Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Пароходы, пароходы...
#401
Отправлено 07 Февраль 2013 - 15:18
Удобно разделить на пассажирские и буксирные пароходы. Пассажирские тогда ходили на участке Москва – Горький. В качестве точки на оси времени мне удобно выбрать 1961 г, когда я во второй половине августа прошел по всей Оке на пароходе Петр Комаров.
Вообще то, это не самая первая поездка на пароходе – до этого в 60-м году плавал на «кругосветском» пароходе «Севастополь» до Ново-Окатово, а обратно на А. Малышкине. А в том году «кругосветка» обслуживалась пароходами 737-го проекта МРП. Кстати, Москву эти суда проходили днем. Вот, когда позже «кругосветка» возобновилась с ВОРПовскими пароходами, они стали «крутить» в другую сторону и отходили от СРВ в 24-00, а в 60-м они отходили от ЮРВ в 10-00 и приходили на СРВ в 15-30. Уходили в рейс на следующие сутки в 12-00. Всего в Москве стоянка у них была 43 часа (примерно поровну в Южном и Северном портах). Если учесть, что много времени уходило на грузовые операции, трудно сказать насколько это было удобно для немосковских пассажиров.
Итак, в 1961 году от Москвы в сторону Оки работало три линии - «Московская кругосветка» вверх по Оке через день, вниз тоже через день Москва-Уфа (в Москву по Волге) – по этой линии я и путешествовал (обслуживалась бельскими пароходами).
Пароходы 737-го проекта много обсуждались, но тогда существовала еще одна линия (тоже через день) Москва – Горький: туда -обратно по Оке – на ней были другие пароходы. Вот в справочнике 1961-го года перечислен состав этой линии, причем все суда отнесены к дореволюционной постройке.
http://fotki.yandex....of/view/668952/
Довольно понятная ошибка – на самом деле дореволюционных только два – Максим Горький и Григорий Пирогов. Хочется о Московско – Окской флотилии поговорить поподробнее. Она состояла из однотипных судов различного происхождения.
Сознательно начал наблюдать флот года с 57-го, тогда в Москву со стороны Оки ходила целая флотилия таких пароходов, а вот сфотографировать не получилось. Расписание такое (приход в Москву утром, а отход вечером), так что в районе Софьино – Фаустово - Северка (мои воскресные походы) они проходили ночью. При ежедневном отправлении всегда в Южном грузовом порту около пакгаузов можно было видеть пару пароходов - но без бинокля рассмотреть названия, а тем более сфоткать было невозможно. Однако, думаю, немногим форумчанам довелось видели эти пароходы "живьем". Они несколько меньше пароходов 737-го проекта, и по размерам и по мощности и по скорости. Например, тот же М. Горький, (1905 г, первое название «Вера», построен в Лелюховском затон). Довольно мощный пароход (для его скромных размеров, длина 60 м, ширина корпуса 7,3 м (габаритная 14 м)) - около 400 л.с., скорость 17 км/час (по скорости большой разброс данных – от 14 до 17 км/ч). По сведениям Смирнова был штабным пароходом в Волжской Военной Флотилии (тут было несколько пароходов с таким именем, поэтому могут быть и ошибки), выведен из эксплуатации в 1963 году. Скорее всего, он (?) нашел последнее пристанище возле базы рыболовов на Большой Волге.
http://fotki.yandex....of/view/668940/
http://fotki.yandex....of/view/668944/
(фотографии архива Мостурфлота)
Второй дореволюционный пароход из расписания 1961 года - Григорий Пирогов наиболее старый 1896 г. (Коломна), (длина 62,2 м, ширина 7,3 м (14,2 м)), 320 л.с., 17 км/час, просторен по заказу Окского пароходчика Кочкова и наз. «Елена». В советское время он был переименован в «Иуду Маккавея» - неслабое название для большевиков. Библейский персонаж, герой иудейского народа, борец за веру, восстановитель храма (150-200 лет до Р.Х).
http://fotki.yandex....of/view/670608/
Последнее переименование- «Григорий Пирогов» не менее интересно (об этом есть материал на сайте инфофлота). Известно, что на Оке в с. Новоселки (ниже Кузьминского шлюза) родина плеяды известных русских певцов – пять братьев Пироговых и все пели. Их дед (которого прозвали за сильный голос «колокол») был то ли бурлак, то ли ямщик (если вспомнить, что на Оке применялась в основном конная тяга, то он был коновод, то есть эти две специальности совпадали). Старший Григорий прославился первым – после отъезда Шаляпина это был лучший бас России, младший Александр получил большую славу в советское время. Был еще второй брат Михаил, который в свое время затмевал обоих – он пел в церкви, был рукоположен в протодьяконы. На службу с его участием в Рязань съезжалась «вся Россия». Впрочем, он пел и в Храме Христа Спасителя в Москве и при царе…… В 1931-м году умер старший Григорий и усилиями брата Александра произошло в 1932-м году переименование Маккавея в Григория Пирогова (по данным Смирнова между этими названиями он какое то время еще назывался «Большой театр»). К тому же произвели такой ремонт что пароход стал лучшим в Московско – Окском управлении. Название, надо полагать, память о всей знаменитой окской семье. Списан был примерно в 63-м году, то есть проработал 67 лет.
