Увлёкшись старыми газетами прочитал "Русское слово" и надёргал из неё публикаций, вот что получилось...
материал с сайта ГАЗЕТНЫЕ СТАРОСТИ
Навигация 1908 года
Подходит к концу навигация 1908 года и пора изложить её краткую хронику.
Как и предполагали ещё 1907 году наши эксперты, рост цен на нефть и нестабильность биржи в США эхом отозвался на экономики Европы, Азии и Матушки России. По телефону наши корреспонденты со съезда потребителей нефтяного топлива из Петербурга сообщают:
«На петербургской фондовой бирже под председательством гос. Прозорова открылся первый всероссийский съезд потребителей нефтяного топлива. На съезд прибыло около 100 человек, в том чисел пароходовладельцы по Волге, Каме и оке. Председатель очертил те затруднения, которые создаются для пароходовладельцев Волги в виду сильного вздорожания нефтяного топлива и мазута»
Господа, не мы ли являемся главным экспортёром нефти в Европу? Чем вызваны эти необоснованные подорожания?
Наводнение в Москве
Продержавшись целый день на одном уровне, вода после 7-ми час. веч. снова начала подниматься. Все улицы и переулки между Пятницкой и рекой-Москвой, затем весь огромный район Зацепы, Даниловка и вся линия павелецкой жел. дор. до товарной станции и на полторы версты дальше были залиты водой. До 6-ти часов на павелецкий вокзал еще кое-как пассажиры пробирались, но не иначе, как на полках ломовых После 7-ми час. вода начала захлестывать и полки. После двух случаев, когда испуганные лошади едва не опрокинули полки и растеряли своих пассажиров, движение на павелецкий вокзал было приостановлено, и полиция предупреждала публику, что все поезда уже отменены.
Последний поезд, отошедший из Москвы в 6 час., удалось отправить не сразу. Поезд тронулся, но затем остановился, так как колеса "не брали" рельсов". Его подали назад, и затем уже с разбегу ему удалось выйти со станции, рассекая воду подобно пароходу. Вода почти достигала второй ступеньки вагонов.
Разлив причинил массу горя одним, принес немало выгоды другим. Никогда, кажется, за все время своего существования в Москве так хорошо не торговали лампами, керосином и свечами, как вчера. В некоторых крупных ламповых магазинах к вечеру был расхватан почти весь "не дорогой" товар. Дело в том, что с утра стала электрическая станция французского общества, дающая электрическую энергию почти всему городу, кроме городских трамваев.
Утонувший
У Краснохолмского моста с баржи пароходного общества «Ока» упал рабочий И.Захаров. Сильным напором воды его быстро унесло и спасти несчастного не удалось.
Половодье в провинции
КИЕВ, 15, IV. Вода на Днепре прибывает. Разлив в Киевском районе грандиозный. Почти весь Труханов остров затоплен. Жители спешно перевезены в город и временно размещены в контрактовом доме. Движение товарных и пассажирских пароходов совершается на всех направлениях.
ОРЕЛ, 15, IV. Разливом рек затоплен Мальцевский фабричный район. В поселке Радица по улицам ходит пароход. Затоплено 900 домов, временно оставленных жителями. Благотворительное общество Брянского завода приютило и кормит 700 человек. На место выезжал управляющий губернией, организовавший доставку горячей пищи для 2 000 человек, воспользовавшись походными кухнями полков.
СМОЛЕНСК, 15, IV. Разливом Днепра затоплено 350 домов, главная торговая площадь, воинские казармы, и народный дом. В уезде залито несколько деревень, в которых погибли хлеб, скот и имущество. Выехал губернатор.
Открытие навигации
11 марта 1908 г. газета "Вестник Рыбинской биржи"
С открытия навигации 1908 г. в Рыбинске открывается сухой док для ремонта судов, не превышающих длиной 38 саженей, и шириной - 16 аршин.
ЯРОСЛАВЛЬ, 15, IV. Волга отчистилась от льда; приходят первые пароходы сверху.
НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 14, IV. Ока очистилась, сверху пришел первый пароход.
НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 15, IV. Ушли пароходы вверх по Оке до Рязани, вверх по Волге до Кинешмы и вниз до ближних пристаней.
КИЕВ, 21, IV. С верховьев Днепра сообщают, что вода продолжает прибывать. В киевском районе уровень стоит неподвижно. В притоках Днепра наблюдается убыль. Железнодорожное сообщение с Черниговом вследствие повреждения путей прервано. Почта высылается туда частью на лошадях, частью пароходами. Московская корреспонденция сильно запаздывает. Пожертвования в пользу пострадавших поступает туго. Нужда растет.
