Кто бы мог подумать, что не пройдёт и месяца после возвращения из «кругосветного» круиза, как я снова буду засыпать под плеск волн за бортом?! Конечно, никто не собирался сидеть дома: были планы велосипедных прогулок, бадминтонных матчей и отпуска на даче. Лишь под конец навигации обсуждалась идея снова отметить День Рождения на корабле. Я даже почти перестал ежедневно заходить на сайт круизной компании «Инфофлот», чтобы посмотреть какие корабли сегодня отходят и возвращаются, что бывает только зимой! Кстати, это нечестно! Почему все мои увлечения сезонны, причём сезоны у речных круизов, Формулы 1 и футбола практически совпадают?! И без того зимой холодно и противно, так ещё и развлечь себя нечем!..
Виной всему мой очерк о круизе на «Мусе Гарееве». Представьте, сначала я две недели писал его, потом девять дней ежедневно выкладывал, при этом, по сути, переписывая заново, и всё это под просмотр и обработку фотографий из поездки! Неудивительно, что с одной стороны мне стало казаться, что я ещё не вернулся, а с другой страстно захотелось вновь испытать ощущения от путешествия на теплоходе наяву, а не на бумаге.

Чувствуя, что ещё немного и не выдержу и сорвусь в ближайшую пятницу в круиз выходного дня, была сделана попытка всё-таки обмануть себя и вместо круиза слетать на «Ракете» в Хвойный бор. Однако обман не прошел – разбуженный будильником в воскресное утро организм сказал, что ни на какой ракете он никуда не полетит. Забавно, что те же ощущения были и у жены, хотя она больше всех рвалась купаться. Поняв, что от судьбы не уйдешь, мы опять взялись штудировать список кораблей отходящих в следующие выходные. Выбор пал на теплоход «Президент» компании «Цезарь Тревэл», владельцем которой является Сергей Абрамов, на чьём одноименном теплоходе совершали свой бесподобный тур герои фильма «День Выборов». «Президент» – это трёхпалубный теплоход проекта 26-37, прошедший глубокую модернизацию и считающийся одним из лучших в классе. То есть по всем раскладам теплоход должен быть приятный, удивляло только полное отсутствие всякой информации о нём на форуме. Чтобы узнать хоть что-то я даже открыл отдельную ветку про «Президента». Это дало плоды - на теплоход ехали с уверенностью, что уж бытовых проблем точно не будет.

Маршрут был несколько нетипичен для круиза выходного дня, который потому так и называется, что начинается вечером пятницы после работы и длится до воскресенья. Наше же путешествие стартовало в середине дня, что дало отличный повод воспользоваться давно положенным отгулом.

Приключения традиционно начались задолго до теплохода. Решив, что у нас куча времени, я подумал, что успею поутру провернуть одно дельце и без спешки с запасом приду на корабль. Но сначала мы вышли из дома на час позже, потом затянулось дельце, а чтобы совсем не было скучно, неопытный таксист привёз нас в Северный речной порт вместо речного вокзала. И вот комфортные два часа запаса растаяли до нервительных, но столь привычных тридцати минут. Как-то даже уже было удивительно, если бы мы пришли по-другому!..

Теплоход наш стоял вторым бортом к «Феликсу Дзержинскому», на котором мы и планировали первоначально идти, но потом соблазнились в пользу более дешевого, длинного и интересного маршрута.На «Президенте» встретили хлебом-солью, баяном и фотографом. Нам, не спросив паспорта, выдали ключ от каюты и мы впервые в жизни отправились в трюм. Каюта понравилась! Увеличенной площади она, после двухъярусной на «Мусе Гарееве», казалась палатами, а санузел с настоящей душевой кабиной вызвал просто детский восторг. Не меньше веселья доставили и иллюминаторы, с которыми мы никогда вблизи не сталкивались – каждый бросился открывать свою пару. Удалось открыть только два центральных, крайние оказались прикрашенными намертво. Как выяснилось позже – к счастью. Приятно удивил кондиционер « Mitsubishi » – редко увидишь столь солидную марку – обычно все стараются повесить дешёвый Китай, который потом никогда не работает. Здесь же модернизацией явно занимались основательно.