file:///E:\TMP\msohtml1\01\clip_image002.jpg
#402
Отправлено 07 Февраль 2013 - 16:09
http://fotki.yandex....of/view/668957/
http://fotki.yandex....of/view/668946/
Н.А. Некрасов (изначально Память Покровского) - скопировал две фотки, а есть отличия - может разные времена.
http://fotki.yandex....of/view/668951/
http://fotki.yandex....of/view/668950/
Собинов (изначально Л.М. Каганович)
http://fotki.yandex....of/view/668941/
http://fotki.yandex....of/view/668937/
Мичурин (Башцик, затем Башверхсовет)
http://fotki.yandex....of/view/668954/
http://fotki.yandex....of/view/668936/
http://fotki.yandex....of/view/668955/
Менжинский (практически не менял название)
Для сравнения приведу характеристики парохода 737-го проекта: мощность 450 л.с., 71,4/72,8*10,5(15,2) осадка 1,06-1,2 м, скорость 19 км/час.
#403
Отправлено 07 Февраль 2013 - 16:25
Эти 6 пароходов ходили на линии примерно до 63-го года, тогда с Оки убрали и «Кругосветку» и Уфимскую линию, а на Москва - Горький добавили еще 5 пароходов 737-го проекта и сделали ее ежедневной. Но это была «лебединая» песня старых пароходов. А раньше, в 1957-м году (по книжке Пасхина) на этой линии было 11 пароходов старой постройки. Вот список судов на линиях из этой книжки (есть на что посмотреть – на кругосветке два теплохода типа И. Сталин, имелась грузопассажирская линия Москва – Казань с двумя «Байрамчиками» на ней).
http://fotki.yandex....of/view/668958/
http://fotki.yandex....of/view/668959/
В 57-м я только начал как-то систематизировать виденное, но «натура» буквально уходила. Большую часть этих судов я видел, но многие и нет. Вот Московско – Окские пароходы «15 лет октября», Свердлов, Коккинаки отсутствуют в моем списке. Остальные из этого расписания видел.
http://fotki.yandex....of/view/668942/
Коккериловская «Власть Советов» (самолетский «Князь Иван Калита»1903 г. 61,3 м, 7,6 м (14 м)) я видел на Волге в работе еще в 60-м году,
http://fotki.yandex....of/view/668943/
Фрунзе из той же серии («Мстислав Удалой»).
http://fotki.yandex....of/view/668945/
http://fotki.yandex....of/view/668947/
В 1957 году пароход Лев Толстой ходил по «кругосветке», а я видел его в Москве (причем часто в городской черте). ( «Орлов» 1900 г.. затем «Зиновьев», Нариман Нариманов», 64,3 м*7 м (13,7 м), ос. 1,06, 300 л.с., 18 км\ч)
http://fotki.yandex....of/view/668938/
и еще точно видел А.Н. Островского.
Ни одной удовлетворительной фотки этих пароходов мне сделать не удалось (нужно учесть еще не очень самостоятельный тогда мой возраст).
#404
Отправлено 07 Февраль 2013 - 16:39
Волга в Костроме (1966-й год)
http://fotki.yandex....of/view/670619/
Выходит из 4-го шлюза КиМ (70-е годы)
http://fotki.yandex....of/view/638431/
Пароход очень симпатичный – красивый передний салон, узкий нос, несимметричное «сияние» (подчеркивает стремительность), но ход был ужасно тихий. По-моему, плицы были не поворачивающиеся – по крайней мере, шлепки о воду были пушечные – самый шумный колесник на Волге. Где-то нашел такие данные: построен в Рыбинске в 1907 г., мощность 120 л.с., скорость 15 км/ч.
Вот пароход проходит з.в.108 на Икшинском в.д.х
http://fotki.yandex....of/view/638432/
В Москву приходит только на следующий день – впереди остановка с ночевкой в Тишково (вообще, маршрут у него был очень оригинальный).
А в 60-х годах он назывался «Железнодорожник» и я его видел с этим названием, но фоток нет. Нашел очень хорошую фотографию из архива ОАО "Московский туристический флот" (группа МРП)
http://fotki.yandex....of/view/668939/
Построен был в Рыбинске и зимовал где-то там. В конце 80-х читал, что имеются трудности с экипажем, нет специалистов паровиков.