ВЯЗНИКИ, 26, IV. В Гороховецком, Меленковском и Муромском уездах разлившаяся Ока затопила много селений, при чем скот стоит в воде. Грозит гибель озими. Яровой сев запаздывает. Губернская управа созывает экстренное земское собрание.
Шторм на Волге
НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 26, IV. Сегодня на Волге опять шторм с дождем. Пассажирские пароходы с низовьев запаздывают на сутки. По Волге плывут унесенные штабели леса и дома. [...]
ЕКАТЕРИНБУРГ, 30, IV. Вода в Каме пошла на убыль. Начались аварии. Около Оханска пароход Юрганова «Иван» разбил беляну князя Голицына, нагруженную тесом. На Чусовой наскочила на мель баржа Строгановских заводов с 20 000 пудов железа. Железо разгружается.
ПЕТЕРБУРГ. Министерство путей сообщения предполагало, после окончания ледохода приступить к очистке фарватера Невы от камней. Прошла уж целая неделя с тех пор, как окончился ледоход, а министерство, теряя драгоценное время. И не думает приступать к обещанным работам, несмотря на то, что аварии продолжаются. Так три дня тому назад опять потерпел аварию буксирный пароход шедший в фарватере Невы около деревни Масловки.
Драма на пароходе
КИНЕШМА, 9, V. Сегодня ночью на пароходе «Русь» разыгралась кровавая драма. Близ пристани Решма на требование контроля предъявить билет один из пассажиров 2-го класса ответил отказом. Капитан позвал команду матросов. Незнакомец, выхватив кинжал, ранил матроса в руку. По приходе в Кинешму на пароход вызвали стражников и потребовали, чтобы пассажир поднял руки вверх. Он отказался. Тогда один из стражников выстрелом из винтовки тяжело ранил пассажира, который в свою очередь, выхватил кинжал и убил стражника.
КИНЕШМА, 9,V. Пассажир, ранений стражником и сам ранивший матроса и убивший стражника, воспользовавшись сумятицей на пароходе, успел выбежать на берег, добежал до бульвара, но там упал и скончался.
25 марта Нева вскрылась от истока на три версты. По обеим сторонам Дворцового моста левая сторона реки уже освобождена от льда специальными приготовительными работами для разводки моста. 22 марта по Фонтанке на всем ее протяжении возобновилось движение финляндских пассажирских пароходов.
Нападение на пароход
КИЕВ, 7, V. На шедшем в Киев пассажирском пароходе «Александр Третий» совершена близ Переяслава «экспроприация» Экспроприаторы, в числе более десяти прилично одетых человек, угрожая «браунингами», заставили капитана выдать кассовые деньги в сумме 1200 руб., приказали спустить лодку, высадились на берег и скрылись. Пассажиров грабители не тронули.
Пожар на пароходе
газета «Русское слово» 09 июня (27 мая) 1908 года
КАЗАНЬ, 10, VI. На ушедшем вчера отсюда пароходе «Наследник» во время рейса на Каме в пределах Мамадыша вспыхнул пожар, вызвавший панику в публике. Пассажиры бросались в воду, спасаясь при помощи спасательных кругов. Их вылавливали подоспевшие на помощь пароходы. Сведений о человеческих жертвах пока нет.
КАЗАНЬ, 10, VI. По сведениям, только что полученным в округе, при катастрофе с пароходом «Наследник» были человеческие жертвы. Подробности ожидаются завтра.
ГОРОДСКАЯ ХРОНИКА
На пароходах, уходящих из Тобольска в Тюмень, бывает такая давка, то на «Фортуне», например, ветеринарные врачи. Возвращавшиеся в Тюмень, поместились 11 человек в 4-местной каюте.
(газета «Русское слово» 10 июня (28 мая) 1908 года)
Аресты и обыски
ВЯТКА, 27, V. Бывшие стражники-чеченцы зарезали отца и сына Фетишевых в Дымковской слободе. Их искали. Теперь они задержаны на пароходе «Москва» на пути в Казань. Фамилии этих чеченцев: Какаев и Тургаев.
(газета «Русское слово» 17 (04) июня 1908 года)
(От «С.Петербургского Телеграфного Агентства»)
КОСТРОМА, 3, VI. В 10 час. утра прибыли на пароходе из Ярославля королева эллинов и Великий Князь Константин Константинович с семейством. Посетив Ипатьевский и Богоявленский монастыри и Романовский музей, высокие гости отбыли в Нижний–Новгород.
С Амура «Торгово-Промышленной Газете» сообщают из Харбина, что с Амура идут вести о необычайном наплыве туда китайских рабочих, вступающих в ожесточенную конкуренцию с русскими на рынке труда. По открытии навигации из Харбина и попутных пристаней по реке Сунгари пароходы везут к Хабаровску и Благовещенску огромные партии китайцев, а другие партии идут по железной дороге из Владивостока, прибыв туда морем из Шантунгской провинции. Цены на труд сбиты до крайности.
газета «Русское слово» 17 (04) июня 1908 года
«Экспроприаторы»
КИЕВ, 3, VI. 29-го мая на стоявший у пристани в селе Навозы пароход явился урядник, которому было предписано задержать «экспроприаторов» ехавших на пароходе. Войдя в каюту в сопровождении нескольких крестьян, он спросил у одного из пассажиров, показавшегося подозрительным, паспорт. Последний хотел вынуть револьвер, но урядник удержал его руку. Тогда «экспроприатор» крикнул спавшим товарищам которые, вскочив, стали стрелять. Они ранили одного крестьянина и другого убили. Урядник бросился в Днепр; проплыв сто сажен, он вышел на берег и убежал. Забрав вещи, «экспроприаторы» скрылись.
газета «Русское слово» 28 (15) июля 1908 года
НАМЪ ПИШУТЪ
Из Ярославля. Сильной бурей на реке Молога разбило много плотов. Река на расстоянии сорока верст загромождена массой бревен, вследствие чего пароходное движение на несколько дней прекратилось. Убытки крупные.
газета «Русское слово» 05 июля (22 июня) 1908 года
Аресты и обыски
КОСТРОМА, 21, VI. На пароходе «Кологривец», крейсирующем по реке Унже, арестовано трое молодых людей. При осмотре их имущества найдены револьвер, пули, кредитные билеты, золото. Задержанные заключены в макарьевскую тюрьму.
(газета «Русское слово» 26 (13) августа 1908 года
«Бомбардировка» парохода
ВОЛОГДА, 12, VIII. Пассажирский пароход «Москва» во время стоянки на пристани «Нарема» подвергся нападению толпы крестьян. После отказа буфетчика дать водки, нападавшие в течение получаса бомбардировали пароход камнями. Многие пассажиры получили ушибы. Опасно ранен лоцман Никулин. На пароходе выбиты стекла. Во многих местах пробита крыша.
Отъ «Петербургского агентства»)
ПЕТЕРБУРГ, 12, VIII. В целях противодействия развитию холеры в бассейне Волги управлением внутренних водных путей и шоссейных дорог, кроме врачебно-наблюдательных пунктов и холерных больничек, расположенных на реке, оборудованы теперь в низовом плесе Волги два специальных парохода-крейсера, снабженных всем необходимым для оказания медицинской помощи больным и дезинфекции встречающихся неблагополучных по холере судов. Крейсеры имеют целью снимать с судов по пути и изолировать больных холерой.
(газета «Русское слово» 29 (16) августа 1908 года
Столкновение пароходов
РЫБИНСК, 16, VIII. Вчера вечером в Шексне буксирный пароход «Починок» столкнулся с пассажирским пригородного сообщения «Пчелка». Оба потерпели серьезную аварию. На «Пчелке» от аварии лопнула паропроводная труба. Хлынувшим паром нА-смерть обварило кочегара. Машинист спасся, выбросившись в окно. Пассажирами овладела паника. Среди них человеческих жертв нет.
(газета «Русское слово» 02 июля (19 июня) 1908 года
В торговом мире
НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 18, VI. Цены на нефть падают. Нобель отпускает пароходам нефть по 34 копейки, партионно можно купить в Нижнем по 32. А между тем некоторые пароходчики купили зимой в Нижнем по 39. Нобель объявил им, что сделает им 50 процентную скидку переплаченной суммы.
(газета «Русское слово» 14 (01) сентября 1908 года
ХРОНИКА
Вчера утром на заводе Крейтона спускали подводную лодку «Кайман». На повороте вниз по течению, лодка, вследствие порчи рулевых приспособлений, ударилась в рижский пароход «Дюна» и повредил ему бортовую часть. Подводную лодку взяли на буксир и отвели в Кронштадт.
06 августа (24 июля) 1908 года
НАМЪ ПИШУТЪ
Из Саратова. Пассажирское движение по Волге сократилось в последнее время настолько, что в Астрахань, например, пароходы отправляются совсем без пассажиров. Движение поддерживается только вверх по Волге, главным образом в Нижний–Новгород, на ярмарку.
(газета «Русское слово» 10 августа (28 июля) 1908 года
Забастовка «шитовцев»26 июля несколько шкиперов пароходовладельца Шитова напились пьяными и объявили забастовку, предварительно заявив о недостаточности жалования и неправильности смен. После отказа они пошли снимать товарищей по всей Неве. Попытка не удалась. Полиция арестовала 8 человек.
