С древних времен люди стремились расположить свои жилища ближе к реке или другому водоему, что облегчало их снабжение водой и пищей. Позднее они научились использовать реку в транспортных целях, и это значительно расширило связи одних поселений с другими.
С появлением ремесел и мануфактуры роль рек, как путей сообщения, еще более возросла. Вначале для передвижения по воде употреблялись бревна и суда из гибких прутьев, сплетенных в форме лодки и обшитых корой. В ходе дальнейшего развития орудий труда племена, проживающие на территории нашей страны, стали строить деревянные суда - челны-однодеревки.

(фото древнего челна, обнаруженного на дне Ладожского озера. Этому челну определен возраст около 5 тысяч лет)
В местах раскопок одновременно с челнами найдены изготовленные из камня орудия труда, а также сделанные из дерева весла. Этот период сопровождался созданием и усовершенствованием движителя-шеста, куста, а затем и паруса.
Раскопки говорят прежде всего о том, что судоходство и судостроение на Руси зародились в древнейшие времена, а искусство вождения челнов передавалось из поколения в поколение.
Конструкция челна все время совершенствовалась. Для увеличения грузоподъемности стали набивать на челны сверху доски. Эти суда назывались набойными.
Условия жизни требовали легких и прочных судов, приспособленных к сложным условиям плавания и перетаскивания волоком из одной реки в другую.
Одним из таких судов был легкий плоскодонный шитик. У него обшивочные доски между собой прошивались распаренной вицей или жгутами, сделанными из мочала.
Шитики делали длиной до 15 м и грузоподъемностью до 30 тыс. пудов. Над средней частью судна устанавливали крышу для защиты груза от непогоды. Был на судне и кубрик для команды. Шитики приводились в движение веслами и ветром.
Затем большое распространение получили плоскодонные ладьи-ушкуи, прообразы пассажирских судов. Людей, ходивших на таких судах, называли ушкуйниками.
Карельский Ушкуй, так называлась в старинных хрониках карельская шитая лодка, строившаяся в бассейнах озер Сайма и Ладоги. Конструкция была неизвестна, пока в 1976 году на озере Койралампи в районе Ряяккиля не были найдены останки лодки древесный материал, который датировался XII веком. В 1985 году останки лодки были изучены и реконструированы. Длина ее составила примерно 6,6 метра, наибольшая ширина – 1,6 метра. Конструктивно лодка имела широкую центральную килевую доску (тесанное бревно) веретенообразной формы, к которой с двух сторон с помощью замка крепились симметричные полукруглые штевни. К килевой доске и штевням с помощью еловых корней «шились» внахлест бортовые доски – по три с каждой стороны. К штевням доски шились сплошной «стежкой» длиной около 2 метров, а между собой – прерывистой по 3 стежка в группе. Высота борта составляла около 65 сантиметров. Внутри корпуса имелось 5 шпангоутов, три из которых служили основанием для досок – сидений. На бортах были закреплены с помощью еловых корней 4 «уключины» изготовленных из куска ствола с сучком. На бортах также были места для крепления еще двух уключин. Вероятно, лодка могла иметь четыре ли шесть гребцов (по две на сидение) и одного рулевого с кормовым веслом.
Финские исследователи идентифицировали найденную лодку с карельским ушкуем. В 2001-2002 годах финскими энтузиастами из области Саво под уководством Ээро Лайтинена были изготовлены две реплики ушкуев – Ruti длиной 7 метров и Lus длиной 7,5 метра. Они используются для реконструкции маршрутов древних плаваний в регионе оз. Сайма и между финским и Ботническим заливами. Лодки берут по 8 человек и развивают скорость до 12 км в час.
Новгородский Ушкуй - суда этого типа известны только по упоминаниям в русских летописях. Причем все записи связаны с использованием ушкуев в военных походах новгородцев и псковичей. По летописям количество Ушкуев в одном таком походе колеблется от 70 до 250 штук. Никаких данных, указывающих на конструкцию ушкуя или его размеры в летописях нет, что затрудняет его идентификацию в случае обнаружения останков. Неоднократно Российскими историками предпринимались попытки представить, как мог выглядеть ушкуй, но все они носили умозрительный характер и чрезвычайно рознились друг с другом. Странно, что ни один из вариантов реконструкции не учитывал возможность генезиса новгородских ушкуев из входивших в состав новгородских земель карельских погостов. А ведь опираясь на образец карельского ушкуя можно предположить, что ушкуи новгородские были большими шитыми лодками с острыми носовой и кормовой оконечностями. Возможно даже, что они были только гребными судами без парусного вооружения. В литературе принято считать, что экипаж одного ушкуя составлял от 30 до 50 человек, но эти цифры не опираются на документальные свидетельства.
Находки останков новгородских ушкуев или правильнее судов, которые могли бы быть интерпретированы как ушкуи, в России неизвестны.
В связи с развитием торговых взаимоотношений потребность в грузовых перевозках с каждым годом росла. Поэтому надо было думать о новом типе судна, более емком для увеличения грузоподъемности и плоскодонном для уменьшения осадки. Необходимо было, чтобы судно было легким на ходу при полной нагрузке и имело хотя бы кое-какие удобства для людей.
Так появились суда под названием струги, которые имели следующие основные характеристики:
длина - 21,5 м,
грузоподъемность - 50 т.