Еще, пожалуй, к пассажирским на Москве и Оке следует добавить агитпароход Радищев
http://fotki.yandex....of/view/668949/
Как то на дистанции я его не встречал, а вот в местах скопления флота (Южный порт, Щуровский рейд на Оке) видел часто. Перемещался от одной баржи к другой…
Дальше речь пойдет о колесных буксирах на Москве и Оке в 60-м.Тут будут кое какие и мои фотки. Выкладывать буду по готовности.
#405
Отправлено 11 Февраль 2013 - 16:07
#406
Отправлено 11 Февраль 2013 - 23:28
Вот этот пост: http://nnov.livejour...om/1037615.html
По ряду запечатлённых ососбенностей города - сделаны эти снимки в середине 30-х годов (точно после 1933, после постройки Канавинского моста).
В подборке обнаружилась фотография парохода "Волга" (фото случайно "отзеркалено" при сканировани)
Ссылка на полноразмерный вариант:
http://ic.pics.livej...55_original.jpg
И там же - интересная фотография деревянного дебаркадера:
Полный размер:
http://ic.pics.livej...91_original.jpg
#407
Отправлено 12 Февраль 2013 - 06:31
В Живом Журнале один из нижегородских фотографов опубликовал несколько кадров, сосканированных со старых фотопластинок.
Вот этот пост: http://nnov.livejour...om/1037615.html
По ряду запечатлённых ососбенностей города - сделаны эти снимки в середине 30-х годов (точно после 1933, после постройки Канавинского моста).
В подборке обнаружилась фотография парохода "Волга" (фото случайно "отзеркалено" при сканировани)
Ссылка на полноразмерный вариант:
http://ic.pics.livej...55_original.jpg
Но судя по кожуху колеса (сиянию) да и не только , это не та "Волга", о которой писано Prokof'evым (1907, ссз Рыбинск) ?
#410
Отправлено 15 Февраль 2013 - 15:18
Рассказ о известных мне буксирах 1960-х годов мне удобно разделить на три части – буксиры на шлюзованном участке пути (Москва – Ока), буксиры верхней Оки (выше Коломны) и буксиры ниже Рязани.
Но прежде хотел бы кое что рассказать про Москворецкую систему.
Я ее застал еще в том виде, в котором она была создана Товариществом Московского туерного пароходства (с некоторой позднейшей реконструкцией). Главное их дело создание каскада гидроузлов с плотинами по системе Пуара (или Пуаре), высота подпора от 7,5 до 8 футов (2,3 – 2,5 м) (на форуме это все обсуждалось).
Шлюзы тогда считались крупнейшими в Европе. Система открылась в 1878 году. Известно, что идея с туерами и тросом в условиях Москва реки была неудачна, компания разорилась. Но с тех пор мы имеем надежный (хотя и очень извилистый) судоходный путь. По данным Шубина глубина системы составляла 1 м, но сейчас глубина 2 м. Минимальный радиус закругления 180 м (от Софьинского шлюза до Коломны). И это с учетом того, что самые крутые излучины от Фаустовского шлюза до Марчугов спрямлены каналом (И я помню как землечерпалки копали этот канал).
Но, по моему самое красивое в путешествии по Москва реке - это пойма. Черно-белые фотографии не могут передать впечатление. Вот современные фотографии (2010-й год, 14 июня).
http://fotki.yandex....of/view/675033/
Снимок сделан от церкви села «Остров», вдали г. Дзержинский. Река метрах в 400 от Острова.
Пойма до сих пор производит впечатление – даже вдохновляет поэтов. Моя фотка может даже быть иллюстрацией к этому стихотворению В. Аушева (Из книги А.А. Боброва «Москва-река»). Желающие могут раскрыть..... Стихи.jpg 110,84К 11 Количество загрузок:
В молодости я ездил в основном в район Раменское – Бронницы – Фаустово – Марчуги – там ширина поймы гораздо больше - до 8 км. Очень интересно наблюдать прихотливое хождение по такой пойме крупных судов. Вот здесь Муса Гареев вписывается в самую крутую на этом участке (Беседы - Андреево) излучину
http://fotki.yandex....of/view/674279/
Пара теплоходов
http://fotki.yandex....of/view/674281/
Вот представьте вместо 305-х колесные пароходы. После такого занятного «блуждания» по Москворецкой пойме пароход, наконец, во всей красе «выкатывается» на Вас. Я тогда, в 2010-м конечно, наснимал – тогда 8 судов прошло за день. В следующем году в это время должно было быть рекордное количество рейсов, но Ока обмелела, рейсы отменились, потом уже никто не рисковал.
http://fotki.yandex....of/view/674283/
Где еще такое увидишь – из-за соседних кустов появляется большой теплоход – круто разворачивается градусов на 120 (радиус 200 м)
http://fotki.yandex....of/view/674285/
Причем, идет вовсе не малым ходом – судоводители находятся выше уровня поймы, так что обзор у них есть, а пассажирам тоже интересно.
http://fotki.yandex....of/view/674287/
Встречный!!!!
Так что, разглядывая серые старые фотки нужно учитыватьать, что в действительности все было гораздо ярче и интереснее.
