаты "Титаника" и приказал Филлипсу подать сигнал бедствия.
В начале XX века код SOS, принятый как международный сигнал бедствия, использовался операторами Telefunken – компании, конкурирующей с Marconi, в которой работали радисты "Титаника". Поэтому сначала был передан сигнал CQD. Сигнал CQD – "приходите быстро, опасность" был предложен компанией Marconi в 1904 году и утвержден в 1906 году на Морской конференции в Берлине с участием представителей 29 стран. Позже стало ясно, что сигнал CQD неудобен для передачи из-за большого количества знаков. В 1908 году было предложено заменить его простым сочетанием SOS, представлявшее собой комбинацию три точки – три тире – три точки и воспроизводимый без пауз в отличие от других сигналов.
Филлипс работал на ключе, а Брайд информировал капитана Смита о результатах общения с другими кораблями в радиоэфире: несмотря на роскошь, на лайнере не было связи с рубкой. Сигналы с "Титаника" были приняты суднами La Provence, Mount temple, Ypiranga, радиостанцией мыса Рейс, лайнером "Вирджиниэн". Джек Филлипс специально снизил скорость передачи с 39 до 15 слов в минуту, чтобы менее профессиональные телеграфисты успевали записывать все сообщения о бедствии.
Радист "Карпатии" Гарольд Коттам (Harold Cottam) собирался ложиться спать, когда услышал сигнал о помощи с "Титаника". Чтобы помочь терпящим бедствие, он разбудил капитана Рострона, который отдал приказ немедленно отправиться к месту крушения.
Филлипс в это время передавал координаты корабля, пользуясь сигналом CQD. Гарольд Брайд предложил товарищу: "Пошли SOS, это новый сигнал, а то тебе, может быть, больше никогда не придется посылать его!". В 00:45 с "Титаника" был послан один из первых в истории сигнал SOS.
Призывы о помощи повторялись еще полчаса, но большая часть кораблей, слышавших их, была слишком далеко. В 01:30 оператор "Титаника" телеграфировал: "Мы высаживаем пассажиров в маленькие шлюпки". В 01:45 Филлипс передал радисту "Карпатии": "Приходите как можно скорее, старина, вода в машинном отделении дошла до котлов".
Около 02:17 судно "Вирджиниэн" поймало последние слабые сигналы с тонущего "Титаника".
Шлюпочная палуба уже омывалась водой, а Филлипс все посылал сообщения о помощи. Он продолжал телеграфировать и через 15 минут после того, как капитан велел прекратить передачи и идти к шлюпкам, отойдя от ключа, когда вода полилась в радиорубку. Филлипс работал так, что не заметил, как какой-то мужчина стал отстегивать у него спасательный жилет. Прибывший на помощь Брайд оттолкнул вора, и радисты выбежали на шлюпочную палубу.
Гарольда Брайда смыло волной, но он сумел удержаться за парусиновую шлюпку и спастись, пострадав из-за сильного обморожения ног. Подлечившись в госпитале, Брайд продолжил работу радиста. Он женился и стал отцом троих детей. Чтобы избежать излишнего внимания к семье, он переехал в Шотландию, где работал коммивояжером. Скончался Брайд в 1956 году в возрасте 66 лет.
Тело Джека Филлипса не было найдено. На его родине, в Годалминге, был сооружен мемориал, посвященный Джону Джорджу Филлипсу.
Катастрофа "Титаника" показала необходимость использования беспроводной связи в море, и телеграф стал повсеместно устанавливаться на больших судах.
#20
Отправлено 12 Февраль 2014 - 15:53
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных