Суда типа «Алмаз»
После ввода в эксплуатацию в середине 50-х годов здания и акватории Сочинского морского порта на баланс поступают суда типа «Алмаз» Чайка, Поярко, Оникс, Кубань, Кавказ, Черноморье, Лотос, Тюльпан. Сохранился единственный катер в Севастополе «Черноморье». Остальные суда этой серии списаны примерно в 70ых годах прошлого века.

Катер Оникс середина 50-х. фото с сайта http://odessatrolley.com/Ships/
Суда типа «Аркадия»
Катера морского порта выполняли рейсы от Лазаревского до Адлера, схема маршрута выглядела примерно так. Порт Сочи - Новые Сочи- Мамайка – Дагомыс – Лоо – Лазаревское. А в Адлерском направление порт Сочи – Курортный парк – Мацеста – Хоста – Кудепста – Адлер. Для этого были оборудованы специально причалы. В Адлере, Мацесте и Хосте в 30 годах прошлого века были построены порт пункты в виде небольших морских вокзалов. На пункте Новые Сочи причал был построен рядом с красивой ротондой, в которой находились билетные кассы. К концу 50ых годов число курортников возрастает в разы, а передвижение по горным и не совсем прямым дорогам города оставляло желать лучшего. И вот для обеспечения бесперебойного передвижения пассажиров в порт поступает десяток катеров типа «Аркадия». Это Маяк, Пальма, Прибой, Анапа, Артек, Гагра, Заря, Ривьера, Волна, Восход. Эти суда также выполняют прогулки вдоль берега. До нашего времени дожили Восход, Волна, Гагра.

Теплоход Гагра 2007 год.

Теплоход Гагра 2009 год.
Как я помню примерно в 1997 году, Пальма долгое время не эксплуатировалась и стояла на 10 причале. Цвет корпуса у нее всегда был синий, а в тот момент он запомнился мне грязно ржавого цвета. В общем, так и затонула Пальма на 10 причале как я потом понял ее разделали в мастерских порта. В это же время катер с названием Волна тоже был в плачевном состоянии, на белом корпусе явно были видны огромные подтеки ржавчины, я думал тогда что он тоже «умрет» на этом причале. Но ему повезло больше, сейчас это катер немного перестроен и работает в Геленджике на прогулках. Гагра и по сей день катает часовые прогулки в сторону Адлера, примерно немного не доходит до Мацесты.
Суда типа «Александр Грин»
В шестидесятых годах город Сочи развивался быстрыми темпами, строили санатории, дома отдыха, пансионаты. Большая часть современного города была построена именно в те годы, не забывали и о водном транспорте. Как раз примерно 1970 году на Херсонском судостроительно-судоремонтном заводе им. Коминтерна выпускается серия больших пассажирских катеров типа «Александр Грин». Это большие, вместительные, быстрые и относительно комфортные суда. На баланс порта Сочи поступили; Акация, Кипарис, Платан, Самшит, Агава, Клен, Мимоза. Эти катера также выполняли рейсы вдоль побережья, с заходами на портопункты, а так же рейсами в сторону Абхазии. Почти все катера были оснащены носовыми трапами и они могли без труда в спокойную погоду принимать на борт пассажиров в местах не оборудованных причалами и пирсами.
Огромную нагрузку часть этих катеров испытала во время Грузино-Абхазского конфликта 1992 году перевозивших отдыхающих и Абхазских беженцев из зоны боевых действий. Так же на этом участке трудились суда той же серии «Комсомолец Абхазии» и «Сухум». А после события 27 августа 1992 года когда грузинским вертолётом было расстреляно судно на подводных крыльях Комета 44 администрация города Сочи запретила ходить за российскую границу судам Сочинского порта. Пассажирские перевозки на свой страх и риск осуществляли Сухумские сейнеры, баржи и прогулочные катера. И вот примерно в начале двухтысячных годов суда Сочинского порта вновь начали совершать рейсы в Абхазию. Так вот, например 11 августа 2004 года катер «Акация» прибыл в порт Сухуми с группой политиков во главе с лидером ЛДПР
В. Жириновским.

Теплоход Акация 2007 год.
Последние годы суда этой серии выполняли рейсы с мая по конец октября. Из всего состава судов типа «Александр Грин» оставались Акация и Платан. Акация катала туристов в районе Мамайка, а последний рейс оканчивался с пассажирами в порту Сочи. Платан в свою очередь работал в Адлере, выполняя часовые прогулки в район курортного городка. А вечером по окончанию рейсов примерно в 19 часов возвращался в порт Сочи тоже с пассажирами. Но наступила навигация 2008 года, катера спустили после очередного ремонта. Платан начал выполнять часовые прогулки в Адлере, а Акация так и простояла у причальной стенки мастерских.

Теплоходы Акация и Платан 2008 год.
Интересный разговор произошел у меня со служащим порта в июне 2009 года. На мой вопрос, почему не спускают на воду Акацию и Платан я получил ответ, что им собираются произвести серьезный ремонт двигателей. И вот примерно в середине лета 2009 года оба судна исчезают из портовых мастерских, но какого было удивление, когда на одном форуме прошла информация и оба судна объявляются негде нибудь в районе черноморского бассейна, а в самом городе Москва. Добирались они туда своим ходом точнее к Платану пришвартовали Акацию, и он ее дотянул.