#411
Отправлено 15 Февраль 2013 - 15:28
http://fotki.yandex....of/view/674292/
Слева та самая разборная плотина Поаре, справа шлюз с буксирным пароходом. Нужно сказать, что в то время разрешался свободный проход по воротам шлюза и по плотине, так что все можно было рассмотреть.
Фаустовский шлюз, пароход Вязники стоит в верхней голове шлюза.
http://fotki.yandex....of/view/674297/
Он именно стоит, а не входит – возможно, вахтенный пошел поговорить по телефону (радиосвязи на этих буксирах не было - телефон, рупор, паровой сигнал). Камера шлюза корытообразной формы (длина 205 м), габарит по дну 15,6 (в Софьинском шлюзе в этот габарит вписаны подводные стенки камеры), так что пароход и баржи устанавливались по центральной линии. На моем фото видно, что женщины шлюзовой команды уже держат легости и будут идти по стенкам камеры вместе с пароходом – затем вытянут основные «усы». Следующее фото, сделанное тогда же (а это 64-65 гг) из личного архива. Тут на заднем плане пароход Вязники уже вошел в камеру
http://fotki.yandex....of/view/674295/
Слева видны шлюзовые постройки, напоминающие деревенские дома или такую сельскую ж/д станцию. Там, наверняка, живут и семьи работников шлюза – по крайне мере, живность есть, заготавливают сено…..Самое ценное, на переднем плане видны элементы приводов к створкам ворот. Слева рейка привода, а справа, тумба с ручками -шестеренчатый редуктор, который передвигает рейку. Когда я впервые это увидел, привод за ручки крутили женщины, а в это время уже электромоторы. А затворы прямо в воротах, головки выведены наверх и двое мужчин проворачивают их с помощью накидного ключа с рычагом.
Моя фотка шлюза Северка 1967-го года, ворота закрыты - берега шлюза укреплены подпорными стенками.
http://fotki.yandex....of/view/674300/
А это очень хорошая фотка из Интернета - 25 года, пароход стоит у нижней головы шлюза (головы вероятно использовались как пристани, а тут еще и фотосъемка идет)
http://fotki.yandex....of/view/674277/
Мой снимок разборной плотины гидроузла Северка
http://fotki.yandex....of/view/674298/
Камеры шлюзов теперь все новые, а плотины переделали только две, остальные остались старые. А что? Хорошая вещь. На зиму вытаскивают только щиты краном и отвозят в сарай (там есть узкоколейка). Подпор снимается (остается только флютбет), и всю зиму люди пользуются переправой (сам переходил зимой на Андреевском шлюзе). Фермы укладывают только весной для пропуска ледохода (а теперь его и нет) и судов. Практика весеннего спуска каравана судов прекратилась где то в начале 60-х. А то было весело – с частотой работы Перервинского шлюза вниз двигались буксирные составы - по два, а навстречу пустые буксиры, но почему-то тоже парами. Вблизи наблюдал проход буксира с баржами над плотиной в Софьино, правда, из-за шлюза. Создалось впечатление, что на флютбете плотины какой то перекат воды есть – труба парохода за ветлами замелькала необычно быстро. Вообще весенняя река течет здорово – на поворотах баржи выкатываются - ударяются о берег. В отличие от Оки на Москве вода поднималась в русле, но не заливала пойму (ну кое-где), зато пароходы можно было созерцать на пойме в полной красе. Тогда я еще не адаптировался, но думаю, к этому делу подключались не только москворецкие буксиры, но и суда всей Оки.
#412
Отправлено 15 Февраль 2013 - 15:53
http://fotki.yandex....of/view/674408/
http://fotki.yandex....of/view/674417/
Это моя фотка 1958 года. Пароход Красный Металлист в Москве ведет караван именно таких деревянных барж из Южного порта в Западный. Пароходы с низу приводили возы в Южный порт и часть барж следовали дальше – но на этом участке работали только два парохода - этот и еще Комбайнер. Для того времени характерна окраска труб и фальшбортов в черный цвет.
Здесь и далее приведу интересные данные с сайта Смирнова. Пароход Красный Металлист построен на Зеленодольском заводе Красный Металлист в 1933-м году. Это первый пароход этого завода со сварным корпусом – тип парохода примыкает к проекту СБ-20 (проект Ленинской Кузницы). На пароходе Ленинградская машина 175 л.с., длина 43,9 м ширина корпуса 7 м (ширина с выносами более 13 м), осадка 0,63 – 1,25 м. Нужно сказать, что завод образован на базе Паратских судоремонтных мастерских в 18 году, получил вот это название в 22-м году, а с 32-го уже назывался завод им. А.М. Горького, под этим именем мы его знаем до сих пор.
Пароход Дм. Фурманов сфотографирован позже, в 60-х, вышел из Софьинского шлюза.
Здесь уже труба и фальшборта окрашены, как и надстройки, в коричневый цвет.
http://fotki.yandex....of/view/674423/
Вот эта компоновка надстроек – три окна перед колесом и четыре за повторяется на всех буксирах этого класса и этого времени постройки, а, впрочем, даже и на более мощных. Насколько я знаю, каюты в надстройках предназначены для командного состава. Остальные в носовых (виден вход) и кормовых трюмных помещениях (в средней части поровая машина и котел), экипаж порядка 21 человека. Это более старый пароход того же завода – 1932 года выпуска еще с клепаным корпусом. Собственно, с этих пароходов и начал завод свою судостроительную деятельность советского периода. На пароходе немецкая машина мощностью 205 л.с. Длина корпуса 44,4 м, ширина 7 (габаритная, наверно 13 с копейками), осадка 0,68 – 1 м, тяга на гаке дается 1,5 т (но не указывается для какой скорости).
http://fotki.yandex....of/view/674412/
Пароход Баку движется вниз. Воскресенск – видны горы отходов (огарок) производства серной кислоты – самое неприятное место на реке (а ниже еще дымит Цемгигант).
На следующей фотке этот пароход покрупнее
http://fotki.yandex....of/view/674415/
Другой фотки нет – тогда ведь фотографировал для себя, да и черным по белому «средства транспорта фотографировать нельзя» (60-тидесятые то еще
впереди).
А так какие претензии – фотография человека на фоне реки.
По данным из библиотеки Е.Л. Смирнова это возможно головной пароход проекта СБ-20 (Москворецкая серия). Строилась в 1936 -1937 гг. в Зеленодольске, длина 43,6 м, ширина корпуса 7 м , осадка 0,68 м (порожнем), мощность машины 220 л.с., скорость легкачем 16 км/ч. Проект «Ленинская кузница». Смирнов перечисляет серию этих пароходов: Баку, Батуми, Ашхабад, Ереван, Ташкент, Тбилиси. Три из них Я видел.
Вот фото того же дня (это 60-61 г.), несколько раньше (с порядочным «передером»)
http://fotki.yandex....of/view/674422/
Пароход Батуми. Видны некоторые отличия – прежде всего – другое сияние, количество окон за колесом. Но если они одной серии, различия появились позже.
http://fotki.yandex....of/view/674421/
Это, извините, я в те времена, но тут видна деревянная баржа, которую ведет Батуми. Вообще нагрузка у них была не более двух барж. Порожние вели с порядочной скоростью, а груженые 7-8 км/ч.
А следующая фотография мне нравится – момент появления буксира на повороте.
http://fotki.yandex....of/view/674413/
Это пароход Тбилиси с двумя баржами с щебнем (скорее всего с верхней Оки) на подходе к Фаустовскому шлюзу. Виден он был издалека, но возвышались только мачта, рубка и труба, ну и конечно рубки барж. Миновал самый извилистый участок – Марчуги (сейчас излучены прорезаны каналом). Помню тогда (а это 65-й год) пароход поравнялся со мной и вдруг из стакана сигнала ударила вверх мощная струя кипятка, потом сипение…..и, наконец, появился длинный гудок – в отсутствие радиосвязи вещь необходимая, чтобы предупредить на шлюзе.
Вот еще фотография начала 60-х, это на Оке ниже Коломны
http://fotki.yandex....of/view/674419/
Пароход Леваневский ведет пару порожних наливных барж (где-то в районе Рязани эти баржи поведет окский буксир). В начале моих наблюдений такие караваны из двух барж доводили вверх по Москве до Капотни, но к 60-м стали водить по Москворецкой системе по одной, а расцепляли на Щуровском рейде.
Из того же источника – пароход Леваневский (и однотипные Ляпидевский и Каманин) построен в Перми (завод им. Дзержинского) в 1935 году. Длина 42 м, ширина корпуса 6,1 м (с выносами габарит больше минимум в два раза), осадка 0,74 – 1 м, корпус клепаный. Скорость парохода без воза 16 км/ч, мощность машины 200 и.л.с.
Из всей серии я видел только Леваневского, но к началу 60-х остальные два должны быть переименованы. Вот моя фотография очень похожего парохода.
http://fotki.yandex....of/view/674420/
Снимок парохода Нагатино сделан в Воскресенске, отличается только сиянием, но надстройки такие же. Вот это центральное помещение делает пароход весьма привлекательным.
#413
Отправлено 15 Февраль 2013 - 16:13
Пароход Ковров (фото от А. Кириллова). Путейский УКиМовский, того же класса, но с развитыми надстройками. Очень аккуратный белый пароход – раньше, когда еще был сплав флота по весне, был как бы предвестником навигации – первым проходил по речному пути.
http://fotki.yandex....of/view/674402/
Очень красивое фото от Мостурфлота
http://fotki.yandex....of/view/674407/
Снимок датирован 1960 м годом, Кстово, пароход стоящий внешним бортом (Пропагандист) я видел на Москва-реке, а Штурвальный видел в 1961-м году на Оке уже приготовленным на берегу к разделке. Черная покраска – может и раньше 60-го.
http://fotki.yandex....of/view/674410/
Эта фотка имеется в книге «Памятные места московской области» 1954 г.
Вот этот пароход Я знаю – в то время он назывался ЗИС (принадлежал автозаводу) был окрашен в белый цвет (позже стал ЗИЛ и цвет светло желтый). Ведет две баржи с мелким люберецким песком. Загружались ниже Труд. Коммуны – и рейс до ЗиЛа. Там, думаю, смешивали с лучшими воронежскими черноземами, и получалась формовочная земля. Так, что рейс у него был не длинный, видеть его можно было часто. Пароход почти такой же как и выше, но труба расположена сразу за рубкой. Было еще несколько таких (вот и «напарник» Кр. Металлиста, Комбайнер такой же) они заметно отличались от основной серии скоростью, да и использовались на второстепенных или вспомогательных работах. Вот и этот пароход вел свои две баржи с удивительно малой скорость (меньше 5 км/ч, тогда как у СБ-20 паспортная скорость с возом 8 км/ч)
http://fotki.yandex....of/view/674405/
А вот еще симпатичная фотка – датирована 1946 м годом. Малое разрешение – название не разобрал. Но такого парохода Я не видел.
Ну и вот любопытный факт…..какое судно первым прошло по каналу в 1937-м году?
Вот фото
http://fotki.yandex....of/view/674404/
Судя по транспаранту, он первым прошел до Дмитрова (стоит в Дмитрове).
Но когда пошла основная флотилия…..он тоже впереди.
http://fotki.yandex....of/view/674406/
И название парохода можно прочитать (знаете где?) – Плеханов. Я такого парохода не видел.
Напоследок еще одна моя фотка
http://fotki.yandex....of/view/674424/
Это теплоход Шилово на канале. Переделан из обычного москворецкого парохода. Поставили два дизеля 3Д6 с огромными редукторами. Сначала труба оставалась старая - пароходная. Впервые я его увидел в районе Лужников на испытаниях - вот было удивление, когда он закрутил колесами в разные стороны и развернулся на месте.
Продолжу позднее......
#415
Отправлено 16 Февраль 2013 - 09:02
А это очень хорошая фотка из Интернета - 25 года, пароход стоит у нижней головы шлюза (головы вероятно использовались как пристани, а тут еще и фотосъемка идет)
http://fotki.yandex....of/view/674277/
Это "Благодарный", позже переименован в "Литвинов"
#416
Отправлено 16 Февраль 2013 - 09:21
А вот еще симпатичная фотка – датирована 1946 м годом. Малое разрешение – название не разобрал. Но такого парохода Я не видел.
Ну и вот любопытный факт…..какое судно первым прошло по каналу в 1937-м году?
Вот фото
Судя по транспаранту, он первым прошел до Дмитрова (стоит в Дмитрове).
Но когда пошла основная флотилия…..он тоже впереди.
И название парохода можно прочитать (знаете где?) – Плеханов. Я такого парохода не видел.
Вы правы, название отлично читается на ... ведрах, это "старый трюк" , практиковался и до революции, порой очень помогает определить пароход на старой замытой или выцветшей фотографии.
А буксир "Плеханов" мне встретился (в литературе) лишь однажды, в 1942 под Сталинградом:
Буксирный пароход «Плеханов» СВРП (Средне-Волжского речного пароходства), базировался в Звенигском затоне. Был занят на перевозке воинских частей и боеприпасов. Погиб в Шадринском затоне в 1942 году от артобстрела.
#417
Отправлено 22 Февраль 2013 - 14:21
Так что в других бассейнах Я видел их совсем мало. Во время путешествия по всей Волге в 1966 г. видел всего несколько таких пароходов – легко перечислить.
А. Веретенников
Выдвиженец
Василий Чапаев
Красный Перекоп
О последнем пароходе шла речь на сайте речных путешественников, предполагали, что он 733 проекта – нет.
Сюда нужно причислить пароход Красный Ключ, который я видел в 61 году на Оке списанным и порядочно раскуроченным.
Ничего этого не удалось сфоткать. Есть только фото близкого по классу (но не по архитектуре) парохода Звенига, и то издалека.
http://fotki.yandex....of/view/674411/
Фото 1966 года, июль, Куйбышев с верхнее палубы А.И. Герцена.
В 1967 году путешествовал по Сухоне и Вологде. Видел там пароходы 733 проекта (двух модификаций) и один класса СБ-20 – его удалось сфотографировать.
http://fotki.yandex....of/view/674425/
Фридрих Энгельс – «последний из могикан» как выяснилось Вологодский буксир. На форуме Великого Устюга пароходы этого типа названы Коломенскими (Vitalis Merta). Вроде, в Коломне строили для Двины 300 сильные буксиры (Кадровик), а про 150 сильные не знаю.
#418
Отправлено 22 Февраль 2013 - 14:38
http://fotki.yandex....of/view/680202/
Надо же! Действительно в Москве (да и по всей Волге) работало в 60 м порядочное количество таких судов (значительная часть попала к нам по репарации). Двух одинаковых не найдете.
Пароход Анапа в течении многих лет (с начала моих наблюдений до начала 70-х) был «флагманом» зимней навигации в Москве. Выделялся величиной на фоне ледокольчиков РБТ и мелкой флотилии с Яузы. Иногда (как на этом фото) ломал лед на акватории, но основная его работа – ежедневная доставка мазута с Ленинской базы (Павелецкая) на Могэс (ГЭС №1). Обратно вел порожнюю. В сильные морозы дорогу ему прокладывала сразу пара РБТ. В 70-х его сменил пароход Эльбрус из Рыбинска. Летом пароход работал как разъездной или рейдовый в Южном порту. В Москве были еще пароходы примерно такого же размера и с таким же удлиненным корпусом – Весьегонск (Западный порт), Кашин (видел его в 50-х ловко затонувшим прямо напротив Кремля возле английского посольства) и очень симпатичный пароход Молога (Северный порт). По памяти, Молога была очень похожа вот на такой пароход
http://fotki.yandex....of/view/682033/
Пароход Славянин на Горьковском рейде.
Был еще пароход Орел, поменьше – таскал путейские землечерпалки и два совсем мелкие (Горсовет и…. – второй забыл), которые работали шаландерами при землечерпалке. Еще был пароход Москвич при лесной бирже около моста Ленинградского шоссе на Химкинском вдх – возможно он из полученных Москва-Волга каналом в 1937-м. Помню плетеные кранцы на носу и корме.
Фотографий кроме Славянина у меня нет – приведу сделанную в 2010 году фотку известного всем парохода Конаково из ППК
http://fotki.yandex....of/view/680209/
http://fotki.yandex....of/view/680210/
Построен в Германии в 1903 г. Если он еще жив, то это самое старое речное судно нашего флота.
Если Москву реку в черте города причислить к Москворецкой системе, то нужно сказать, что пароходы с низовьев как правило не проходили выше Южного порта. Как я уже говорил, тут работали два москворецких буксира Кр. Металлист и Комбайнер. После их списания эту работу некоторое время выполнял Отто Шмидт (класса СБ-20). Зато тут регулярно появлялись колесные паровые буксиры с канала. Дело в том, что тогда большая часть леса в Москву доставлялась в плотах и по крайней мере половина этих плотов шла в Южный порт. Позже, когда плотов не стало, эти пароходы перевели на Москворецкую систему. Вот фотка, уже ближе к 70-м, такого парохода Осташков (изначально Радист Кренкель) на реке Москве в районе Раменского
http://fotki.yandex....of/view/680214/
Напомню, что серия из 8 таких пароходов была построена в Перми в 1936 году для Москва-Волга канала и названа именами стахановцев. У Е.Л. Смирнова приведены такие характеристики:
Длина 38,4 м, ширина корпуса 6 м, осадка 0,74 – 0,82 м. Машина мощностью 180 и.л.с. (Зеленодольск). То есть он на 5 м короче и на 1 м уже, чем СБ-20 и при меньшей мощности дается гораздо большая тяга. Это не понятно, но по моим наблюдениям эти пароходы ходили шустрее СБ-20. Однако при буксировке плота на коротком буксире пароход работал малым ходом – скорость буксировки 3-4 км/ч. Так что, легко было подплыть к плотам (гонкам) и забраться туда. Тогда в 60м все 8 пароходов занимались буксировкой плотов (видел их всех, разумеется, регулярно). Вот на этой фотке пароход проводит плот через Заградворота 108 на Икшинском вдх (1959 г.).
http://fotki.yandex....of/view/682034/
Черный цвет трубы – это в МРП до 60-го года (название не могу вспомнить).
В тот же период сфотографирован пароход Коприно (изначально Мария Виноградова) на канале за Дмитровым
http://fotki.yandex....of/view/680211/
В тот год в отличие от других (светленьких), Коприно был окрашен в темно-коричневый цвет.
http://fotki.yandex....of/view/680212/
Нерезко только – на «смене» индикатора резкости не было, нужно ставить расстояние – забывал.
http://fotki.yandex....of/view/680207/
Вот после 60-го он уже рыженький. На этой фотке пароход с плотом обгоняется составом из двух барж с песком с буксиром РТ-378 – вот с этого начинались перевозки песка с Волги по каналу.