Ещё одним отличием, помимо каюты на нижней палубе, стала система «шведского стола» на завтрак, обед и ужин. Эта новинка, внедрённая всего месяц назад и только на двух судах «Сергее Абрамове» и «Президенте», нигде больше на наших речных судах такая система питания не применяется – максимум «шведские» завтраки. В проспектах эту систему гордо назвали «Всё включено», хотя для отдыхавших по « All inclusive » этот термин имеет несколько другое значение. Еда была весьма разнообразная. На обед выставлялось два вида супа, два вида гарнира, два мясных и одно рыбное горячее, пара салатиков плюс нарезка из свежих овощей и два разных компота. Можно было собрать себе блюдо нужных размеров, взять и мясо и котлетку и не думать о размере порции. Мало – подошёл и подложил ещё. Ужин отличался отсутствием супа, появлением выпечки и заменой компота на чай-кофе. На завтрак давали кашу, по желанию с сосисками, два вида сухих завтраков, а к вечерним напиткам добавлялось какао и молоко. Трёхразовый «шведский стол» оставил в целом приятное впечатление. Персонал был приветлив, любезен и в меру расторопен. Блюда подносились и подновлялись своевременно, посуду тоже забирали оперативно. К сожалению, такое рвение проявлялось только до середины трапезы – со второй половины времени отведённого на приём пищи, официанты теряли бдительность, и начинало постоянно чего-то не хватать. То кончатся приборы, то один из напитков, а также овощи, фрукты или булочки. Иногда их всё-таки приносили, а иногда так и оставляли пустые тарелки и диспенсеры до конца трапезы. Со столов тоже переставали убирать так рьяно, как в начале, и приходилось сидеть среди чужих грязных тарелок и крошек. При этом, поскольку ресторан всех не вмещал, первыми просили приходить пассажиров главной палубы, а остальных начинать подтягиваться минут через 20-30. Не сказать, что первым доставалось всё самое вкусное, но что не стоит приходить под занавес мы уяснили быстро. Впрочем, Марина, намучившаяся с официанткой на «Мусе Гарееве» была очень довольна, что ей не надо никому изо дня в день объяснять свои гастрономические пристрастия, а можно просто взять то, что тебе надо. Поскольку ей всегда удавалось собрать себе блюдо по вкусу можно сделать вывод, что с ассортиментом был полный порядок. От себя добавлю, что молоко должно быть на завтрак обед и ужин, ибо далеко не все любят чёрный кофе и чай.

Вернувшись с обеда, мы встретили у нашей каюты проводницу, которая спросила, были ли у нас открыты иллюминаторы. На вопрос, что случилось, услышали тираду: «Напокупали себе всяких яхт, носятся, как угорелые, а я потом убирай!». Мы зашли и поняли, что женщина имела в виду – вид у каюты был слегка подмоченный. Пока все обедали, волной от прошедшей мимо большой моторной яхты хлестнуло по борту и у кого иллюминаторы были открыты, всё залило так, что даже пришлось менять постель. Мы же, позабавившись новой игрушкой, свои иллюминаторы закрыли, но не задраили, потому наша каюта осталась сравнительно сухой – только намочило буклеты на столе и утопило мой мобильник. Пощупав постели, проводница успокоенная ушла, а я сел сушить телефон, от которого, надо отметить, на нижней палубе и так не было никакой пользы.
По трансляции всех позвали в конференц-зал на шлюпочной палубе на программу «Давайте познакомимся». Точнее сначала была вводная часть, где директор круиза Вознесенская Алла Юрьевна представила нам саму себя, помощницу Алину и DJ -я Андерсена, который потом оказался Андреем. Алла спела песню на мотив «Погода в доме», но с новыми словами превратившей её в песню о теплоходе, круизе и о Волге. Конечно, ей не помешало бы взять уроки вокала, чтобы научиться не петь в нос, но старание и теплота всё искупали. Ещё нас предупредили, чтобы мы правильно питались за «шведским столом» и не брали всего помногу, а то иначе им приходится всё выбрасывать, а другим пассажирам не достаётся, впрочем, мы эту истину системы «Всё включено» по-русски уже и сами поняли. Я задал вопрос о шашлыках в Хвойном бору и получил ответ, что если мы настаиваем, то они могут сделать шашлыки, но только если до вечера наберётся не менее пятидесяти желающих, для меньшего числа людей напрягаться не будут.