Платан и Акация 6 сентября 2009 год, пристань Степанького Московская обл. фото Е705ен
Их приобрела компания для проведения банкетов и прогулок в Московском регионе. В данное время им подрезали надстройки, к лету окончат ремонт, и я надеюсь, что мы их увидим в новом свете.
Суда типа «Евпатория»
С 1985 года на Ильичевском судоремонтном заводе выпускается совершенно новый тип катеров проекта 10110 «Евпатория». От предыдущих серий пассажирских катеров эти суда отличаются закрытыми помещениями для пассажиров на двух палубах и комфортабельными салонами. В Сочи прибыло пять катеров этой серии; Николай Островский, Михаил Светлов, Владимир Короленко, Сергей Есенин, Алексей Сурков.

Порт Сочи середина 90-х.
Я бы хотел рассказать о теплоходе Сергей Есенин так как на нем неоднократно совершал прогулки в Адлерский район, а так же выходил на нем в море на рыбалку. Дело в том что после развала Советского Союза многое то что было недоступно стало доступно, этот катер арендовал дальний родственник нашей семьи и на нем часто проводились банкеты и всякого рода встречи, а мне как тогда еще ребенку 14 лет было очень интересно. В начале 90 годов хлынула волна челноков в сторону Турции и для того чтобы обеспечить относительный комфорт, помещение нижнего салона было перестроено по принципу купе в вагонах. Из фанеры были построены перегородки, и получалась каюта с двумя кроватями окном и полками для всяких вещей. А в верхнем салоне был оборудован бар.
Остальные суда были тоже переоборудованы и так же совершали рейсы в Трабзон. В то время по-моему в пору Сочи не было ни одного судна которое не ходило с челноками в Турцию. Из всех теплоходов этой писательской серии в Сочи остался только Михаил Светлов, летом 2009 года теплоход выполнял прогулочные рейсы в районе Лоо, а на ночевку ходил в порт Туапсе. Так же до Грузино-Осетинского конфликта Михаил Светлов выполнял рейсы Сочи – Батуми. Затем в связи с прекращением всего сообщения с Грузией, катер встал на рейс Сочи – Хопа. 13 января 2010 на официальном сайте торгового порта Сочи судно выставлено на продажу цена 10 млн. рублей срок годности к плаванью заканчивается 20.06.2010.

Теплоход Михаил Светлов 2007 год.
По данным сайта "Одесса на колесах" катер Николай Островский работает в Турции, Сергей Есенин в 2000 г. продан в Турцию, а
2006 г. продан в Грецию, переименован в Zanadu. Алексей Сурков в 2000 г. продан в Турцию и переименован в Gurgen III, и 2006 г. продан на слом в Грецию.

Теплоход Алексей Сурков перед разделкой в Греции.
О судьбе остальных ничего пока не известно, но я надеюсь что может быть немного проясниться их судьба в ближайшем будущем.
Проект KP-2
Еще в Сочинском порту иметься судно, которое, наверное, знает если не каждый то большая часть жителей города. Речь идет о катамаране Дагомыс. Эта серия катамаранов, строившихся с 1980 г. на судоверфи Stocznia Wisla в г. Гданське, Польша.

Катамаран Дагомыс 2009 год.
Дагомыс был выпущен в 1987 году и сразу же получил популярность среди отдыхающих и местных. На нем проводились двух часовые прогулки, а по вечерам выходы в море сопровождались дискотекой на борту.
В советское время было понятия «шефов» так вот порт был шефом средней школы №8, мой товарищ который учился в этой самой школе рассказывал мне что их принимали в пионерскую организацию на борту катамарана Дагомыс.
Но в январе 2010 года на сайте того же торгового пота Сочи появляется объявление «Продается пассажирский катамаран «Дагомыс» Стоимость 26 млн. руб.»
Суда типа "Молодежный"
Из прогулочных катеров Советского периода осталось упомянуть о теплоходе типа "Молодежный" (проект 1438) Фотон. Это судно прибыло из порта Ильичевска и раньше носило имя Байкал, в данное время принадлежит частному лицу. На протяжении нескольких лет работает на часовых прогулках в Адлере, ночует на пирсе в Адлере, а на зимовку ставят его в портовые мастерские.


Фотон причал Адлер 2007 год. фото с сайта http://odessatrolley.com/Ships/

Фотон 2006 год.
Также в Лазаревском работает теплоход типа «Александр Грин» Маркхот он так же выполняет прогулки, но признаюсь информации о нем пока мало.
Еще в последнее время в порт заходил катер проекта 10110 «Евпатория» Алмаз. Есть инф что это судно прежде носило имя Голубое пламя. А переименован в 1999 г. и принадлежит санаторию "Одиссея".
С благодарностью приму комментарии и дополнения.
Галаган Ф. март 2010 год.