Отправлено 08 Апрель 2008 - 18:13
Выскажусь и я о своем крае:
1. Упомянутый в этой теме А. Иванов помимо своих прекрасных романов написал замечательный путеводитель по р. Чусовой "Вниз по реке теснин" (три тома в двух книгах издан в Перми в 2004 году.
2. О названии ЧУСОВАЯ:
Уже более 200 лет название реки Чусовой вызывает интерес и споры специалистов. Что обозначает слово «Чусовая»?
В XVIII веке академик И. И. Лепехин писал: «Может стать¬ся, что наименование реки сея перепорчено, и она должна назы¬ваться Часовая, а не Чусовая: ибо должно ожидать известного времени или часа, в который суда отпустить можно». Название «Чусовая» очень давнее. Впервые оно зафиксировано в 1395 году, когда никаких судов, кроме лодок вогулов (народность манси), здесь не плавало, а их лодкам не нужно было дожидаться определенной высоты воды, чтобы выйти в путь.
Высказывалось предположение, что слово «Чусовая» произошло от названия народа «тиссагеты», которых Геродот, древнегреческий ученый, живший в V веке до нашей эры, помещал где-то на месте Урала. Конечно, подобное происхождение названия реки невозможно. Лингвист И. В. Пермяков в статье «Путь к Аргчиям» высказывал предположение, что имелись в виду не «тиссагеты», а «фиссаиты» — тоже некий народ, описанный древними греками. Наконец, в статье «О названии рек и гор Урала» Г. А. Меньшиков высказал предполо¬жение, что название Чусовой происходит от коми слова «чуоси», что значит «покровительница», «священная».
Во второй половине XX века топонимисты окончательно пришли к выводу, что слово «Чусовая» изначально звучало как «Чусва», а русские поселенцы приспособили его к своему произношению. «Чусва» членится на две части: «чус» и «ва». «Ва» оз¬начает покоми-пермяцки «вода», «река». Названий рек на «-ва» в Пер¬мском крае множество: Сылва, Койва, Усьва, Лысьва, Обва, Иньва. Общепринято считать, что «чус» — «быстрая». Но это перевод с удмуртского, а река принадлежала не удмуртам, а коми и манси. К тому же, не такая уж она и быстрая. Ее притоки Усьва и Койва, довольно крупные реки, имеют более вы-сокую скорость течения, а самой быстрой из крупных рек бассейна Чусовой можно считать реку Вижай, впадающую в Вильву, приток Усьвы.
Имеются и другие варианты перевода слова «чус». «Чус» — искаженное «чож», или «быстрая» на языке коми. Или «чус» — мансийское «чуч», «вершина горы». А может быть, это коми-зырянское «чуш» — животное норка; возможно, река принадлежала людям рода норки? Есть даже версия, что «чус» — это древнетюркское «чуш», или «исток». Обилие переводов и этническое разнообразие населения прошедших веков послужило причиной еще одного, уже совсем нелепого объяснения. «Чусовая», а точнее, «чу»-«су»-«ва»-«я» — это «река»-«река»-«река»-«река» на четырех язы¬ках: тибетском, тюркском, коми-пермяцком и мансийском.
Видимо, ближе всего к истине подошла топонимист А. С. Кри-вощекова-Гантман. Она доказала, что слово «чус» — это архаичное, вышедшее из употребления коми-пермяцкое слово, обозначающее «ов¬раг», «ущелье», «каньон». Чусовая в средней, наиболее выразитель¬ной своей части протекает в теснинах между утесами-бойцами, поэтому подобное название весьма оправдано. Таким образом, Чусовая — это «река ущелий», «река теснин».
- это из упомянутого путеводителя.
3. Сплав "железных караванов" (барок с продукцией многчисленных заводов на - а это был практически единственный путь вывоза продукции) проходил в определенный период (весной когда паводок достигал плотин заводов): когда спускалась вода из плотин горных заводов - именно тогда уровень реки поднимался в Чусовой почти на 5 ! метров выше самого высокого уровня в весенний паводок! На гребне весеннего вала и начинали выходить в путь первые караваны.
4. Еще в недалеком прошлом Чусовая была более многоводна. Старинные фотографии запечатлели довольно крупные пароходы на Чусовой, а в Кунгуре (на Сылве) даже был кораблестроительный завод Гакса и Гулета, где построили 114 пароходов. Но на рубеже XIX – XX веков произошло сильное обмеление рек. В г. Чусовом (куда энтузиасты собирались на теплоходе - "куры в брод реку переходят" сам видел!
5. Идея пароходства на Чусовой ненова, но вот что из этого вышло:
Первый пароход прошел по Чусовой в 1841 году. Он назывался «Никита Демидов», имел две паровые машины по 40 лошадиных сил и металлический корпус (это был первый железный речной пароход в России). Его построили на демидовском заводе в Суксуне, и первые три года он таскал в Суксун из порта Левшино по Каме барки с продукцией завода в Старой Утке. В 1844 году заводчики решили направить этот пароход из устья Сылвы в Старую Утку. За 24 дня пароход прошел вверх по Чусовой всего 200 верст. На Вашкурском перекате (возле камня Гребешок) его снесло течением и ударило о барку. Попытка подняться по Чусовой провалилась. В дальнейшем пароход ходил только по Сылве, Нижней Чусовой, Каме и Волге.