(газета «Русское слово» 15 (02) августа 1908 года
Холера
УФА, 1, VIII. На пассажирском пароходе «Николай» компании братьев Сорокиных заболел с признаками холеры лоцман Иванов. По приходе парохода в Бирск больной был помещен в городской холерный барак, где вечером и умер.
(газета «Русское слово» 18 (05) августа 1908 года
Аресты и обыски
ПЕРМЬ, 4, VIII. На пароходе «Ермак» арестованы двое в путейской форме, выдававшие себя за санитарных ревизоров и вымогавших взятку. Самозванцы были также и на других пароходах.
(газета «Русское слово» 25 (12) августа 1908 года
ГОРОДСКАЯ ХРОНИКА
Во вторник, 12 августа, на пароходе «Казанец» приезжает в Тобольск г. Гартевельд, игра которого на рояли так понравилась тоболякам, когда он был здесь недавно с оперными артистами г.Дракули и Ко. Г.Гартевельд 15 августа дает
В воскресенье, 17 августа, на пароходе «Ласточка» выехал в Тюмень депутат от Тобольской губ. Н.Л. Скалозубов. В сентябре он вновь возвратится в Тобольск на короткое время.
---
Пианист В.Н.Гартевельд выехал на том же пароходе «Ластчока» в Тюмень, где он даст концерт, а затем возвратится в Тобольск ко дню концерта в пользу недостаточных студентов-тоболяков 22 августа.
---
На «Ласточке» была такая масса пассажиров, что некоторым из уезжавших учащихся пришлось сесть на пароход не имея возможности устроится ан ночь, чтобы спать.
(газета «Русское слово» 13 сентября (31 августа) 1908 года
Дневникъ происшествiй
ВЯТКА, 28, VIII. С кашинского парохода в Сарапуле был снят пассажир с признаками холеры. Он скончался. Других холерных случаев в губернии не было.
Катастрофа на пристани
Вчера, в 3-м часу дня, на пароходной пристани т-ва пароходства «Русь», по Комиссариатской набережной, под тяжестью груза рухнула временная платформа и увлекла двух возчиков завода Гужона. Одного извлекли мертвым, а другого живым, но тяжко изувеченным.
ХАРБИН, 25, VIII. Нападения хунхузов принимают дерзкий характер. Близ Гирина произведено нападение на стоявший на якоре пароход железной дороги. Хунхузы ночью на лодках окружили пароход и открыли ружейную стрельбу. Нерастерявшаяся команда схватилась за оружие и несколькими залпами отбила речных пиратов, скрывшихся в ночной тьме.
НАМ ПИШУТ
Из Харбина. Наблюдается усиленное передвижение в пределах России китайцев, особенно на пароходах в Хабаровск и Благовещенск. Переселенцы-китайцы имеют в вид у заседание манчжурского приамурского края, надеясь получить работу при постройке амурской дороги.
(газета «Русское слово»04 октября (21 сентября) 1908 года)
Темные проделки
Праздничный посетитель Воробьевых гор, сойдя с пароходика, нередко натыкается на толпу каких-то людей. Они играют в карты. На земле сидит человек и с быстротой молнии перебрасывает три карты: если узнаете из них валета, вы берете, если возьмет одну из двух остальных карт, то отдаете банкомету. Групп а людей сыплет бумажками и выигрывает у банкомета; загибают уголок у валета и таким образом узнают его. Посетитель, не знающий и не подозревающий ничего, невольно остановится, достанет бумажку и начнет играть, - слишком уж легко выиграть. А банкомету и всем остальным игрокам (их всего человек 12), составляющим шайку, - того и нужно. Скоро кошелек посетителя оказывается пуст.
- Я спросил у тамошних служащих при переправе через Москву реку об оборотах мошенников. Мне ответили:
- Обороты огромные, тысячные. Шайка приезжает каждый праздник из Москвы и работает весь день, пока есть народ. Не так дано попался им купчик с женой, обобрали до-чиста: выиграли что-то более тысячи рублей.
газета "Русское слово" за 15 (02) октября 1908 года
ДНЕВНИКЪ ПРОИСШЕСТВIЙ
С пристани общества «Ока» было похищено третьего дня 12 бочек строительного материала на 250 р. Заподозренный в краже возчик Козлов сознался и указал, что он продавал похищенное содержателю мастерской асфальтовых и бетонных работ, по Семеновской ул., З. У последнего найдено 2 бочки.
газета "Русское слово" за 19 (06) октября 1908 года
ПЕРМЬ,5. На Белой, Вятке и средней Каме сплошной ледоход. Навигацию нужно считать окончившейся.