Пассажирские струги вмещали до 50 пассажиров. Они существовали долго. В борьбе с народным движением, возглавляемым Степаном Разиным, струги применялись для перевозки солдат.
Исходя из предположительной идентификации древнего струга с «распаренной однодеревкой», струги набойные это - беспалубные суда (лодки) большего водоизмещения, корпус которых увеличен за счет «набоя» на борта простого струга одного, а, скорее всего, нескольких поясов из досок. При этом, скорее всего, шпангоуты таких судов имели высоту намного большую нежели борт «однодеревки» и также служили для крепления дополнительных бортовых досок.
Проведенный анализ размеров таможенных пошлин в XIV-XV веках показал, что на реке Ока пошлина с «набойного струга» была в 4,5 раза выше, чем с простого струга. Это указывает на возможные размеры набойного струга, который мог быть довольно большим судном. Более того, эти данные позволяют предположительно идентифицировать «набойные струги» с русскими «моноксилами», описанными в труде Константина Багрянородного «Об управлении Империей». Впрочем находок таких больших судов в России не известно, хотя при раскопках в Новгороде Великом обнаружены останки двух судов сочетающих однодеревную основу с одним поясом обшивки из досок высотой 15,6 и 18см. Максимальная ширина основы составляла примерно 0,85-0,86метра.
Шитики, ладьи, струги были судами IX-XIV веков.
В период раннего капитализма суда ладейного типа заменяются судами барочной конструкции.
Эти суда получили различные названия, в основном по месту их постройки, а именно:
гусяны (р. Гусь, приток Оки),
Гусяна - это плоскодонное, мелкосидящее, открытое судно, грузоподьемностью до 40-50 тысю пудов. Основной груз для гусян - дрова, камень. Длина гусяны была до 50 саженей. На Волге гусяны можно было увидеть до 30-х годов нашего века.
мокшаны (р. Мокша),
унжаки (р. Унжа),
Так назывались буксирные полубарки, которые строились в Рыбинске и его окрестностях для доставки в Петербург зерна и других насыпных грузов. Строились унжаки на 1 навигацию (или 1 плавание) и при стоимости в 450 рублей продавались в Петербурге на дрова за 100-250 руб. в зависимости от качества и размеров.
Основные типовые размеры унжака составляли: длина по палубе – 40 метров, длина по килю – 38 метров, ширина - 8,5 метров, высота борта в мидели 2,0 метра. Принимали они до 260 тонн груза. Конструктивно унжак был плоскодонным судном с бортами перпендикулярными днищу. Форштевень имел уклон вперед, ахтерштевень был отвесный. Отличительной особенностью конструкции было наличие в трюме настила из сухого леса укладываемого на кильсоны в качестве основы для приема насыпных грузов. Для соединения бортов унжаки имели 5-8 бимсов. Палуба настилалась только в носу и корме. Вдоль бортов укладывалась «ходовая доска». В носовой части на палубе ставился балкон известный под названием «кресал». Для удержания унжака на курсе при течении они имели большой руль длиной до 7 метров с длинным румпелем.
Экипаж унжака состоял из 3 человек – шкипера и двух рабочих.
суряги (р. Сура),
коломенки,

расшивы (фото будет ниже) и другие.
Каждый тип судна имел свою, отличную от другого судна архитектуру. Они предназначались для перевозок тяжелых грузов, главным образом железа с уральских заводов на Макарьевскую, а позднее - на Нижегородскую ярмарки. Суда барочного типа, систематически совершенствуясь, использовались в судоходстве продолжительный период времени. Грузоподъемность коломенок достигала 25-28 тыс. пудов. Передвигались они вниз по течению самосплавом, вверх - веслами, шестами и бечевой со скоростью 7-14 верст в сутки.