Закончив на шашлыках официальную часть, которая то и дело прерывалась криками из солярия: «Хватит там трепаться – музыку давай!», – дамы сами вышли на палубу и приступили собственно к знакомству. Загорающие застигнутые врасплох вынужденно познакомились... Мы же с Мариной переместились на корму средней палубы, на которой уже уютно расположилась порядочная компашка вместе с примкнувшим к ним по заданию партии баянистом.

Послушав немного и даже попев, мы пошли осматривать нашего «Президента». Теплоход очень понравился. Особенно приглянулись вежливые и приветливые бармены Станислав и Юля, каждый из которых командовал в своём баре: Стас на корме средней палубы, а Юля в большом баре на носу шлюпочной. К Стасу было удобно заходить за разливным пивом, чтобы потом сесть на корме или подняться в солярий, а к Юле мы ходили по вечерам за кофе, чтобы в романтической обстановке отдыхать на носу. Погода все дни стояла великолепная, потому в самих барах мы не сидели, но отмечу, что они очень уютны. Также порадовали цены: 60 рублей за стакан разливной «Сибирской Короны» или 50 за бутылку «Балтики семёрки», а самое главное прекрасный кофе по 60 рублей за любую чашечку. Такие цены вкупе с приятным обслуживанием манят в бар снова и снова – в Твери даже мысли не возникло что-то докупать в городе!

Приятные интерьеры холлов и коридоров, новые поручни, двери, кругом чистота – видно, что судно прошло качественный ремонт и с тех пор поддерживается в отличном состоянии. На форуме писали, на «Президенте» нет нескольких противопожарных дверей, а в каютах отсутствуют спасательные жилеты – могу с полной уверенностью сказать, что это враньё. Во всяком случае, под нашими кроватями жилеты лежали, а везде где двери должны быть – они были. Даже Марина, до этого безоговорочно отдававшая пальму первенства четырёхпалубникам задумалась, а не лучше ли хороший трёхпалубник «чемодана»?! Наш теплоход и в самом деле был очень приятным – от старших братьев он взял вышколенный персонал и насыщенную программу, а от младших – уют и спокойствие.

С самого речного вокзала, вслед за нами отвалив от причала, шёл теплоход «Башкортостан». Наконец я от души насмотрелся на корабль любимого 305-го проекта и сделал бесчисленное количество снимков. Слово «Башкортостан» стало для нас своеобразным тестом на трезвость.
– Ну-ка скажи, как называется тот теплоход!
– Бшкротостан! Бркостоштан... Нет, не могу – пойдём читать, как правильно!
Шли, читали в очередном шлюзе непроизносимое название теплохода, и потом долго ещё ходили по палубе, бормоча себе под нос: «Баш-кор-то-стан... Баш-коррр-то-стан...». Судя по тому, что такой же бубнёж слышался со всех сторон, репетировали не мы одни.

