Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Мини-экспедиция по обследованию затонувших судов.
#1
Отправлено 21 Май 2009 - 20:16
Сразу скажу, что себя не рекламируем- просто многие действительно интересуются данной темой.
Если появятся какие-либо вопросы, предложения- пишите на e-mail.
Кстати, советую ознакомиться с ПОЛНЫМ ОТЧЕТОМ по экспедиции Александра Елкина "Кинбурн-2009".
#3
Отправлено 23 Май 2009 - 23:24
Выбросилась на берег 9 января 1921 года во время боя с 4 эсминцами французских интервентов. По словам одного из членов экипажа корабля, в результате столкновения на море "было убито и ранено около 70 человек". Нападавшие стреляли по нашим, Советским, морякам химическими снарядами.
В настоящее время обломки "Эльпидифора" лежат на глубине 3 метров у одного из галечных пляжей Анапы. В 2008 году море "забрало" последние фрагменты канонерки, остававшиеся на берегу.
Рисунок из музея истории Анапы.
#4
Отправлено 23 Май 2009 - 23:51
#5
Отправлено 24 Май 2009 - 14:19
Первоначальное название- "Сайда" (построен в Англии в 1906 году).
Основные характеристики:
Дедвейт —4277 т,
Наибольшая длина —95,93 м,
Ширина—13,5 м,
Осадка в грузу — 6,17 м,
Мощность— 1250 л. с,
Скорость — 7,5 узла.
В 1932 году был приобретен для Черноморского пароходства, с началом Великой Отечественной Войны зачислен в состав ЧФ в качестве военного транспорта.
2 марта 1942 года "Фабрициус" был атакован немецким самолетом-торпедоносцем недалеко от мыса Большой Утриш. Капитан корабля, Михаил Иванонович Григор, решил посадить пароход на мель, предварительно сняв с него груз и 700 военнослужащих (на помощь "Фабрициусу" пришел транспорт "Василий Чапаев"). Экипаж находился на судне до августа 1942 года.
В настоящее время, на месте гибели "Фабрициуса" можно обнаружить листы обшивки, остатки машинного отделения, балки днища, кнехт, якорь, обломок носовой секции, части леерного ограждения. Фрагменты лежат на глубине 3-4 метров.
В рамках летней мини-экспедиции в Анапу мы планируем осмотреть место последнего пристанища этого знаменитого судна.
Для заинтересовавшихся: советую ознакомиться с произведением Михаила Григора "Море- моя судьба".
#6
Отправлено 27 Май 2009 - 09:10
Судно, затонувшее в годы Великой Отечественной Войны от попадания торпеды или авиационной бомбы. Перевозило муку для жителей Анапы- его трюмы до сих пор забиты слежавшейся массой серого цвета. В рамках экспедиции, мы планируем заглянуть в подпалубное пространство и, по возможности, осмотреть умывальные и душевые помещения на полубаке. Совсем недавно группой тульских исследователей с "Горсовета" было поднято множество артефактов: среди них- керосиновый фонарь из кубрика команды и машинный телеграф (лично я отрицательно отношусь к подъему габаритных частей судна на поверхность, если цель сего подъема- пополнение личной коллекции. Но тульские подводники сделали своеобразный музей, так что прошу их не винить в "разграблении" затонувших кораблей).
Максимальная глубина- 6.5 метров в промоине под винтом.
#7
Отправлено 02 Июнь 2009 - 12:16
В апреле 1942 года атакован немецкими самолетами-торпедоносцами в районе станицы Благовещенская. В результате нападения на судне возник серьезный пожар. Капитан Собко сделал все возможное для того, чтобы спасти команду, однако 24 человека погибло... 3 десятка выживших были спасены советскими катерами, подоспевшими к месту крушения. Танкер горел около недели, а затем, взорвавшись, переломился на 3 части и затонул на глубине 12 метров.
Летом мы планируем осмотреть кормовую часть "Валериана Куйбышева", длина которой составляет 50 метров (для сравнения: длина всего танкера- 120 метров).
Вечная память героям Великой Отечественной Войны!
#8
Отправлено 12 Июнь 2009 - 23:09
#9
Отправлено 18 Август 2009 - 22:46
Дорогие друзья!!! Наша экспедиционная группа только что вернулась из трудного, но очень интересного путешествия. Предлагаем Вам ознакомиться с записями из нашего дневника и основным отчетом мероприятия (выделен жирным шрифтом). Просим прощения за грамматические неточности, ибо все заметки делались в походных условиях.
6.08.2009
Хочется кричать от радости - поезд вновь несет нас к берегам теплого Черного Моря.
За окном мелькают южные степи с присущими им терриконами и рощицами из берез и осин. Поля из нежных желтых цветов начинают напоминать «стада» глупых, сбившихся в тесную кучу цыплят.
Смотрю вниз – и вижу небо. Смотрю вверх – и, кажется, что видишь нечто необъятное, большее, чем сама Вселенная. Мы еще в самом начале пути. Впереди нас ждут приключения.
6.08.2009
Солнце, обливаясь, последними лучами испускаемого им света, село за горизонт. Земля теперь находится во власти царства тьмы.
Завтра прибудем в Анапу и почти сразу начнем наши исследования. Сложно думать о будущем - хочется жить одним настоящим. На сегодня все… Мысли не хотят лезть в голову, уступив свое место сладкой полудреме…
7.08.2009
Что-то не спится… На часах 0:38 – до прибытия поезда в Анапу еще 5 часов. Сосед по купе, Яков, тоже бодрствует и коротает время за просмотром неповторимых ночных картин из окна. Мой напарник вроде бы уснул – для него это первое путешествие.
Сегодня - великий день. Именно сегодня мы начнем наши исследования.
P.S. Надо постараться заснуть
7.08.2009 Ранее утро
Прибываем в Анапу. В купе по-домашнему уютно: ярко светит лампа, на полках у кроватей лежат книги, а кружки на столике заждались горячего чая или кофе.
Вновь задаюсь вопросом: что принесет грядущий день?
Исследования - дело всего народа (и неважно, что они совершаются лишь группой заинтересованных единомышленников). Нам нужно будет хорошо поработать!!!
7.08.2009 Анапа, Высокий берег
Механизмы, обнаруженные на месте гибели канлодки "Эльпидифор-415".
Сооруженная нами импровизированная памятная доска
Гребной винт "Эльпидифора" в месте крепления к валопроводу. Глубина 3 м.
Мы на «Эльпидифоре»! Светит Солнце, дует легкий ветерок. Как же хорошо!
Нами обнаружено множество обломков корабля на берегу и под водой. Что говорить: даже сейчас, когда я делаю запись в своем дневнике, я наблюдаю слева от себя неизвестный фрагмент этой знаменитой канонерской лодки. Самая крупная из обнаруженных нами частей достигает размеров 10 * 15 м. В ней присутствует множество отверстий и полостей неустановленного предназначения. Вокруг данного обломка (находящегося на глубине 3 метров) наблюдается некоторое скопление механизмов и агрегатов корабля - своеобразных свидетелей страшного боя 9 января 1921 года.
«Поле» с наибольшей концентрацией обломков имеет параметры: 50 * 30 м.
7.08.2009 Анапа
В ходе дальнейших обследований нами была обнаружена еще одна часть днищевого набора «Эльпидифора», лежащая в 15-17 метрах от береговой линии. Глубина в месте обнаружения- 2 метра.
Детали найденных фрагментов засняты на фотоаппаратуру, вечером будем производить обмер обломков, вынесенных штормами на побережье.
ОБЩИЙ ОТЧЕТ ПО ОСМОТРУ КОРАБЛЯ «ЭЛЬПИДИФОР-415» В РАМКАХ ЭКСПЕДИЦИИ АНАПА-2009.
Во время исследований нами установлено, что остатки данной канонерской лодки носят фрагментарный характер и лежат на глубине 1.5-3 метров.
В 15-17 м. от берега нами обнаружено несколько частей днищевого набора корабля с множеством полостей и отверстий. Максимальное возвышение над грунтом оценено в диапазоне: 0.7-0.9 м. Размеры фрагментов: 10 * 15 м., 10 * 5 м.
К северу и востоку от обломков днища концентрация судовых принадлежностей уменьшается.
Нами обнаружена некая конструкция, по форме напоминающая судовую мачту, а также четырехлопастный винт с фрагментом валопровода.
В пределах 8-10 м. от береговой линии, в ходе «сухопутного» осмотра найдено большое количество фрагментов «Эльпидифора-415». Во время обследования велась фото- и видеозапись. Фотоснимки и видеофрагменты прилагаем (с соответствующими комментариями) к отчету.
8.08.2009 Витязево
Собрали вещи и выехали из Анапы в Витязево. Погода с утра была замечательной, однако к нашему приезду немного испортилась.
Достав из сумок необходимые нам принадлежности, начали готовиться к погружению.
Помощи GPS-навигатора не потребовалось - место затопления сухогруза «Горсовет» было видно издалека благодаря 2 белым буйкам.
Вскоре мы вошли в воду и начали свой нелегкий «путь». Десятки медуз самых разных размеров вмиг скрасили унылый пейзаж песчаного морского дна.
Через 20 минут после старта я понял, что вижу перед собой нечто темное, еще совсем не ясное. Пара секунд – и огромный металлический гигант предстал перед нами во всей своей красе.
Мой напарник закрепил сигнальный буй, и мы начали осмотр, решив пройти по маршруту: «корма-нос». Нами были обследованы: большое палубное орудие, различные механизмы и приспособления, помещения умывален.
В целом, исследования носили «поверхностный» характер – сказывались отсутствие опыта и значительная удаленность объекта от берега.
ОБЩИЙ ОТЧЕТ ПО ОСМОТРУ ЗАТОНУВШЕГО СУДНА «ГОРСОВЕТ».
Надстройка полубака судна "Одесский Горсовет".
Взгляд с кормы "Горсовета".
В связи с удаленностью объекта от берега и наличием некоторого дайверского снаряжения (которое затруднило свободный заплыв от берега), нам не удалось провести детальных, подробных исследований. Мы ограничились лишь «поверхностным» осмотром остова данного сухогруза.
Мы смогли обследовать палубное орудие, обросшее тысячами раковин мидий, люки трюмов, надстройку полубака.
Видимость в районе осмотра составляла 4-5 м.
Во время погружений проводилась фото- и видеосъемка.
9.08.2009 Большой Утриш. Утро
Маяк мыса Большой Утриш.
Сделали погружение в разведывательных целях. В 15 метрах от берега нами были замечены разрозненные фрагменты корпуса парохода «Фабрициус», погибшего в этом самом месте 2 марта 1942 года.
В 20 м. от берега были замечены остатки леерного ограждения, а чуть далее – труба неизвестного происхождения и нагромождения металлоконструкций. Исследования продолжаются!!!
9.08.2009 Спустя 30 мин.
Совершили второе погружение. Произвели более детальную фотосъемку остатков парохода.
После исследований выдвинулись в направлении Утришского маяка, посетили могилу членов экипажа «Фабрициуса».
ПОМПОЛ ЛОМОНОСОВ ФЕОДОСИЙ ИВАНОВИЧ
2-Й МЕХАНИК ВИТМАН ГАНС ЯНОВИЧ
КОЧЕГАР МИРОНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
КОЧЕГАР РЫСЕВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
КОЧЕГАР ЧИСТЯКОВ СЕРГЕЙ ФОМИЧ
МЫ ПОМНИМ ВАС, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Через некоторое время отправились по каменистому берегу в Сукко, по пути «заглянув» на небольшой сухогруз, севший на мель в районе выхода из Змеиной бухты.
Затонувшего судна в Сукко нам, к сожалению, найти не удалось, несмотря на 3 попытки с привлечением средств спутникового позиционирования.
ОБЩИЙ ОТЧЕТ ПО ОСМОТРУ ОСТАТКОВ ТРАНСПОРТА «ФАБРИЦИУС».
Фрагмент леерного ограждения парохода "Фабрициус".
Во время двух погружений нам удалось найти и обследовать фрагменты леерного ограждения, части механизмов машинного отделения, трубу неизвестного происхождения, нагромождения из металлоконструкций.
Даже поверхностный осмотр показал масштабы поля обломков – оно простирается на значительной территории, юго-западнее Утришского маяка.
Подъема фрагментов не производилось.
Фото- и видеосъемка велась на протяжении 2-х погружений.
ОБЩИЙ ОТЧЕТ ПО ОСМОТРУ НЕИЗВЕСТНОГО СУДНА В СУККО.
Данный объект нами найден не был. В районе указанных исследователями координат наблюдается «пустое» дно, поросшее лишь бурыми водорослями. Всего было совершено 3 погружения с привлечением средств спутникового позиционирования и фотоаппаратуры.
10.08.2009 Станица Благовещенская
Ранним утром прибыли в станицу Благовещенская. На улице прохладно, а море неспокойно. Без особого труда вышли на место, где затонул колесный буксир «Пролетарий», однако с его поиском возникли некоторые сложности.
Вопреки домыслам и слухам, корпус этого парохода лежит всего лишь в 20 метрах от берега (против «разрекламированных» 80). Мы поняли это только тогда, когда возвращались в обратный путь с первой, разведывательной «нырялки». Не проверили бы дно под еле заметным с поверхности буем – и «Пролетарий» остался бы для нас загадкой…
Обследование корпуса выявило его значительное разрушение. В относительной целостности сохранилась лишь носовая оконечность буксира длиной 1-1.5 м. Общая протяженность остатков- 10 метров. Внутренние помещения разрушены, видны лишь остатки бортов.
Максимальная глубина, отмеченная нами в месте затопления, 2.5 м. Наибольшее возвышение над грунтом- 1.7 м.
10.08.2009 Бугазская коса
Идем на танкер (вернее его кормовую часть)! Пытаюсь осознать масштаб этого кораблекрушения, ПОНЯТЬ СТРАХ гибели членов его экипажа.
После непродолжительного инструктажа и сборов, выдвигаемся на объект, используя для этого большую моторную лодку с рубкой в носовой части.
«Валериан Куйбышев» был замечен нами с поверхности, несмотря на то, что видимость составляла 3 м,
Под водой мы осмотрели различные танки для горючего, 2 трехлопастных винта, трапы, полости и внутренние помещения. Что касается бортов, то, по нашему мнению, они поднимались над грунтом на высоту четырехэтажного дома и «тонули» в солнечных бликах на поверхности воды.
На дне же наблюдалось несколько иная картина. «Царство теней»- 2 слова, которые как нельзя лучше подходят для ее описания. Стоило было остановиться, замереть на месте – и из синевы начинали выступать призрачные очертания погибшего в Великую Отечественную Войну судна.
Дайв был окончен в районе кормовой надстройки.
ОБЩИЙ ОТЧЕТ ПО ОСМОТРУ КОЛЕСНОГО БУКСИРА «ПРОЛЕТАРИЙ».
Якорный клюз парохода "Пролетарий".
Наша исследовательская группа обнаружила остатки данного корабля в 20 метрах от берега на глубине 2.5-2.8 м. Максимальное возвышение над грунтом наблюдается в районе носовой части буксира (1.7 м); минимальное составляет лишь 0.10-0.15 м. Протяженность видимой (незамытой) части объекта- 10 метров. В носовой секции присутствуют 2 якорных клюза. Внутренние помещения не сохранились, а их полости занесены песком. Остатки бортов возвышаются над грунтом на 0.1-1 м (если рассматривать маршрут «корма-нос»).
Во время исследований проводилась фото- и видеосъемка объекта (несмотря на низкую видимость, которую мы оценили в 1 м).
ОБЩИЙ ОТЧЕТ ПО ОСМОТРУ КОРМОВОЙ ЧАСТИ ТАНКЕРА «ВАЛЕРИАН КУЙБЫШЕВ».
Лестницы танкера "Валериан Куйбышев".
Трехлопастный винт танкера "Валериан Куйбышев".
Обследование производилось при помощи специалистов местного дайв-центра «Ямайка». Видимость в районе гибели танкера составляла 3-4 м.
Максимальное возвышение судна над грунтов – 9-10 метров.
На дне нами были осмотрены: кормовая надстройка, 2 трехлопастных винта, пустые танки, ранее вмещавшие горючее, внутренние полости.
11.08.2009 Анапа
В связи с поломкой GPS-навигатора на «Красную Грузию», скорее всего, не пойдем.
Сегодня первый раз нормально выспались. В 10:00 вышли из частного сектора (предварительно собрав все снаряжение) и отправились к месту последнего пристанища канлодки «Эльпидифор-415».
Море сейчас спокойно, но Солнце скрылось за облаками – от этого и прохладно.
Обследовали еще раз поле обломков - никаких крупных фрагментов найти не удалось. Исследования будут продолжены - еще не вечер.