Насчет плотов – по моим наблюдениям основная часть леса в то время шла с севера по Мариинской системе. Правда, раз в жизни видел плот с таким буксиром на Московском море – видно что-то шло и с верховьев Волги (Старица). Как мне рассказывал один гонщик – плоты формировались в Череповце, далее по две шлюзуемые секции вели «морским путем» через Рыбинку, крупные плоты формировались на Копринском рейде –это в начале Волжского залива Рыбинского водохранилища. Они шли до Углича, проводились по частям через шлюз (известно, что Углический шлюз хорошо приспособлен к проводке плотов). И дальше вновь собранный плот буксировался до Дубны (кое что оставалось в Совеловском ДОКе). Вот фотка 60-года – так выглядел дебаркадер в Ново-Окатово.
http://fotki.yandex....of/view/680213/
Если присмотреться, слева виден плот – его тянет буксир Явай (Ч-800). Тогда все 6 новых буксиров МРП Ч-800 занимались буксировкой плотов (по 6 шлюзуемых секций). На этой фотке, на заднем плане виден выведенный из работы пароход Горьковская Коммуна – тогда его только что поставили для проживания отдыхающих местного дома отдыха.
#419
Отправлено 22 Февраль 2013 - 15:17
http://fotki.yandex....of/view/682032/
Его приспособили для толкания – доп. рубка, высокая труба, носовая балка. Но работал он как и все остальные – только на Москва-реку пройти уже не мог.
Имеется и фотка Коробова, только сделана позже, в 70-м, когда его, как и все плотоводы, перевели на Москва-реку. А в 60-м он единственный такого типа работал плотоводом.
http://fotki.yandex....of/view/680222/
Снято немного выше моста в Бронницах. А это более эмоциональная фотка, да и излучина видна.
http://fotki.yandex....of/view/680221/
Несколько фоток пароходов Пермской серии из сети
http://fotki.yandex....of/view/680204/
Отличное фото Безбородово (изначально Дуся Виноградова) – подходит к диспетчерской Сев. порта.
Пароход Звенигород (Мария Дьяченко) с плотом проходит мимо СРВ и направляется в 7-й шлюз, а далее в Южный порт.
http://fotki.yandex....of/view/680200/
Вот такой плот проплывает по реке мимо кремля – скорость такая, что можно не спеша идти рядом по набережной. На вахте только один человек (это я видел), навстречу часто попадаются ЭМочки. Вахтенный оставляет рулевое колесо (а куда пароход то денется), выходит на крыло мостика дает отмашку. Были такие виртуозы этого дела – такие выписывали «восьмерки» флагом. Пароход это позволяет – места с избытком, вот на ЭМочке можно только флажок выставить в окно рубки. Скорость мала, а шлюзование растягивается на часы – медленный вход, затем подбирание буксирного каната, снова подтягивание. Зато обратно шли с малой нагрузкой, а часто вообще налегке. Вот тут выжимали все свои 16 км/ч.
Пароход Нерль (Паша Ангелина) шлюзуется вверх в 9 шлюзе.
http://fotki.yandex....of/view/680203/
Пароход Можайск (Петр Кривонос) проходит с возом какой то рейд (может на Оке)
http://fotki.yandex....of/view/680199/
Вот еще очень хорошая фотка из сети
http://fotki.yandex....of/view/680205/
Новенькие буксиры на Пермском заводе:Мария Виноградова (Коприно), Паша Ангелина (Нерль), Радист Кренкель (Осташков). Не понятно, в белый цвет, что ли они были покрашены? И какая то рама для тента около рубки (впоследствии ее не было). Вообще же из фоток видно, что пароходы сильно отличались от традиционной тогда на Волге архитектуры колесных буксиров – ни с кем не спутаешь (однако, иногда путают с 733-ми). Не нашел только фотки парохода Дубна (Никита Изотов), а так все привел.
И последняя в этом разделе фотка, сделанная уже ближе к 70-м зимой в Коломне на Москва-реке. Плоты уже перестали гонять по каналу и все пароходы типа Паша Ангелина (ПА) (кроме Ржева) перевели на Моква-реку.
http://fotki.yandex....of/view/680208/
Хотя это моя фотка, но все пароходы на ней не смогу перечислить.
Первый типа СБ-20 (может Отто Шмидт), второй Осташков, третий СБ-20 Чибью (если не знать, что это населенный пункт, название можно принять за крик птицы), дальше буксир типа ПА с коротким названием (может Дубна?), далее буксир 733-го проекта Сталевар (московский – ходил по реке до 80-х) и последний тоже типа ПА.
#420
Отправлено 22 Февраль 2013 - 16:39
P.S. Вчера откопал видеокамеру Video 8. К ней у меня несколько кассет на которые я много и подробно снимал КиМ, Волгу и свои теплоходные поездки с 1992 года ...еще жива ТЛ и много чего попадается на маршруте из того чего сейчас нет. И всё это в цвете и дивного качества. На фоне отхода с СРВ слышна программа "На речной волне" и т.д.... Короче уже раритет, ретро-кино с ушедшими навсегда "актерами"...
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 анонимных