Ночью выяснилось, что каюта в трюме далеко не так тиха, как о них рассказывают. Точнее она была тихой, пока мы не вышли из медленных вод КиМа – на полном ходу вода перестала тихонько журчать, а стала больше похожа на маленький водопад. К этому водопаду добавился басовитый гул от моторов, совсем не похожий на лёгкое постукивание, как мы привыкли слышать их наверху. Но больше всего каюта огорчила, когда началось встречное движение, а мы, как ни высовывались в иллюминаторы, не могли увидеть ничего кроме нижних палуб проходящих теплоходов. Даже название не у всех прочитали!

Следующее утро началось с объявления по трансляции, что пока приобретено только 25 билетов на шашлык и, чтобы остальные желающие подтягивались, а иначе придётся возвращать деньги. Мы свои билетики уже давно купили, а потому могли только рассчитывать на остальных. Шашлыков же очень хотелось...

В Тверь пришли на час раньше запланированного, но экскурсоводы уже ждали и, спешно, чтобы успеть раньше молодоженов, повели нас в картинную галерею Императорского дворца. Мы уже были здесь, но ограничились только внешним осмотром. Признаюсь, у нас тогда даже не зародилась мысль, что туда вообще можно зайти – не верилось, что за такими ужасными фасадами может быть жизнь! Внутри дворца оказалась картинная галерея в красивых интерьерах, в основном состоящая из малоизвестных итальянских художников эпохи Возрождения. Гид сказал, что в музейных фондах 32 тысячи единиц хранения и то, что мы видим это всего два процента от запасников. Группы ещё ходили по залам, как под десяток клаксонов к крыльцу подъехал свадебный кортеж. Я так понимаю, для тверичей Императорский дворец, как для питерцев 1-й Дворец Бракосочетания – место, где получаются изумительные фотографии и куда обязана попасть каждая уважающая себя пара. В приподнятом настроении от встречи с молодоженами мы покинули этот полный контрастов дворец.

Отделившись от нашей экскурсии, которая дальше отправлялась по знакомым местам, мы пошли своей дорогой, целью которой была покупка сандалий. Переходя от одного обувного магазина к другому мы, перейдя мост через Тверцу, сами того не подозревая, пришли на местный рынок. Не помню, когда я последний раз видел подобное торжище, да и видел ли вообще. Начиная с моста и до самого здания рынка в четыре ряда стояли люди и продавали всевозможные вещи. От веников, книг и деталей к отечественным унитазам, до совершенно немыслимых вещей, которых кажется уже и в природе нет! Так, например, мы нашли мужика, который продавал советские фарфоровые статуэтки. Фигурки были всякие разные большие и маленькие в основном Конаковского фаянсового и Ленинградского фарфорового заводов. Особенно понравилась статуэтка Емели со щукой высотой около 30-ти сантиметров. Вещь хорошего фарфора и тонкой росписи была в прекрасном состоянии, а просили за неё полторы тысячи рублей, что показалось совсем не дорого для без пяти минут антиквариата, к тому же такого позитивного! За рынком блошиным начался рынок вещевой, где мы приобрели кожаные шлёпки для меня и парео Марине.

Собственно на изучение рынка и ушло почти всё свободное время. Пора было возвращаться к кораблям. Переходя через мост, мы заметили, что из-за поворота появился пассажирский корабль, в котором мы без труда опознали «Белинского», а вслед за ним, ожидаемо, вышел и верный спутник «Щорс».

До самого отправления мы ходили по набережной вдоль сувенирных лотков. По сравнению с весной и лотков стало намного больше, и товар стал несравненно богаче и интересней. Мы купили две деревянные шкатулки: одну для денег, вторую для документов, а также расписной деревянный колокольчик в виде девушки красавицы – отпугивать злых духов. А на речном вокзале Твери уже собралась целая эскадра теплоходов – рядом с нами стоял попутчик «Башкортостан», у соседнего причала «Щорс» прижал «Белинского», а в устье Тверцы пришвартовался «Бородино». Радиоузел «Президента» серьёзно относится к своей работе – из Твери мы уходили под песню Круга про его родной город.

Ночью на корабле никто не спал – вечерние посиделки на корме верхней палубу плавно перешли в дискотеку, которая не прекращалась, верно, до утра. Во всяком случае, уйдя в три часа ночи, мы оставила танцы в самом разгаре.

По КиМу снова шли вместе с «Башкортостаном». Он, было, оторвался от нас при отплытии из Твери, но, конечно, по большой воде 305-му было от нас не уйти, и вот он снова привычно маячит за кормой. Навстречу тоже шло много теплоходов – было очень интересно, вглядываясь с носа в далёкие огни пытаться угадать сначала тип корабля, затем, по мере приближения, проект, а потом уже и название. Шатаясь в ночи по палубе корабля, мы смогли во всей красе рассмотреть президентский люкс, сделанный из носового салона средней палубы. Я, признаться, крайне не люблю, когда общественные помещения передаются в чьё-то единоличное пользование или превращается в платное заведение, и всё-таки было интересно взглянуть на переделку. Люкс не понравился. Во-первых, из-за штор, которые жителям люкса приходилось держать задёрнутыми круглосуточно, чтобы весь их панорамный люкс так же панорамно не просматривался с палубы. Во-вторых, люкс разделён на спальню и комнату отдыха очень странно – поперёк, тем самым разделяя каюту на правый и левый борт. Если уж жертвовать носовым салоном, то делать что-то по-настоящему стоящее, а не простой двухкомнатный люкс. Ну а зеркальная плёнка вместо жиденького тюля – просто жизненная необходимость.
На воскресный день у нас была запланирована огромная семичасовая стоянка в Хвойном Бору – во многом ради неё мы и пошли именно на «Президенте», чтобы вдоволь накупаться с максимальным комфортом. Сначала мы привычно пошли купаться на пляж у самой пристани, но вода показалась недостаточно чистой – видимо винты теплохода перемешали и без того цветущее Пестовское водохранилище. Когда же мимо нас стали проплывать остатки овощей и фруктов с нашего завтрака, явно выброшенные за борт с кухни «Президента», мы пошли искать более чистое место. Честно говоря, не ожидал такого бескультурья от экипажа нашего теплохода – одно дело выкинуть пищевые отходы в кильватерную струю, а совсем другое на пристани, куда вы только что привезли своих пассажиров на «зелёную стоянку».

Удобно расположившись в тени елей, на пляже между плавучей пристанью для «Ракет» и старым полуразрушенным причалом, мы купались, отдыхали и снова купались. Точнее отдыхала в основном Марина, я же занимался добычей и созданием обстановки. Первым объектом охоты стало пиво. Дело в том, что на нашем теплоходе пиво к третьему дню закончилось. Любое. Совсем. Пришлось идти на разведку на только что причаливший «Профессор Звонков», который выходящие пассажиры отрекомендовали как «самый худший теплоход». Стало любопытно. Спросив разрешения на экскурсию, я прогулялся по кораблю, заглянул в пару кают и, сделал для себя выводы, что не хотел бы идти на этом муравейнике. На «Звонкове» даже не было бара, а только буфет, где можно было купить себе алкоголь и пойти его куда-нибудь быстро выпить. Какой кофе, что вы! Зато у них ещё оставалось пиво, что было очень кстати. В нашем же баре я заказал огромный коктейль « Cuba libre », попросив Стаса сделать его в полулитровый пивной пластиковый стакан. Марина давно просилась на море – песчаный пляж и большая вода были, волны от яхт и теплоходом регулярно бились о берег, и только такого коктейля и не хватало, чтобы почувствовать себя в тысяче километров от Москвы! Вскоре подоспел шашлык, а Юля устроила выездную виноторговлю – ну чем не Сочи?!

Из трёхдневного путешествия возвращались, как из отпуска – всё-таки круиз это прекрасная возможность растянуть наше столь короткое лето!