11.08.2009 Анапа
Медуза на "Эльпидифоре".
Продолжили осмотр затонувшей канонерской лодки. Обнаружили обросший (и потому неприметный) фрагмент корабля с частью неизвестного нам механизма.
Сейчас готовимся к ужину – сегодня у нас пельмени и красное вино. На отдыхе сочетается все.
12.08.2009 Анапа, частный сектор
Сегодня решили передохнуть. Если будет желание, вечером отправимся к развалинам одного из самых крупных городов Боспорского государства - Горгиппии.
На улице жарко, светит Солнце. Хотелось бы окунуться в прохладное море, но оно слишком далеко.
P.S. Как жаль, что все заканчивается.
12.08.2009 Анапа. Вечер
Сходили в Горгиппию: осмотрели кварталы древнегреческого города-полиса. После этого вернулись в уютную, обжитую нами комнату частного сектора и выпили по глотку прохладного кубанского вина. Чувствуется отъезд…
Завтра вновь пойдем к «Эльпидифору».
13.08.2009 Анапа
Мы снова на «Эльпидифоре».
Море спокойно, видимость под водой превышает 5 метров. В ходе очередного осмотра поля обломков, оставшегося от канлодки, был обнаружен гребной винт на глубине 3 метров.
После второго погружения откопали из камней часть корабля и соорудили импровизированную памятную доску.
13.08.2009 Анапа, частный сектор
Вот, в принципе, все и закончилось. Месяцы подготовки, недели переживаний, дни исследований - все позади. Сегодня в последний раз осмотрели остов канонерской лодки «Эльпидифор-415». Приятно заметить, что окончание экспедиции преподнесло нам неожиданный сюрприз в виде «подаренного» морем гребного винта.
Все итоги подведем завтра.
14.08.2009 Анапа, частный сектор
Последний день экспедиции - самое время подвести итоги.
За неделю, проведенную районе Анапы, мы сумели обследовать остатки 5 затонувших судов, представляющих немалый интерес с исторической точки зрения. Нашей экспедиционной командой было сделано свыше 150 подводных и надводных фотографий, записано около 30 видеофрагментов. Историческая справедливость восстановлена- теперь белые пятна истории окрасились в оригинальные цвета жизни.
Благодарим всех за помощь и поддержку (особенно сайты anapafuture.ru, wreck.ru, flot.com, save-utrish.ru).
До встречи на Тамани в 2010 году!!!
ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ГРУППА АНАПА-2009.
#11
Отправлено 31 Август 2009 - 21:23
Обросший водорослями вентиль сухогруза "Горсовет".
Остатки канонерской лодки "Эльпидифор-415" на берегу.
Якорный клюз и нагромождение металлических конструкций в районе места гибели парохода "Фабрициус".
Фрагменты "Фабрициуса" на дне
#13
Отправлено 01 Сентябрь 2009 - 11:48
1. Канонерская лодка "Эльпидифор-415" (обломок днищевой части): http://ifolder.ru/13575931
2. Винт "Эльпидифора" (глубина 3 метра): http://ifolder.ru/13796732
3. Сухогруз "Горсовет" (умывальное помещение): http://ifolder.ru/13575943
4. Транспорт "Фабрициус" (якорный клюз, нагромождение металлоконструкций): http://ifolder.ru/13575953
5. Буксир "Пролетарий" (маршрут "корма-нос", видимость 1 м): http://ifolder.ru/13575974
#14
Отправлено 02 Сентябрь 2009 - 18:52
#15
Отправлено 10 Январь 2010 - 21:19
Начата подготовка к проведению летней подводной экспедиции "Новороссийск-2010", главной целью которой являются комплексные обследования места последнего пристанища канонерской лодки "Красная Грузия", затонувшей в годы Великой Отечественной войны вследствие атаки немецких торпедных катеров. Помимо этого, планируются поисковые работы в районе гибели парусно-моторной шхуны "Крапивницкий", значившейся в списках плавсредств Черноморского флота в качестве КТЩ № 601. По возможности, в этой теме мы будем комментировать ход сборов к предстоящим мероприятиям, не забывая и об исторической составляющей, которую, в нашем случае, нельзя обойти стороной.
#16
Отправлено 21 Февраль 2010 - 21:41
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных